Судья: Водяницкая А.Х. Дело №33а-335/2015
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
г. Нижний Новгород «13»января 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего – Самарцевой В.В.
судей : Бушминой А.Е. и Ефимовой Е.О.
при секретаре судебного заседания – Фунтикове А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы Администрации г.Кстово Кстовского района Нижегородской области ФИО6 на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 07 октября 2015 года, которым муниципальному образованию город Кстово в лице администрации города Кстово к о признании незаконным действий Департамента финансов муниципального образования Кстовский район, выразившегося в издании приказа от 16.06.2015 года № 9 «О взыскании межбюджетных субсидий в бюджет Кстовского муниципального района из бюджета городского поселения город Кстово на решение вопросов межмуниципального характера за период с января по май 2015 года,
с участием: представителя администрации г. Кстово- ФИО11 представителя администрации Кстовского муниципального района – ФИО8, представителя департамента финансов администрации Кстовского района ФИО9
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Самарцевой В.В., судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Муниципальное образование город Кстово в лице администрации города Кстово обратилось в Кстовский городской суд Нижегородской области с административным иском к муниципальному образованию Кстовский муниципальный район в лице Департамента финансов администрации Кстовского муниципального района о признании незаконным действия, выразившегося в издании приказа от 16.06.2015г. № 9 «О взыскании межбюджетных субсидий в бюджет Кстовского муниципального района из бюджета городского поселения город Кстово на решение вопросов межмуниципального характера за период с января по май 2015 года.
В обоснование иска административный истец ссылался на то, что Решением Земского собрания Кстовского муниципального района от 23.12.2014г. № «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» в редакции решений Земского собрания Кстовского муниципального района от 29.12.2014г. №, от 05.02.2015г. №, от 24.03.2015г. №, от 21.04.2015г. №, от 26.05.2015г. № установлены безвозмездные поступления в виде субсидий бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в размере 136 203,4 тыс. руб. (п.2.1.2 приложения 3).
В приложении № к решению Земского собрания Кстовского района от 23.12.2014г. № в редакции перечисленных изменений содержит следующее распределение субсидий из бюджета городского поселения город Кстово в бюджет муниципального района:
1). 10 758,1 тыс. руб. - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
2). 1 307,7 тыс. руб. - формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
3). 110 616,8 тыс. руб. - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
Итого: 122 682,6 тыс. руб. - общий объем субсидий из бюджета городского поселения.
Решение о бюджете городского поселения город Кстово на 2015 год не устанавливает субсидирование муниципального района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
Департаментом финансов администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области издан Приказ № от 16.06.2015г. «О взыскании межбюджетных субсидий из бюджетов поселений в бюджет Кстовского муниципального района», согласно которому из бюджета городского поселения город Кстово приказано взыскать межбюджетную субсидию на решение вопросов местного значения межмуниципального характера за период с января по май 2015 года в сумме 544 875 руб. за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет городского поселения города Кстово.
Денежные средства подлежат зачислению в бюджет Кстовского муниципального района.
Административный истец считает, что действия Департамента финансов администрации Кстовского муниципального района, выразившееся в издании указанного приказа, не соответствует закону и нарушает права и свободы населения города Кстово и муниципального образования «Городское поселение город Кстово».
По мнению истца, при отсутствии норм ФЗ №131-Ф3, определяющих вопросы местного значения в качестве межмуниципальных, оспариваемый приказ Департамента о взыскании межбюджетной субсидии противоречит закону (п.1 ст.142.3 БК РФ, п.2 ст.65 ФЗ № 131-Ф3 в редакции ФЗ от 23.06.2014г. № 165-ФЗ), а также противоречит п.4 ст.18 ФЗ №131-Ф3, статьям 15, 31 БК РФ, статьям 130, 132, 133 Конституции РФ.
