ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 33А-12/168/2012
г.Уфа РБ 05 июня 2012 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Кайгулова З.Ф.,
при секретаре Кабировой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Некоммерческого партнерства «Развивающие игры» Шайхутдинова Р.Р. на постановление судьи Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 марта 2012 года, которым:
некоммерческое партнерство «Развивающие игры» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере ... рублей с конфискацией электронного оборудования в виде сорока пяти единиц системных блоков, изъятых с места происшествия по протоколу осмотра места происшествия от ... года,
У С Т А Н О В И Л А:
Постановлением исполняющего обязанности прокурора ... РБ от ... года по результатам проверки по факту соблюдения законодательства, регламентирующего деятельность по организации и проведению азартных игр на территории ... РБ в отношении НП «Развивающие игры» возбуждено производство административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.1.1. КоАП РФ. Дело передано для рассмотрения в Калининский районный суд ... Республики Башкортостан.
Судьей вынесено вышеуказанное постановление.
Защитником Некоммерческого партнерства «Развивающие игры» Шайхутдиновым Р.Р. на данное постановление судьи подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обосновании жалобы указано, что материалы дела судом не исследовались, деятельностью по предоставлению услуг развлекательного оборудования занимается ИП Сахибгареев, ему же принадлежит игровое оборудование, он арендует помещение в .... НП не успело приступить к своей деятельности по указанному адресу. Какие- либо карты НП Развивающие игры в материалах дела отсутствуют и не изымались.
В судебном заседании защитник Некоммерческого партнерства «Развивающие игры» Шайхутдинов Р.Р. поддержал жалобу, пояснив, что на момент проверки НП «Развивающие игры» свою работу еще не начало, они лишь хотели оформить помещение в субаренду у ИП ..., договор на тот момент еще не был заключен. Рейтинговые карты оставил в помещении ... – учредитель НП «Развивающие игры» вместе с остальным документами для заключения договора субаренды с ИП Сахибгареев, как их хотел использовать последний, НП «Развивающие игры» не известно.
Законный представитель НП «Развивающие игры» Ц., прокурор ... РБ, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах своей неявки не представили, об отложении разбирательства дела не просил. С учетом мнения Шайхутдинова Р.Р. считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений и.о. прокурора ... РБ, выслушав защитника Шайхутдинова Р.Р., нахожу постановление судьи подлежащим изменению в части назначенного наказания.
Часть 1 статьи 14.1.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи.
В соответствии с ч.1 ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с ч.3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
В соответствии со ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов) является лицензируемой.
Статьей 5 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 года № 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ) государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании данной деятельности.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ азартная игра - это основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
выигрыш - это денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
игровой автомат - это оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством по средствам используемой программы для ЭВМ и без участия организатора азартной игры или его работников.
Статьей 3 названного Закона установлено, что государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах.
Под разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне понимается документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений. При этом азартной игрой является основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Деятельность по организации и проведению азартных игр это деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (ст. 4 Закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ).
В статье 13 этого же Закона указано, что разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне предоставляет организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне при соблюдении требований и ограничений, установленных решением о создании соответствующей игорной зоны.
Деятельность игорных заведений, не имеющих разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, должна быть прекращена до ... года, за исключением букмекерских контор и тотализаторов (ст. 16 Закона N 244-ФЗ).
Игорные зоны создаются на территориях следующих субъектов Российской Федерации: ... и ... (данные игорные зоны включают в себя часть территории каждого из указанных субъектов РФ).
Вне игорных зон действующим законодательством допускается осуществление деятельности юридическими лицами по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Такая деятельность в соответствии с п.п. 104 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N451).
В соответствии со ст.1 Закона Республики Башкортостан «О запрете на территории Республики Башкортостан деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов» от 28.06.2007 года № 437-3 на территории Республики Башкортостан деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов запрещена с 01 января 2008 года.
Таким образом, организация и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи образует состав административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ.
Понятие игрового автомата, содержащееся в Федеральном законе № 244-ФЗ от 29.12.2011 г., не содержит требования о наличии в игровом автомате устройств для приема и выдачи денежных знаков или их заменителей. Основной и необходимой частью игрового автомата, которая определяет его функциональную принадлежность, является центральный блок управления с заложенной игровой программой, определяющей результат игры в нем
Следовательно, игровой автомат без устройства приема и выдачи денежных знаков или их заменителей, при наличии центрального блока управления, содержащего игровую программу, также является игровым автоматом, использование которых запрещено на территории Республики Башкортостан.
Таким образом, отсутствие купюроприемника в игровом оборудовании, не лишает игровой автомат его основного признака - определение случайным образом выигрыша, являющегося результатом азартной игры.
