ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33-93/20 от 04.12.2020 Воронежского областного суда (Воронежская область)

Дело № 3а-312/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж 4 декабря 2020 г.

Воронежский областной суд в составе

председательствующего судьи Привалова А.А.,

при секретаре Стороженко Е.В.,

с участием представителей

административного истца Пономарева В.В., Копытовой Ю.В.,

Калашникова Д.Ю.,

представителя

административного ответчика Цыганковой Е.М.,

прокурора Сбитневой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тепловые коммуникации» к департаменту государственного регулирования тарифов Воронежской области о признании недействующими приказа департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27 июля 2020 г. № 28/3 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Тепловые коммуникации» потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2019-2023 годов», приказа департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27 июля 2020 г. № 28/4 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО «Тепловые коммуникации», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2019-2023 годов»,

установил:

ООО «Тепловые коммуникации» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими с даты принятия приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 56/51 от 20.12.2019 «О внесении изменений в приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 27.11.2018 № 46/27 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Тепловые коммуникации» потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж на 2019-2023 годы» (в ред. приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 24/1 от 14.06.2019) и приказ № 56/98 от 20.12.2019 «О внесении изменений в приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2018 № 54/95 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на горячую воду для ООО «Тепловые коммуникации», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж на 2019-2023 годы».

При рассмотрении дела оспариваемые приказы департаментом государственного регулирования отменены в связи с принятием заменяющих приказов во исполнение решения Воронежского областного суда от 11.12.2019.

Приказом департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27 июля 2020 г. № 28/3 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Тепловые коммуникации» потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2019-2023 годов.

Приказом департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27 июля 2020 г. № 28/4 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности и тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО «Тепловые коммуникации», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2019-2023 годов.

Административный истец со ссылкой на ст. 46 КАС РФ и п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», подал уточненное административное исковое заявление, в котором в окончательной редакции просил признать недействующими перечисленные выше приказы с даты их принятия (том 4 л.д. 2-27).

По мнению административного истца, орган регулирования необоснованно снизил расходы на оплату труда, приобретение сырья, материалов и ремонт основных средств, исключил из необходимой валовой выручки расходы по сомнительным долгам. При корректировке долгосрочных параметров регулирования на 2020 год неверно определил объем полезного отпуска тепловой энергии, учтенный при расчете необходимой валовой выручки ООО «Тепловые коммуникации», не учел расход тепловой энергии на хозяйственные нужды; необоснованно не включил в НВВ расходы на топливо в размере 2 656,12 тыс. руб.; необоснованно исключил сумму безнадежной дебиторской задолженности и произвел ее корректировку за предыдущие периоды регулирования; повторно произвел отрицательную корректировку необходимой валовой выручки ООО «Тепловые коммуникации» в размере 5 764,55 руб.; не принял во внимание отмену судом решения ФАС России.

В судебном заседании представители административного истца Пономарев В.В., Копытова Ю.В., Калашников Д.Ю. поддержали заявленные требования.

Представитель административного ответчика Цыганкова Е.М. полагала, что оспариваемые приказы приняты в пределах полномочий, в установленной законом форме, опубликованы в установленном порядке, при установлении тарифов заявленные обществом расходы на регулируемую деятельность учтены в необходимой валовой выручке в экономически обоснованном объеме финансовых средств, необходимых регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Сбитневой Е.А., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, ООО «Тепловые коммуникации» (до изменения наименования – ООО «Котельная ДСК») является единой теплоснабжающей организацией, осуществляет производство тепловой энергии на котельной по адресу: <адрес>, транспорт тепла по магистральным и распределительным (внутриквартальным) сетям. Зоной деятельности системы теплоснабжения котельной является часть территории Советского района городского округа город Воронеж (том 1 л.д. 148-155).

Таким образом, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами.

Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания).

Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при ведении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным федеральным законом государственному регулированию.

Полномочиями на установление тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).

Департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное регулирование цен (тарифов) и контроль за их применением на территории Воронежской области (пункт 1.1 Положения о департаменте государственного регулирования тарифов Воронежской области, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 31.03.2020 № 283).

Согласно пункту 1.5 Положения департамент является правопреемником Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области.

В сфере теплоснабжения департамент осуществляет государственные функции по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пп. 3.1.2.2, 3.1.2.7 Положения).

Для определения основных направлений деятельности департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется правление общей численностью не более 9 человек. На основании решений правления принимаются приказы департамента (пункт 6.3 Положения).

Оспариваемые нормативные правовые акты опубликованы на «Портале Воронежской области в сети Интернет» (http://www.govvrn.ru) 31.07.2020, номер опубликования 3606202019300, 03.08.2020, номер опубликования 3606202019331, в порядке, установленном статьей 6 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 86-ОЗ «О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации».

Суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах компетенции департамента, с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу.

Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Проверяя соответствие оспариваемых приказов федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

27 апреля 2018 г. общество обратилось в тарифный орган с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию в горячей воде на 2019 - 2023 гг. с приложением обосновывающих документов (том 4 л.д. 60-66).

На основании этого заявления управлением было открыто дело об установлении тарифа и установлен метод регулирования тарифа - метод индексации (том 4 л.д. 69-73).

В период рассмотрения заявления ООО «Тепловые коммуникации» представлялись дополнительные обосновывающие материалы, в том числе 16.11.2018 по затратам на приобретение материалов и производство ремонта основных средств (том 6 л.д. 96-250, том 7 л.д. 1-33).

По результатам произведенной экспертизы предложений по установлению тарифов экспертом рассчитаны экономически обоснованные тарифы, на основании которых управлением приняты приказы от 27.11.2018 № 46/27 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Тепловые коммуникации» потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж на 2019-2023 годы» (в ред. приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 24/1 от 14.06.2019), приказ от 18.12.2018 № 54/95 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на горячую воду для ООО «Тепловые коммуникации», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж на 2019-2023 годы».

Названные выше приказы решением Воронежского областного суда от 11.12.2019, вступившим в законную силу 28.05.2020, признаны недействующими с даты их принятия (том 10 л.д. 179-194, том 2 л.д. 148-157).

29 апреля 2019 г. общество обратилось в тарифный орган с заявлением о корректировке тарифов на тепловую энергию в горячей воде на 2020 г. с приложением обосновывающих документов (том 8 л.д. 33-40).

На основании этого заявления органом регулирования было открыто дело об установлении тарифов для уточнения плановой необходимой выручки на каждый год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, проведена экспертиза представленного обществом предложения о корректировке тарифов (том 8 л.д. 16-32).

По результатам рассмотрения тарифной заявки общества управлением по государственному регулированию тарифов Воронежской области были приняты приказы от 20.12.2019 № 56/51 «О внесении изменений в приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 27.11.2018 № 46/27 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Тепловые коммуникации» потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж на 2019-2023 годы» (в ред. приказа Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 24/1 от 14.06.2019), от 20.12.2019 № 56/98 «О внесении изменений в приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 18.12.2018 № 54/95 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на горячую воду для ООО «Тепловые коммуникации», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж на 2019-2023 годы».

Эти приказы были отменены ввиду принятия заменяющих приказов от 27 июля 2020 г. №№ 28/3, 28/4, которыми установлены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на тепловую энергию и горячую воду для ООО «Тепловые коммуникации» на 2019, 2020 годы, являющиеся предметом рассмотрения по настоящему административному делу (том 2 л.д. 182-193).

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Необходимой валовой выручкой (далее – НВВ) признается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования). При установлении тарифов с применением метода индексации установленных тарифов НВВ рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из суммы операционных (подконтрольных) расходов, неподконтрольных расходов, расходов на покупку энергетических ресурсов, нормативной прибыли, величины, учитывающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и расчетной предпринимательской прибыли (пункт 35 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э).