Учитывая вышеизложенное, административный истец просил суд признать незаконным действие департамента финансов администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в издании приказа от 16.06.2015г. №9 «О взыскании межбюджетных субсидий в бюджет Кстовского муниципального района из бюджета городского поселения город Кстово на решение вопросов межмуниципального характера за период с января по май 2015 года в размере 544 875 рублей.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от 07 октября 2015 года в удовлетворении Муниципальному образованию город Кстово в лице администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе главы Администрации г.Кстово Кстовского района Нижегородской области ФИО6 ставится вопрос об отмене решения Кстовского городского суда Нижегородской области от 07 октября 2015 года, как принятого с неправильным применением норм материального права и нарушении норм процессуального права и принятии нового решения, которым следует удовлетворить административный иск Муниципального образования город Кстово в лице администрации города Кстово Кстовского района Нижегородской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы апелляционной жалобы главы Администрации г.Кстово Кстовского района Нижегородской области ФИО6, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы. Доводами апелляционной жалобы судебная коллегия не может признать убедительными по следующим мотивам и основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что Решением Земского собрания Кстовского муниципального района от 23.12.2014г. № «О бюджете Кстовского муниципального района на 2015 год» в редакции решений Земского собрания Кстовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены безвозмездные поступления в виде субсидий бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на решение вопросов местного значения межмуниципального характера в размере 136 203,4 тыс. руб. (п.2.1.2 приложения 3).
В приложении № к решению Земского собрания Кстовского района от ДД.ММ.ГГГГ№ в редакции перечисленных изменений содержит следующее распределение субсидий из бюджета городского поселения город Кстово в бюджет муниципального района:
1) 10 758,1 тыс. руб. - создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
2) 1 307,7 тыс. руб. - формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
3) 110 616,8 тыс. руб. - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Департаментом финансов администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области издан приказ №9 от 16.06.2015г. «О взыскании межбюджетных субсидий из бюджетов поселений в бюджет Кстовского муниципального района», согласно которому из бюджета городского поселения город Кстово приказано взыскать межбюджетную субсидию на решение вопросов местного значения межмуниципального характера за период с января по май 2015 года в сумме 544 875 руб. за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в бюджет городского поселения города Кстово.
Денежные средства подлежат зачислению в бюджет Кстовского муниципального района (л.д.9).
Решение Земского собрания Кстовского муниципального района от 23.12.2014 №777 «О бюджете на 2015 год» (с изменениями) на момент издания приказа и рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции 7 октября 2015 года не признано незаконным и недействующим. Поэтому суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дел не мог не руководствоваться этим решением Земского собрания, которое в силу Федерального закона в силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Указанное Решение Земского собрания Кстовского района обжаловано администрацией г. Кстово в суд.
Решением Нижегородского областного суда от 17 декабря 2015 года, приобщенным к материалам настоящего дела судебной коллегией по ходатайству представителя администрации г. Кстово, которым удовлетворены требования администрации г. Кстово - не вступило в законную силу. Поэтому учесть его судебная коллегия при рассмотрении данного дела как основание для отмены решения Кстовского городского суда по настоящему делу не может.
Отказывая в удовлетворении административного иска муниципальному образованию город Кстово суд первой инстанции исходил из вывода о том, на момент издания оспариваемого Приказа и на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции - 07 октября 2015 года, ст.69.1 Устава Муниципального образования «Кстовский муниципальный район», предусматривающая перечисление поселениями, входящими в состав района субсидий на осуществление расходов бюджета района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера не признаны незаконной и недействующей, так же как и Решение Земского собрания Кстовского муниципального района от 23.12.2014г. №777 «О бюджете на 2015 год».
То обстоятельство, что отсутствие в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» перечня вопросов местного значения межмуниципального характера при наличии указанных муниципальных актов не свидетельствует о незаконности изданного Приказа.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что положениями ч.1 ст.130 и ч.1 ст.132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу п.1 ч.4 ст.35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района:
может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть, установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать одну треть от установленной численности представительного органа указанного муниципального района. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом в состав территории муниципального района входят поселения, полномочия представительных органов которых осуществляются сходом граждан, избрание депутатов от таких поселений в состав представительного органа муниципального района осуществляется сходом граждан в порядке и на срок, которые установлены уставом такого поселения.
В силу ст.55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» формирование доходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Согласно ч.ч.1, 4 ст.41 Бюджетного кодекса РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
К безвозмездным поступлениям относятся:
субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);
В силу ст. 142 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:
субсидий, перечисляемых из бюджетов городских, сельских поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.
