Дело № 3а-259/2023 (3а-921/2022)
36OS0000-01-2022-000967-08
Строка № 3.123
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 августа 2023 года город Воронеж
Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Морозовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мананкова Ивана Дмитриевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
27.12.2022 Мананков И.В. обратился в Воронежский областной суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – ДИЗО Воронежской области), в котором просит установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером №, площадью 36534 +/- 134 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение производственных помещений по состоянию на 01.01.2020 в размере 7636000 руб.;
- нежилого здания (отдельно стоящее здание) с кадастровым номером №, площадью 4 261,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 11222000 руб.;
- нежилого здания (отдельно стоящее здание) с кадастровым номером №, площадью 4 275,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2021 в размере 11258000 руб.;
- нежилого здания (отдельно стоящее здание) с кадастровым номером №, площадью 5 068 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2021 в размере 11849000 руб.;
- нежилого здания (отдельно стоящее здание) с кадастровым номером №, площадью 12 928,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2021 в размере 27729000 руб.;
- нежилого здания (отдельно стоящее здание) с кадастровым номером № площадью 614,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> по состоянию на 01.01.2021 в размере 1875000 руб.
Размер указанной истцом рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № подтверждается отчетом об оценке № 529-1/2022 от 05.11.2022, выполненным оценщиком ООО «Научно-практический центр «ПроАльянс» Баженовой Ю.В.
Размер указанной истцом рыночной стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами № подтверждается отчетом об оценке №809/2022 от 06.11.2022, выполненным оценщиком ООО «Научно-практический центр «ПроАльянс» Баженовой Ю.В.
Ссылаясь на то, что административный истец как собственник объектов недвижимости обязан уплачивать налог исходя из размера их кадастровой стоимости, которая значительно превышает размер рыночной стоимости на дату оценки, просит изменить в отношении указанных объектов недвижимости кадастровую стоимость, установив ее равную рыночной стоимости (т. 1 л.д. 5-7).
Определением судьи Воронежского областного суда от 29.12.2022 административное исковое заявление принято к производству суда, возбуждено административное дело, по делу проведены подготовительные действия (т. 1 л.д. 2-4).
02.02.2023 определением Воронежского областного суда произведена замена заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на правопреемника публично – правовую компанию «Роскадастр» (т. 1 л.д. 197-198).
Административный истец, его представитель, представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и своевременно, в связи с чем в силу части 2 статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав письменные доказательства, суд считает заявленные требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии со статьями 14, 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 372.1 настоящего Кодекса. Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В силу пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон № 237-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
Частью 7 статьи 22 Закона № 237-ФЗ закреплено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов административного дела, истец Мананков И.Д. с 25.01.2008 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 36534 +/- 134 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: размещение производственных помещений (т. 1 л.д. 14-15); с 24.01.2008 здания (отдельно стоящее здание) с кадастровым номером №, площадью 4 261,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 16-17); с 24.01.2008 здания (отдельно стоящее здание) с кадастровым номером <адрес>, площадью 4 275,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (т. 1 л.д. 18-19); с 24.01.2008 здания (отдельно стоящее здание) с кадастровым номером №, площадью 5 068 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> (т. 1 л.д. 20-21); с 24.01.2008 здания (отдельно стоящее здание) с кадастровым номером №, площадью 12 928,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 22-23); с 11.01.2008 здания (отдельно стоящее здание) с кадастровым номером №, площадью 614,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 24).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены приказом ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области».
При этом оспариваемая в настоящем деле истцом кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2020 применялась с 01.01.2021 по 31.12.2022, поскольку приказом ДИЗО Воронежской области от 18.10.2022 № 2631 утверждены результаты определения кадастровой стоимости одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков на территории Воронежской области по состоянию на 01.01.2022.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Воронежской области, по состоянию на 01.01.2021 утверждены приказом ДИЗО Воронежской области от 13.10.2021 № 2271 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Воронежской области».
Учитывая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих Мананкову И.Д. используется, в том числе для целей налогообложения, суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № КУВИ-001/2022-118284383 от 14.07.2022 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 составляет 38 226 620 руб. 22 коп. (т. 1 л.д. 8).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № КУВИ-001/2022-118284343 от 14.07.2022 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 составляет 38 453 873 руб. 12 коп. (т. 1 л.д. 9).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № КУВИ-001/2022-118284301 от 14.07.2022 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 составляет 38 575 685 руб. 38 коп. (т. 1 л.д. 10).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № КУВИ-001/2022-118284305 от 14.07.2022 кадастровая стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 составляет 45 729 222 руб. 84 коп. (т. 1 л.д. 11).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № КУВИ-001/2022-118284285 от 14.07.2022 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 составляет 116 655 536 руб. 2 коп. (т. 1 л.д. 12).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости № КУВИ-001/2022-118284570 от 14.07.2022 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2021 составляет 5547420 руб. 32 коп. (т. 1 л.д. 13).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости – это полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
В силу пунктов 1.2, 1.7 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», изданного в соответствии со статьей 5 Закона о государственной кадастровой оценке, кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом. При использовании для определения кадастровой стоимости наблюдаемых на рынке цен такие цены не корректируются на затраты, связанные с особенностями проведения сделки.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
При этом рыночная стоимость в силу прямого указания приведенного выше закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Из приведенных выше определений кадастровой и рыночной стоимостей следует, что при определении стоимости объекта недвижимости методом массовой оценки все его индивидуальные характеристики не учитываются, а сама стоимость определяется исходя из построенной на основании полученной информации о рынке объекта оценки и ценообразующих факторов модели оценки, тогда как определение рыночной стоимости объекта оценки, напротив, всегда учитывает все индивидуальные характеристики конкретного объекта.
