Дело № 3а-13/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«1» апреля 2019 года Воронежский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селиверстовой И.В.
при секретаре Аристовой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
29 декабря 2018 года в Воронежский областной суд поступило названное выше административное исковое заявление, предъявленное к правительству Воронежской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области, в котором административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности, равной их рыночной стоимости:
- с кадастровым номером № площадью 5 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные, производственные, складские здания, строения, сооружения и иные объекты пятого класса опасности, определенную по состоянию на 27 апреля 2017 года в размере 1 450 000 рублей;
- с кадастровым номером № площадью 2 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные, производственные, складские здания, строения, сооружения и иные объекты пятого класса опасности, определенную по состоянию на 28 марта 2018 года в размере 827 500 рублей;
- с кадастровым номером № площадью 2 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные, производственные, складские здания, строения, сооружения и иные объекты пятого класса опасности, определенную по состоянию на 27 апреля 2018 года в размере 827 500 рублей;
- с кадастровым номером № площадью 2 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные, производственные, складские здания, строения, сооружения и иные объекты пятого класса опасности, определенную по состоянию на 27 апреля 2018 года в размере 827 500 рублей.
В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), указывает, что кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением правительства Воронежской области от 11 декабря 2015 года № 970 (далее – Постановление № 970), составляет 1 858 300 рублей, 929 150 рублей, 4 028 550 рублей и 4 028 550 рублей соответственно. Размер рыночной стоимости подтверждается отчетами об оценке оценщика ОАО «Воронежстройинформ» ФИО4 №№ 612-2018, 611-2018 и 546-2018 от 7 сентября 2018 года.
Вместе с тем административный истец как собственник земельных участков обязан уплачивать земельный налог исходя из размера их кадастровой стоимости, которая значительно превышает размер их действительной рыночной стоимости.
В качестве заинтересованных лиц в административном иске указаны Управление Росреестра по Воронежской области, администрация Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области (т. 1, л.д. 7-10).
9 января 2019 года административный иск распределен на рассмотрение судье и в тот же день принят к производству Воронежского областного суда и по нему возбуждено административное дело (т. 1, л.д. 1-4).
24 января 2019 года определением Воронежского областного суда по настоящему делу была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на даты определения их кадастровой стоимости, производство по делу приостановлено (т. 2, л.д. 163-167).
1 апреля 2019 года определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, производство по делу было возобновлено в связи с поступлением в адрес суда заключения эксперта № 1114/6-4 от 15 марта 2019 года.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке (т. 2, л.д. 192, 195-196); о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались; возражений по существу заявленных требований, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости не представлено, ходатайств о назначении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
Учитывая изложенное, суд в силу части 2 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В ранее поданном отзыве представитель органа кадастрового учета при разрешении требований полагалась на усмотрение суда, указывая, что названный орган является ненадлежащим административным ответчиком (т. 2, л.д. 136-139).
В настоящем судебном заседании судом в порядке части 1 статьи 46 КАС РФ приняты уточнения требований, поступившие 27 марта 2019 года через экспедицию суда, согласно которым административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости в размере, определенном в заключении судебного эксперта № 1114/6-4 от 15 марта 2019 года (т. 2, л.д. 193).
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу пункта 7 части 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с положениями статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В силу статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из содержания абзацев 1-3, 9 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости не является обязательным.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Как следует из материалов административного дела, ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки из состава земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «промышленные, производственные, складские здания, строения, сооружения и иные объекты пятого класса опасности»: с кадастровым номером № площадью 5000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (т. 2, л.д. 136-139, 149-160).
Учитывая, что кадастровая стоимость земельных участков используется для целей налогообложения (налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), суд усматривает наличие у административного истца заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, поскольку они затрагивают его права и обязанности как физического лица, уплачивающего земельный налог, отнесенный налоговым законодательством к местному налогу, устанавливаемому НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территории муниципального образования (пункты 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 387, пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области были утверждены Постановлением № 970.
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Определение кадастровой стоимости вновь образуемых участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методические указания).
