ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РЕШЕНИЕ
по делу № 33А-21/777/2014
г. Уфа 17 декабря 2014 года
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Соболева Г.Б., при секретаре Ишкубатове М.М.,
рассмотрев жалобу Ахметшиной Г.Р. на решение судьи Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 30 сентября 2014 года, которым
жалоба Ахметшиной ГР на постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РБ от 4 июня 2014 года о признании должностного лица – заместителя министра образования РБ Ахметшиной Гузель Рифовны виновнй по ст. 15.14 КоАП РФ и назначении ей наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, оставлена без удовлетворения, постановление - без изменения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Врио руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РБ Баязитовым Э.И. от 4 июня 2014 года Ахметшина Г.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Судьей Кировского районного суда г.Уфы по жалобе Ахметшиной Г.Р. 30 сентября 2014 года принято вышеуказанное решение.
Не соглашаясь с постановлением Врио руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РБ Баязитовым Э.И. от 4 июня 2014 года и с решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 30 сентября 2014 года, Ахметшина Г.Р. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая их отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что нецелевого использования бюджетных средств не было, это подтверждается постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 29 сентября 2014 года.
Представитель Ахметшиной Г.Р. – Мустаев А.Ф. в судебном заседании доводы жалобы поддержал полностью.
Представитель ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Закирова А.Х. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Ахметшина Г.Р. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. При данных обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося лица.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Как усматривается из представленных материалов, при проведении проверки в отношении Министерства образования РБ Территориальным управлением федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РБ было установлено, что заместителем министра образования РБ Ахметшиной Г.Р. не соблюдены требования статьи 162 Бюджетного кодекса РФ и п. 2 Правил предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на модернизацию региональных систем общего образования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 мая 2011 года №436, субсидии федерального бюджета в размере 2 798 469,28 рублей использованы на оплату, не относящихся к комплексу мер по модернизации системы общего образования, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст. 15.14 КоАП РФ, с чем судья Кировского районного суда г.Уфы при рассмотрении жалобы Ахметшиной Г.Р. согласился.
С таким решением суда первой инстанции и постановлением должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно «Правил формирования и ведения Федеральной информационной системы обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования и региональных информационных систем обеспечения проведения единого государственного экзамена» утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №36 от 27.01.2012, следует, что в целях формирования и ведения федеральной информационной системы Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обеспечивает следующие мероприятия: техническое функционирование федеральной информационной системы; обеспечение безопасного хранения и использования сведений, содержащихся в федеральной информационной системе; осуществление автоматизированной обработки сведений, содержащихся в федеральной информационной системе; обеспечение доступа к сведениям, содержащимся в федеральной информационной системе, в установленном порядке; обеспечение защиты сведений, содержащихся в федеральной информационной системе; обеспечение взаимодействия федеральной информационной системы с региональными информационными системами. При этом в указанных правилах установлено, что хранение и обработка сведений, содержащихся в федеральной и региональных информационных системах, а также обмен информацией при взаимодействии федеральной и региональных информационных систем осуществляются после принятия необходимых мер по защите указанных сведений от повреждения или утраты, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты информации.
Согласно Постановления Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2013 №109 «О комплексе мер по модернизации системы общего образования Республики Башкортостан в 2013 году, среди мер значатся: приобретение оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, и обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов.
Министерство образования Республики Башкортостан, в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2012 за №36 «Об утверждении Правил формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования в региональных информационных систем обеспечения проведения единого государственного экзамена» и постановления Правительства Республики Башкортостан от 01.04.2013 №109 «О комплексе мер по модернизации системы общего образования Республики Башкортостан в 2013 году» приобрело услуги по защите информации в компьютерных и технических средствах от копирования и несанкционированного доступа в информационной системе персональных данных «Региональная информационная система для обеспечения проведения государственной итоговой аттестации учащихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего образования, в том числе в формах основного государственного экзамена и единого государственного экзамена» с целью осуществления проведения государственной итоговой аттестации. Приобретение соответствующего оборудования без вышеуказанных услуг оказывалось неэффективным использованием бюджетных средств, поскольку предусматривались вышеуказанные нормативными актами. Бюджетные средства были направлены по назначению в пределах установленных правил, и постановлений.
Кроме того, согласно письма Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2014 за №08-631 «О разъяснениях по расходованию средств» следовало, что в рамках реализации мероприятия комплекса мер «приобретение оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся» средства субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан могут направляться на приобретение и установку программного обеспечения для данного оборудования, в случае если данные направления расходования средств, если они предусмотрены комплексом мер Республики Башкортостан, утвержденным постановлением правительства республики Башкортостан от 01.04.2013 за №109 «О комплексе мер по модернизации системы общего образования в Республики Башкортостан в 2013 году».
При таких обстоятельствах в действиях должностного лица – заместителя министра образования РБ Ахметшиной Г.Р. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
В связи с вышеизложенным постановление Врио руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РБ Баязитовым Э.И. от 4 июня 2014 года и решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 30 сентября 2014 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении заместителя министра образования РБ Ахметшиной Г.Р. - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а :
Жалобу Ахметшиной Г.Р. – удовлетворить.
постановление Врио руководителя ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РБ Баязитова Э.И. от 4 июня 2014 года и решение судьи Кировского районного суда г. Уфы от 30 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении Ахметшиной ГР отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – за отсутствием в действиях Ахметшиной Г.Р. состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.Б. Соболева
Справка: судья Сиражетдинов И.Б.