ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу № 33А-12/376/2014
г.Уфа РБ 16 июля 2014 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б.,
при секретаре Аминеве И.Р.,
рассмотрев жалобу начальника отдела охраны труда Государственной инспекции труда РБ ФИО1 на решение Нефтекамского городского суда РБ от 2 июня 2014 года, которым
постановление начальника отдела охраны труда Государственной инспекции труда РБ ФИО1 от 9 апреля 2014 года о привлечении к административной ответственности ДС по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, – отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением начальника отдела охраны труда Государственной инспекции труда РБ ФИО1 от 9 апреля 2014 годаДС привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, за нарушение п. 44 порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года №342н, не был предоставлен отчет об аттестации.
Судьей Нефтекамского городского суда РБ по жалобе заведующего ДС ФИО2 принято вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решением Нефтекамского городского суда, начальник отдела охраны труда Государственной инспекции труда РБ ФИО1 обжаловал его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить. В обоснование указывает на то, что аттестация не была своевременно проведена, соответствующих документов при проведении проверки представлено не было. Цель аттестации достигнута не была, поскольку работникам, работающим с вредными условиями труда льготы и компенсации не предоставляются.
В судебном заседании представитель Государственной инспекции труда РБ ФИО3 жалобу и изложенные в ней доводы поддержал.
Директор ДС г.Нефтекамска ФИО2 и защитник ДС Султанов Р.Ф. в удовлетворении жалобы просили отказать.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.
Ответственность, предусмотренная частью 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает в случае нарушения законодательства о труде и об охране труда и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением начальника отдела охраны труда Государственной инспекции труда РБ ФИО1 от 9 апреля 2014 годаДС привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Отменяя постановление начальника отдела охраны труда Государственной инспекции труда РБ ФИО1 от 9 апреля 2014 года, судья городского суда пришла к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, так как должностным лицом при привлечении ДС не принято во внимание то обстоятельство, что на момент проверки имелся приказ о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, 02 августа 2013г. было утверждено заключение №08-080-409 государственной экспертизы условий труда ДС.
С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда возлагается на работодателя.
В силу ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации аттестация рабочих мест по условиям труда представляет собой оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Как следует из материалов дела, на момент проведения проверки инспекцией труда в ДС была проведена частичная аттестация, по результатам которых был установлен класс условий труда 8 рабочих мест (л.д.13), по остальным 21 рабочим местам в установленном законом порядке класс условий труда определен не был.
Заведующая ДС ФИО2 подтвердила установленные выше обстоятельства и не отрицала, что на момент проведения проверки заключение экспертизы по аттестации остальных рабочих мест имелось, но не было получено юридическим лицом в связи с тем, что у ДС отсутствуют денежные средства для расчета с экспертным учреждением.
Данные обстоятельства оценку судом первой инстанции не получили.
При таких обстоятельствах вывод судьи Нефтекамского городского суда РБ от 02 июня 2014г. о признании незаконным постановления должностного лица является преждевременным, поскольку вынесено в нарушение требований ст. 26.1 и ст. 26.11 КоАП РФ, и подлежит отмене по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ДС дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст.5.27 КоАП РФ, имели место 2 апреля 2014 года.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, срок давности привлечения ДС к административной ответственности истек 3 июня 2014 года.
Исходя из смысла указанных норм вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда решение судьи, которым было отменено постановление должностного лица, не вступило в законную силу.
Таким образом, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы начальника отдела охраны труда Государственной инспекции труда РБ ФИО1на решение городского суда в Верховном Суде РБ является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения.
При таких обстоятельствах решение Нефтекамского городского суда от 2 июня 2014 г. и постановление начальника отдела охраны труда Государственной инспекции труда РБ ФИО1 от 9 апреля 2014 года подлежат отмене, производство по делу- прекращению за истечением срока привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
постановление начальника отдела охраны труда Государственной инспекции труда РБ ФИО1 от 9 апреля 2014 года и решение Нефтекамского городского суда от 2 июня 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ДС – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения ДС к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
справка: судья Ахтямова Л.Р.