Согласно ст.142.3 Бюджетного кодекса РФ городские, сельские поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке, предусмотренном п.1 ч.4 ст.35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных указанным Федеральным законом, в случаях, установленных уставом муниципального района.
Цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования межбюджетных субсидий, указанных в п.1 настоящей статьи, устанавливаются уставом муниципального района и (или) муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района.
Размер указанных межбюджетных субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов городских, сельских поселений о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех городских, сельских поселений данного муниципального района.
В случае невыполнения органом местного самоуправления городского, сельского поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет, в порядке, определяемом финансовым органом муниципального района с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии со ст.7 Устава муниципального образования "Кстовский муниципальный район Нижегородской области" Устав района устанавливает основы организации местного самоуправления на территории района, правовые и экономические условия его осуществления, полномочия и порядок деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения.
Устав муниципального района является нормативным правовым актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории района. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить Уставу.
Положения Устава обязательны для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также органами местного самоуправления и населением района.
В соответствии со ст.69.1 Устава муниципального образования "Кстовский муниципальный район Нижегородской области" поселения, входящие в состав района, перечисляют субсидии на осуществление расходов бюджета района на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных решением Земского собрания.
Размер указанных субсидий утверждается Земским собранием и представительными органами поселений решениями о соответствующих местных бюджетах на очередной финансовый год.
В случае невыполнения органом местного самоуправления поселения решения Земского собрания о бюджете района на очередной финансовый год в части перечисления субсидий в бюджет района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет.
Исходя из системного толкования приведенных выше норм права следует, что органы местного самоуправления в силу принципа самостоятельности, установленного Конституцией РФ, вправе определять перечень ежегодных нужд межмуниципального характера, которые необходимо в интересах населения, как в данном случае Кстовского муниципального района, в состав которого, кроме г. Кстово, также входят другие поселения, разрешать за чет бюджетных средств.
Статьей 142.3 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что поселения, входящие в состав муниципального района, представительный орган которого образуется в порядке, предусмотренном п.1 ч.4 ст.35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", перечисляют в бюджет муниципального района субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, определенных указанным Федеральным законом.
Согласно ч.4 ст. 142.3 Бюджетного кодекса РФ (в ред. от 29.11.2014 3383-ФЗ) в случае невыполнения органом местного самоуправления городского, сельского поселения решения представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района в части перечисления межбюджетных субсидий в бюджет муниципального района сумма межбюджетных субсидий взыскивается за счет доходов от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, подлежащих зачислению в местный бюджет, в порядке, определяемом финансовым органом муниципального района с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, издание оспариваемого Приказа, не противоречит действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не проанализировал законность решения земского собрания Кстовского района и устава Кстовского района, судебная коллегия находит необоснованным, поскольку приказ от 16.06.2015г. №9 «О взыскании межбюджетных субсидий в бюджет Кстовского муниципального района из бюджета городского поселения город Кстово на решение вопросов межмуниципального характера за период с января по май 2015 года» оспаривался административным истцом в порядке обжалования действий муниципальных органов, а не в порядке оспаривания нормативных правовых актов.
Проверяя законность издания оспариваемого приказа, суд первой инстанции проверил полномочия органа, издавшего Приказ, соответствие этих действий бюджетному законодательству, законодательству об общих принципах организации местного самоуправления, Уставу муниципального района, которое предоставляет местному самоуправлению в Российской Федерации обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом Кстовского городского суда о том, что действие Департамента финансов администрации Кстовского муниципального района, выразившееся в издании приказа от 16.06.2015г. №9 «О взыскании межбюджетных субсидий в бюджет Кстовского муниципального района из бюджета городского поселения город Кстово на решение вопросов межмуниципального характера за период с января по май 2015 года» в размере 544 875 рублей соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ, Общим требованиям к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов, утвержденных приказом Минфина РФ от 31.10.2007 N 97н.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы направлены на оспаривание выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, так как являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Доводов о допущенных судом нарушениях при рассмотрении дела норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, жалоба не содержит.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.309, ст.311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 07 октября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Администрации г.Кстово Кстовского района Нижегородской области ФИО6 - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий-
Судьи-