Дело № 2а – 2 – 363/2018
УИД № 33RS0017-02-2018-000350-21
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 декабря 2018г.
Собинский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Шульга В.В.
при секретаре Балясниковой Е.Г.
с участием
прокурора Коновалова С.В.
представителя административного ответчика ФИО1
(доверенность от дд.мм.гггг.№...)
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Радужный Владимирской области административное дело по административному исковому заявлению Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации ЗАТО г.Радужный Владимирской области о признании бездействия незаконным, обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости в установленном законом порядке сведения о границах населенных пунктов
У С Т А Н О В И Л:
Владимирский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился с административным исковым заявлением в суд к администрации ЗАТО г.Радужный Владимирской области о признании бездействия незаконным, обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости в установленном законом порядке сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа, и территориальных зон, указывая, что Владимирской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах проведена проверка соблюдения администрацией ЗАТО г.Радужный требований земельного законодательства при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Проведенной в январе - феврале 2018 года проверкой было установлено, что решением СНД ЗАТО г.Радужный от дд.мм.гггг.№... утверждены Генеральный план ЗАТО г.Радужный и Правила землепользования и застройки ЗАТО г.Радужный. Изучение Генерального плана показало, что, в нарушение п. 5.1 ст. 23 ГрК РФ, план не содержал приложение о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Изучение Правил землепользования и застройки ЗАТО г.Радужный показало, что, в нарушение ч.6.1 ст.30 ГрК РФ, приложение к Правилам землепользования и застройки - сведения о границах территориальных зон, не содержали графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с требованиями федерального законодательства к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования и застройки, применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. При этом генеральный план должен содержать сведения, в том числе карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа (п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п.1, 3 ст.23 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч 5.1 ст. 23 ГрК РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений, и который включает в себя, в том числе карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон (п. 8 ст.1, п.п.2, 4 ст.30, п.1 ст.35 ГрК РФ).
В соответствии с п. 6.1 ст.30 ГрК РФ обязательным приложением к правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В силу п.п. 3 и 8 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ населенного пункта и территориальных зон. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», а также подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий (ч. 18 и ч. 18.1 ст. 32 Федерального закона №218-ФЗ). В соответствии с ч. 20 ст. 32 Федерального закона №218-ФЗ такие документы направляются в орган регистрации прав в течение 6 месяцев с момента даты принятия соответствующего решения.
Аналогичные положения ранее были установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
По указанным фактам прокурором принесены протесты, которые СНД ЗАТО г.Радужный были рассмотрены и удовлетворены, из представленной информации следовало, что планируемый срок выполнения необходимых работ (включая направление сведений в ЕГРН) - 4 квартал 2018 года. В рамках контроля за исполнением вышеуказанных требований прокуратурой в адрес администрации ЗАТО г.Радужный направлен дополнительный запрос о предоставлении информации о принятых мерах по устранению нарушений, на который получен ответ, что администрацией приняты меры организационного характера в целях устранения выявленных нарушений, но внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенного пункта, входящих в состав городского округа и территориальных зон в установленном законом порядке, планируется лишь в 3 квартале 2019 года.
Из смысла вышеуказанных норм следует, что на уполномоченные органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований возложена обязанность по принятию мер в целях внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон в установленном законом порядке. Однако, убедительных оснований полагать, что выполнение вышеуказанных требований закона администрацией ЗАТО г. Радужный будет реализовано в 3 квартале 2019 года, не имеется. Невыполнение вышеуказанных требований Закона влечет неполноту и недостоверность систематизированных сведений Единого государственного реестра недвижимости, препятствует удовлетворению потребностей государства, муниципального образования, граждан и юридических лиц в геодезической и картографической сфере, осуществлению кадастровой деятельности, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Кроме того, с 01 января 2021 года вступают в силу положения п.18 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» о дополнении ст.51 ГрК РФ частью 3.2, согласно которой не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
С учетом объема и характера мероприятий, необходимых для внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости, бездействие администрации ЗАТО г.Радужный может привести к существенному нарушению прав заинтересованных лиц в сфере градостроительства. Выявленные нарушения ставят под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц, точное число которых установить не представляется возможным, что вызвало обращение прокурора в суд.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Просил признать незаконным бездействие администрации ЗАТО г.Радужный, выразившееся в непринятии мер по внесению в Единый государственный реестр недвижимости в установленном законом порядке сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа, и границах территориальных зон, определенных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки ЗАТО г.Радужный, утвержденных решением СНД ЗАТО г.Радужный от дд.мм.гггг.№..., обязать администрацию ЗАТО г. Радужный до дд.мм.гггг. обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости в установленном законом порядке сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа, и границах территориальных зон, определенных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки ЗАТО г. Радужный, утвержденных решением СНД ЗАТО г.Радужный от дд.мм.гггг.№....