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

В силу пункта 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Анализ обоснованности расходов регулируемой организации содержится в экспертном заключении по результатам экспертизы предложений об установлении на 2019-2023 годы тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Тепловые коммуникации» (тепловая энергия в горячей воде) потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж (том 10 л.д. 1-69).

Определение экономически обоснованных размеров тарифов на тепловую энергию (горячая вода) произведено на основании материалов тарифных дел, представленных ООО «Тепловые коммуникации», для корректировки тарифов на 2019, 2020 годы.

Согласно экспертному заключению при расчете необходимой валовой выручки на 2019-2020 годы органом регулирования снижены расходы общества на оплату труда ввиду корректировки численности работников и фонда оплаты труда.

В пункте 42 Основ ценообразования указано, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Предложение общества на 2019 год по данной статье составляло 16 561,51 тыс. руб. из расчета численности персонала по регулируемой деятельности в количестве 46,55 ед. в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 № 65, Нормативов численности руководителей, специалистов, служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 12.10.1999 № 74 (том 5 л.д. 1-22).

16.11.2018 обществом в регулирующий орган переданы дополнительные материалы, в которых расходы на оплату труда рассчитаны в размере 25 926,47 тыс. руб. исходя из численности персонала по регулируемой деятельности 73 единицы (том 7 л.д. 14-33).

На 2020 год корректировка расходов на оплату труда не заявлялась.

При расчете численности работников ООО «Тепловые коммуникации» департамент руководствовался приказом Госстроя России от 22.02.1999 № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (далее - рекомендации Госстроя России № 65) и Приказом Госстроя России от 12.10.1999 № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» (далее - рекомендации Госстроя России № 74), а также учитывал данные о фактической численности работников организации за 2017 год.

При расчете исключены штатные единицы:

- начальника коммерческого отдела, как не относящейся к регулируемому виду деятельности;

- табельщика и уборщика в связи с отсутствием в рекомендациях Госстроя России № 74;

- одна единица инженера КИПиА, поскольку нормативная численность составляет одна штатная единица на каждые 25 центральных тепловых пунктов (таблица 6 рекомендаций Госстроя России № 74);

- три единицы мастера сменного. Согласно пункту 1.6 рекомендаций Госстроя России № 65 нормативами предусмотрена явочная численность рабочих в сутки или смену при продолжительности рабочей недели 40 часов с учетом наиболее полного и рационального использования рабочего времени. Продолжительность одной смены рабочих, обслуживающих отопительные котельные и тепловые сети, составляет 8 часов. Сменность работы рабочих каждой профессии устанавливается администрацией предприятия с учетом производственной необходимости. В материалы тарифного дела ООО «Тепловые коммуникации» не были представлены графики сменности производственного персонала, количество смен определено агентством путем деления количества часов в сутках на продолжительность одной смены и составило 3 смены (24/8=3);

- семь единиц оператора пара и горячей воды, не относящихся к регулируемому виду деятельности;

- две единицы слесаря ремонтника в дежурной службе в связи с тем, что нормативами не предусмотрена численность дежурного персонала (пункт 1.5 рекомендаций Госстроя России № 65), а в механической службе регулируемой организации предусмотрено пять штатных единиц слесарей ремонтников;

- 2.6 единиц аппаратчиков ХВО в связи с непредставлением обществом графиков сменности и объема их работы.

В итоге тарифным органом принято 33 единицы основного персонала.

Принимая во внимание разделение затрат по регулируемому виду деятельности в соответствии с учетной политикой общества пропорционально полезному отпуску тепловой энергии в паре (16,35%) и горячей воде (83.65%), тарифный орган обоснованно принял 27.6 единиц основного персонала пропорционально занятому в регулируемой деятельности (том 5 л.д. 173, 194-203).

Штатные единицы дежурной службы определены тарифным органом в количестве 13.4 с учетом работы специалистов в регулируемой деятельности.

Общая нормативная численность работников общества на регулируемый период принята органом регулирования в количестве 41 единицы.

