ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33А-12/440/17 от 31.05.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу № 33А-12/440/2017

г.Уфа РБ 31 мая 2017 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио начальника Поволжской Государственной инспекции пробирного надзора ФИО2 на постановление судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата, которым

Общество с ограниченной ответственностью «Сильверэкомет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения,

У С Т А Н О В И Л А:

дата ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Поволжской Государственной инспекции пробирного надзора ФИО3 в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сильверэкомет» (далее ООО «Сильверэкомет», Общество) составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении было направлено в Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан, судьей которого вынесено вышеприведенное постановление.

Не согласившись с постановлением судьи, врио начальника Поволжской Государственной инспекции пробирного надзора ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Башкортостан. В обоснование указывает на то, что судом при рассмотрении дела неверно применены нормы материального права, не дана оценка доводам постановления должностного лица, о том, что Общество не представило в уполномоченный орган все необходимые сведения по сделкам, подлежащим обязательному контролю, до момента обнаружения административного правонарушения. Действия Общества неверно квалифицированы по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, тогда как действия Общества подлежат квалификации по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

В судебном заседании ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Поволжской Государственной инспекции пробирного надзора ФИО3 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Законный представитель ООО «Сильверэкомет» ФИО1 и защитник Общества ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы считали необоснованными.

Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 названной статьи действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Как следует из материалов дела, дата в 16.00 часов по адресу: адрес, адрес, адрес (адрес территориально-обособленного подразделения Общества) в результате проведенной работниками Поволжской государственной инспекции пробирного надзора выездной проверки (акт проверки от дата№...), установлено, что основным видом деятельности Общества является обработка отходов и лома драгоценных металлов (код вида деятельности 38.32.2).

Как следует из материалов дела и не оспаривается Обществом, ООО «Сильверэкомет» состоит на учете с дата в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №... по адрес как организация, осуществляющая операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, о чём имеет свидетельство о постановке на специальный учет от дата№....

В связи с тем, что Общество осуществляет операции с драгоценными металлами, на него распространяются требования Федерального закона от дата № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее- Федеральный закон № 115-ФЗ).

В целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, Общество применяет правила внутреннего контроля (далее ПВК), утверждённые дата.

Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

В нарушение раздела 3 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Приказом Росфинмониторинга от дата№... (далее - Положение №...), Программа подготовки и обучения кадров организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Общества (раздел 9 Правил внутреннего контроля Общества), не содержит наименований, правил и программ осуществления внутреннего контроля, не предусматривает изучении конкретных типологий, характерных схем и способов отмывания доходов преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.

В нарушение п.п. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ Общество в установленные сроки (не реже чем один раз в три месяца) не осуществляло проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и не информировало о результатах таких проверок уполномоченный орган.

Обществом допущено 3 (три) факта направления в уполномоченный орган сообщений об операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, совершаемых его клиентами с нарушением срока, установленного подпунктом 4 пункта статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения, операции).

Обществом в рамках договора купли-продажи от дата№...-№... поставлялись в адрес ИП ФИО6 драгоценные металлы (золото в гранулах, серебро в стандартных слитках).

Факты поставки (отгрузки) партий товара Обществом подтверждаются товарными накладными от дата№... (на сумму 3290656,46 руб.), от дата№... (на сумму 1032060,00 руб.).

Обществом в рамках указанного договора совершены поставки партий товара (произведены операции с имуществом).

Операции с драгоценными металлами совершены дата и дата. Сообщения об операциях №№... и 2 направлены в Росфинмониторинг дата.

ООО «Сильверэкомет» в рамках договора купли - продажи от дата№...-№... поставлялись в адрес ООО «...» драгоценные металлы (серебро в гранулах, серебро в стандартных слитках).

Факты поставки (отгрузки) партий товара Обществом подтверждаются товарными накладными от дата№... (на сумму 1989702 руб.), от дата№... (на сумму 860086 руб.).

Обществом в рамках указанного договора совершены поставки партий товара произведены операции с имуществом).

Первая операция с драгоценными металлами совершена дата. Сообщение об операции №... направлено в Росфинмониторинг дата.

В нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Общество документально не зафиксировало и не представило в уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, сведения о 18-ти (восемнадцати) операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, совершаемых его клиентами:

Обществом в рамках договора купли-продажи от дата№...-ДМ поставлялись в адрес ООО «...» драгоценные металлы (серебро в гранулах).