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные административные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске, дал суду пояснения, аналогичные содержанию административного иска. Подтвердил обстоятельства, выявленные в ходе прокурорской проверки, и нарушения законодательства со ссылкой на правовые нормы, пояснил, что несвоевременное исполнение администрацией требований о внесении сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа, и границах территориальных зон, с учетом внесения изменений в ст.51 ГрК РФ, может привести к существенному нарушению прав заинтересованных лиц в сфере градостроительства.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 исковые требования признал частично, не согласился с тем, что администрация бездействует по данному вопросу, и пояснил, что администрацией принимаются все возможные меры по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границе ЗАТО г.Радужный в соответствии с требованиями действующего законодательства: проведены кадастровые работы по границе ЗАТО г.Радужный, осуществляется планирование необходимых финансовых средств для проведения данных работ, в том числе с использованием субсидии из бюджета Владимирской области, разработано техническое задание на выполнение данных работ, разрабатывается аукционная документация для дальнейшего размещения муниципального заказа, и эти действия не могут быть квалифицированы как бездействие администрации по данному вопросу. В целях безусловного исполнения требований пункта 5.1. статьи 23 и пункта 6.1. статьи 30 Градостроительного кодекса РФ работы по внесению в ЕГРН сведений о границе ЗАТО г.Радужный и территориальных зонах будут выполнены в срок до дд.мм.гггг..
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» территории населенных пунктов являются объектами землеустройства. Определение местоположения границ объекта землеустройства (в том числе населенного пункта) осуществляется посредством выполнения работ по землеустройству (описанию местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ подготавливается карта (план) землеустроительных работ, форма и требования к составлению которой утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 № 621.
Согласно ст.84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ, к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа и правил землепользования, к полномочиям в области градостроительной деятельности относится, в том числе, и подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Территориальное планирование -это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (ст.1 п.2 ГрК РФ).
В силу ч.5.1 ст.23 ГрК РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии с п. 6.1 ст.30 ГрК РФ обязательным приложением к Правилам землепользования и застройки являются сведения о границах территориальных зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
С учетом указанных норм права, для того чтобы установить и описать границу населенного пункта и предоставить данные сведения в государственный кадастр недвижимости, необходимо наличие карты (плана) объекта землеустройства, а также каталог координат поворотных точек границ населенных пунктов в местной системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости, а также текстовое описание прохождения границы. Вся изготовленная документация объекта землеустройства должна пройти процедуру утверждения в составе генерального плана поселения, а, в соответствии с Земельным кодексом РФ, границы населенных пунктов утверждаются только путем утверждения генерального плана поселения, следовательно, решение представительного органа поселения об утверждении генерального плана является правовым актом для установления (изменения) границ населенных пунктов. После утверждения генерального плана вся изготовленная землеустроительная (в том числе карта (план) и градостроительная документация передаются в государственные фонды данных.
В соответствии с ч.2 ст.7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из: 1) реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости); реестра прав, ограничений прав и обременения недвижимого имущества ( реестр прав на недвижимость); реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (реестр границ); реестровых дел; кадастровых карт; книг учета документов.
В соответствии со ст.10 ч.2 п. 5 Федерального закона №2128-ФЗ в реестр границ вносятся сведения об административно-территориальном делении, в том числе описание местоположения границ населенных пунктов.
Согласно п.п.3 и 8 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 218-ФЗ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ населенного пункта и территориальных зон.
Такие документы направляются в орган регистрации прав в течение 6 месяцев с момента даты принятия соответствующего решения (ч.20 ст.32 Федерального закона №218-ФЗ).
Аналогичные положения ранее были установлены Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Функции органа кадастрового учета на территории Владимирской области осуществляет филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области).
Из материалов дела следует, что Владимирской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в ходе проведенной в январе – феврале 2018 года проверки соблюдения администрацией ЗАТО г.Радужный требований земельного законодательства при внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости, было установлено, что решением Совета народных депутатов ЗАТО г.Радужный от дд.мм.гггг.№... утверждены Генеральный план ЗАТО г.Радужный, а также Правила землепользования и застройки ЗАТО г. Радужный.
