Дело № – 337/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Рязань 27 октября 2020 года
Судья Советского районного суда г. Рязани Прошкина Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области на постановление и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области № от 28 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области от 28 мая 2020 года Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
В жалобе Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области просит суд постановление признать незаконным и отменить, а производство по делу прекратить.
Посчитав возможным, на основании положений ст. ст. 25.1, 25.2, 25.4 КоАП РФ, рассмотреть дело в отсутствии надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не просивших об его отложении законного представителя и защитника юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, а также потерпевшего, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.
По общему правилу вступившие в законную силу судебные акты, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Принудительное исполнение судебных актов осуществляется службой судебных приставов исполнителей в порядке Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон об исполнительном производстве).
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве также предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Одновременно ст. 105 Закона об исполнительном производстве гласит, что в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора в порядке ст. 112 Закона и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (ч. 2).
Таким образом, за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения, с должника взыскивается исполнительский сбор.
В свою очередь, ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.
При этом, оценка виновности лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, со ст. 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда.
Аналогичная позиция неоднократно приводилась Верховным судом Российской Федерации (Постановления от 3 февраля 2015 года по делу № 309-АД14-6190, А34-3752/2014, от 12 декабря 2014 года № 309-АД14-4867 по делу №А47-7968/2013 и т.п.).
Согласно оспариваемому постановлению № 62030/20/24601 от 28 мая 2020 года и протоколу об административном правонарушении № 858/20/62030-АП от 18 мая 2020 года, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (далее по тексту – Министерство) совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах:
17 июня 2019 года в Межрайонном отделе по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области на основании исполнительного листа, выданного Рыбновским районным судом Рязанской области, было возбуждено исполнительное производство № с предметом исполнения: «обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно привести автомобильную дорогу по ул. Вокзальная г. Рыбное от автодороги «Москва-Самара» - Рыбное-Константиново-подъезд: Рыбное» до пересечения с ул. Кузнецкая г. Рыбное Рязанской области, протяженностью 1130 м, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93».
3 июля 2019 года в отношении должника вынесено постановление о взыскании с должника по исполнительному производству неимущественного характера исполнительского сбора с установлением нового срока исполнения.
24 марта 2020 года в отношении должника вынесено постановление № о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
17 марта 2020 года должнику вручено новое требование об исполнении требования исполнительного документа в срок до 13 апреля 2020 года.
Таким образом, окончанием срока, к которому должник должен был выполнить требования исполнительного документа, являлось 12 апреля 2020 года, а с 13 апреля 2020 года Министерство допустило неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
При таком положении дела, формальные основания для вывода о допущении должником бездействия, содержащего признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, у судебного пристава-исполнителя имелись.
То обстоятельство, что требование судебного пристава-исполнителя не исполнено, Министерство не оспаривает.
Однако, в нарушение требований ст. ст. 2.1, 24.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ судебным приставом-исполнителем вопросы наличия объективных препятствий в неисполнении должником требований исполнительного документа, а также принятия (непринятия) должником всех необходимых мер, направленных на своевременное исполнение решения суда, имеющих, как указывалось выше, существенное значение для оценки его виновности в совершении административного правонарушения, не ставились и не разрешались.
Между тем, в силу положений п. 6 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об автомобильных дорогах) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. 17 вышеуказанного закона, содержание автомобильных дорог в целях обеспечения их сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов.
Аналогичные положения содержатся в ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Закон о безопасности дорожного движения).
Осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 данного Закона).
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Так, ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о принципах организации органов власти) решение вопросов по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Кроме того, по смыслу ч. 4 ст. 17 Закона об автомобильных дорогах, в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик действующих автомобильных дорог требованиям технических регламентов осуществляется капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог.
В целях определения соответствия дорог этим требованиям, владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог в порядке, утвержденном Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 150, с применением в соответствии с распоряжением от 3 октября 2002 года № ИС-840-р «Правил диагностики и оценки технического состояния автомобильных дорог».
Согласно п. 4.1.6 указанных Правил, по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации владельцы дорог выделяют участки, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и, руководствуясь «Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», определяют виды и состав основных работ и необходимых мероприятий.