Определяя фонд оплаты труда в размере 14 561,45 тыс. руб., исходя из численности персонала в 41 единицу и среднемесячной заработной платы 29 596,44 руб., департамент руководствовался Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденным Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16 марта 2017 г. (далее - ОТС).

Пунктом 1.14 ОТС установлено, что соглашение действует с даты подписания до 31 декабря 2022 года включительно.

Согласно пункту 2.3 данного ОТС для расчета плановой среднемесячной тарифной ставки необходимо к минимальной месячной тарифной ставке рабочего первого разряда (минимальному окладу), увеличенной на индекс потребительских цен, применить тарифный коэффициент, соответствующий средней ступени по оплате труда.

Организации обеспечивают минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере МРОТ, установленного федеральным законом (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) (пункт 2.3.1 ОТС от 16 марта 2017 г.).

Определение органом регулирования тарифного коэффициента в размере 2.9 не противоречит названному ОТС.

При определении фонда оплаты труда органом регулирования также учитывались показатели организации за 2017 год, согласно которым фактический объем фонда оплаты труда по регулируемому виду деятельности за последний расчетный период регулирования составлял 13 731,82 руб. (том 5 л.д. 173).

Довод административного истца об обязанности органа регулирования применить ОТС от 8 декабря 2016 г. суд отклоняет.

В пункте 2.3 ОТС от 8 декабря 2016 г. предусмотрено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к данному Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 г., в организациях коммунального теплоснабжения установлена в размере 10 303 руб.

Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (МРОТ) и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Тарифные коэффициенты указаны в приложении № 3 к ОТС и установлены в зависимости от квалификационного уровня работника.

В соответствии с пунктом 1.13 ОТС от 16 марта 2017 г. в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Суд считает, что определение органом регулирования расходов общества на оплату труда на основании ОТС от 16 марта 2017 г. не противоречит пункту 42 Основ ценообразования, и согласуется с фактическим объемом фонда оплаты труда регулируемой организации за последний расчетный период регулирования.

Размер отчислений на социальные нужды верно определен тарифным органом как производный от расходов на оплату труда.

Оценивая оспариваемые нормативные правовые акты в части включения в НВВ расходов на сырье и материалы, ремонт основных средств, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 40 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями.

При определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями (пункт 41 Основ ценообразования).

Последовательный порядок применения информации о ценах определен пунктом 28 - 31 Основ ценообразования.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

В силу положений пунктов 15 и 16 Правил регулирования тарифов, регулируемая организация представляет в тарифный орган необходимые документы и материалы, обосновывающие предложенный размер тарифа.

При этом в соответствии с пунктом 33 Правил регулирования тарифов орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Первоначально обществом при подаче заявления были представлены сведения о затратах на ремонт основных средств в размере 134,56 тыс. руб. (том 5 л.д. 175).

16.11.2018 ООО «Тепловые коммуникации» представлены дополнительные материалы к расчету тарифа на тепловую энергию (том 6 л.д. 96-250).

В частности, предложение регулируемой организации на 2019 год по расходам на приобретение сырья и материалов составляло 17 485,33 тыс. руб., по расходам на ремонт основных средств – 3 187,75 тыс. руб. (том 6 л.д. 100-106).

Обоснование таких расходов сформулировано в планах ремонтных работ и обслуживания оборудования с приложением дефектных ведомостей и расценок на приобретение материалов.

Согласно экспертному заключению регулирующего органа, расходы на сырье и материалы приняты в размере 3 315,25 тыс. руб., расходы на ремонт в размере 2 167,12 тыс. руб.

Тарифный орган обоснованно исключил из заявленных обществом расходов расходы на покупку сырья, материалов и ремонт оборудования по выработке пара, не относящегося к регулируемой деятельности (мероприятия 47, 49, 50, 54, 57, 60, 76, 85, 89).

Осуществляя регулируемую деятельность, ООО «Тепловые коммуникации» несет риск наступления неблагоприятных последствий несоблюдения обязательных к исполнению предписаний действующего законодательства организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).

Часть 3.1 статьи 3 данного закона устанавливает, что конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).

Часть 15 статьи 4 названного закона предоставляет заказчику право не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей.

Аналогичные положения содержатся в положении о закупках товаров, работ, услуг ООО «Тепловые коммуникации» (том 6 л.д. 1-59).

В пункте 5.3 Положения предусмотрено, что проведение закупок осуществляется в соответствии с планом закупок. Не допускается проведение закупок без включения соответствующей закупки в план закупок, за исключением случая закупки стоимостью не свыше 100 тыс. руб.

План закупок на 2019 год обществом не представлен.

Как следует из представленного регулируемой организацией плана мероприятий по ремонту оборудования, по ряду мероприятий расходы на сырье и материалы превышают 100 тыс. руб. (1, 2, 3, 29, 40, 43, 44, 46).

Планирование закупок с нарушением процедуры, установленной Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», не может служить подтверждением экономической обоснованности данных расходов.

Так, к заявке общества приобщены лишь расчеты коммерческих предложений различных поставщиков, без подтверждения соблюдения конкурентных закупочных процедур в отношении товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, что не позволяет оценить обоснованность стоимости приобретения сырья и материалов и проведения ремонта в заявленных объемах.

Также отсутствуют надлежащим образом оформленных актов технического осмотра объектов теплоснабжения, дефектных ведомостей, обосновывающих необходимый объем ремонтных работ на реализацию заявленных мероприятий.

При изложенных обстоятельствах предложение общества по расходам на приобретение сырья и материалов в сумме 17 485,33 тыс. руб., по расходам на ремонт основных средств в сумме 3 187,75 тыс. руб. обоснованно признано органом регулирования не подтвержденным в заявленном размере.

Учитывая изложенное, органом регулирования в соответствии с пунктами 40, 41 Основ ценообразования в тарифе на 2019 год расходы обоснованно приняты на экономически обоснованном уровне в размере 3 315,25 руб. на приобретение сырья и материалов, в размере 2 167,12 руб. на ремонт основных средств.

Давая оценку оспариваемым нормативным актам в части исключения затрат по сомнительным долгам в размере 6 934,2 тыс. руб. ввиду отсутствия экономического обоснования, суд приходит к следующему.

Сумма дебиторской задолженности ООО «Тепловые коммуникации» образовалась на основании определения Арбитражного суда Калужской области от 09.01.2013 по делу № А23-3364/2012, которым требования ООО «Котельная ДСК» в сумме 25 678 287,35 руб. признаны подлежащими удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ОАО «Управляющая компания Советского района», имущества должника (том 7 л.д. 127-129).

Определением Арбитражного суда Калужской области от 26.01.2015 по делу № А23-3364/2012 завершено конкурсное производство, открытое в отношении ОАО «Управляющая компания Советского района» (том 7 л.д. 130-132).

18.02.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации названного выше юридического лица (том 7 л.д. 109-126).

Тарифный орган, рассматривая заявление регулируемой организации о включении в НВВ безнадежного долга в размере 6 934,2 тыс. руб., пришел к выводу об отсутствии документов, подтверждающих возникновение у истца безнадежного долга, дав оценку названным выше документам, представленным обществом в обоснование их включения в состав неподконтрольных расходов (том 10 л.д. 59-60).

При этом тарифный орган руководствовался подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования, в соответствии с которым к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2% НВВ, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Суд не соглашается с выводом органа регулирования о допустимости применения к данным отношениям подпункта «а» пункта 47 Основ ценообразования.

Пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом: 1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности; 2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности; 3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Учет резерва по сомнительным долгам при установлении тарифа необходим для компенсации отвлечения оборотных средств в дебиторскую задолженность, и для исключения повторного учета одного и того же долга при установлении тарифов, гарантируя соблюдение основных принципов государственного регулирования.

В силу абзаца 2 пункта 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, считается сомнительной.

Исходя из требования осмотрительности, предусмотренного пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету», а также учитывая абзац 1 пункта 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в случае признания дебиторской задолженности сомнительной организация обязана создать резерв по сомнительным долгам с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (пункт 2 статьи 266 НК РФ).

Согласно пункту 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству также на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 данного Положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

На дату принятия оспариваемых приказов ООО «Тепловые коммуникации» представило тарифному органу документы, подтверждающие, что дебиторская задолженность в размере 6 934,2 тыс. руб. отвечала признакам безнадежной ко взысканию согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ. Какие-либо документы о размере фактической дебиторской задолженности населения, дающие основания рассматривать долг как сомнительный по подпункту «а» пункта 47 Основ ценообразования, в тарифный орган не предоставлялись.

Более того, решением Воронежского областного суда от 11.12.2019 были признаны недействующими нормативные правовые акты об установлении тарифов на 2019 год для ООО «Тепловые коммуникации» на тепловую мощность и горячую воду, в том числе по мотиву неправильного толкования тарифным органом сущности заявленного к включению в НВВ долга. Суд признал выводы тарифного органа о применении статьи 47 Основ ценообразования основанными на неправильном толковании действующего законодательства. При принятии заменяющего акта тарифный орган должен был дать оценку заявленным расходам по долгу исходя из отнесения его к безнадежным долгам.

Вновь применив нормы статьи 47 Основ ценообразования, не дав оценку представленным обществом документам по данной статье расходов, тарифный орган мотивировал свою позицию наличием заявления регулируемой организации о включении в НВВ сомнительного долга, фактически уклонившись от исполнения решения суда.

Неверное толкование сущности долга, как безнадежного, повлекло за собой ошибку при проведении корректировки долгосрочного тарифа с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифа от значений, учтенных при установлении тарифов на 2017, 2018 годы.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей, в числе прочего, отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов (подпункт «в»).

Согласно пункту 49 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по формуле, одним из значений которой являются скорректированные неподконтрольные расходы в i-м году, определяемые в соответствии с пунктом 39 Методических указаний в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования.

Пункт 39 Методических указаний, к неподконтрольным расходам, в числе прочих, относит расходы по сомнительным долгам в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования.

Таким образом, корректировка по пункту 47 Основ ценообразования допускается только в отношении сомнительных долгов, и органу регулирования не предоставлено право корректировки безнадежного долга в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования.

Органом регулирования не учтено, что корректировка сомнительного долга связана с его правовой природой, допускающей возврат не погашенной в сроки задолженности в периоды осуществления регулируемой деятельности, т.е. корректировка, в данном случае, позволяет исключить необоснованное увеличение НВВ.

Оценивая действия административного ответчика по корректировке безнадежного долга, суд приходит к выводу, что фактически такие действия направлены на пересмотр решений тарифного органа об определении размера НВВ в предыдущих периодах регулирования, что тарифным законодательством не предусмотрено.

Кроме того, суд отмечает, что в экспертном заключении допущены ошибки, приводящие к занижению НВВ.

Так, в экспертном заключении указано, что на 2017 год предложение регулируемой организации по статье расходов «сомнительные долги» составило 8 680,42 тыс. руб., исключены документально не подтвержденные расходы по статье «фактические расходы по сомнительным долгам» (7 921,47 тыс. руб.), экономически необоснованные расходы по сомнительным долгам (8 513,77 тыс. руб.) (стр. 48, 52 заключения). На 2018 год предложение регулируемой организации по статье расходов «сомнительные долги» составило 6 934,2 тыс. руб., размер отрицательной корректировки отсутствует (стр. 59, 60 заключения) (том 10 л.д. 59-60).

Вместе с тем, как видно из протокола заседания правления УРТ по Воронежской области от 12.12.2016 № 54 предложение регулируемой организации на 2017 год по сомнительному долгу составляло 21 587,2 тыс. руб., тарифный орган включил в НВВ такие расходы в размере 2 635 тыс. руб. (том 1 л.д. 102).

