ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3305/2023 от 21.09.2023 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело №3305/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 сентября 2023г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего: Кудряшова А.В.

при секретаре: Дедовой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г.Смоленска к Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по принятию мер, направленных на постановку на учет сети газораспределения и газопотребления в качестве бесхозяйной недвижимой вещи,

установил:

прокурор Заднепровского района г.Смоленска обратился в суд с иском к Администрации г.Смоленска о возложении обязанности по обращению в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением о постановке на учет сети газораспределения и газопотребления по адресу: <адрес> в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, указав, что данная сеть является бесхозяйным объектом, относящимся согласно Федеральному закону от 21.07.1997 №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к III классу опасности, ввиду чего непринятие органом местного самоуправления названных мер может повлечь возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Представитель прокуратуры Заднепровского района г.Смоленска ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Администрация г.Смоленска ФИО2 в судебном заседании указала на то, что обращению органа местного самоуправления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением о постановке на учет названной сети газораспределения и газопотребления в качестве бесхозяйной недвижимой вещи предшествует выполнение кадастровых работ с целью постановки данной сети на кадастровый учет, что требует значительных временных затрат.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно но предмета спора, МКУ «Строитель» и ОАО «Жилищник», извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили, возражений на иск не представили.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как предусмотрено ст.225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно п.4 ч.1 ст.16, п.1 ч.1 ст.50, ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.102003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пунктами 4 и 5 ч.6 ст.14 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать, в том числе мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов.

Согласно п.5 Правил охраны газораспределительных сетей, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 №878, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.

По делу установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Заднепровского района г.Смоленска проверки выявлено, что сеть газораспределения и газопотребления, расположенная по адресу: <адрес>, собственника не имеет (сведения об объекте в ГЕРН отсутствуют), техническое обслуживание данной сети не осуществляется, тогда как последняя в соответствии с п.4 Приложения №2 к Федеральному закону от 21.07.1997 №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относится к III классу опасности, в связи с чем отсутствие названного обслуживания создает риски возникновения аварийных ситуаций, причинения материального ущерба, а также угрозу жизни и здоровью граждан, снижает возможности локализации и ликвидации аварий.

16.03.2023 АО «Газпром газораспределение Смоленск» обратилось к Главе администрации города Смоленска с просьбой обеспечить заключение договоров на техническое обслуживание названной бесхозяйной сети и активизировать процедуру оформления ее в муниципальную собственность с целью обеспечения безопасной эксплуатации названной газораспределительной сети (л.д.7-8).

Заместителем прокурора Заднепровского района г.Смоленска ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы города Смоленска направлено соответствующее представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (л.д.13-16).

По результатам рассмотрения упомянутого представления Главой города Смоленска в прокуратуру Заднепровского района г.Смоленска направлено сообщение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому с целью установления правового статуса упомянутой сети Администрацией г.Смоленска направлены соответствующие запросы об указанном объекте; согласно сведениям, предоставленным МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области и СОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации», информация о данной сети в реестре федерального имущества, в реестре государственной собственности Смоленской области, а также в СОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации» отсутствует. АО «Газпром газораспределение Смоленск» представлен акт разграничения имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей газораспределения и газопотребления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому балансодержателем газораспределительного пункта, газопроводов среднего и низкого давления, расположенных по адресу: <адрес>, является МКУ «Строитель», которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ уведомило Администрацию г.Смленска об отсутствии на балансе учреждения упомянутой сети. Вопрос о целесообразности установления в отношении сети газораспределения и газопотребления, расположенной по адресу: <адрес>, статуса бесхозяйной вещи будет вынесен на ближайшее заседание рабочей группы по приему в муниципальную собственность города Смоленска бесхозяйных объектов жилищно-коммунального назначения, утв. распоряжением Администрации г.Смоленска от 04.07.2011 №790-р/адм (л.д.9-10).

Исходя из представленных МКУ «Строитель» в дело доказательств, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых <адрес> выдавалось в ДД.ММ.ГГГГ. Администрацией г.Смоленска МКУ «Строитель» и Управлению муниципального имущества и земельных отношений Администрации г.Смоленска, а технические условия на присоединение газораспределительной сети (распределительный газопровод среднего и низкого давления) названных двух жилых домов выдавались ОАО «Смоленскоблгаз» в ДД.ММ.ГГГГ. Управлению муниципального имущества Администрации г.Смоленска.

С целью постановки названной сети газораспределения и газопотребления в качестве бесхозяйной недвижимой вещи на кадастровый учет Администрацией г.Смоленска с ООО «Смоленское бюро строительных услуг» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № на проведение соответствующих кадастровых работ.

Из анализа п.3 ст.225 ГК РФ можно сделать вывод, что постановка объектов на учет в качестве бесхозяйных с последующим признанием права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями в территориальный орган Росреестра, является обязанностью органа местного самоуправления, который является единственным органом, обладающим правом подачи соответствующего заявления в названный территориальный орган в силу возложенных на него законом полномочий.

Отсутствие собственника бесхозяйной сети газопровода, являющейся источником повышенной опасности, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность жизни и здоровья, поскольку создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Исходя из отсутствия у спорного объекта, обладающего признаками недвижимого имущества, титульного собственника и наличия у него признаков бесхозяйной вещи, бездействие Администрации г.Смоленска по непринятию мер к постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества названной сети, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенной на нее законодательством обязанности.

При таких обстоятельствах, суд находит иск прокурора Заднепровского района г.Смоленска подлежащим удовлетворению с возложением на Администрацию г.Смоленска обязанности по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением о постановке на учет сети газораспределения и газопотребления по адресу: <...> качестве бесхозяйной недвижимой вещи, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать Администрацию г.Смоленска обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением о постановке на учет сети газораспределения и газопотребления по адресу: <адрес>г в качестве бесхозяйной недвижимой вещи, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

Судья А.В. Кудряшов