ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 330013-01-2020-000518-05 от 30.07.2020 Меленковского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а- 251/2020

УИД №33RS0013-01-2020-000518-05

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Меленковский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Агашиной М.Ю.,

при секретаре Барчиковской Е.А.,

с участием прокурора Каджая Т.М.,

представителя административного ответчика ФИО4,

представителя заинтересованного лица ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Первая Башенная Компания» к администрации муниципального образования <адрес> о признании недействующим в части нормативного правового акта, возложении обязанности,

установил:

акционерное общество (далее АО) «Первая Башенная Компания», являющееся арендатором земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории муниципального образования город Меленки Владимирской области, обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования <адрес> о признании противоречащим федеральному законодательству и не действующим пункта 16 Приложения к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) администрации Меленковского района «Об утверждении ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена», и возложении на административного ответчика обязанности опубликовать сообщение о решении суда в официальном средстве массовой информации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административного иска АО «Первая Башенная Компания» указало на то, что ДД.ММ.ГГГГ между комитетом по управлению имуществом Меленковского района и ОАО «МегаФон» заключен договор аренды земельного участка , площадью 144 кв.м., с кадастровым номером , расположенного <адрес>, МО <адрес>, примерно в 35 м. по направлению на северо-восток от жилого <адрес>, для размещения антенно- мачтового сооружения. В результате реорганизации ПАО «МегаФон» путем выделения из него образовано АО «Первая Башенная Компания», права и обязанности по указанному договору аренды перешли к АО «Первая Башенная Компания». Полагают, что пункт 16 Приложения оспариваемого постановления, которым установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Связь», в размере «200,0» не соответствует нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Применение оспариваемой нормы влечёт существенное повышение размера арендной платы и не согласуется с принципами экономической обоснованности, запрета необоснованных предпочтений, закрепленными в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца, как арендатора земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

В судебном заседании, как и в состоявшемся ранее судебном заседании, представители административного ответчика ФИО5 и ФИО4 полагали административные исковые требования не законными и не обоснованными, просили в их удовлетворении отказать. Ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающие вид разрешенного использования земель, установлены для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым для вида разрешенного использования- «Связь», установлен размер минимальной и максимальной ставки - «0.5- 210,0». Арендная плата определена исходя из запрета необоснованных предпочтений. Ставка «200» установлена как для земельных участков, расположенных на территории городского поселения, так и для участков, расположенных на территории сельских поселений Меленковского района. Снижение коэффициента нецелесообразно и экономически не выгодно для арендодателя, так как кадастровая стоимость земельных участков, расположенных на территории сельских поселений, невелика. Оспариваемое постановление вынесено администрацией Меленковского района в установленном порядке, в связи с передачей полномочий по решению данного вопроса Советом народных депутатов МО <адрес>.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, Совета народных депутатов <адрес>, ФИО6 (председатель Совета народных депутатов), пояснила в судебном заседании, что Советом народных депутатов МО городское поселение <адрес> утвержден «Порядок управления земельными ресурсами муниципального образования <адрес>». Ранее вопрос об установлении ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории <адрес>, относился к компетенции органов местного самоуправления города. Решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ в утвержденный Порядок внесены изменения, полномочия по решению вопросов об утверждении порядка определения размера арендной платы, ставок от кадастровой стоимости для размера арендной платы за земли, находящиеся на территории городского поселения <адрес>, в т.ч. государственная собственность на которые не разграничена, переданы администрации муниципального образования <адрес>.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда. Об отложении судебного заседания административный истец не просил.

Исходя из положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании нормативного правового акта, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

Суд, с учётом мнения участвующих в деле лиц, полагает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного истца, явка которого не признана судом обязательной и не является таковой по закону.

Заслушав объяснения представителей административного ответчика, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за пользование землей взимается плата, в том числе в форме арендной платы

В силу пунктов 1 и 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом размер арендной платы определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Законом Владимирской области от 25 февраля 2015 года № 10-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Владимирской области или государственная собственность на которые не разграничена, отнесено к полномочиям администрации Владимирской области (пункт 6 части 2 статьи 1).

