ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-58/2021 от 09.04.2021 Воронежского областного суда (Воронежская область)

дело № 3а-261/2021

36OS0000-01-2021-000067-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2021 года город Воронеж

Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Трофимовой М.В.,

при секретаре Жуковской И.В.,

с участием прокурора Беляевой М.В.,

представителя административного истца Кондаурова Ю.А. по доверенности Кардашова С.Н.,

представителя административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Шмелевой Е.В.,

представителя заинтересованного лица государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» по доверенности Гоголи К.К.,

представителя заинтересованного лица департамента экономического развития Воронежской области по доверенности Сычевой Н.П.,

представителя заинтересованного лица Управления Росреестра по Воронежской области по доверенности Дубковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кондаурова Ю.А. о признании недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

приказом департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, по состоянию на 01.01.2020, средний уровень кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда по муниципальным районам (городским округам) Воронежской области по состоянию на 01.01.2020 (т. 1 л.д. 66-68).

Приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 опубликован в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) 19.11.2020.

Кондауров Ю.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим с даты издания приказ департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» в части утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, расположенных на территории Воронежской области.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что решение о проведении в 2020 году на территории Воронежской области государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов было принято путем издания департаментом экономического развития Воронежской области приказа № 51-13-09/212-о от 30.12.2019, т.е. решение о ее проведении состоялось менее чем за шесть месяцев до 01.01.2020. Преамбула приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» (далее - Приказ ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562) содержит указание на то, что дата составления отчета № 1-2020 об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, - 24.09.2020, в связи с чем, нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует положениям статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ), поскольку установленное данной статьей ограничение на проведение государственной кадастровой оценки начало действовать с 11.08.2020 и длится до 01.01.2022, в этот период государственная кадастровая оценка не проводится, если решение о её проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением. Составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (24.09.2020) и утверждение результатов кадастровой оценки (06.11.2020) - это процедуры, включаемые действующим законодательством в понятие государственной кадастровой оценки, которые были реализованы в период установленных Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ ограничений.

Применение нормативного правового акта в оспариваемой части к административному истцу подтверждается тем, что административный истец на основании договора аренды земельного участка от 30.03.2012 дополнительного соглашения к нему от 14.02.2013 является арендатором земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, и методика расчета арендной платы за земельный участок предусматривает применение кадастровой стоимости земельного участка. В результате принятия нормативного правового акта в оспариваемой части неправомерно увеличивается подлежащая уплате административным истцом арендная плата за земельный участок.

Административный истец Кондауров Ю.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения, в суд не явился, в поступившем заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, в связи с чем, на основании положений статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кардашов С.Н. поддержал заявленные административные исковые требования и представленные письменные объяснения, пояснив, что в период между принятием решения о проведении государственной кадастровой оценки и началом работы бюджетного учреждения по определению кадастровой стоимости происходит подготовка к проведению государственной кадастровой оценки, регламентированная статьями 12, 13 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ) и Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 № 226 (далее - Методические указания № 226), Порядком рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.06.2019 № 318, Порядком формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.02.2017 № 74, поэтому федеральным законодателем этот этап между принятием решения и определением кадастровой стоимости определен не менее чем 6 месяцев, однако на все предусмотренные законом процедуры в Воронежской области был отведен один день.

Представитель административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Шмелева Е.В. административные исковые требования Кондаурова Ю.А. не признала по доводам, изложенными в письменном отзыве, просила в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица департамента экономического развития Воронежской области по доверенности Сычева Н.П. заявленные Кондауровым Ю.А. требования не признала по доводам письменного отзыва на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица государственного бюджетного учреждения Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» по доверенности Гоголи К.К. просила в удовлетворении административных исковых требований Кондаурову Ю.А. отказать ввиду отсутствия правовых оснований, поддержав письменные возражения на административное исковое заявление.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра Воронежской области по доверенности Дубкова О.В. полагала заявленные требования Кондаурова Ю.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Беляевой М.В., полагавшей, что оснований для удовлетворения административного искового заявления Кондаурова Ю.А. не имеется, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце первом пункта 5 постановления от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50) разъяснил, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Кондауров Ю.А. является арендатором земельного участка с кадастровым , площадью 1 727 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: земли населенных пунктов. Договором аренды земельного участка со множественностью арендаторов на стороне арендатора /гз от 30 марта 2012 года и дополнительным соглашением к нему от 14 февраля 2013 года предусмотрено, что методика расчета арендной платы за земельный участок включает применение кадастровой стоимости земельного участка.