Факты получения Обществом денежных средств от покупателя подтверждаются счетами па оплату от дата№... на сумму 1190202 руб. и от дата№... на сумму 860086 рублей, актом сверки взаимных расчетов, отчетом по проводкам за март 2016 года - январь 2017 года.

Оплата производилась дата на сумму 200000 руб., дата - 300000 руб., дата - 200000 руб., дата - 299500 руб., дата - 60000 руб., дата - 200000 руб., дата - 280202 руб., дата - 450000 руб., дата -130000 руб.. дата – 100000 руб., дата – 150086 руб., дата – 55000 руб., дата – 200000 руб., дата - 125000 руб., дата – 100000 руб.

Сумма по рассматриваемой сделке, совершённой клиентом ООО «Сильверэкомет», превысила пороговое значение в 600000 рублей 4 раза.

Обществом в рамках договора купли-продажи от дата№... поставлялись в адрес ООО «Производственно-коммерческая фирма «... драгоценные металлы (серебро в гранулах).

Факты получения ООО «Сильверэкомет» денежных средств от покупателя подтверждаются актом сверки взаимных расчетов, отчетом по проводкам за марта 2016 года – январь 2017 года.

Оплата производилась дата на сумму 209650,00 руб., дата – 1153177,20 руб. и дата-105500,00 руб.

Сумма по рассматриваемой сделке, совершённой клиентом Общества, превысила пороговое значение в 600000 рублей 1 раз.

ООО «Сильверэкомет» в рамках договора купли-продажи от дата№... поставлялись в адрес ООО ...» драгоценные металлы (серебро в гранулах).

Факты получения Обществом денежных средств от покупателя подтверждаются счетами на оплату от дата№... на сумму

1024795 руб. и от дата№... на сумму 760651,50 руб., актом сверки взаимных расчетов, отчетом по проводкам за март 2016 года - январь 2017 года.

Оплата производилась дата на сумму 760651,50 руб., дата - 710243 руб., дата – 1024795 руб., дата - 400000 руб., дата – 1229398 руб., дата -70000 руб.

Сумма по рассматриваемой сделке, совершённой клиентом Общества, превысила пороговое значение в 600000 рублей 4 раза.

Обществом в рамках договора купли-продажи от дата№... поставлялись в адрес ООО ...» драгоценные металлы (серебро в гранулах).

Факты получения ООО «Сильверэкомет» денежных средств от покупателя подтверждаются счетами на оплату от дата№... на сумму 431830,80 руб. и от дата№... на сумму 1020000 руб., актом сверки взаимных расчетов, отчетом по проводкам за март 2016 года - январь 2017 года.

Оплата производилась дата на сумму 590000 руб., дата - 110000 руб., дата - 320000 руб., дата - 200000 руб., дата - 500000 руб., дата - 247700,60 руб.

Сумма по рассматриваемой сделке, совершённой клиентом Общества, превысила пороговое значение в 600000 рублей 2 раза.

Обществом в рамках договора купли-продажи от дата№... поставлялись в адрес ...» драгоценные металлы (серебро в гранулах).

Факты получения ООО «Сильверэкомет» денежных средств от покупателя подтверждаются счетами на оплату от дата№... на сумму 850085,00 руб., актом сверки взаимных расчетов, отчетом по проводкам за март 2016 года - январь 2017 года.

Оплата производилась дата на сумму 400000 руб., дата - 190000 руб., дата - 260085 руб., дата - 200000 руб., дата - 500000 руб., дата - 350000 руб., дата - 200000 руб., дата - 298000 руб., дата - 300000 рублей.

Сумма по указанной сделке, совершённой клиентом Общества, превысила пороговое значение в 600000 рублей 3 раза.

ООО «Сильверэкомет» в рамках договора купли-продажи от дата№... поставлялись в адрес ООО ...» драгоценные металлы (серебро в гранулах).

Факты получения Обществом денежных средств от покупателя подтверждаются счетами на оплату от дата№... на сумму 847848 руб., от дата№... на сумму 1821886,55 руб., актом сверки взаимных расчетов, отчетом по проводкам за март 2016 года - январь 2017 года.

Оплата производилась дата на сумму 1821886,55 руб., дата -817848 руб.

Сумма по данной сделке, совершённой клиентом Общества, превысила пороговое значение в 600000 рублей 2 раза.

Обществом в рамках договора купли-продажи от дата№... поставлялись в адрес ИИ ФИО6 драгоценные металлы (золото в гранулах, серебро в стандартных слитках).