Следовательно, по своей сути определение рыночной стоимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости является уточнением результата, полученного при кадастровой оценке методом массовой оценки без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, и на достоверность его кадастровой стоимости не влияет.
Обязанность по доказыванию размера действительной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости возложена законом на административного истца (часть 5 статьи 247, пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28).
С учетом положений статьи 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.
Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.
Оспаривая кадастровую стоимость рассматриваемых объектов недвижимости, административный истец в обоснование своих требований представил отчет об оценке № 529-1/2022 от 05.11.2022, выполненный оценщиком ООО «Научно – практический центр «ПроАльянс» Баженовой Ю.В., в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 определена в размере 7 636 000 руб. (т. 1 л.д. 29-72) и отчет об оценке № 809/2022 от 06.11.2022, выполненный оценщиком ООО «Научно – практический центр «ПроАльянс» Баженовой Ю.В., в соответствии с которым по состоянию на 01.01.2021 рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена в размере 11 222 000 руб., рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена в размере 11 258 000 руб., рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена в размере 11 849 000 руб., рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена в размере 27 729 000 руб. рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером № определена в размере 1 875 000 руб. (т. 1 л.д. 73-181).
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленные административным истцом отчёты вызвали у суда сомнения в их обоснованности и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки по причине наличия существенной разницы между определенной оценщиком их рыночной стоимостью и кадастровой стоимостью.
В связи с этим определением суда от 01.03.2023 назначена судебная оценочная экспертиза, в которой эксперту предложено определить соответствуют ли предоставленные истцом отчеты об оценке требованиям действующего законодательства в области оценочной деятельности, и, если не соответствуют, определить рыночную стоимость объекта недвижимости – земельного участка по состоянию на 01.01.2020, зданий по состоянию на 01.01.2021 (т. 1 л.д. 220-223).
Согласно заключению эксперта № 2117, 2151/6-4 от 06.07.2023, выполненному экспертом ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» Минюста России, отчеты об оценке № 529-1/2022 от 05.11.2022, № 809/2022 от 06.11.2022, выполненные оценщиком ООО «НПЦ «ПроАльянс», не соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки, допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, информация, использованная оценщиком, не является достаточной, а именно: выявлены не соответствия п. 5 ФСО №3, п. 22б ФСО №7.
Одновременно экспертом определена рыночная стоимость по состоянию на 01.01.2020 земельного участка с кадастровым номером №, площадью 36 534 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение производственных помещений, расположенного по адресу: <адрес> в размере 10814064 руб.;
- здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 4 261,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 15894194 руб.;
- здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 4 275,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 15763359 руб.;
- здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 5 068 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 12264308 руб;
- здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 12 928, 5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 27 973654 руб.;
- здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 614,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>«б», по состоянию на 01.01.2021 в размере 1942871 руб.
В силу статьи 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ) в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
В соответствии со статьей 8 Закона № 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью (25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ).
Таким образом, заключение эксперта, содержащее вывод о рыночной стоимости объекта оценки, должно быть выполнено с соблюдением требований Закона об оценочной деятельности и обязательных для применения федеральных стандартов оценки, а также других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Заключение эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» Минюста РФ № 2117, 2151/6-4 от 06.07.2023 соответствует законодательству об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.
Оснований не доверять представленному заключению эксперта у суда не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.
Экспертом при определении рыночной стоимости земельного участка применен сравнительный подход, отказ от затратного и доходного подходов мотивированно обоснован (т. 1 л.д. 15 об. - 16).
Поиск информации производился в сети Интернет на сайтах объявлений, скриншоты которых отражены в заключении, что свидетельствует о возможности проверки данных сведений (л.д. 21 об. - 23).
В результате анализа характеристик сравнительным подходом выбраны аналоги с наиболее подходящими своим функциональным, физическим и экономическим характеристикам с объектом оценки, имеющие схожее местоположение, площадь и назначение, сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик и произвел необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога, составил таблицу корректировок и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
В рамках исследования, эксперт пришёл к выводу о том, что определение стоимости зданий в рамках сравнительного подхода не представляется возможным, использование методов затратного подхода является некорректным. В рамках экспертного заключения определение рыночной стоимости объектов исследования – нежилых зданий проведено методом прямой капитализации в рамках доходного подхода.