Как следует из материалов дела, прокуратурой ... была проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего деятельность по организации и проведению азартных игр на территории ..., в ходе которой ... года сотрудниками ОЭБ и ПК ОП №... Управления МВД России по ... в игровом клубе, расположенном по адресу: ... проведено оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка».
В результате проведенной проверки установлено, что по адресу: ... функционирует НП «Развивающие игры», которое осуществляет организацию и проведение азартных игр на территории ... в нарушение действующего порядка по организации и проведении азартных игр на территории Российской Федерации.
Судьей верно установлено, что в нарушение указанных требований закона НП «Развивающие игры» осуществляет на территории ... по адресу: Республики Башкортостан, ... деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов под видом сдачи электронного оборудования - симуляторов в аренду без специального разрешения (лицензии).
Факт совершения НП «Развивающие игры» правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1.1 КоАП РФ, виновность юридического лица подтверждены совокупностью доказательств, которые были оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении (л.д.2-6), объяснениями А., явившегося участником ОРМ «контрольная закупка» (л.д.7), свидетеля Б., пояснившей в судебном заседании, что сотрудник НП «Развивающие игры» Файзуллина зачисляла баллы в аппарат согласно рейтинговой карте, в случае выигрыша Ф. выдавала посетителю рейтинговую карту соответствующего номинала и направляла к Б. для получения выигрыша (л.д.10), постановлением о проведении проверочной закупки (л.д.8), протоколом осмотра места происшествия (л.д. 11-14), рапортом оперуполномоченного ОБЭП и ПК ОП №... Управления МВД России по ... ст. лейтенанта полиции А. (л.д.26), протоколом передачи денежных средств (л.д.28), протоколом выдачи денежных средств (л.д.29), рейтинговыми картами (л.д.44), показаниями свидетелей М., Б. (л.д.53-54).
Доказательств наличия специального разрешения (лицензии)НП «Развивающие игры» не представило.
Используемое оборудование имеет центр (блок) управления с заложенной программой, определяющей результат игры на нем случайным образом по средствам используемой программы для ЭВМ и без участия работников игрового клуба, что соответствует определению игрового автомата, приведенному в ст. 4 Закона от 29.12.2006 г. N 244.
При таких обстоятельствах, вывод судьи о наличии события и состава правонарушения, о виновности НП «Развивающие игры» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.1.1 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, не согласиться с ним оснований не усматриваю. Действия НП «Развивающие игры» квалифицированы правильно.
Основное административное наказание НП «Развивающие игры» назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.
Вместе с тем, проверяя вывод судьи о необходимости назначения дополнительного наказания в виде конфискации электронного оборудования прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 3.7 КоАП РФ предусмотрена конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация назначается судьей.
Однако, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусматривающем возможность применения наказания в виде конфискации имущества, являющегося орудием совершения либо предметом административного правонарушения, необходимо иметь в виду положения, изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 3.7 и ч. 2 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СтройКомплект". Из них следует, что в случаях, когда субъектом такого административного правонарушения является не собственник, а лицо, владеющее орудием совершения или предметом административного правонарушения на ином законном основании (например, договора аренды), применение конфискации возможно лишь в случае установления на законодательном уровне механизма обеспечения гарантий участия собственника данного имущества в производстве по делу об административном правонарушении и при условии, что будет доказан факт передачи имущества лицу, совершившему административное правонарушение, в целях осуществления противоправной деятельности.
Подобный механизм в настоящее время законодателем не установлен.
Анализ приведенных выше положений позволяет прийти к выводу о том, что возможность назначения административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения находится в прямой зависимости от оснований, на которых лицо, совершившее административное правонарушение, владело данным имуществом.
Как следует из материалов дела, развлекательные аппараты Интеллект Гейм-14 в количестве ... шт. и развлекательные аппараты Интеллект Гейм -21 в количестве ... шт. принадлежат ИП С. на основании договора купли-продажи от ... года (л.д.24-25).
При таких обстоятельствах конфискация электронного оборудования, не принадлежащего на праве собственности лицу, привлекаемому к административной ответственности – НП Развивающие игры», не является законной. Данный довод жалобы заслуживает внимания и не может быть опровергнут.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Постановление судьи в части назначения дополнительного наказания подлежит изменению.
Иные доводы подателя жалобы являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств.
Оснований к отмене обжалуемого решения по изложенным в жалобе доводам не усматриваю.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л А:
Постановление судьи Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 11 марта 2012 года в отношении Некоммерческого партнерства «Развивающие игры» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.1.1 КоАП РФ, изменить, исключить из постановления указание на применение дополнительного наказания в виде конфискации электронного оборудования в виде сорока пяти единиц системных блоков, изъятых с места происшествия по протоколу осмотра места происшествия от ... года.
В остальном постановление суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан З.Ф. Кайгулова
Справка: судья Мугинова Р.Х.