Административный ответчик произвел корректировку НВВ со снижением расходов (8 513,77 тыс. руб.), превышающую фактически учтенные им расходы (2 635 тыс. руб.).

Суд считает, что такие действия органа регулирования не направлены на корректировку тарифов, нарушают требования пункта 52 Основ ценообразования, в результате чего происходит безосновательное занижение размера НВВ.

Из протокола заседания правления УРТ по Воронежской области от 23.11.2017 № 47 следует, что предложение регулируемой организации на 2018 год по сомнительному долгу составляло 18 952,2 тыс. руб.; тарифным органом включены в НВВ такие расходы в размере 12 018 тыс. руб. (том 1 л.д. 127).

При этом в экспертном заключении отсутствует размер корректировки по снижению расходов НВВ по сомнительным долгам на 2018 год, ввиду чего расчет административного ответчика о корректировке всех расходов со снижением НВВ на 2018 год на 11 013,78 тыс. руб. не может быть проверен.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

В пункте 22.1 Основ ценообразования установлено, что расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

Фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

В пункте 9.1 Методических рекомендаций содержится аналогичное правовое регулирование.

Согласно экспертному заключению объем полезного отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии определен органом регулирования на основании схемы теплоснабжения городского округа город Воронеж на период до 2033 года, утвержденной приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 28.02.2018 № 124 в количестве 106 116 Гкал (население – 80 897 Гкал) на 2019 год, 108 344,77 Гкал (население 73 027 Гкал) на 2020-2023 годы. Объем технологических потерь при передаче тепловой энергии в отсутствие утвержденных нормативов на 2019 год учтен в размере 17 193 Гкал, на 2020-2023 в размере 15 702 Гкал. Расчетный объем отпуска в сеть тепловой энергии на 2019 год определен в количестве 123 309 Гкал, на 2020-2023 – 124 046,77 Гкал (том 10 л.д. 6-7).

Суд считает, что орган регулирования при определении объема полезного отпуска обоснованно руководствовался предоставленной регулируемой организацией статистической отчетностью о выработке тепловой энергии на период до 2034 года (том 9 л.д. 235-239).

Вместе с тем, суд отмечает, что статистическая отчетность содержит сведения о выработке тепловой энергии для собственных нужд.

Пунктом 8 Методических указаний предусмотрено, что для целей расчета тарифов в сфере теплоснабжения при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой от источника тепловой энергии, используется объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, уменьшенный на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

В экспертном заключении в нарушение названного пункта Методических указаний отсутствуют сведения об определении объема полезного отпуска тепловой энергии с уменьшением на расход тепловой энергии на хозяйственные нужды.

Рассматривая требования административного истца о необоснованном снижении тарифным органом расходов на топливо, суд приходит к следующему.

Расходы на приобретение энергетических ресурсов рассчитываются на каждый год долгосрочного периода регулирования по формуле, установленной в пункте 26 Методических указаний, (пункт 40 Методических указаний), и включаются в НВВ в соответствии с особенностями, предусмотренными пунктами 34 - 38 и 66 Основ ценообразования (пункты 61, 73 Основ ценообразования).

Одним из показателей при определении расходов на топливо в формуле поименован удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии, определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал.

При корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учетом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определенных в прогнозе социально-экономического развития (пункт 50 Методических указаний).

При определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах, предусмотренных пунктом 28 Основ ценообразования, согласно которого используются источники информации о ценах (тарифах) и расходах в изложенном в нем порядке, в том числе установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию (подпункт «а»).

Нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии утверждаются ежегодно департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.

Приказом названного органа от 02.07.2019 № 123 для ООО «Тепловые коммуникации» на 2020 год установлен норматив удельного расхода топлива для выработки тепловой энергии в горячей воде в размере 169,38 кг. у.т./Гкал.