Таблица 1 Приказа ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0301001:46.

При таких обстоятельствах, Кондауров Ю.А. в силу положений части 1 статьи 208 КАС РФ вправе обратиться в суд с данным административным исковым заявлением.

При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

з) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

В данном случае оспариваемая государственная кадастровая оценка земельных участков, в том числе в составе земель населенных пунктов Воронежской области, проводилась в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ.

Государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки; утверждение результатов определения кадастровой стоимости (пункты 1 - 3 части 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ).

Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета об итогах государственной кадастровой оценки утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (часть 1 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ).

В силу статьи 25 Устава Воронежской области в систему органов государственной власти области входят:

- Воронежская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Воронежской области;

- правительство Воронежской области - высший исполнительный орган государственной власти, возглавляемый губернатором Воронежской области - высшим должностным лицом Воронежской области;

- иные органы государственной власти Воронежской области, созданные в соответствии с настоящим Уставом Воронежской области и законами Воронежской области.

В соответствии со статьей 4 Закона Воронежской области от 17.10.2012 № 111-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области» исполнительные органы государственной власти Воронежской области являются органами специальной компетенции, формируются правительством Воронежской области и осуществляют на всей территории Воронежской области государственное управление в отдельных (подведомственных) сферах в пределах своих полномочий.

Полномочия исполнительных органов государственной власти Воронежской области основываются на федеральном законодательстве и определяются Уставом Воронежской области, законами Воронежской области и иными нормативными правовыми актами Воронежской области.

Положение об исполнительном органе государственной власти Воронежской области утверждается постановлением правительства Воронежской области.

Постановлением правительства Воронежской области от 22.10.2020 № 996 «О внесении изменений в отдельные постановления правительства Воронежской области» в положение о департаменте экономического развития Воронежской области (далее - ДЭР Воронежской области), утвержденное постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 № 394 «Об утверждении положения о департаменте экономического развития Воронежской области», и в положение о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО Воронежской области), утвержденное постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 «Об утверждении положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», внесены изменения, согласно которым с 26.10.2020 ДИЗО Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, и проведения государственной кадастровой оценки.

Кроме того, на ДИЗО Воронежской области возложена функция по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и утверждению результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ (пункт 3.1.34 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области).

Пунктом 2 статьи 44 Устава Воронежской области предусмотрено, что иные (кроме правительства Воронежской области) исполнительные органы государственной власти Воронежской области издают приказы.

Постановления правительства Воронежской области, приказы исполнительных органов государственной власти Воронежской области, принятые в пределах их полномочий и направленные на установление, изменение или отмену общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение в отношении неопределенного круга лиц, являются нормативными правовыми актами и обязательны для исполнения на территории Воронежской области (пункт 4 статьи 44 Устава Воронежской области).

Приказ - нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера по общим и специальным вопросам компетенции исполнительных органов государственной власти Воронежской области, издаваемый руководителем соответствующего исполнительного органа государственной власти Воронежской области (статья 9 Закона Воронежской области от 01.02.1995 № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области»).

Таким образом, право ДИЗО Воронежской области реализовывать свои полномочия путем издания приказа об утверждении результатов государственной кадастровой оценки закреплено статьей 44 Устава Воронежской области, статьей 9 Закона Воронежской области от 01.02.1995 № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области», постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 «Об утверждении положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области» (с учетом изменений).

Как следует из материалов дела, во исполнение требований части 32 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ отчет об итогах государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда ГБУ Воронежской области «Центр государственной кадастровой оценки Воронежской области» (далее – бюджетное учреждение) 05.10.2020 направлен в ДЭР Воронежской области, который письмом от 27.10.2020 № 51-12/3921 перенаправил их в адрес ДИЗО Воронежской области.

06.11.2020 ДИЗО Воронежской области издан Приказ № 2562, согласно которому утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, по состоянию на 01.01.2020 и средний уровень кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда.

Следует отметить, что в результате проведения правовой экспертизы проекта приказа «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» Управлением юстиции Российской Федерации Воронежской области, прокуратурой Воронежской области норм, противоречащих федеральному законодательству, нарушений правил юридической техники, коррупционных факторов не выявлено.

