ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-89/19 от 14.03.2019 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-307/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 14 марта 2019 года

Воронежский областной суд в составе председательствующего судьи Лесничевской Е.В.,

при секретаре Высоцкой Е.А.,

с участием прокурора Кривцова В.А.,

административного истца Берга О.В.,

представителя административного ответчика правительства Воронежской области и заинтересованного лица на стороне административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Демченко К.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению

Берга Олега Викторовича о признании нормативного правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

13 февраля 2019 года административный истец обратился в суд с названным выше административным иском, в котором просит признать недействующими пункты 3.1.20 и 4.15 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08 мая 2009 года № 365, в части, предусматривающей полномочия департамента имущественных и земельных отношений по Воронежской области на предъявление исков о взыскании в бюджет города Воронежа арендной платы и пени за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городе Воронеже.

Свои исковые требования Берг О.В. мотивирует тем, что он является арендатором земельного участка, расположенного в г. Воронеже. Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Бергу О.В. о взыскании задолженности по арендной плате и пени, решением Арбитражного суда Воронежской области указанные требования удовлетворены. Административный истец полагает, что наделение департамента правом на обращение в суд с иском о взыскании задолженности по арендной плате, которая поступает в бюджет городского округа город Воронеж, противоречит требованиям ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области не является администратором доходов соответствующего бюджета, при этом действующее законодательство запрещает осуществление органами государственной власти бюджетных полномочий органов местного самоуправления. Оспариваемые нормы, по мнению административного истца, нарушают его право на исполнение обязательств, возникающих из договора аренды, надлежащему лицу.

В судебном заседании административный истец Берг О.В. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика правительства Воронежской области и заинтересованного лица на стороне административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области по доверенности Демченко К.Ю. возражал против удовлетворения иска, считая оспариваемый нормативный правовой акт вынесенным в пределах компетенции и с соблюдением законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Прокурор Кривцов В.А. полагал, что основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.

Согласно положениям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный акт, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иным правовым актам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из представленного суду договора аренды земельного участка от 19 декабря 2011 года № 1856-11/гз, административному истцу Бергу О.В. передан в аренду земельный участок №1-е по ул. Крейзера г. Воронежа (л.д. 11-13).

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18 июля 2018 года удовлетворены исковые требования департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области о взыскании с индивидуального предпринимателя Берга О.В. задолженности по арендной плате по указанному договору, в удовлетворении встречного иска индивидуального предпринимателя Берга О.В. отказано. При этом Арбитражный суд Воронежской области пришел к выводу, что, обращаясь в суд с иском к Бергу О.В. о взыскании задолженности по арендной плате, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области действовал в пределах полномочий, установленных действующими нормами Земельного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативными актами субъекта Российской Федерации, в том числе, пунктами 3.1.20 и 4.15 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, регулирующим спорные отношения (л.д. 21-28).

Административный истец, полагая, что в отношении него применены пункты 3.1.20 и 4.15 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 08 мая 2009 года № 365, ссылка на которые имеется в мотивировочной части решения Арбитражного суда Воронежской области от 18 июля 2018 года, на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении судом административного дела об оспаривании нормативного правового акта, помимо нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, подлежат выяснению обстоятельства соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Статьей 77 Конституции РФ установлено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, (ст. 17 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 25 Устава Воронежской области в систему органов государственной власти области входят: Воронежская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Воронежской области; правительство Воронежской области - высший исполнительный орган государственной власти, возглавляемый губернатором Воронежской области - высшим должностным лицом Воронежской области; иные органы государственной власти Воронежской области, созданные в соответствии с настоящим Уставом Воронежской области и законами Воронежской области.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Воронежской области от 30.09.2008 № 77-03 «О правительстве Воронежской области» правительство Воронежской области утверждает положения об исполнительных органах государственной власти Воронежской области.

В соответствии со ст. 15 Устава Воронежской области систему нормативных правовых актов области составляют: Устав Воронежской области; законы Воронежской области; постановления Воронежской областной Думы; указы губернатора Воронежской области; постановления правительства Воронежской области; приказы исполнительных органов государственной власти Воронежской области.

Постановления правительства Воронежской области, приказы исполнительных органов государственной власти Воронежской области, принятые в пределах их полномочий и направленные на установление, изменение или отмену общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение в отношении неопределенного круга лиц, являются нормативными правовыми актами и обязательны для исполнения на территории Воронежской области (ст. 44 Устава Воронежской области). Правительство Воронежской области в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения (ст. 44 Устава Воронежской области от 07.06.2006).

В соответствии со ст. 18 Закона Воронежской области от 30.09.2008 № 77-03 «О правительстве Воронежской области» правительство Воронежской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Устава Воронежской области, федерального и областного законодательства издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений правительства Воронежской области.

В соответствии со ст. 10 Закона Воронежской области от 01.02.1995 № ll-з «О нормативных правовых актах Воронежской области» нормативные правовые акты Воронежской области вступают в силу на всей территории Воронежской области в порядке, установленном законодательством Воронежской области о порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области.

