Дело № 3а-364/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«09» июня 2017 года Воронежский областной суд в составе
председательствующего судьи Раковой В.Е.
при секретаре Юрловой Л.В., -
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Сфера» к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
29 декабря 2016 года административный истец обратился в суд с названным выше административным иском, указывая, что является арендатором земельных участков:
- с кадастровым номером *, площадью 1 988 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство складской базы строительных материалов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, что подтверждается договором аренды земельного участка от 22.12.2011 года № 1864-11/гз;
- с кадастровым номером *, площадью 3 533 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство складской базы строительных материалов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, что подтверждается договором аренды земельного участка от 22.12.2011 года № 1861-11/гз;
- с кадастровым номером *, площадью 4 328 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство складской базы строительных материалов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, что подтверждается договором аренды земельного участка от 22.12.2011 года № 1862-11/гз;
- с кадастровым номером *, площадью 1 080 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство складской базы строительных материалов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, что подтверждается договором аренды земельного участка от 22.12.2011 года № 1863-11/гз.
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2014 года составляет – 4 517 769 руб., 8 055 557 руб., 9 848 190 руб., 2 456 913 руб. соответственно.
Ссылаясь на то, что административный истец как пользователь земельных участков будет обязан уплачивать арендные платежи исходя из размера их кадастровой стоимости, которая значительно превышает размер их рыночной стоимости на указанную дату, административный истец просит установить в отношении указанных земельных участков кадастровую стоимость, равную их рыночной стоимости, в размере 2 685 788 руб., 4 773 083 руб., 5 847 128 руб., 1 459 080 руб. соответственно, установленную в отчете № 021/16 от 17.10.2016 года оценщика ООО Центр независимой оценки «Фрегат».
В качестве заинтересованных лиц на стороне административных ответчиков по делу участвуют Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице его филиала по Воронежской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, администрация городского округа город Воронеж.
В порядке подготовки к судебному разбирательству по административному делу проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорного объекта. Производство по делу приостанавливалось в связи с проведением экспертизы.
В настоящем судебном заседании производство по делу возобновлено определением, вынесенным в протокольной форме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Административный истец представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя. Кроме этого, представил заявление об уточнении заявленных требований, в котором просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, определённом в заключении судебного эксперта.
В представленных ранее письменных пояснениях на заявленные требования филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области против удовлетворения административного иска по существу не возражал.
От иных лиц каких-либо заявлений, пояснений, ходатайств не поступило.
В соответствии с положениями части 4 статьи 247, статьи 150 КАС РФ судом постановлено рассмотреть указанное дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что административный истец является арендатором земельных участков:
- с кадастровым номером *, площадью 1 988 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство складской базы строительных материалов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, что подтверждается договором аренды земельного участка от 22.12.2011 года № *;
- с кадастровым номером *, площадью 3 533 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство складской базы строительных материалов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, что подтверждается договором аренды земельного участка от 22.12.2011 года № *;
- с кадастровым номером *, площадью 4 328 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство складской базы строительных материалов, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается договором аренды земельного участка от 22.12.2011 года № *;
- с кадастровым номером *, площадью 1 080 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство складской базы строительных материалов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, что подтверждается договором аренды земельного участка от 22.12.2011 года № *.
Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2014 года составляет – 4 517 769 руб., 8 055 557 руб., 9 848 190 руб., 2 456 913 руб. соответственно.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в суде путём их пересмотра по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в случае, если эти результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика арендной платы в силу пунктов 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и условий договора аренды, поскольку кадастровая стоимость земельного участка используется в качестве базового показателя для определения размера арендной платы.
В силу абзаца первого статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде только после обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия).
21 ноября 2016 года административный истец обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость. Решением Комиссии от 15 декабря 2016 года № 493 вышеназванное заявление было отклонено, после чего административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Актуальные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены Постановлением Правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области» по состоянию на 01 января 2014 года.
Согласно пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Возможность удовлетворения административного иска, заявленного по отношению к правительству Воронежской области и Управлению Росреестра по Воронежской области о пересмотре кадастровой стоимости основана на положениях пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки на основании статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет оценщика вызвал у суда сомнения в его обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объекта оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью, а также по причинам отклонения его Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В связи с этим на основании определения суда экспертом ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста РФ» была выполнена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Согласно заключению эксперта ФИО1 № 3052/6-4 от 02 мая 2017 года, рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2014 года составляет:
- земельного участка с кадастровым номером * – 2 413 400 (два миллиона четыреста тринадцать тысяч четыреста) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером * – 4 289 000 (четыре миллиона двести восемьдесят девять тысяч) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером * – 5 254 000 (пять миллионов двести пятьдесят четыре тысячи) рублей;
- земельного участка с кадастровым номером * – 1 311 100 (один миллион триста одиннадцать тысяч сто) рублей.
Оценивая заключение эксперта по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, который имеет соответствующую квалификацию и образование, длительный стаж экспертной работы. Эксперт предупрежден об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьёй 82 КАС РФ.
С учетом изложенного уд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебного эксперта.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и в силу статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, - до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 25 Постановления его Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления является дата обращения в Комиссию, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 245, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд
р е ш и л:
административный иск Общества с ограниченной ответственностью «Сфера» к Правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, - удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2016 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью 1 988 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство складской базы строительных материалов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, по состоянию на 01 января 2014 года в размере 2 413 400 (два миллиона четыреста тринадцать тысяч четыреста) рублей.
Установить на период с 01 января 2016 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью 3 533 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство складской базы строительных материалов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, по состоянию на 01 января 2014 года в размере 4 289 000 (четыре миллиона двести восемьдесят девять тысяч) рублей.
Установить на период с 01 января 2016 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью 4 328 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство складской базы строительных материалов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, по состоянию на 01 января 2014 года в размере 5 254 000 (пять миллионов двести пятьдесят четыре тысячи) рублей.
Установить на период с 01 января 2016 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *, площадью 1 080 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: проектирование и строительство складской базы строительных материалов, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. *, по состоянию на 01 января 2014 года в размере 1 311 100 (один миллион триста одиннадцать тысяч сто) рублей.
Датой подачи заявления считать 21 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: В.Е. Ракова