В соответствии со статьей 10 Закона Воронежской области от 01.02.1995 № 11-з «О нормативных правовых актах Воронежской области» нормативные правовые акты Воронежской области вступают в силу на всей территории Воронежской области в порядке, установленном законодательством Воронежской области о порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области.

Статьей 5 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-03 «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации» предусмотрено, что законы Воронежской области, а также иные нормативные правовые акты Воронежской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если действующим законодательством или самими нормативными правовыми актами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Приказ ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 опубликован в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) 19.11.2020 за № 3606202019998 в соответствии с требованиями закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Воронежской области и порядке опубликования иной официальной информации», а также включен в регистр нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Воронежской области за № 920 в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 03.03.2016 № 122 «О регистре нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Воронежской области».

В соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости вступает в силу по истечении одного месяца после дня его обнародования (официального опубликования), то есть Приказ ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 вступил в силу 20.12.2020.

Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ (в редакции от 31.07.2020) уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение тридцати рабочих дней со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости обеспечивает его официальное опубликование и информирование о его принятии, а также о порядке рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, путем:

размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

размещения извещения на своих информационных щитах;

5) направления информации о принятии акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов.

Установлено, что административным ответчиком со ссылкой на Приказ ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 размещены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет», на сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также 25.11.2020 размещено извещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет».

24.11.2020 в газете «Воронежский курьер» за № 47 опубликовано извещение об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области, а также о порядке рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости.

26.11.2020 извещение об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков размещено на информационных щитах ДИЗО Воронежской области.

Письмом от 01.12.2020 № 52-11/2904 ДИЗО Воронежской области направлена информация о принятии Приказа от 06.11.2020 № 2562 в органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, муниципальных округов.

Также во исполнение требований части 5 статьи 15 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ административный ответчик обеспечил направление информации о принятии ДИЗО Воронежской области Приказа от 06.11.2020 № 2562 в органы регистрации прав (сообщение 21.12.2020 № 52-13-9691), а также подведомственным органам регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждениям (сообщение от 21.12.2020 № 52-13-9633).

Таким образом, проанализировав положения федерального и регионального законодательства, регулирующие вопросы подготовки, принятия и опубликования оспариваемого нормативного акта, включая требования к форме акта и порядку введения его в действие, суд приходит к выводу о том, что Приказ ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 принят в пределах предоставленных федеральным и региональным законодателями полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.

Часть 7 статьи 213 КАС РФ предписывает судам при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Как уже отмечалось, в данном случае оспариваемая государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области проводилась в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ в настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: государственная кадастровая оценка - совокупность установленных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Государственная кадастровая оценка включает в себя следующие процедуры:

принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки; утверждение результатов определения кадастровой стоимости (пункты 1 - 3 части 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ).

Проверяя соблюдение установленного Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ порядка проведения государственной кадастровой оценки земель, суд принимает во внимание следующее.

Частью 3 статьи 11 Федерального закона № 237-ФЗ (в ред. от 29.07.2017, действующей до 11.08.2020) предусмотрено, что решение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации о проведении государственной кадастровой оценки должно содержать следующие сведения:

1) год проведения работ по определению кадастровой стоимости;

2) вид или виды объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки;

3) категория (категории) земель в случае, если объектами недвижимости, подлежащими государственной кадастровой оценке, являются земельные участки;

4) наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены объекты недвижимости, в отношении которых принято решение о проведении государственной кадастровой оценки.

ДЭР Воронежской области как уполномоченным органом субъекта Российской Федерации до 26.10.2020 в рамках полномочий, утвержденных постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 № 394 «Об утверждении положения о департаменте экономического развития Воронежской области», издан приказ от 30.12.2019 № 51-13-09/212-0 «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда на территории Воронежской области в 2020 году» (далее - Приказ от 30.12.2019 № 51-13-09/212-0), который соответствует требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) (т. 1 л.д. 155-156).

Представленные административным ответчиком, заинтересованным лицом –ДЭР Воронежской области документы (т. 1 л.д. 157-161) подтверждают выполнение требований части 5 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ (в ред. от 29.07.2017), предусматривающих, что уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение тридцати дней со дня принятия решения о проведении государственной кадастровой оценки обеспечивает информирование о принятии этого решения, а также о приеме бюджетным учреждением деклараций о характеристиках объектов недвижимости путем:

1) размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) размещения извещения на своих информационных щитах;

4) направления копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в орган регистрации прав для его размещения в фонде данных государственной кадастровой оценки;

5) направления копии решения о проведении государственной кадастровой оценки в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для размещения извещения на информационных щитах указанных органов.

