Дело № 3а-93/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» апреля 2016 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В.
с участием представителей административного истца ОАО «РЖД» в лице Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД» Н. А.И. и Б. А.В.,
представителя правительства Воронежской области Г.К.К., а также с
с участием прокурора Сбитневой Е.А.,-
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску ОАО «РЖД» в лице Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД» к правительству Воронежской области об оспаривании постановления администрации Воронежской области от 25 апреля 2008 года № 349 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в части,
у с т а н о в и л:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании приложения № 1 к постановлению администрации Воронежской области от 25 апреля 2008 года № 349 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в той части, в которой оно не предусматривает ставки арендной платы для земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, в пределах ставок, установленных для земель данного функционального назначения Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а так же порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует принципу экономической обоснованности и принципу простоты и предсказуемости расчета, установленных Правительством Российской Федерации, поскольку не содержит ставок арендной платы для земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, в то время как для земель, находящихся в государственной собственности, такие ставки предусмотрены.
В судебном заседании представители административного истца Н.А.И. и Б.А.В. заявленные требования поддержали.
Представитель правительства Воронежской области Г.К.К. возражала против заявленных требований, полагая оспариваемый нормативный правовой акт вынесенным с соблюдением компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ, и соответствующим требованиям федерального законодательства.
Прокурор Сбитнева Е.А. полагала заявленные требования необоснованными.
Выслушав стороны административного дела, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.
Согласно положениям статьи 13 Гражданского кодекса РФ и главы 21 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС) РФ нормативный акт, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.
В силу пунктов "в", "к" части 1 статьи 72, статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по указанным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ, пункту «д» части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации полномочен осуществлять управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
По состоянию на дату издания оспариваемого постановления полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на установление порядка определения арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, были определены пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 01.12.2007).
Согласно статье 2 Закона Воронежской области от 30.06.2005 №42-ОЗ (в редакции от 10.01.2007) «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» на момент принятия оспариваемого постановления администрация Воронежской области являлась высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Воронежской области. В настоящее время таким органом является правительство Воронежской области, - в соответствии с законом Воронежской области от 30.09.2208 № 76-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области».
Согласно статье 10 Закона Воронежской области от 30.09.2008 N 77-ОЗ «О правительстве Воронежской области», статье 6 Закона Воронежской области от 13.05.2008 № 25-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области» к полномочиям правительства области относится установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании статей 15, 44 Устава Воронежской области от 07.06.2006, статьи 18 Закона Воронежской области от 30.09.2008 № 77-ОЗ «О правительстве Воронежской области» правительство Воронежской области в пределах своей компетенции вправе издавать постановления.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое заявителем постановление принято высшим государственным органом исполнительной власти Воронежской области в пределах его компетенции и облечено в соответствующую форму.
Согласно положениям статьи 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Молодой коммунар», № 47, 06.05.2008, «Собрание законодательства Воронежской области», 23.05.2008, № 4, ст. 142.
В настоящее время оспариваемое постановление действует в редакции постановлений администрации Воронежской области от 03.12.2008 № 1046, постановлений правительства Воронежской области от 11.06.2009 № 487, от 19.11.2009 № 991, от 25.02.2010 № 130, от 11.10.2010 № 848, от 18.02.2011 № 109, от 01.03.2011 № 150, от 24.03.2011 № 215, от 16.05.2011 № 386, от 20.05.2011 № 416, от 11.01.2012 № 6, от 25.01.2012 № 40, от 04.04.2012 № 235, от 23.05.2012 № 442, от 14.01.2013 № 18, от 03.12.2013 № 1056, от 01.04.2014 № 285, от 13.07.2015 № 569, с изменениями, внесенными решением арбитражного суда Воронежской области от 13.06.2013.
Приложение № 1 к названному постановлению предусматривает арендные ставки за пользование земельными участками на территории городского округа город Воронеж для 16 наименований видов разрешенного использования земельных участков, среди которых отсутствует наименование земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования.
Оценивая доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта содержанию федерального законодательства, суд учитывает следующие обстоятельства.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу действовавших до 1 марта 2015 года положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, подлежал установлению:
- Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
- органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
- органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В силу данного разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления Правительство Российской Федерации уполномочено устанавливать порядок определения размера арендной платы лишь в отношении земель, находящихся в федеральной собственности.