Согласно пункту 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового земельного участка кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2.6 Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Воронежской области, утвержденного приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 25 октября 2011 года № 128 (в редакции от 3 сентября 2015 года), к основным видам деятельности Филиала отнесено определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Из материалов административного дела следует, что утвержденный Постановлением № 970 средний взвешенный по площади УПКСЗ по кадастровому кварталу № (371,66 и 1611,42 руб./кв.м) был использован филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области для определения оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков: с кадастровым номером № – 27 апреля 2017 года, с кадастровым номером № – 28 марта 2018 года, с кадастровыми номерами № и № – 27 апреля 2018 года. Размер кадастровой стоимости составляет 1 858 300 рублей, 929 150 рублей, 4 028 550 рублей и 4 028 550 рублей соответственно и внесен в Единый государственный реестр недвижимости 27 апреля 2017 года, 29 марта 2018 года и 3 мая 2018 года соответственно (т. 1, л.д. 28-31, т. 2, л.д. 136-139).
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков была установлена по состоянию на 27 апреля 2017 года, 28 марта 2018 года и 27 апреля 2018 года, постольку датами, по состоянию на которые определяется их рыночная стоимость, следует считать именно эти даты.
В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе рассмотрения настоящего дела определением суда от 24 января 2019 года была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельных участков на даты, по состоянию на которые была установлена их кадастровая стоимость. Согласно заключению эксперта ФБУ «Воронежский региональный центр судебной экспертизы Минюста России» ФИО5 № 1114/6-4 от 15 марта 2019 года рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером № по состоянию на 27 апреля 2017 года – 1 565 000 рублей, с кадастровым номером № по состоянию на 28 марта 2018 года – 867 500 рублей, с кадастровым номером № по состоянию на 27 апреля 2018 года – 867 500 рублей, с кадастровым номером № по состоянию на
27 апреля 2018 года – 867 500 рублей (т. 2, л.д. 172-191).
Оценивая заключение судебной экспертизы применительно к положениям статей 61, 82 и 84 КАС РФ, суд учитывает, что оно выполнено экспертом специализированного экспертного учреждения, которая имеет высшее образование, степень магистра по направлению подготовки «Строительство»; прошла профессиональную переподготовку по программе «Оценка собственности», специализация «Оценка предприятия (бизнеса)», по программе «Землеустройство», экспертную квалификацию по специальностям: 16.1 и стаж работы с 2008 года, 27.1 и стаж работы с 2014 года. Эксперт ФИО5 предупреждена об ответственности, предусмотренной статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения. Экспертное заключение содержит выводы по всем поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов, а также иные сведения, предусмотренные статьей 82 КАС РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что названное заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в порядке, установленном статьей 62 КАС РФ, не представлено.
Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельных участков не обращались.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости, в материалы дела не представлено, об их наличии суду не заявлялось.
Таким образом, суд считает возможным установить кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 27 апреля 2017 года, 28 марта 2018 года и 27 апреля 2018 года (на даты, по состоянию на которые была установлена их кадастровая стоимость), определенной заключением судебного эксперта № 1114/6-4 от 15 марта 2019 года.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость равной рыночной устанавливается по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Установленные решением суда и внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу, что заявление об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков, принадлежащих административному истцу на праве собственности, равной их рыночной стоимости по состоянию на 27 апреля 2017 года, 28 марта 2018 года и 27 апреля 2018 года, поданное в суд 29 декабря 2018 года, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером № площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные, производственные, складские здания, строения, сооружения и иные объекты пятого класса опасности, определенную по состоянию на 27 апреля 2017 года, в размере 1 565 000 (один миллион пятьсот шестьдесят пять тысяч) рублей,
- с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные, производственные, складские здания, строения, сооружения и иные объекты пятого класса опасности, определенную по состоянию на 28 марта 2018 года, в размере 867 500 (восемьсот шестьдесят семь тысяч пятьсот) рублей,
- с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные, производственные, складские здания, строения, сооружения и иные объекты пятого класса опасности, определенную по состоянию на 27 апреля 2018 года, в размере 867 500 (восемьсот шестьдесят семь тысяч пятьсот) рублей,
- с кадастровым номером № площадью 2500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: промышленные, производственные, складские здания, строения, сооружения и иные объекты пятого класса опасности, определенную по состоянию на 27 апреля 2018 года, в размере 867 500 (восемьсот шестьдесят семь тысяч пятьсот) рублей.
Датой подачи заявления считать 29 декабря 2018 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 1 апреля 2019 года.
Председательствующий И.В. Селиверстова