Постановлением администрации Владимирской области от 28 декабря 2007 года № 969 (с последующими изменениями) утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Владимирской области (далее - Порядок), согласно пункту 8 которого, ставка от кадастровой стоимости земельного участка является основным инструментом дифференциации арендной платы и устанавливается органами местного самоуправления самостоятельно в виде конкретных значений применительно к каждому виду разрешенного использования в пределах, указанных в таблице ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, установленных для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Владимирской области.

Согласно пункту 16 упомянутой таблицы размеры ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка «Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования, указанного в пункте 3.1» составляет «0,5 - 210,0».

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 3 июля 2016 года №334-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в том числе органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Частью 3 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.п. 7 ч. 2 ст. 27 Устава муниципального образования городское поселение <адрес>, принятого решением Совета народных депутатов муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д.137-160)утверждение порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством, отнесено к компетенции Совета народных депутатов <адрес>.

Решением Совета народных депутатов муниципального образования городское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок управления земельными ресурсами муниципального образования городское поселение <адрес> (далее Порядок управления земельными ресурсами) ( т. 1, л.д. 237, 238- 244).

Согласно статье 3 Порядка управления земельными ресурсами органы местного самоуправления муниципального образования городское поселение <адрес> осуществляют владение, пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского поселения, осуществляется органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, если действующим законодательством не предусмотрено иное.

В соответствии со статьей 4 Порядка управления земельными ресурсами, Совет народных депутатов утверждает своим решением, в том числе, установления ставок от кадастровой стоимости для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Владимирской области.

Вместе с тем, решением Совета народных депутатов муниципального образования городское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Порядок управления земельными ресурсами муниципального образования городское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения, в соответствии с которыми владение, пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского поселения <адрес> осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования <адрес>, в частности, администрация муниципального образования <адрес> утверждает порядок определения размера арендной платы, ставки от кадастровой стоимости для расчета арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности <адрес>, земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории <адрес> ( т. 1 л.д.245-246).

В соответствии с пунктом 55 статьи 36 Устава муниципального образования Меленковский район, принятого решением Совета народных депутатов Меленковского района от 29 августа 2007 г. № 81/8, к полномочиям администрации Меленковского района отнесено управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

Как следует из материалов дела, решением Совета народных депутатов муниципального образования городское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принятого до передачи соответствующих полномочий администрации Меленковского района, утверждалась Таблица ставок от кадастровой стоимости земельных участков, учитывающих вид разрешенного использования земель, для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования <адрес>, являющаяся приложением к названному решению Совета народных депутатов <адрес> ( т. 1 л.д. 187, 188-207).

Пунктом 5.7 Таблицы ставок были установлены следующие ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Связь», с описанием вида разрешенного использования земельного участка :

размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования, указанного в пункте 3.1»:-объекты связи - «1,8»;

трубопроводы, кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации, конструкции воздушных линий электропередач и их сооружений, объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, ремонта, являющиеся неотделимой технологической частью указанных объектов- «2,05»;

АТС, радиоцентров, радиостанций, телецентров- «2,0»;

ретрансляционные станции и сооружения, опорные усилительные станции, объекты сотовой связи- «180,0»;

размещение эксплуатационных предприятий связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения- «10,0»;

размещение подземных кабельных и воздушных линий связи и радиофикации- «2,05»;

размещение наземных и подземных необслуживаемых усилительных пунктов на кабельных линиях связи- «2,05»;

размещение наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи - «2,05».

Постановлением администрации Меленковского района от 28 января 2019 г. № 64 утверждались на 2016 год ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, установленных для земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования город Меленки. Пунктом 16 Таблицы ставок (Приложение к указанному постановлению) была установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Связь», с описанием вида разрешенного использования земельного участка: размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования, указанного в пункте 3.1» - « 200 » (т. 1 л.д. 213-220).

Постановлением администрации Меленковского района от ДД.ММ.ГГГГ утверждены ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, согласно Приложению расположенных на территории городского поселения <адрес>; согласно Приложению расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав Меленковского района. Постановление вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 9, 10-45).