Следовательно, утвержденные постановлением Правительства РФ № 582 Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации.Действие федеральных Правил не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В этой связи доводы административного истца о необходимости приведения оспариваемого постановления в соответствие с размерами арендных ставок, установленных Правилами определения размера арендной платы, утверждённых постановлением Правительства РФ № 582, не основаны на действующем законодательстве.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 15 марта 2015 года и в настоящее время) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582, помимо Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые являются обязательными для административного ответчика.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ № 582, арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2011 № 697);
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
При этом указанные принципы не содержат запрета установления ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, а также за земельные участки, право собственности на которые не разграничено, выше ставок, установленных для земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Как следует из оспариваемого Приложения № 1 к постановлению администрации Воронежской области, оно принято с учетом категории земель (для земель населенных пунктов - территории городского округа город Воронеж), и предусматривает арендные ставки за пользование земельными участками, дифференцированные относительно 16 наименований видов разрешенного использования земельных участков.
Среди предусмотренных Приложением №1 видов разрешенного использования земельных участков отсутствует прямое указание на наименование земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования.
Однако пункт 13 разрешенного использования включает в себя указание на земельные участки, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи, что, по мнению суда, позволяет отнести сюда обозначенные административным истцом участки землепользования, и сделать вывод о соблюдении административным ответчиком принципа экономической обоснованности при установлении арендных ставок относительно категории земель и вида их разрешённого использования.
Как пояснили стороны, к настоящему времени именно 13 вид разрешенного использования установлен в отношении земельных участков, находящихся в пользовании административного истца – «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов».
И именно исходя из названного вида разрешенного использования производится исчисление арендной платы с применением ставок, установленных оспариваемым Приложением к постановлению.
Оценивая данное обстоятельство, суд учитывает, что с 3 ноября 2015 года вступил в действие Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 №709, создающий ныне действующую редакцию пункта 7.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, согласно которому виду разрешенного использования земельных участков «Железнодорожный транспорт» соответствует следующее описание: «Размещение железнодорожных путей; размещение, зданий и сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов и станций, а также устройств и объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; размещение погрузочно-разгрузочных площадок, прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, не предназначенных непосредственно для обеспечения железнодорожных перевозок) и иных объектов при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами; размещение наземных сооружений метрополитена, в том числе посадочных станций, вентиляционных шахт; размещение наземных сооружений для трамвайного сообщения и иных специальных дорог (канатных, монорельсовых, фуникулеров)».
Однако в силу прямого указания пункта 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
При таком положении суд не усматривает несоответствия оспариваемой административным истцом правовой нормы положениям федерального законодательства.
Порядок расчета арендной платы, в том числе на основании кадастровой стоимости, и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя, оспариваемое Приложение не определяет, они определяются в другой части постановления администрации Воронежской области от 25 апреля 2008 года № 349, а именно - пунктом 2, который административным истцом не оспаривается.
Поскольку оспариваемая часть нормативного правового акта не устанавливает порядок расчета арендной платы, постольку она не может быть сопоставима с принципами расчета арендной платы, установленными Постановлением Правительства РФ № 582.
При таких обстоятельствах доводы административного истца нельзя признать состоятельными.
Ссылку административного истца на позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 17 апреля 2012 г. № 15837/11 нельзя принять во внимание, поскольку она была высказана до внесения изменений в законодательство, регулирующее спорные правоотношения.
Приказ Минэкономразвития России от 13.12.2010 № 626 «Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования», на который также ссылается административный истец, был подготовлен во исполнение пункта 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, и его положения юридически распространяются только на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
отказать ОАО «РЖД» в лице Юго-Восточной дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД» в удовлетворении административного иска к правительству Воронежской области о признании Приложения № 1 к постановлению администрации Воронежской области от 25 апреля 2008 года № 349 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в той части, в которой оно не предусматривает ставки арендной платы для земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта необщего пользования, в пределах ставок, установленных для земель данного функционального назначения Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» не соответствующим названному Постановлению и недействующим в этой части.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 22 апреля 2016 года.
Председательствующий: В.Е. Ракова