При производстве настоящей экспертизы экспертом было проанализировано около 20 предложений к аренде сопоставимых объектов за период, наиболее приближенный к дате оценки (календарный год) по данным Архив Оценщика. Изначально из общей выборки экспертом были исключены предложения к аренде объектов без указания в них цены. На следующем этапе исключены объекты из иного сегмента рынка недвижимости: производственно – складские комплексы (базы), помещения под бизнес. Также были исключены из выборки предложения к аренде с отсутствующими в описании объявления характеристиками объекта, необходимыми для применения соответствующих корректировок на выявленные различия: назначение, месторасположение. Техническое состояние здания, которое невозможно установить посредством открытых источников.
В качестве объектов – аналогов выявлено три предложения к аренде объектов, в наибольшей степени соответствующих характеристикам объектов исследования.
Эксперт рассчитал несколько видов доходов от объектов: действительный валовый доход и чистый операционный доход; определил ставку капитализации и определил рыночную стоимость объектов оценки путем деления чистого операционного дохода на ставку капитализации; для целей определения наиболее вероятного значения арендной платы был проведен анализ данных относительно предложения в аренду объектов аналогичного функционального назначения, близких по характеристикам и имеющих схожее местоположение, в цену каждого сравниваемого объекта относительно оцениваемого объекта внесены корректировки по каждому элементу сравнения; определение итоговой величины рыночной стоимости объектов исследования осуществлялось путем математического взвешивания стоимостных показателей, полученных в процессе анализа и оценки; расчеты эксперта не содержат математических, методологических и арифметических ошибок, являются правильными.
В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 КАС РФ, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, при объективном и непосредственном исследовании, приходит к выводу, что заключение эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы» Минюста Российской Федерации № 2117, 2151/6-4 от 06.07.2023 соответствует требованиям Закона № 73-ФЗ, Закона об оценочной деятельности.
Заключение эксперта основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости; определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации. Выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Кроме того, в данном случае судебная экспертиза проведена экспертом государственной судебно-экспертной организации, что соответствует требованиям распоряжения Правительства РФ от 16.11.2021 № 3214-р «О Перечне видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями».
С учетом изложенного суд считает возможным принять названное экспертное заключение в качестве надлежащего доказательства определения действительной рыночной стоимости объектов недвижимости.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит необоснованные научные выводы, математические и методологические ошибки, сторонами по делу не представлено, об их наличии суду не заявлено.
Участвующими в деле лицами заключение эксперта не оспорено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости от них не поступало. Выводы судебной экспертизы не опорочены и не опровергнуты, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих соответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, указанной в выписке из ЕГРН, рыночной стоимости данного объекта недвижимости ими не представлено.
На основании изложенного суд считает возможным установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 36 534 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение производственных помещений, расположенного по адресу: <адрес> в размере 10 814 064 руб. по состоянию на 01.01.2020;
- здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 4 261,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 15 894 194 руб.;
- здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 4 275,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 15 763 359 руб.;
- здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 5 068 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 12 264 308 руб;
- здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 12 928, 5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 27 973 654 руб.;
- здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 614,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>«б», по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 942 871 руб., которая определения заключением эксперта № 2117, 2151/6-4 от 06.07.2023.
В силу статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 25 постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления является дата обращения в Комиссию, датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 03.07. 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Поскольку административное исковое заявление Мананковым И.Д. предъявлено в Воронежский областной суд 27.12.2022, то датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости следует считать 27.12.2022 (т. 1 л.д.5).
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, решение суда, вступившее в законную силу, будет являться основанием для внесения в ЕГРН соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 7 постановления Пленума от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Постановлением Правительства Воронежской области от 22.10.2020 № 996 «О внесении изменений в отдельные постановления правительства Воронежской области» в положение о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденное постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 «Об утверждении положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области», внесены изменения, согласно которым с 26.10.2020 ДИЗО Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, и проведения государственной кадастровой оценки.
Кроме того, на ДИЗО Воронежской области возложена функция по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и утверждению результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Законом № 237-ФЗ (пункт 3.1.34 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области).
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером 36:21:8700001:29 утверждены приказом ДИЗО Воронежской области от 06.11.2020 № 2562 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель населенных пунктов, земель водного фонда и земель лесного фонда, расположенных на территории Воронежской области»; результаты определения кадастровой стоимости зданий утверждены приказом ДИЗО Воронежской области от 13.10.2021 № 2271 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства, расположенных на территории Воронежской области», то ДИЗО Воронежской области по делу является надлежащим ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Мананкова Ивана Дмитриевича удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 36 534 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение производственных помещений, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2020 в размере 10 814 064 руб.
Установить кадастровую стоимость здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 4 261,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 15 894 194 руб.
Установить кадастровую стоимость здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 4 275,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 15 763 359 руб.
Установить кадастровую стоимость здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 5 068 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 12 264 308 руб.
Установить кадастровую стоимость здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 12 928,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, по состоянию на 01.01.2021 в размере 27 973 654 руб.
Установить кадастровую стоимость здания, назначение: нежилое, наименование: отдельно стоящее здание, с кадастровым номером №, площадью 614,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 942 871 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 27.12.2022.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции (город Москва) через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Курындина
Мотивированное решение суда составлено 21.08.2023.