Как следует из экспертного заключения (стр. 38) расходы на топливо на весь период регулирования 2019-2023гг. определены исходя из удельного расхода топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии с коллектора источника тепловой энергии в количестве 164,97 кг. у.т./Гкал. (том 10 л.д. 38).

Действия органа регулирования в этой части противоречат пункту 26 Методических рекомендаций, подпункту «а» пункта 28 Основ ценообразования, поскольку при расчете расходов на топливо должен был приниматься норматив удельного расхода условного топлива, установленный на соответствующий расчетный период регулирования, а норматив 164,97 кг. у.т./Гкал. был утвержден приказом департамента ЖКХиЭ Воронежской области от 30.03.2018 № 66 только на 2019 год.

Экспертом со ссылкой на пункт 55 Методических указаний учтена корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования в размере 7 284,55 тыс. руб. со снижением НВВ (стр. 62 заключения) (том 10 л.д. 62).

В соответствии с пунктом 55 Методических указаний необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, рассчитывается с учетом пунктов 29 - 31 Основ ценообразования по приведенной в нем формуле, в которой, в числе прочих показателей, учитывается корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования с учетом пункта 12 данных Методических указаний.

В случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования (абзац второй пункта 12 Методических рекомендаций).

Как видно из выписки из протокола заседания правления УРТ от 23.11.2017 № 47 при проведении анализа экономической обоснованности величины НВВ, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации, была произведена корректировка с целью отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, со снижением НВВ в сумме 7 284,55 тыс. руб. (том 1 л.д. 128).

Тем самым, корректировка была произведена при установлении тарифов на 2018 год в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования.

Экспертное заключение не содержит обоснования, в чем именно заключаются необоснованные расходы, выявленные по итогам расчетного периода регулирования, с учетом того обстоятельства, что снижение НВВ в результате корректировки фактических значений параметров на 7 284,55 тыс. руб. учтено при установлении тарифов на 2018 год.

В связи с изложенным суд признает, что органом регулирования не приведено обоснование применения корректировки НВВ по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования в размере 7 284,55 тыс. руб. по основаниям, установленным в пункте 55 Методических указаний.

Иные доводы административного истца, касающиеся арифметических ошибок при определении расходов, отмены судом решения ФАС России № СП/31416/19 от 16.04.2019, подлежат учету органом регулирования при принятии заменяющих нормативных правовых актов.

Согласно выписке из протокола заседания правления департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27.07.2020 финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения, включая содержание центральных тепловых пунктов, расходы, связанные с транспортировкой горячей воды учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (том 10 л.д. 108).

Таким образом, неправильный расчет затрат при установлении тарифа на тепловую энергию влечет изменение тарифов на горячую воду, утвержденных приказом департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27 июля 2020 г. № 28/4.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части либо об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов, которыми установлены тарифы, следует учитывать, что неправильный расчет отдельных видов затрат полностью изменяет величину необходимой валовой выручки.

С учетом того, что величина отдельных расходов неправильно рассчитана административным ответчиком, необходимая валовая выручка в данной части подлежит перерасчету.

В случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс (далее - нормативный правовой акт), с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующими со дня принятия:

- приказ департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27 июля 2020 г. № 28/3 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Тепловые коммуникации» потребителям, расположенным на территории городского округа город Воронеж, на период 2019-2023 годов»;

- приказ департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27 июля 2020 г. № 28/4 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на горячую воду (горячее водоснабжение) для ООО «Тепловые коммуникации», осуществляющего горячее водоснабжение с использованием централизованной системы в границах городского округа город Воронеж, на период 2019-2023 годов».

Обязать департамент государственного регулирования тарифов Воронежской области принять нормативные правовые акты, заменяющие названные выше приказы в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит размещению в информационной системе «Портал Воронежской области в сети Интернет» (www.govvrn.ru) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Тепловые коммуникации» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000 (девять тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Привалов

Мотивированное решение составлено 14 декабря 2020 г.