Согласно статьи 13 Федерального закона от 03.07.2016 года № 237-ФЗ (в ред. от 29.07.2017, действующей до 11.08.2020) перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки. Перечень предоставляется в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации по его запросу о предоставлении перечня (далее - запрос о предоставлении перечня). В перечень включаются сведения обо всех объектах недвижимости, указанных в решении о проведении государственной кадастровой оценки. Порядок формирования и предоставления перечня, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня, устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.

ДЭР Воронежской области, направив руководителю Управления Росреестра по Воронежской области приказ от 30.12.2019 № 51-13-09/212-0, запросил перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 01.01.2020 (т. 1 л.д. 162, 163).

26.02.2020 бюджетным учреждением получен перечень объектов недвижимости, сформированный на 01.01.2020, 22.05.2020 между бюджетным учреждением и Управлением Росреестра по Воронежской области, филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области был составлен четырехсторонний акт о количестве объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и включенных в перечень, в отношении которых в 2020 году проводится государственная кадастровая оценка (т. 1 л.д. 164).

Материалами дела подтверждено, что орган регистрации прав разместил в фонде данных государственной кадастровой оценки сформированный перечень.

В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ 27.05.2020 результаты обработки перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в соответствии с Приказом от 30.12.2019 № 51-13-09/212-0 размещены на официальном сайте департамента экономического развития Воронежской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Вопросы кадастровой оценки» (т. 1 л.д. 165-167).

Во исполнение требований части 8 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ бюджетное учреждение 10.07.2020 направило в адрес Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для проверки промежуточные отчетные документы в рамках проведения в 2020 году на территории Воронежской области государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда (т. 1 л.д. 168-169).

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направила 15.07.2020 департаменту экономического развития Воронежской области уведомление о соответствии промежуточных отчетных документов требованиям к отчету об итогах государственной кадастровой оценки с приложением акта проверки от 14.07.2020 № 2020-36/2 (т. 1 л.д. 172,173-178).

В соответствии с частью 14 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления о соответствии промежуточных отчетных документов требованиям к отчету обеспечивает информирование о размещении промежуточных отчетных документов, а также о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам путем размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; опубликования извещения в печатном средстве массовой информации, в котором осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации; размещения извещения на своих информационных щитах; направления информации в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для размещения извещения на информационных щитах указанных органов (т. 1 л.д. 179-183).

В силу части 24 статьи 14 Федерального закона от 03.06.2016 № 237-ФЗ бюджетное учреждение письмом от 24.09.2020 № 51-11/980 направило итоговые отчетные документы на электронном носителе в форме электронного документа в орган регистрации права (т. 1 л.д. 191)

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направила 30.09.2020 департаменту экономического развития Воронежской области уведомление № 15-01186/20 об отсутствии нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки с составлением акта проверки от 28.09.2020 № 2020-26/1 (т. 1 л.д. 192, 193-197).

В силу положений части 27 статьи 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ бюджетное учреждение письмом от 05.10.2020 № 51/6-1-12/309 направило в адрес ДЭР Воронежской области итоговые отчетные документы на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе, который 27.10.2020 года направил в адрес ДИЗО Воронежской области два экземпляра отчета об итогах кадастровой оценки в электронном виде и одну копию отчета на бумажном носителе (т. 1 л.д. 198, 199, 118-120)

Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что все этапы государственной кадастровой оценки осуществлены уполномоченными на то лицами в соответствии с требованиями действующего законодательства и с соблюдением установленной процедуры.

Доводы административного истца о том, что решение о проведении в 2020 году на территории Воронежской области государственной кадастровой оценки состоялось менее чем за шесть месяцев до 01.01.2020, а установленное статьей 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ ограничение на проведение государственной кадастровой оценки начало действовать с 11.08.2020, что свидетельствует о несоответствии приказа ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 положениям статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ, суд находит основанными на неправильном толковании норм материального права.

Так, Приказ ДЭР Воронежской области от 30.12.2019 № 51-13-09/212-0 издан в соответствии с положениями части 1 статьи 11 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ (в редакции от 29.07.2017), предусматривающими, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.

