ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу № 33А-21-1107/2018
г. Уфа 07 ноября 2018 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Хасанове Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО1 на решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года, которым
постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, начальника Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3№... от 25 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении главы сельского поселения адрес сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан ФИО1 ФИО7 оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения,
у с т а н о в и л а:
постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, начальника Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3№... от 25 июня 2018 года глава сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Судьей Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан 27 августа 2018 года по жалобе ФИО1 вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с постановлением старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, начальника Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3№... от 25 июня 2018 года и решением судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года, ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование указывает, что судом неверно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, неправильно применены нормы материального права, родники не относятся к подземным водным объектам, к административной ответственности привлечено ненадлежащее лицо.
В судебном заседании ФИО1 и его защитник Хайдаров М.М. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Представители Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела по жалобе извещены своевременно, надлежащим образом. Сведений об уважительных причинах неявки не имеется, ходатайств об отложении разбирательства дела не представлено. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело по жалобе в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Частью 1 ст. 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного Кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, и иными приложениями, являющимися неотъемлемой составной частью лицензии, на основании требований ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 года №2395-1 «О недрах».
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Как следует из материалов дела, 21 июня 2018 года в 14 часов 30 минут на основании распоряжения № 28 от 03 мая 2018 года начальника Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3 была проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации сельского поселения адрес сельсовет муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, расположенной по адресу: адрес
В ходе проверки было установлено, что пользование недрами осуществляется без лицензии на пользование недрами, что является нарушением требования ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».
Администрацией сельского поселения адрес сельсовет подача воды населению в адрес осуществляется из родника. Водопроводные сети, протяженностью 144 м принадлежат сельскому поселению адрес сельсовет. Свидетельство о государственной регистрации права выдано 06 февраля 2015 года.
Водный кодекс Российской Федерации определяет родник как природный выход подземных вод. Добыча подземных вод, является одним из видов пользования недрами. Документ, удостоверяющий право пользования участками недр - лицензия на пользование недрами отсутствует.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: актом проверки №... от 21 июня 2018 года (л.д. 12-16); распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 03 мая 2018 года (л.д. 17-20); протоколом по делу об административном правонарушении № 214 (л.д. 28-30); копиями свидетельств о государственной регистрации права на водопроводы (л.д. 26-27) и другими материалами дела, - которые оценены по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения. Так, согласно требованиям ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, его виновность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Материалы дела не содержат сведений о наличии нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Главой сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан является ФИО1, на основании решения об избрании главы сельского поселения Старотуймазинский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан №... от 28 сентября 2015 года.
Материалы дела не содержат доказательств принятия ФИО1 всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.
Приведенные в жалобе доводы о том, что родники не являются подземными водными объектами и их использование не требует получение специальной лицензии, не опровергают выводы должностного лица административного органа и суда предыдущей инстанции и сами по себе не являются достаточным правовым основанием к отмене, либо изменению постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 1.3 Инструкции по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами», утвержденной председателем Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр 14 апреля 1994 года, не требуется оформление лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод из первого от поверхности водоносного горизонта на тех участках, где он не является и не может являться источником централизованного водоснабжения, а используется или может быть использован только для удовлетворения нужд землевладельцев (землепользователей) в воде хозяйственно-питьевого и (или) технического назначения и если отбор подземных вод из него осуществляется с помощью простейших водозаборных сооружений (копаные и забивные колодцы, малодебитные скважины, каптажи небольших родников).
Как указано выше и материалам дела подтверждается, что администрацией сельского поселения адрес сельсовет подача воды населению в адрес осуществляется из родника. Водопроводные сети, протяженностью 144 м принадлежат сельскому поселению адрес сельсовет, то есть в данном случае указанные родники являются источниками централизованного водоснабжения. Доказательств обратного должностным лицом администрации сельсовета не представлено.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что с 1 мая 2018 года организация водоснабжения не относится к полномочиям сельских поселений, не исключает вину заявителя, поскольку на момент выявления административного правонарушения использование недр без лицензии осуществлялось сельским поселением адрес сельсовет.
С учетом изложенного считаю, что должностное лицо Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан и судья Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан обоснованно пришли к выводу о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение постановления должностного лица и решения судьи межрайонного суда в настоящей жалобе не приведено, и оснований для их отмены при рассмотрении настоящей жалобы и проверке законности обжалуемых актов не установлено.
Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ соблюден.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену судебного акта, по делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
постановление старшего государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, начальника Туймазинского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО3№... от 25 июня 2018 года и решение судьи Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении главы сельского поселения адрес сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО1 ФИО8 оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Гиниятова А.А.