Нормативный правовой акт опубликован в издании «Коммунар» от ДД.ММ.ГГГГ (постановление), «Коммунар» от ДД.ММ.ГГГГ (приложения ,2) и размещён на официальном сайте органов местного самоуправления муниципального образования Меленковский район Владимирской области (т. 1 л.д.136).

Пунктом 16 (приложение ) Таблицы ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, установленных для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского поселения <адрес>, была установлена ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающая вид разрешенного использования земельного участка «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка «Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования, указанного в пункте 3.1» в размере «200» ( т. 1 л.д.22).

В дальнейшем в указанный нормативный правовой акт вносились изменения, которые не касались упомянутого пункта 16 Таблицы ставок.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановление администрации Меленковского района от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с предоставленными приведёнными выше нормами федерального, регионального и муниципального законодательства полномочиями, компетентным органом, в надлежащей форме, в соответствии с требуемой процедурой, порядок введения его в действие и опубликования не нарушен, и по этим основаниям постановление администрации Меленковского района административным истцом не оспаривается.

В соответствии с частями 1,2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты; по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации; муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Проверяя соответствие оспариваемого в части постановления администрации Меленковского района нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд учитывает следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Эти принципы являются общеобязательными.

К числу таких принципов относятся:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

Согласно постановлению главы Меленковского района от ДД.ММ.ГГГГ и на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по управлению имуществом Меленковского района, выступающий от имени администрации муниципального образования <адрес>, предоставил ОАО «МегаФон» в аренду земельный участок с кадастровым номером , расположенный на землях населенных пунктов и имеющий местоположение: <адрес>, МО <адрес>, примерно в 35 м. по направлению на северо-восток от жилого <адрес>, с разрешенным использованием- для размещения антенно- мачтового сооружения, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка, общей площадью 144,0 кв.м. ( т. 1 л.д.53, 46-49).

Согласно расчету арендной платы за указанный земельный участок, учитывались площадь, кадастровая стоимость участка, а также коэффициент вида деятельности- 160, размер уровня инфляции на 2012 г. Арендная плата за год составила 112 054, 86 руб. ( л.д. 49).

Применение оспариваемого в части постановления в отношении АО «Первая Башенная Компания», нарушение этим применением его прав, свобод и законных интересов, подтверждается письменными доказательствами, содержащимися в материалах настоящего административного дела. Администрацией Меленковского района в адрес ПАО «МегаФон» направлен расчет арендной платы за земельный участок, предоставленный по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, которая с ДД.ММ.ГГГГ составила 219 035 руб., 32 коп. в год. Из представленного расчета следует, что возросла кадастровая стоимость земельного участка, а также применяется коэффициент вида деятельности «200» ( т. 1 л.д.71, 72).

В результате реорганизации ПАО «Мегафон» права и обязанности по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , расположенного: <адрес>, МО <адрес>, примерно в 35 м. по направлению на северо-восток от жилого <адрес>,перешли к акционерному обществу «Первая Башенная Компания» ( т. 1 л.д. 74-75,76).

В соответствии с приведенным договором аренды и приложениями к нему расчёт арендной платы производится, в том числе с учётом ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земель.

Таким образом, в связи с вынесением постановления администрацией Меленковского района от ДД.ММ.ГГГГ размер ставки от кадастровой стоимости упомянутого земельного участка, по сравнению со ставкой от кадастровой стоимости этого земельного участка, указанной в приложении (расчёт арендной платы) к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ вырос с «160» до «200», что, соответственно, повлекло за собой увеличение арендной платы, подлежащей уплате АО «Первая Башенная Компания».

Наряду с этим следует отметить, что решением Совета народных депутатов муниципального образования городское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ставка от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земель «Связь» с описанием вида разрешенного использования, аналогичного описанию в оспариваемом постановлении -«Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования, указанного в пункте 3.1», составляла «1,8».

Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на то, что значение оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Связь», с описанием вида разрешенного использования земельного участка «Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования, указанного в пункте 3.1» приложения № 1 «Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского поселения <адрес>», утверждённого оспариваемым постановлением администрации Меленковского района, составила «200», а для тех же самых земель, но находящихся в государственной собственности Владимирской области, в соответствии с приложением к постановлению Губернатора Владимирской области от 17 января 2006 года № 8 «О порядке расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Владимирской области» ставка от кадастровой стоимости земельного участка составляет «20», то есть отличается в 10 раз.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 года № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

При принятии нормативного правового акта, помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

В ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу, представителями административного ответчика, для подтверждения возражений против административного иска представлены договор аренды земельного участка, расположенного на территории сельского поселения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ПАО «МегаФон» для размещения антенно- мачтового сооружения, согласно которому арендная плата за участок составила 30 900 руб. в год( т. 1 л.д. 227-232). На примере данного договора аренды во время рассмотрения настоящего дела представлено экономическое обоснование размеров коэффициентов при расчете арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования «Связь» (т. 1 л.д.233-234). В указанном документе не содержится ни сведений о лице (органе, специалисте), производившим расчет и обоснование, имеется лишь подпись заместителя главы администрации, председателя комитета по управлению имуществом ФИО5

Вместе с тем, доказательства анализа и оценки определения доходности земельных участков рассматриваемого вида разрешённого использования, соблюдения принципа экономической обоснованности непосредственно при установлении оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка с видом разрешенного использования «Связь» в размере «200», содержащейся в пункте 16 приложения «Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского поселение <адрес>», утверждённого оспариваемым постановлением администрации Меленковского района, административным ответчиком в суд представлено не было.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что произвольное, без соответствующего экономического обоснования установление администрацией Меленковского района оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «200», содержащейся в пункте 16 приложения «Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского поселения <адрес>», утверждённого постановлением администрации Меленковского района от 28 декабря 2016 г. № 1633, нарушает права и законные интересы субъекта экономической деятельности АО «Первая Башенная Компания», противоречит принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582.

Само по себе увеличение в рассматриваемый срок кадастровой стоимости земельного участка не является надлежащим доказательством произведенного многофакторного анализа и оценки определения доходности земельных участков данного вида разрешённого использования, соблюдения принципа экономической обоснованности непосредственно при установлении оспариваемой ставки от кадастровой стоимости земельного участка.

Довод представителей административного ответчика о том, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав, несостоятелен, поскольку не может быть признано допустимым и не нарушающим права административного истца применение ставки от кадастровой стоимости земельного участка в размере «200» без учета многофакторного анализа земельного участка и документов, непосредственно подтверждающих расчет величины этой ставки на момент вынесения оспариваемого постановления.

Суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, где в статье 213 предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются (часть 7).

АО «Первая Башенная Компания» оспаривается по содержанию, только пункт 16 по установлению ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка «Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования, указанного в пункте 3.1» в размере «200» приложения «Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского поселения <адрес>», утверждённого оспариваемым постановлением, поэтому суд проверил законность положений нормативного правового акта только в оспариваемой части.

С учётом пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд считает необходимым признать нормативный правовой акт не действующим в оспариваемой части со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Коммунар» и на официальном сайте органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и Меленковского района Владимирской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

административное исковое заявление акционерного общества «Первая Башенная Компания» удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 16 по установлению ставки от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающей вид разрешенного использования земельного участка «Связь», описание вида разрешенного использования земельного участка «Размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования, указанного в пункте 3.1» в размере «200» приложения № 1 «Таблица ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель, для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского поселения город Меленки Меленковского района», утверждённого постановлением администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении ставок от кадастровой стоимости земельного участка, учитывающих вид разрешенного использования земель при расчете арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена».

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Коммунар» и на официальном сайте органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и Меленковского района Владимирской области.

Решение может быть обжаловано в течение 1 месяца со дня изготовления в окончательной форме во Владимирский областной суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья подпись1 М.Ю. Агашина

1

Подлинник документа находится в деле №2а-251/2020 в производстве Меленковского районного суда.