ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33А-21/240 от 23.05.2012 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

                                                                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу № 33А-21/240/2012

г. Уфа 23 мая 2012 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Кайгулова З.Ф.,

при секретаре Кабировой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа села Амзя городского округа ... Республики Башкортостан ФИО1- Султанова Р.Ф. на решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2012 года, которым постановление государственного инспектора главного специалиста-эксперта Министерства природопользования и экологии РБ от ... года о привлечении директора МОБУ СОШ ... ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ оставлено без изменения, а жалоба директора МОБУ СОШ ... ФИО1 - без удовлетворения,

у с т а н о в и л а:

Постановлением государственного инспектора главного специалиста-эксперта ФИО2 Минэкологии РБ №... от ... года директор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа ... городского округа ... Республики Башкортостан (далее МОБУ СОШ ...) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере ... руб.

Не согласившись с данным постановлением, директор МОБУ СОШ ... ФИО1 подал на него жалобу. В обоснование жалобы указал, что на территории школы имеются два стандартных контейнера для временного хранения твердых бытовых отходов, в каждом кабинете установлены урны для сбора отходов, заключены договоры с ООО «...» от ... годана вывоз отходов, с ГУП «...» от ... года на размещение и утилизацию отходов производства и потребления, с ГУП «...» от ... года – ртутьсодержащих ламп и приборов. Имеется металлический контейнер в гараже для хранения лам... действующего законодательства исполняются в полном объеме. МОБУ СОШ ... не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах, соответственно не должно иметь специалиста, имеющего профессиональную подготовку. Просит отменить постановление главного специалиста-эксперта Министерства природопользования и экологии РБ о назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ в связи с отсутствием события правонарушения.

Судьей вынесено приведенное выше решение.

На данное решение поступила жалоба защитника директора МОБУ СОШ ... ФИО1- Султанова Р.Ф., в которой предлагается его отменить, как незаконное и необоснованное, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указаны те же доводы, что и в жалобе на постановление должностного лица Министерства природопользования и экологии РБ; вывод о выработке школой отходов 1-4 класса не подтвержден материалами дела.

В судебном заседании защитник директора МОБУ СОШ ... ФИО1- Султанов Р.Ф., поддержал изложенные в жалобе доводы, пояснил, что в материалах дела нет данных экспертизы о классе отходов; нет доказательств размещения школой отходов.

Лицо, в отношении которого ведется административное производство- должностное лицо ФИО1 и государственный инспектор ФИО2 Министерства природопользования и экологии РБ в судебное заседание не явились, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, о чем в деле имеются телефонограмма от ... года, факсовое извещение от ... года Сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание не поступило, ходатайств об отложении также не представлено. При данных обстоятельствах считаю необходимым рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Султанова Р.Ф., нахожу судебное постановление подлежащим оставлению без изменения.

Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно статье 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Согласно пункту 2 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения начальника Нефтекамского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ от ... года проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства МОБУ СОШ ....

Согласно акта проверки от ... года при проведении проверки установлено, что основной вид деятельности МОБУ СОШ ... - образовательная, воспитательная. В результате деятельности МОБУ СОШ ... образуются отходы производства и потребления 1-го класса опасности: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак; 4-го класса опасности –мусор от бытовых помещений, 5-го класса опасности: отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные, электрические лампы накаливания отработанные и брак, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно- воспитательных учреждений. На территории школы имеются два стандартных контейнера для временного хранения твердых бытовых отходов, в каждом кабинете установлены пластмассовые урны для сбора отходов. МОБУ СОШ № ... заключены договоры с ООО «...» - на вывоз отходов, с ГУП «...» - на услуги по размещению и утилизации (захоронению) отходов производства и потребления, на сбор по мере образования ртутных ламп, люминсцентных ртутьсодержащих отработанных трубок и брак. Твердые бытовые отходы размещаются на полигоне ГУП «...». В ... г. учреждением вывезено для размещения в полигон 60 кв.м. отходов. Освещение кабинетов осуществляется электрическими лампами накаливания и ртутьсодержащими лампами. В учреждении имеется металлическая емкость для временного хранения отработанных ртутных ламп. На момент проверки ртутные лампы и трубки отсутствуют. Учреждением не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты не установлены. Ответственным лицом по обращению с отходами назначена С., у которой отсутствует профессиональная подготовка на право работы с отходами.

