ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-704/2017 от 11.04.2018 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-203/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 11 апреля 2018 года

Воронежский областной суд в составе председательствующего Привалова А.А., при секретаре Юрловой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Развитие» к Правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости

установил:

представитель административного истца ФИО1 обратилась в суд с названным выше административным иском, указывая, что ООО «РН-развитие» является собственником сооружений производственного назначения в виде отдельно стоящих зданий производственного и административного назначения, образующих единый промышленный комплекс – «Панинская нефтебаза», имеющих адресный ориентир: Воронежская область, Панинский район, <адрес>. Одновременно с переходом права собственности на недвижимое имущество административный истец является пользователем земельного участка с кадастровым номером , площадью 28 880 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды № 8 от 23.10.2003, заключенного Панинской поселковой администрацией Панинского муниципального района Воронежской области с ЗАО «Воронеж-Терминал».

Установленная кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года составляет 48 016 176,80 руб. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку административный истец как арендатор земельного участка обязан уплачивать арендную плату исходя из размера его кадастровой стоимости, которая значительно превышает его рыночную стоимость на дату оценки.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 13 338 000 рублей.

Заинтересованным лицом на стороне административных ответчиков по делу привлечена администрация Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Закон об оценочной деятельности в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 г. № 970 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области.

Из материалов дела следует, что к ООО «РН-Развитие» по договору купли-продажи имущества от 31 декабря 2014 года перешло право пользования по договору аренды от 23 октября 2003 года земельным участком с кадастровым номером , площадью 28 880 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, на котором расположены приобретаемые объекты недвижимости (л.д. 22-59).

Согласно уведомлению администрации Панинского городского поселения Панинского муниципального района Воронежской области с 2016 года размер годовой арендной платы для ООО «РН-Развитие» установлен исходя из кадастровой стоимости земельного участка (л.д. 60).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 01 января 2014 года в размере 48 016 176,32 руб. (л.д. 132).

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости принадлежащего истцу земельного участка № 01/391/0510 от 29 ноября 2017 года, выполненный оценщиком ООО «АКЦ «Департамент профессиональной оценки» ФИО2, являющимся членом ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков» (л.д. 61-134).

Указанным отчетом определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2014 года в размере 13 338 000 рублей.

Согласно абзацам тридцать седьмому и тридцать восьмому статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а также бездействие Комиссии, выразившееся в нерассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в установленный законом срок, являются для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления условием для обращения в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости и не могут быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.

ООО «РН-Развитие» с соблюдением требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности 23 декабря 2016 года обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Решением Комиссии от 19 января 2017 года № 9 заявление отклонено. Основанием для отказа, как указано в решении Комиссии, стало то, что отличие рыночной стоимости объектов недвижимости от кадастровой стоимости составляет более 30 процентов, оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки (л.д. 135-138).

Для установления рыночной стоимости земельного участка определением Воронежского областного суда от 29 января 2018 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ФБУ Воронежский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В соответствии с заключением эксперта № 1556/6-4 от 13 марта 2018 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2014 года составляет 13 602 480 руб. (л.д. 174-187).

Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Оценив заключение эксперта по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.

Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера арендной платы, что нарушает его права.

В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Поскольку общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 23 декабря 2016 года, данную дату следует считать датой подачи заявления.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями (пункт 15 статьи 20 КАС РФ). В зависимости от субъектного состава участников спорных правоотношений судья отказывает в принятии заявления в части требований, не подлежащих совместному рассмотрению, либо возвращает его в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.

С учетом приведенных норм при рассмотрении дела административным истцом может быть заявлено только требование об установлении в отношении конкретного объекта кадастровой стоимости равной рыночной.

Содержащееся в административном исковом заявлении требование о возложении на Управление Росреестра по Воронежской области обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка не может быть рассмотрено совместно с требованием об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Суд предложил административному истцу устранить выявленные недостатки, однако в материалах дела отсутствуют сведения об уточнении административным истцом исковых требований, что влечет применение процессуальных последствий, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 196 КАС РФ в виде оставления без рассмотрения административного искового заявления в части требования о возложении на Управление Росреестра по Воронежской области обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка.

Согласно требованиям пункта 4 части 6 статьи 180, 103, 106 КАС РФ резолютивная часть решения суда должна содержать указание на распределение судебных расходов, которые состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, в том числе сумм, подлежащих уплате экспертам, расходов на оплату услуг представителей, других признанных судом необходимыми расходов.

Исходя из содержания статей 111, 114, 247 КАС РФ в их системной связи, разъяснений, содержащихся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28, а также с учетом правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в Постановлении 11.07.2017 № 20-П, в пользу административного истца с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, в том числе средний уровень кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области, которым в данном случае является правительство Воронежской области, подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. (платежное поручение № 952 от 06 декабря 2017 года (л.д. 9), по оплате судебного экспертного заключения в размере 18 388 руб. (платежное поручение № 45 от 01 февраля 2018 года (л.д. 170).

При этом суд принимает во внимание, что ранее определенная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости.

Суд учитывает также, что понесенные административным истцом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «РН-Развитие» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 28 880 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года в размере 13 602 480 (тринадцать миллионов шестьсот две тысячи четыреста восемьдесят) рублей на период с 01 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 23 декабря 2016 года.

Административное исковое заявление в части требований о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области обязанности внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка оставить без рассмотрения.

Взыскать с правительства Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «РН-Развитие» в счет возмещения судебных расходов 20 388 (двадцать тысяч триста восемьдесят восемь) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) А.А. Привалов

Мотивированное решение составлено 13 апреля 2018 года.