ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33А-9957/18 от 22.08.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело №33а - 9957/2018

Судья Полыгалов В.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕЛЕНИЕ

22 августа 2018 года город Пермь

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Судневой В.Н.

Судей Никитиной Т.А., Копылова – Прилипко Д.А.

При секретаре Рогатневой А.Н.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориальной избирательной комиссии Осинского муниципального района на решение Осинского районного суда Пермского края от 14 августа 2018 года, которым постановлено: «Административное исковое заявление Шестакова Виталия Вячеславовича к Территориальной избирательной комиссии Осинского муниципального района о признании незаконным и отмене решения Территориальной избирательной комиссии Осинского муниципального района № 67/05 – 4 от 01.08.2018 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Осинского городского поселения четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 Шестакова Виталия Вячеславовича удовлетворить.

Признать решение Территориальной избирательной комиссии Осинского муниципального района № ** от 01.08.2018 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы Осинского городского поселения четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 Шестакова Виталия Вячеславовича не законным, принятым в нарушение прав Шестакова В.В.

Обязать Территориальную избирательную комиссию Осинского муниципального района устранить допущенные нарушения закона, путем регистрации кандидата в депутаты Думы Осинского городского поселения четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 Шестакова Виталия Вячеславовича.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

О принятых мерах по устранению допущенных нарушений и принятому решению сообщить в Осинский районный суд в течение одного месяца со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Никитиной Т.А., изучив материалы дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Шестаков В.В. обратился в суд указывая, что Решением Думы Осинского городского поселения от 18.06.2018 года № 390 были назначены выборы Думы Осинского городского поселения четвертого созыва.

10.07.2018 года Шестаков В.В. представил в территориальную избирательную комиссию письменное заявление о своем согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы Осинского городского поселения четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 в порядке самовыдвижения, вместе с указанным заявлением Шестаковым В.В. были представлены документы в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 32 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 – ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

23.07.2018 года Шестаковым В.В., в соответствии с положением статьи 36 Закона № 525 – ПК были представлены документы необходимые для регистрации в качестве депутата, в числе которых были 14 подписных листов с 14 подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата.

30.07.2018 года Рабочей группой по приему и проверке подписных листов, образованной в избирательной комиссии была проведена проверка представленных административным истцом подписных листов. По результатам проверки все подписи в подписных листах были признаны недействительными.

01.08.2018 года избирательная комиссия отказала Шестакову В.В. в регистрации, о чем было вынесено решение № 67/05-4 от 01.08.2018 года.

Шестаков В.В., считая данный отказ незаконным обратился в суд с настоящим административным иском.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит председатель Территориальной избирательной комиссии Осинского муниципального района, считает его незаконным, поскольку в своем решении суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, не учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации. Не принял во внимание, что гражданское законодательство не применяется к отношениям, непосредственно связанным с назначением, подготовкой и проведением выборов.

В своем заявлении баллотироваться, кандидат Шестаков В.В. указал, что он имеет основное место работы - Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***». Однако в подписных листах с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата установлено, что во всех подписных листах, представленных кандидатом в поддержку своего выдвижения кандидатом указано место работы ООО «УК «***».

Согласно сведениям ЕГРЮЛ Федеральной налоговой службой зарегистрировано как минимум два различных по виду деятельности и месту нахождения общества.

Кроме того, в суде первой инстанции установлено, что 02 июля 2018 года решением общего собрания участников, ООО «Управляющая компания «***» сменило фирменное наименование на общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***», однако данная информация не была доведена кандидатом до избирательной комиссии.

Представитель административного ответчика (ТИК Осинского муниципального района)– Дорожевец Иван Викторович (по доверенности) в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель административного истца – Тиссен Ирина Николаевна (по ордеру), просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Прокурор Королева М.В. выступив в судебном заседании с заключением считает решение суда законным и не подлежащим отмене.

Изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела решением Думы Осинского городского поселения Пермского края от 18.06.2018 № 390 назначены выборы депутатов Думы Осинского городского поселения четвертого созыва (л.д.95).