Факты получения денежных средств от покупателя подтверждаются счетами на оплату от дата№... на сумму 1032060 руб., от датадата364,38 руб., отчетом по проводкам за март 2016 года - январь 2017 года.

Оплата производилась дата на сумму 3298364,38 руб., дата - 1032060 рублей.

Сумма по вышеуказанной сделке, совершённой клиентом Общества, превысила пороговое значение в 600000 рублей 2 раза.

По факту проверки административным органом составлен акт №... от дата, в котором отражено неисполнение ООО «Сильверэкомет» требований действующего законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих контролю.

Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления от дата в отношении ООО «Силвеэкомет» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции, переквалифицировав действия ООО «Сильверэкомет» с части 2 ст.15.27 КоАП РФ на ч.1 статьи 15.27 КоАП РФ в обоснование указал, что Обществом направлено 21 сообщение в Росфимониторинг по сделкам с иным имуществом (драгоценными металлами), данных о том, что неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля повлекло непредставление в уполномоченный орган сведений о соответствующих операциях, что имеет значение для квалификации деяния по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ, не имеется. При таких обстоятельствах не надлежащее осуществление внутреннего контроля путем невыполнения действий по направлению информации о перечисленных выше операциях, повлекшее непредставление сведений о них в уполномоченный орган, не может вменяться в вину ООО «Сильверэкомет».

Переквалификация действий ООО «Сильверэкомет» на ч.1 ст.15.27 КоАП РФ по мнению суда первой инстанции необходима в связи с тем обстоятельством, что в рамках рассмотрения дела был установлен факт ненадлежащего осуществления ООО «Сильверэкомет» внутреннего контроля, повлекшее представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, по договорам купли-продажи от дата№...-№... между ООО «Сильверэкомет» и ИП ФИО6 по поставке драгоценных металлов, операции по которым совершены дата и дата. Сообщения об операциях №№... и 2 направлены в Росфинмониторинг дата.

Также аналогичные обстоятельства были установлены по договору купли-продажи от дата№...-ДМ, о поставке драгоценных металлов (серебро в гранулах, серебро в стандартных слитках) между ООО «Сильверэкомет» и ООО «...», операция с драгоценными металлами совершена дата. Сообщение об операции №... направлено в Росфинмониторинг дата.

С данным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ образуют действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма

Обязанность документального фиксирования и представления в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, закреплена подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Согласно информационных писем Росфинмониторинга от дата без номера и от дата№... в случае, если стоимость отдельной партии товара либо сумма отдельного платежа по договору (сделке) меньше порогового значения, каждый раз, когда сумма платежей и/или стоимость нескольких партий товара достигнет порогового значения, организация (индивидуальный предприниматель) представляет сведения как об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Протоколом об административном правонарушении по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ от дата№... ООО «Сильверэкомет» вменяется, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Общество документально не зафиксировало и не представило в уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, сведения о 18-ти (восемнадцати) операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, совершаемых его клиентами.

Информационное письмо №... согласовано с ФКУ «Пробирная палата России» и является документом, закрепляющим официальную позицию контролирующих органов по вопросам применения Федерального закона № 115-ФЗ и принятых на его основе подзаконных нормативных правовых актов.

К ответу на предписание Инспекции от дата Обществом приложены «Доказательства направления информации в уполномоченный орган в соответствии с актом проверки и предписанием №...», а именно карточки сообщений (ФЭС) об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

Обществом было направлено 22 сообщения по операциям с денежными средствами, произведенными его клиентами, за период с марта 2016 года по январь 2017 года.

Данные сообщения Общество направило в период с дата по дата в целях устранения выявленного в ходе проверки нарушения, по операциям с денежными средствами, т.е. по операциям, указанным в протоколе об административном правонарушении от дата№....

Таким образом, ООО «Сильверэкомет» не представило в уполномоченный орган все необходимые сведения по сделкам, подлежащим обязательному контролю, до момента обнаружения административного правонарушения, то есть до составления Акта проверки от дата, в котором и зафиксированы выявленные в ходе проверки нарушения.

Выявленные административным органом надзора нарушения обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма свидетельствуют о совершении юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.15.27 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, поскольку судом первой инстанции неверно установлены обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка всем имеющимся доказательствам, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене. Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ дело об административном правонарушении следует возвратить в районный суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, тщательно исследовать доказательства по делу и принять законное и обоснованное постановление, исходя из установленных обстоятельств.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л а:

решение судьи Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сильверэкомет», отменить, возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же суд.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Б. Соболева

Справка: судья Ибрагимова И.Р.