Нормативные правовые акты Воронежской области, подлежащие опубликованию в соответствии с действующим законодательством, за исключением нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Воронежской области, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, должны быть официально опубликованы принявшим их органом в течение десяти дней со дня их принятия (издания) соответствующим органом государственной власти Воронежской области (ст. 4 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-03 «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации»).

Официальным опубликованием нормативных правовых актов иных исполнительных органов государственной власти Воронежской области считается первая публикация их полного текста в периодических печатных изданиях, с которыми заключен государственный контракт, предусматривающий официальное опубликование нормативных правовых актов Воронежской области, либо в официальных периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvm.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) (ст. 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-03 «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации»).

Датой официального опубликования постановления правительства Воронежской области считается дата первой публикации его текста в официальном печатном издании, определяемом законом Воронежской области, либо первое размещение (опубликование) в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.gowm.ru) или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Постановления правительства Воронежской области, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания, а при необходимости немедленного их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно (ст. 18 Закона Воронежской области от 30.09.2008 № 77- 03 «О правительстве Воронежской области»).

Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в газете «Молодой коммунар» № 48 от 14.05.2009, «Собрание законодательства Воронежской области», № 5, ст. 221 (подписано в печать 08.07.2009).

Таким образом, постановление правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 издано уполномоченным органом в пределах предоставленных Законом Воронежской области от 30.09.2008 № 77-03 «О правительстве Воронежской области» полномочий, административным ответчиком были соблюдены требования федерального законодательства относительно формы и вида принятого нормативного акта.

Проверив пункты 3.1.20 и 4.15 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 3.3, пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьей 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации, полномочия органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах органа местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ).

Статья 17 Закона № 131-ФЗ, определяя круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения, в части 1.2 закрепляет право субъекта Российской Федерации своим законом, вступающим в силу с начала очередного финансового года, перераспределить полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Одновременно федеральный законодатель в абзаце втором части 1.2 указанной статьи установил запрет на отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии с Законом Воронежской области № 217-ОЗ от 30.12.2014 «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365 утверждено Положение о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее – Положение).

Согласно п.п. 1.1 данного Положения, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - департамент) является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции, а также в области лицензирования отдельных видов деятельности, производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Воронежской области.

В соответствии с п. 3.1.20 Положения (введен постановлением правительства Воронежской области от 09.02.2015 № 60) департамент наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 № 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области».

Пунктом 4.15 Положения закреплено право департамента выступать в судах в защиту государственных интересов с реализацией прав, предоставленных указанным Положением, в том числе заявлять ходатайства, иски, совершать иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации при участии в делах и процедурах банкротства.

Как следует из содержания административного искового заявления и пояснений административного истца в судебном заседании, приведенные нормы оспариваются административным истцом в части полномочий департамента предъявлять иски о взыскании арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые на разграничена, расположенные в городском округе город Воронеж. Между тем, п. 3.1.20 Положения регламентирует правоотношения по перераспределению полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, п. 4.15 Положения устанавливает право департамента на обращение с иском в суд, при этом отношений с участием граждан указанные нормы не регулируют, не содержат каких-либо положений, устанавливающих, изменяющих, либо прекращающих права и обязанности физических лиц.

Закрепленное в пункте 4.15 Положения право департамента выступать в судах в защиту государственных интересов не противоречит положениям пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющего полномочия администратора доходов бюджета по осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, поскольку не наделяет департамент правом на выполнение функций администратора доходов.

Таким образом, департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, обладая полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, имеет право выступать в защиту государственных интересов во всех государственных и судебных органах, в том числе быть истцом и ответчиком. При этом вопрос о наличии у департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области права выступать в суде в качестве истца подлежит разрешению при рассмотрении конкретного спора, что было сделано Арбитражным судом Воронежской области, решение которого оставлено без изменения вышестоящими судебными инстанциями.

Доводы административного истца о том, что оспариваемые нормы нарушают его право на исполнение обязательств по договору аренды надлежащему лицу, суд находит несостоятельными, поскольку представленными суду документами подтверждается поступление авансовых платежей по договору аренды и взысканных судом денежных средств в доход городского округа город Воронеж, нарушение каких-либо иных прав административного истца судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что пункты 3.1.20 и 4.15 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, соответствуют нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, а равно иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, при этом права и законные интересы Берга О.В. не нарушают.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования нельзя признать законными и обоснованными, в связи с чем в иске Бергу О.В. надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Бергу Олегу Викторовичу в удовлетворении административного иска о признании недействующими пунктов 3.1.20 и 4.15 Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009 № 365, в части предусматривающей полномочия департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на предъявление исков о взыскании в бюджет города Воронежа арендной платы и пени за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в городе Воронеже, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Лесничевская

Решение в окончательной форме изготовлено 19.03.2019 г.