Однако, в нарушение п.5.1 ст. 23 ГрК РФ, Генеральный план городского округа не содержал приложение о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
В нарушение ч.6.1 ст.30 ГрК РФ, приложение к Правилам землепользования и застройки - сведения о границах территориальных зон, не содержало графическое описание местоположения границ территориальных зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
По указанным фактам прокурором были принесены протесты, которые рассмотрены СНД ЗАТО г.Радужный и удовлетворены, из представленной информации следовало, что планируемый срок выполнения необходимых работ (включая направление сведений в ЕГРН) - 4 квартал 2018 года (л.д. 15, 19-20, 26).
В рамках контроля за исполнением требований дд.мм.гггг. прокуратурой был направлен дополнительный запрос о предоставлении информации о принятых мерах по устранению нарушений, на который получен ответ, что администрацией приняты меры организационного характера в целях устранения выявленных нарушений, но внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенного пункта, входящих в состав городского округа и территориальных зон в установленном законом порядке, планируется лишь в 3 квартале 2019 года (л.д.32, 34).
Поскольку сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа, и границах территориальных зон, определенных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки ЗАТО г. Радужный, утвержденных решением СНД ЗАТО г.Радужный от дд.мм.гггг.№..., до настоящего времени не внесены в ЕГРН, полагая данное бездействие администрации незаконным, прокурор обратился в суд с административным иском, в котором просил обязать администрацию ЗАТО г.Радужный обеспечить внесение в ЕГРН в установленном законом порядке сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа, и границах территориальных зон, определенных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки ЗАТО г. Радужный, утвержденных решением СНД ЗАТО г.Радужный от дд.мм.гггг.№..., до дд.мм.гггг.
Не оспаривая отсутствие внесения предусмотренных федеральным законодательством сведений в ЕГРН, и соглашаясь с требованием прокурора о необходимости его исполнении, представитель административного ответчика привел доводы о том, что администрация ЗАТО г.Радужный принимает все возможные меры по данному вопросу, осуществлен ряд таких мероприятий, как: кадастровые работы по границе ЗАТО <...>, планирование необходимых финансовых средств для проведения работ, в том числе с использованием субсидии из бюджета Владимирской области, разработано техническое задание на выполнение работ, разрабатывается аукционная документация для дальнейшего размещения муниципального заказ (л.д. 39).
Вместе с тем, выявленные нарушения в части отсутствия внесения сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа, и границах территориальных зон в ЕГРН, при наличии ряда мер к их устранению на момент рассмотрения административного дела, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией муниципального образования требований действующего законодательства. Отсутствие в государственном кадастре сведений о границах населенного пункта нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение достоверной информации из государственного кадастра недвижимости о границах населенного пункта, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков, что свидетельствуют о бездействии администрации, как отражено прокурором в административном иске.
Вместе с тем, суд соглашается с доводами представителя административного ответчика об установлении возможного срока исполнения решения суда до дд.мм.гггг., а не до дд.мм.гггг., как указано в административном иске, с учетом необходимого времени по проведению аукциона по размещению муниципального заказа при завершении проведения ряда технических работ, и обращения в ЕГРН.
В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе граждан, неопределенного круга лиц.
Под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела.
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение, что обязанность по внесению сведений о границах населенных пунктов в ЕГРН, предусмотренная законом, административным ответчиком не исполнена, данное бездействие следует признать незаконным, как несоблюдение требований федерального земельного и градостроительного законодательства, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации. Осуществление указанных мероприятий в целях защиты неопределенного круга лиц суд признает обязательным
При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
По правилам ст.187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований, в связи с чем, исходя из требований разумности и времени, необходимого для исполнения решения суда, считает необходимым установить срок исполнения решения до дд.мм.гггг..
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое требование Владимирского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ЗАТО г.Радужный Владимирской области, выразившееся в не принятии мер по внесению сведений о границах населенного пункта муниципального образования ЗАТО г.Радужный Владимирской области в государственный кадастр недвижимости.
Обязать администрацию ЗАТО г.Радужный Владимирской области обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости в установленном законом порядке сведений о границах населенных пунктов, входящих в состав городского округа, и границах территориальных зон, определенных Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки ЗАТО г. Радужный, утвержденных решением Совета народных депутатов ЗАТО г.Радужный от дд.мм.гггг.№..., в срок до дд.мм.гггг..
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Собинский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) В.В. Шульга