По результатам указанной проверки в отношении директора МОБУ СОШ ... ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении от ... года №... по ст.8.2. КоАП РФ и вынесено оспариваемое постановление.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов. Накопление отходов- это временное складирование отходов (на срок не более чем 6 месяцев) в местах (на площадках),обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Как верно установлено судьей, в результате деятельности МОБУ СОШ ... образуются отработанные и бракованные люминесцентные ртутьсодержащие трубки и ртутные лампы, что лицами, участвующими в деле, не оспаривается, подтверждается наличием заключенного с ГУП «Табигат» договором, актом проверки. В МОБУ СОШ ... имеется металлический контейнер для временного хранения ртутных ламп, установленный в гараже.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природопользования и экологии России от 02.12.2002 г. № 786 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак относятся к отходам 1 класса опасности (код по генеральному классификационному каталогу отходов (ФККО 353 301 00 13 01 1).

В соответствии с п.п.2, 3 ст. 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 №89-ФЗ, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы 1-4 класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности и составить паспорта на отходы 1-4 класса опасности.

Таким образом, размещение школой на своей территории в металлических контейнерах для временного хранения отработанных ртутных ламп, люминесцентных ртутьсодержащих трубок относится к накоплению в смысле, придаваемом этому термину статьей 1 Федерального Закона «Об отходах производства и потребления».

Следовательно, МБОУ СОШ ... должно соблюдать при осуществлении уставной деятельности, в результате которой образуются опасные отходы 1,4 и 5 классов опасности, требования Закона об отходах, производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.

Согласно общим положениям, установленным Приказом Министерства природопользования и экологии РФ от ... года N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды.

В МОБУ СОШ ... паспорта на вышеуказанные отходы разработаны, но не согласованы в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 вышеназванного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 г. N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.

В нарушение ст.ст.11, 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ, МОБУ СОШ ... не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов в установленном порядке не установлены.

Профессиональная подготовка на право работы с отходами у ответственного лица МОБУ СОШ ... отсутствует, что является нарушением п.1 ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года №89-ФЗ, согласно которого лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.

Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, актом проверки (л.д.10-12), протоколом об административном правонарушении (л.д.13-14), оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1 согласно распоряжения от ... года является директором МОБУ СОШ ... (л.д. 22).

Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ФИО1 являясь директором МОБУ СОШ ..., и обладая соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований.

При таких обстоятельствах государственный инспектор ФИО2 Минэкологии РБ Ф. пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что вывод должностного лица Минприроды РБ о выработке школой отходов 1-4 класса не подтверждается материалами дела, не проведена экспертиза по установлению класса опасности отходов, нахожу несостоятельным, поскольку ФИО1 и его защитник не оспаривают образование отходов в виде отработанных ртутьсодержащих ламп и люминесцентные трубок, мусора от уборки бытовых помещений, пищевых отходов кухни. Класс опасности указанных отходов указан в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Министерства природопользования и экологии России от ... года №... (в ред. Приказа от ... года №...). Исходя из указанного классификатора государственным инспектором при вынесении постановления о назначении административного наказания директору школы ФИО1 класс опасности отходов МБОУ СОШ ... установлен верно, что было проверено судьей. Не согласиться с указанными выводами оснований не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановления инспектора и решения судьи, не установлено, оснований для их отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

р е ш и л а:

решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 13 апреля 2012 года в отношении директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа ... городского округа ... Республики Башкортостан ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1- Султанова Р.Ф. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З.Ф.Кайгулова

судья Яндубаев Ю.И.