Классификация, утвержденная Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402, предусматривает разграничение видов дорожных работ по земляному полотну и дорожным одеждам в зависимости от характера деформации и повреждений, их локализации, методов работы и других показателей.
Именно результаты диагностики и оценки дорог являются проектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог (п. 4.1.7 Правил).
Более того, согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которой в своей деятельности полностью самостоятельны.
В соответствии с нормами ст. ст. 28, 31 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти в соответствии с бюджетным законодательством самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
То есть, исходя из принципа разделения властей, вмешательство в хозяйственную, экономическую, финансовую деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, недопустимо.
В ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения определен перечень основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе – программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, реализованной в положениях ст. 10 Закона, посвященных программам обеспечения безопасности дорожного движения.
Названной нормой материального права предусмотрено, что в целях реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы.
В соответствии с Правилами работ по ремонту дорог, в случае, если предусмотренный на содержание автомобильных дорог размер средств областного бюджета на очередной финансовый год и последующие периоды ниже потребности, определенной в соответствии с нормативами денежных затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог, подлежат разработке сметные расчеты, в которых определяются виды и периодичность проведения необходимых работ.
Причем, капитальный ремонт автомобильной дороги включает в себя проектно-изыскательские работы (включая экспертизу проекта) и подрядные работы по капитальному ремонту, а средства, выделяемые на данные виды работ, ограничены бюджетом.
Для приведения обозначенных в исполнительном документе автомобильных дорог в нормативное состояние необходим капитальный ремонт, средства на который ограничены Государственной программой Рязанской области «Дорожное хозяйство и транспорт на 2014-2022 годы», утв. Постановлением Правительства Рязанской области от 30 октября 2013 года № 358, и Законом Рязанской области от 21 декабря 2019 года № 69-ОЗ «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области ранее, а также повторно при составлении протокола были представлены письменные объяснения о возникших препятствиях при исполнении судебного акта, которые не получили оценки и не нашли своего отражения, ни в протоколе об административном правонарушении, как того требует ст. 28.2 КоАП РФ, ни в постановлении по делу об административном правонарушении, как того требует ст. 29.10 КоАП РФ.
При таком положении дела, выводы судебного пристава-исполнителя о наличии со стороны Министерства виновного бездействия в своевременном исполнении требований исполнительного документа являются явно преждевременными.
Более того, Министерство в качестве обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения, связанных с отсутствием бюджетного финансирования, приводило доводы, касающиеся отсутствия обозначенного в исполнительном документе участка автомобильной дороги в Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Рязанской области, что подтверждается Постановлением Правительства Рязанской области от 17 июля 2007 года № 184, и, напротив, содержится в Перечне автомобильных дорог местного значения, что подтверждается Постановлением администрации муниципального образования – Рыбновское городское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области от 27 июля 2017 года № 268.
Из объяснений Министерства следует, что по сведениям ГКУ Рязанской области «Дирекция дорог Рязанской области», ведется работа по передаче автомобильной дороги по ул. Вокзальная г. Рыбное от автодороги «Москва-Самара» - Рыбное – Константиново – подъезд: Рыбное до пересечения с ул. Кузнецкая г. Рыбное Рязанской области, протяженностью 1130 м. из собственности муниципального образования в собственность Рязанской области.
Во всяком случае, в материалах дела доказательств обратного не имеется.
Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта установлен Постановлением Правительства РФ от 13 июня 2006 года № 374.
Министерство осуществляет дорожную деятельность только в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и не имеет возможности, в силу бюджетного законодательства, осуществлять расходование денежных средств областного бюджета на автодороги местного бюджета.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом презумпции невиновности, установленной ст. 49 Конституции, ст. 1.5 КоАП РФ, бремя доказывания всех обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, возлагалось именно на должностное лицо, составившее протокол и рассмотревшее дело об административном правонарушении, прихожу к выводу о недоказанности должностным лицом административного органа обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление, а, следовательно, о наличии оснований для его отмены и прекращения производства по делу по п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области – удовлетворить.
Постановление и.о. начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Рязанской области № от 28 мая 2020 года - отменить, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области – прекратить по п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Рязанский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья