Дело №
УИД 33RS0№-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Карповой Е.В.
при секретаре Гороховой Е.В.,
с участием прокурора Макаровой Д.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования <адрес>, муниципальному бюджетному учреждению «Межпоселенческая центральная библиотека <адрес>» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Гусь-Хрустальный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес>, МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека <адрес>» о возложении на административного ответчика – администрацию МО <адрес> обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для оснащения здания Григорьевской библиотеки, расположенного по адресу: <адрес> информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению; о возложении на административного ответчика – МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека <адрес>» обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание Григорьевской библиотеки, расположенном по адресу: <адрес> информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.
В обоснование указано, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, которой установлено, что при входе в здание Григорьевской библиотеки, расположенном по адресу: Владимирская область, <адрес>, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца помощник Гусь-Хрустального межрайонного прокурора Макарова Д.П. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Также пояснила, что до настоящего времени при входе в здание Григорьевской библиотеки информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании для инвалидов по зрению, не установлена.
Представитель ответчика администрации МО <адрес> в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В заявлении представитель ответчика по доверенности ФИО1 просила о рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО <адрес>. В письменном отзыве указано, что администрация МО <адрес> признает исковые требования в полном объеме, просила предоставить время для добровольного исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека <адрес>», извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явился. В заявлении просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика. В письменном отзыве указано об отсутствии возражений по заявленным исковым требованиям, просят предоставить время для добровольного исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица Григорьевской библиотека – филиал <адрес> в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. В письменном отзыве заведующий Григорьевской библиотекой ФИО2 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, указала, что с иском согласна.
Выслушав прокурора, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со статьей 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) жизнь, здоровье и другие материальные блага подлежат защите в судебном порядке.
На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Круг лиц, в защиту которых обращается прокурор, не индивидуализирован, поскольку любой гражданин Российской Федерации, вне зависимости от проживания на территории муниципального образования, может обратиться в Григорьевскую библиотеку – филиал <адрес> по любому вопросу.
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон №181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям норм вышеназванного Закона, к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В соответствии с пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
В судебном заседании установлено, что Гусь-Хрустальной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой было установлено, что при входе в здание Григорьевской библиотеки, которое расположено по адресу: Владимирская область, <адрес>, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, что подтверждается ответом МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений прокурора следует, что информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, при входе в здание МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека <адрес>» на настоящий момент отсутствует, что не отрицалось в письменных отзывах ответчиками и третьим лицом.
МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека <адрес>» образовано и является муниципальной собственностью МО <адрес>, имеет обособленное имущество, закрепленное за МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека <адрес>» на праве оперативного управления. МБУ «Межпоселенческая центральная библиотека <адрес>» имеет филиал – ФИО3 библиотека.
Доказательств наличия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, при входе в здание по указанному адресу, ответчиками суду не представлено.
Таким образом, вход в здание Григорьевской библиотеки - филиала не соответствует п. 7.1.8 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Данное обстоятельство лишает инвалидов по зрению информации о перемещениях в здании Григорьевской библиотеки - филиала, которое является объектом социальной инфраструктуры, и нарушает принцип полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество, установленный Конвенцией ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация.
До настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения не устранены, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств суд полагает, что исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора о возложении на ответчиков обязанности выделить денежные средства и установить при входе в здание Григорьевской библиотеки - филиала информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Заявленный прокурором срок, в течение которого ответчик обязан выполнить возложенную на него обязанность, с учетом мнения представителей ответчиков, суд полагает разумным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства, необходимые для оснащения здания Григорьевской библиотеки, расположенного по адресу: <адрес> информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения), отображающей информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческая центральная библиотека <адрес>» обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить при входе в здание Григорьевской библиотеки - филиала, расположенном по адресу: <адрес> информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании, для инвалидов по зрению.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Карпова
Мотивированное решение суда изготовлено 21.04.2021