ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-712/19 от 23.01.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-172/2020 (890/2019)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2020 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Раковой В.Е.

при секретаре Тезиковой Е.О.,-

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному иску ИП ФИО7 к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

у с т а н о в и л:

18 декабря 2019 года представитель административного истца по доверенности ФИО1 обратилась в суд с названным выше административным иском, указывая, что административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу:
<...>, кадастровый номер: 36:34:0118001:300, площадью 22 023 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид
разрешенного использования: пешеходные улицы и дороги, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав
от 10.10.2013г.

29.12.2015 г. в Единый государственный реестр недвижимости на основании Постановления Правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области», по состоянию на 1 января 2014г. были внесены сведения о вышеуказанном земельном участке, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка составила 16 309 132,65 рублей.

Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов при кадастровой оценке определяют в разрезе видов разрешенного использования, указанных в п. 1.2. Земельный участок, принадлежащий заявителю, имеет вид разрешенного использования «пешеходные улицы и дороги», данный вид разрешенного использования указан в п. 1.2.16 - «Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные». В приложении к Постановлению Правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Воронежской области» данный вид разрешенного использования указан под номером «16».

Но при расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером была допущена ошибка и участок отнесен к 13 виду разрешенного использования (строка 756206 таблица 1 в приложении Постановления Правительства Воронежской обл. от 11.12.2015 № 970).

Ссылаясь на то, что административный истец как собственник земельного участка обязан уплачивать земельный налог исходя из размера его кадастровой стоимости, которая установлена на основании недостоверных сведений о характеристиках земельного участка относительно вида его разрешенного использования, просит установить в отношении указанного земельного участка кадастровую стоимость, равную 1 рублю, оценив его по 16 виду разрешенного использования, указанному в Методических указаниях.

В качестве заинтересованного лица по иску судом привлечена администрация городского округа город Воронеж.

В настоящее судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Представитель административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице его филиала по Воронежской области представил письменный отзыв на административное исковое заявление, полагая, что филиал органа кадастрового учета не является надлежащим ответчиком по делу.

В частности, в отзыве на иск указано, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о спорном земельном участке, дата постановки на учет - 22.07.2013, категория земель - «земли населенных пунктов», разрешенное использование - «пешеходные улицы и дороги».

Кадастровая стоимость данного земельного участка составляет
16 309 132,65 руб., удельный показатель 740,55 руб/кв. м. Сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 29.12.2015. Дата определения кадастровой стоимости 01.01.2014.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена при проведении в 2014 - 2015 г. работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в соответствии с распоряжением правительства Воронежской области от 10.11.2014 № 879-р «О проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, земель садоводческих, огороднических и дачных объединений на территории Воронежской области».

Работы проводились в рамках заключенного государственного контракта от 12.05.2015 № 01-КО/ЗНП, заказчиком работ выступал Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, а исполнитель работ - ООО «Научно-производственное объединение «ГеоГИС».

Результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области».

От правительства Воронежской области поступили запрошенные судом выписки из названного выше постановления от 11.12.2015 № 970 относительно спорного земельного участка и установленных удельных показателей кадастровой стоимости для соответствующего кадастрового квартала.

Иные лица, участвующие в деле, каких-либо заявлений, пояснений, ходатайств в суд не представили.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247, статьи 150 КАС РФ судом постановлено рассмотреть указанное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , площадью 22 023 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: пешеходные улицы и дороги, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав от 10.10.2013г., выпиской из кадастрового паспорта земельного участка.

Сведения о спорном земельном участке, в том числе о виде разрешенного использования - «пешеходные улицы и дороги» внесены в ЕГРН 22.07.2013.

Постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015
№ 970 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области» утверждены результаты очередной кадастровой оценки, установленные по состоянию на
1 января 2014 года, в том числе результаты кадастровой оценки принадлежащего административному истцу земельного участка.

29.12.2015 г. в ЕГРН на основании названного постановления правительства Воронежской области по состоянию на 1 января 2014 были внесены сведения о вышеуказанном земельном участке, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка составила 16 309 132,65 рублей.

Из представленной правительством Воронежской области выписки из постановления от 11.12.2015 № 970 следует, что в отношении спорного земельного участка кадастровый кадастровая стоимость определялась с использованием удельного показателя кадастровой стоимости в размере 740,55 руб./кв.м как для 13-го вида разрешенного использования, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» - «Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов».

В силу части 1 статьи 245 КАС РФ и части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В данном случае результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца как плательщика земельного налога, так как согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 248 КАС РФ и статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего на дату оценки, как недостоверные сведения об объекте недвижимости следует расценивать кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в том числе разрешенное использование земельного участка, неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39, вид разрешенного использования земельных участков учитывается при их кадастровой оценке.

Соответственно, суд приходит к выводу, что на дату государственной оценки, - 1 января 2014 года, - была допущена техническая ошибка при определении группы вида разрешенного использования земельного участка, в результате чего земельный участок был необоснованно оценен как относящийся к 13-ой группе видов разрешенного использования, что повлекло за собой нарушение права административного истца платить экономически обоснованные налоги, установленного статьей 3 Налогового кодекса РФ.

В рассматриваемом случае при проведении государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января 2014 года земельный участок с разрешенным видом использования «пешеходные улицы и дороги» данный должен был быть оценен по п. 1.2.16 Методических указаний - «Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные».

В соответствии с п. 2.5 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпункте 1.2.16 настоящих Методических указаний, не рассчитывается и устанавливается равной одному рублю за земельный участок.

Таким образом, техническая ошибка, допущенная при отнесении земельного участка к иной группе видов разрешенного использования при проведении государственной кадастровой оценки повлекла неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и подлежит исправлению в порядке статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 11.12.2015 № 970.

В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998
№ 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административный иск ИП ФИО5 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости удовлетворить.

Установить на период с 1 января 2014 года до внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью 22 023 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: пешеходные улицы и дороги, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2014 года в размере
1 (один) рубль.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 27 января 2020 года.

Председательствующий: В.Е. Ракова