Следует отметить, что в Федеральном законе от 03.07.2016 № 237-ФЗ в редакции от 29.07.2017, действующей на дату издания Приказа от 30.12.2019 № 51-13-09/212-0, отсутствовало нормативное требование о предельных, ограничительных сроках принятия такого решения.

11.08.2020 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с частью 7 статьи 6 которого до 1 января 2022 года в отношении земельных участков, до 1 января 2023 года в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест государственная кадастровая оценка проводится с учетом следующих особенностей:

1) очередная государственная кадастровая оценка проводится не ранее чем через три года (в городах федерального значения - не ранее чем через два года) и не позднее чем через пять лет с года проведения последней государственной кадастровой оценки соответствующих видов объектов недвижимости, категорий земель;

2) государственная кадастровая оценка может быть проведена одновременно в отношении расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов недвижимости, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции настоящего Федерального закона), при условии соблюдения установленной пунктом 1 настоящей части периодичности проведения государственной кадастровой оценки;

3) государственная кадастровая оценка не проводится в случае, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.

В силу статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Согласно части 5 статьи 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.

Поскольку Приказ от 30.12.2019 № 51-13-09/212-0 «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков категории земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда на территории Воронежской области в 2020 году» принят ДЭР Воронежской области до вступления в силу статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ и при этом Федеральным законом от 31.07.2020 № 269-ФЗ не предусмотрена обратная сила указанного положения об ограничительном сроке реализации одной из процедур государственной кадастровой оценки - принятии решения о проведении государственной кадастровой оценке, то нормы, введенные Федеральным законом от 31.07.2020 № ФЗ-269, применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Кроме того, то обстоятельство, что в силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № ФЗ-237 государственная кадастровая оценка включает в себя несколько процедур, одна из которых реализована до вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 269-ФЗ, не является основанием для признания Приказа ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 недействующим, поскольку правовая норма, установленная частью 3 статьи 6 Федерального закона от 31.07.2020 № ФЗ-269,связывает невозможность проведения государственной кадастровой оценки именно с датой принятия решения о ее проведения, а не с периодом, в котором проводится государственная кадастровая оценка.

Порядок формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.02.2017 № 74 «Об утверждении Порядка формирования и предоставления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, в том числе количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, подлежащие указанию в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, требования к содержанию запроса о предоставлении перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке».

Утверждение представителя административного истца о том, что ДЭР Воронежской области, приняв 30.12.2019 решение о проведении государственной кадастровой оценки, сократил срок необходимый бюджетному учреждению для сбора и обработки информации при осуществлении государственной кадастровой оценки земельных участков, в связи с чем, бюджетное учреждение не могло в полной и достаточной мере учесть количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, носит предположительный характер.

Кроме того, представитель административного истца пояснил о том, декларацию об индивидуальных характеристиках объекта недвижимости Кондауров Ю.А. не направлял, замечания к промежуточному отчету им также не предоставлялись.

Ссылка административного истца на нарушение нормативным правовым актом в оспариваемой части принципа предсказуемости расчета арендной платы также несостоятельна.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется, в том числе исходя из следующих основных принципов:

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.

В силу пунктов 9 - 11, 13 Приказа Минэкономразвития России от 29.12.2017 № 710 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582», реализация указанного принципа возможна посредством включения в порядок определения размера арендной платы положений, раскрывающих непосредственно механизм расчета такой платы, например, в виде методики или формулы.

Вместе с тем, Приказ ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 в оспариваемой части не определяет порядок расчета арендной платы.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2020 № 237-ФЗ, пунктами 1.2 и 1.3 Методических указаний № 226 определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке. При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, моделей определения кадастровой стоимости.

Согласно пункту 7.1 Методических указаний № 226 при определении кадастровой стоимости бюджетным учреждением проводится группировка объектов недвижимости. Для целей определения кадастровой стоимости методами массовой оценки объекты недвижимости объединяются в группы и подгруппы (при необходимости) в соответствии с Методическими указаниями. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в рамках каждой из групп (подгрупп). В рамках одной группы (подгруппы) должны быть использованы одни и те же подходы и методы, а также критерии взвешивания полученного результата.

