ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
по делу № 33А-21-135/2019
г. Уфа 20 февраля 2019 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального унитарного предприятия «Нефтекамскводоканал» ФИО3 на решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 25 января 2019 года, которым
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО2№...-№... от 08 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Нефтекамскводоканал», оставлено без изменения, жалоба директора Муниципального унитарного предприятия «Нефтекамскводоканал» ФИО3 – без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л А:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по адресФИО2№...-№... от 08 февраля 2018 года юридическое лицо - Муниципальное унитарное предприятие «Нефтекамскводоканал» (далее МУП «Нефтекамскводоканал») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Судьей Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан 25 января 2019 года по жалобе директора МУП «Нефтекамскводоканал» ФИО3 принято вышеуказанное решение.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан директор МУП «Нефтекамскводоканал» ФИО3 просит постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО2№...-№... от 08 февраля 2018 года и решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 25 января 2019 года отменить, в обоснование указывая на то, что судом не применены положения ч.3 ст.4.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, выслушав защитника МУП «Нефтекамскводоканал» ФИО4, поддержавшую доводы жалобы, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Республике Башкортостан ФИО5, просившую в удовлетворении жалобы отказать, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 8.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья в виде административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии со ст. 23.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Указанные в части первой настоящей статьи технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии с п. 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 марта 2010 года № 118 в проектную документацию на разработку месторождений подземных вод включаются, в том числе: мероприятия по рациональному использованию и охране недр; мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; мероприятия по выбору конструкций эксплуатационных скважин, технологий производства буровых работ и оборудования водоприемной части скважин; мероприятия по выбору контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения ведения мониторинга подземных вод.
Требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами утверждены Приказом Минприроды РФ от 27 октября 2010 года № 463 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод».
Из материалов дела усматривается, что Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан в соответствии с приказами №...-П от 16 октября 2017 года и №...-П от 30 ноября 2017 года была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации в деятельности МУП «Нефтекамскводоканал».
Как следует из результатов проверки, МУП «Нефтекамскводоканал» осуществляет пользование недрами для добычи подземных вод из скважин на адрес для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения. Имеет лицензию на право пользования недрами №... с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод на адрес для хозяйственно-питьевого водоснабжения адрес РБ, расположенного в адрес западнее адрес Республики Башкортостан.
Лицензия предоставлена Советом Министров Республики Башкортостан. Дата окончания действия лицензии – дата.
Добыча подземной воды осуществляется ежесуточно. Среднесуточный забор воды в 2015 году составил 16,61 тыс.м?, в 2016 году - 17,16 тыс. м?. Указанная добыча воды превышает 100 м?, следовательно, должна осуществляться в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией, предусмотренной ст. 23.2 Закона РФ «О недрах» от дата№....
Проектная документация «...адрес» разработана, но не утверждена, что не оспаривалось заявителем жалобы и отражено в протоколе от 05 октября 2017 года заседания комиссии по согласованию технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами на территории Республики Башкортостан, отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу.
В результате плановой выездной проверки МУП «Нефтекамскводоканал» составлен акт проверки №... от дата, согласно которого предприятие осуществляет свою деятельность с нарушением требований ст.23.2 Закона РФ от дата№... «О недрах».Фактические обстоятельства совершения МУП «Нефтекамскводоканал» административного правонарушения подтверждаются следующими доказательствами: актом проверки №... от дата (л.д.72-109); протоколом об административном правонарушении №...-№...-8.10ю от дата (л.д.55-59); копией лицензии на право пользования недрами (л.д.64-65); журналами учета водопользования (л.д.66-71) и другими материалами дела об административном правонарушении.
Оценив имеющиеся доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, руководствуясь положениями ст.23.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» должностное лицо и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о виновности ООО МУП «Нефтекамскводоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.10 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что предприятием приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований ст.23.2 Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах».
С учетом изложенного, суд предыдущей инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях предприятия состава вмененного административного правонарушения.
При этом следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях общества.
При таких обстоятельствах, действия МУП «Нефтекамскводоканал» по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ квалифицированы правильно.
Назначенное МУП «Нефтекамскводоканал» административное наказание в виде административного штрафа согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Вместе с тем имеются основания для снижения наложенного на предприятие размера административного штрафа.
Исходя из положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Принимая во внимание характер совершенного правонарушения, а также тот факт, что назначенное МУП «Нефтекамскводоканал» административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.8.10 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение имущественных прав и интересов, а потому подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией.
С учетом изложенного, постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО2№...-№... от 08 февраля 2018 года и решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 25 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении МУП «Нефтекамскводоканал» подлежат изменению путем снижения назначенного предприятию наказания в виде административного штрафа до 400 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л А:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО2№...-№... от 08 февраля 2018 года и решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 25 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Нефтекамскводоканал» изменить, снизить назначенное наказание в виде административного штрафа до 400 000 рублей.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан ФИО2№...-№... от 08 февраля 2018 года и решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 25 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в отношении Муниципального унитарного предприятия «Нефтекамскводоканал», оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г. Б. Соболева
Справка: судья Проскурякова Е.Н.