ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33А-21/629/13 от 27.11.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Р Е Ш Е Н И Е

по делу №33А-21/629/2013

г.Уфа 27 ноября 2013 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Кайгулова З.Ф.,

при секретаре Аминеве И.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя министра - начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 02 апреля 2013 г. и решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 31 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1,

у с т а н о в и л а:

постановлением заместителя министра - начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от дата должностное лицо- ... признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.13 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей, за нарушение сроков подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок по извещению №... «Поставка песчано-гравийной смеси для строительства пирса в целях обеспечения проезда к озеру ... пожарных машин».

Решением судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 31 июля 2013 г. постановлением заместителя министра- начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 02 апреля 2013 г. оставлено без изменения, жалоба на постановление- без удовлетворения.

Не согласившись с постановлением должностного лица административного органа и решением судьи, Идиятуллина Л.Н. подала на него жалобу, в которой просит принятые по делу акты отменить, производство по делу прекратить, указывая, что ведущий юрисконсульт отдела административного производства КРУ Минфина РБ не был уполномочен составлять протокол об административном правонарушении, все обстоятельства по делу не установлены.

Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие ФИО1, надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, выслушав ее защитника Фархутдинову Г.Н., поддержавшую доводы жалобы, представителя Министерства финансов Республики Башкортостан ФИО2, просившую в удовлетворении жалобы отказать, изучив материалы дела, доводы жалобы и возражений, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, прихожу к выводу, что обжалуемое решение судьи и постановление должностного лица административного органа подлежат отмене.

При производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено существенное процессуальное нарушение.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч.4 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Частью 13 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение членом конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа сроков, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для подписания протоколов при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, не более чем на два рабочих дня, что влечет наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

На основании ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.

Согласно ст. 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.29, 7.30, частями 1 и 3 статьи 7.31, статьями 7.31.1, 7.32, частью 11 (за исключением сферы государственного оборонного заказа и сферы государственной тайны) статьи 9.16, частью 7 статьи 19.5, статьями 19.7.2, 19.7.4 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п. 3.3.40, 3.3.49, 3.3.50 Положения о Министерстве финансов Республики Башкортостан (утв. Постановлением Правительства РБ от 29.12.2012 № 488 в ред. постановления от 14.03.2013 № 88) Министерство финансов РБ ведет в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, проводит плановые и внеплановые проверки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд РБ, также нужд бюджетных учреждений РБ; а для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

В целях осуществления функций по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд бюджетных учреждений Республики Башкортостан Министерством финансов Республики Башкортостан издан приказ от 29.03.2013 г. № 30, которым внесены изменения в приказ Минфина РБ от 27.05.2010 г. № 47, утвердившего Перечень должностных лиц Министерства финансов РБ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Должность ведущего юрисконсульта КРУ Министерства финансов Республики Башкортостан включена в Перечень должностных лиц Минфина РБ, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, только приказом ФИО3 от 29.03.2013 г. № 30 (зарегистрирован в Управлении РБ по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 07.05.2103 № 3207 и опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан 16.05.2013 г.)

Согласно ст. 37 Закона Республики Башкортостан от 12.08.1996 № 42-з (в ред. от 11.07.2012) «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан»нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан вступают в силу после прохождения ими государственной регистрации в уполномоченном республиканском органе исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов и последующего опубликования.

В силу положений ст.32 названного Закона днем официального опубликования нормативного правового акта Республики Башкортостан считается день первой публикации (размещения) его полного текста в официальных изданиях, в том числе сетевых.

Таким образом, на момент составления протокола об административном правонарушении 02 апреля 2013 г. Приказ Минфина РБ от 29.03.2013 г. № 30, утвердивший новый Перечень, не прошел государственную регистрацию и опубликование, следовательно, не мог применяться.

Довод представителя КРУ Минфина РБ ФИО2 о том, что ведущий юрисконсульт КРУ Минфина РБ Ф., составляя протокол об административном правонарушении по ч. 13 ст. 7.30 КоАП РФ в отношении ФИО1, руководствовался Должностным регламентом, утвержденным заместителем министра – начальником КРУ Минфина РБ 10.01.2013 г., предоставляющим ему такое право, не может быть принят во внимание, поскольку положения Закона Республики Башкортостан от 12.08.1996 № 42-з (в ред. от 11.07.2012) «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» обладают большей юридической силой по сравнению локальным правовым актом Минфина РБ - Должностным регламентом ведущего юрисконсульта отдела административного производства КРУ Минфина РБ.

Следовательно, должностным лицом надзорного органа было допущено существенное нарушение установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка привлечения к административной ответственности, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Протокол об административном правонарушении от дата в отношении ФИО1, составленный неуполномоченным должностным лицом Минфина РБ, не может являться допустимым доказательством по делу, поскольку получен с нарушением действующего законодательства.

Более того, Приказом Минфина РБ от 27.05.2010 г. № 47, подлежавшего применению на момент составления протокола об административном правонарушении 02 апреля 2013 г., был утвержден Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных только статьями 36,37,38 Закона Республики Башкортостан от дата № 84-з «Об административных правонарушениях», и лишь после внесения в него изменений приказом Минфина РБ от 29.03.2013 г., должностные лица, указанные в Перечне, могли составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодеком Российской Федерации об административных правонарушениях.

Указанным обстоятельствам судьей надлежащая оценка не дана, что привело к принятию незаконного решения.

В настоящее время возможность устранения выявленных процессуальных нарушений, т.е. составление нового протокола об административном правонарушении, отсутствует.

Согласно п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Поскольку допущенные при вынесении постановления процессуальные нарушения не могут быть устранены, считаю необходимым постановление заместителя министра- начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 02 апреля 2013 г. и решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 31 июля 2013 года отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л А:

жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя министра - начальника Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Республики Башкортостан от 02 апреля 2013 г. и решение судьи Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 31 июля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.13 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан З.Ф. Кайгулова