ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33А-21/771/19 от 24.07.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РЕШЕНИЕ

по делу № 33А-21/771/2019

г.Уфа 24 июля 2019 года

Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ивановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО7 на решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года, которым

постановление заместителя главного государственного инспектора адрес, адрес и адресов по пожарному надзору ФИО3№... от 15 апреля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4. КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО8, оставлено без изменения, жалоба ФИО1 – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

постановлением заместителя главного государственного инспектора адрес, адрес и адресов по пожарному надзору ФИО3№... от 15 апреля 2019 года индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее ИП ФИО1) был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4. КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Судьей Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года по жалобе ИП ФИО1 принято вышеприведенное решение.

Не соглашаясь с постановлением заместителя главного государственного инспектора адрес, адресадресов по пожарному надзору ФИО3№... от 15 апреля 2019 года и решением судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года, ФИО1 обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан, указывая в обоснование, что при производстве по делу допущены процессуальные нарушения, выявленные нарушения не влияют на безопасность людей, находящихся в здании, совершенное правонарушение является малозначительным.

В судебное заседание на рассмотрение жалобы ФИО1, заместитель главного государственного инспектора адрес, адресадресов по пожарному надзору ФИО3 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и ч.ч. 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Статьей 20 Закона о пожарной безопасности установлено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Из ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Положения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения, в том числе при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.

Согласно материалам дела, 05 апреля 2019 года проведена проверка объекта защиты здания ресторанного комплекса «...», расположенного по адресу: адрес, строение 14, согласно распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 19 марта 2019 года №....

В ходе проверки выявлены нарушения требований нормативных документов по пожарной безопасности, а именно:

- в клубе на цокольном этаже три эвакуационных выхода (имеется 60 сидячих мест). Ширина двух эвакуационных выходов менее 1,2м (фактически 0,8м, 1,11м) - нарушение п.33 Правил; п.6.9*, п.6.12* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.1, п.4.2.2 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ст. 89 ФЗ №123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- в зале-караоке клуба на 1-ом этаже два эвакуационных выхода (имеется 70 сидячих мест). Ширина эвакуационных выходов из лестничной клетки на первом этаже менее 1,2м (фактически 0,86м, 1,15м) – нарушение п.33 Правил; п.6.12*, п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.1 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ст. 89 ФЗ №123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- в ресторане на 2-ом этаже два эвакуационных выхода (имеется 65 сидячих мест). Ширина эвакуационных выходов менее 1,2м (фактически 0,8м, 1,02м) - нарушение п.33 Правил; п.6.12*, п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.1 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ст. 89 ФЗ № 123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

- в помещении ресторана на 3-ем этаже два эвакуационных выхода (имеется 50 сидячих мест). Ширина эвакуационного выхода на наружную лестницу 3-го типа менее 1,2м (фактически 0,92м) - п.33 Правил; п.6.12*, п.6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.4.2.1 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ст. 89 ФЗ №123 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 05 апреля 2019 года дела об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

По факту выявленных нарушений вынесено постановление от 15 апреля 2098 года о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Факт совершения ИП ФИО1 административного правонарушения подтвержден совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 19 марта 2019 года №... (л.д.16-18); решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 19 марта 2019 года (л.д.19); актом проверки №... от 05 апреля 2019 года (л.д.43-45); протоколом об административном правонарушении №... от 05 апреля 2019 года (л.д.15); и иными материалами дела.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьей городского суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Действия ИП ФИО1 квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, должностное лицо и судебная инстанция пришли к обоснованному выводу о виновности ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Доказательств принятия достаточных мер ИП ФИО1, направленных на соблюдение противопожарных правил и норм к моменту выявления нарушений, в деле не имеется.

Ссылка в жалобе на расчет по оценке пожарного риска на ресторанном комплексе «...», приложенный к жалобе, не исключает наличие выявленных 05 апреля 2019 года нарушений требований пожарной безопасности и не является основанием для освобождения от административной ответственности.

Довод в жалобе о том, что из теста постановления следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено раньше даты составления протокола, на законность вынесенных по делу решений не влияет, поскольку в данном случае имеет место явная техническая опечатка. Как усматривается из материалов дела, ИП ФИО1 27 марта 2019 года был ознакомлен с распоряжением о проведении проверки, (л.д.18), 01 апреля 2019 года ему было направлено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д.46), 05 апреля 2019 года копии протокола и акта проверки высланы ему по почте, при этом в протоколе имеется извещение о времени и месте рассмотрения дела (л.д. л.д.47, 15 оборот).

Таким образом, порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден.

При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принцип презумпции невиновности не нарушены.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи городского суда являются законными и обоснованными, оснований для их отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л А:

постановление заместителя главного государственного инспектора адрес, адрес и адресов по пожарному надзору ФИО3№... от 15 апреля 2019 года и решение судьи Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО9, оставить без изменения, его жалобу – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.

Судья Верховного Суда

Республики Башкортостан Г.Б. Соболева

справка: судья Рахимова С.К.