В соответствии с пунктом 9.2.2 Методических указаний № 226 для целей определения кадастровой стоимости земельные участки группируются в соответствии с кодами расчета видов использования независимо от категории земель на 14 основных сегментов в соответствии с приложением № 1 к Методическим указаниям: 1 сегмент «Сельскохозяйственное использование»; 2 сегмент «Жилая застройка (среднеэтажная и многоэтажная)»; 3 сегмент «Общественное использование»; 4 сегмент «Предпринимательство»; 5 сегмент «Отдых (рекреация)»; 6 сегмент «Производственная деятельность»; 7 сегмент «Транспорт»; 8 сегмент «Обеспечение обороны и безопасности»; 9 сегмент «Охраняемые природные территории и благоустройство»; 10 сегмент «Использование лесов»; 11 сегмент «Водные объекты»; 12 сегмент «Специальное, ритуальное использование, запас»; 13 сегмент «Садоводство и огородничество, малоэтажная жилая застройка»; 14 сегмент «Иное использование» - вид использования земельных участков, не указанный в предыдущих 13 сегментах.

Помимо определения кадастровой стоимости объектов методом массовой оценки в разделе 8 Методических указаний № 226 предусмотрена возможность определения бюджетным учреждением кадастровой стоимости в рамках индивидуального расчета.

Так, согласно пункту 8.6. Методических указаний № 226 в качестве исходных данных для моделирования, а также для установления кадастровой стоимости возможно использовать результаты иных оценок - заключений экспертов, выполненных в процессе судопроизводства, в целях повышения достоверности результатов определения кадастровой стоимости, с обязательной индексацией этих результатов на дату определения кадастровой стоимости.

Судом установлено и стороны по делу не оспаривают, что в связи с наличием у бюджетного учреждения сведений об установленной решением Воронежского областного суда от 13.06.2017 по делу № 3а-286/2017 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0301001:46 равной рыночной, данный объект был отнесен в сегмент 14 «Иное использование» и кадастровая стоимость данного земельного участка определена в группе расчета сравнительным подходом методом индексации прошлых результатов. Среди возможных рассчитанных значений индекса бюджетным учреждением был выбран вариант, расчет которого возможен помесячно и который отражает изменение рыночной ситуации в регионе.

Следует отметить, что согласно статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки осуществляется органом регистрации прав, и как следует из акта проверки соответствия отчета об итогах государственной кадастровой оценки требованиям к отчету об итогах государственной кадастровой оценки № 2020-36/1и от 28.09.2020 составленный бюджетным учреждением по результатам выполненных работ по кадастровой оценке отчет был предметом проверки Росреестра по всем показателям, в том числе по результатам обработки информации, содержащейся в перечне, вида использования объектов недвижимости, по критериям наличия в нем результатов группировки объектов недвижимости (для каждого объекта недвижимости), сведений о способе определения кадастровой стоимости (массово или индивидуально) с указанием моделей, подходов, методов, использованных при определении кадастровой стоимости (для каждого объекта недвижимости), сведений о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых определена индивидуально, в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 09.06.2017 № 284 «Об утверждении Требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки» и каких-либо нарушений требований к отчету об итогах государственной кадастровой оценки также не установлено.

При таких обстоятельствах, иные доводы административного истца, выражающие несогласие с экономической обоснованностью утвержденной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 36:34:0301001:46, не могут быть предметом оценки при рассмотрении административного дела в порядке главы 21 КАС РФ и не свидетельствуют о несоответствии Приказа ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку проверка достоверности данных о кадастровой стоимости конкретного земельного участка, утвержденной правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, производится путем рассмотрения индивидуального спора о результатах определения кадастровой стоимости в ином судебном порядке, а именно - в порядке главы 25 КАС РФ.

Кроме того, поскольку приказом ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 в оспариваемой части, а именно в части утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, расположенных на территории Воронежской области, была определена кадастровая стоимость не только земельного участка, арендатором которого является административный истец, но и других объектов недвижимости, принадлежащих другим собственникам, арендаторам, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав административного истца приказом ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 в оспариваемой части в полном объеме.

Как предусмотрено подпунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Исходя из вышеизложенного, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления Кондаурова Ю.А. о признании недействующим с даты издания Приказа ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 в части утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, расположенных на территории Воронежской области.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Кондаурова Ю.А. о признании недействующим с даты издания приказа департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области» в части утверждения результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, расположенных на территории Воронежской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Трофимова

Решение в окончательной форме изготовлено 19.04.2021.