Решением ТИК Осинского муниципального района от 22.06.2018 №42/22-4 определено количество подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Думы Осинского городского поселения четвертого созыва, необходимое для регистрации кандидата. По избирательному округу № 15 необходимое количество подписей составляет 10 штук, максимальное – 14 штук (л.д.96).

Шестаковым В.В. 10.07.2018 в ТИК Осинского муниципального района подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы Осинского городского поселения четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 15 в порядке самовыдвижения. Вместе с заявлением Шестаков В.В. представил копии паспорта; диплома об образовании; трудовой книжки; свидетельства ИНН. В заявлении о согласии баллотироваться указано основное место работы общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***» - директор (л.д.99).

В территориальную избирательную комиссию 23.07.2018 Шестаковым В.В. представлены: первый финансовый отчет кандидата по форме, установленной решением ТИК Осинского муниципального района; выписка из банка; 14 подписных листов с 14 подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей /л.д.114/.

Из итогового протокола проверки подписных листов, составленного рабочей группой 30.07.2018, следует, что в соответствии с подпунктом «з» части 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» из 14 заявленных и представленных подписей недостоверными (недействительными) признаны 14 подписей (100 %) (л.д. 118).

Решением ТИК Осинского муниципального района № 67/05-4 от 01.08.2018 Шестакову В.В. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты на основании подпункта «д» пункта 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 №67-ФЗ, подпункта «ж» части 4 ст. 37 Закон № 525-ПК (л.д. 60-62).

Из пояснений представителя Территориальной избирательной комиссии следует, что причиной признания подписей недостоверными явилось указание в подписных листах местом работы кандидата ООО «УК «***».

Как следует из заверенной копии трудовой книжки Шестакова В.В., он занимает должность директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***». Копия трудовой книжки засвидетельствована директором ООО «Управляющая компания «***» Шестаковым В.В., указано, что подлинник документа находится в ООО «УК «***»/л.д.112/.

Согласно Уставу, полное фирменное наименование юридического лица -общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***», сокращенное наименование ООО «УК «***»/л.д.44/.

В выписке из ЕГРЮЛ содержится полное наименование - общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***» и сокращенное наименование ООО «УК «***»/л.д.33/.

Установив по делу вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь частями 1, 6 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч.2 ст.33, п. 8 ст. 37 п.1, подпунктом «з» п. 6.4. ст.38, п. 6 ст. 76, приложением № 8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 32, ч.3 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», ст. 4 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Шестакова В.В. в полном объеме, поскольку наименование места работы, указанное во всех представленных Шестаковым В.В. в ТИК документах, совпадает с данными, указанными им в заявлении и в подписных листах, а также в трудовой книжке, друг другу не противоречат и соответствуют действительности, в связи с чем оснований для признания недействительными подписей избирателей в подписных листах не имеется.

Действующее законодательство не предусматривает прямой запрет на указание в подписных листах места работы в виде сокращенного наименования организации. В рекомендациях территориальной избирательной комиссии по заполнению подписного листа не содержится обязательного указания наименования места работы исключительно в виде полного фирменного наименования либо аналогичного, указанному в заявлении, в связи с чем на кандидата не может быть возложена ответственность в виде отказа в регистрации кандидата за указание сокращенного фирменного наименования юридического лица (места работы). Неверное указание Шестаковым В.В. места работы не установлено, правила оформления подписных листов им не нарушены. Указание кандидатом сокращенного наименования места работы не является существенным нарушением, которое может привести или привело к нарушению принципа равенства всех кандидатов перед законом, и способно повлиять на волеизъявление избирателей.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим законом, а также иным законом.

В силу положений п.1 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 вышеуказанного Закона, исчерпывающий перечень оснований признания подписей недействительными - пунктом 6.4 ст. 38 названного Закона.

Согласно подпункту «з» п.6.4. ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.

В пункте 8 статьи 37 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ указано, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 8 к данному закону. Из содержания формы следует, что в подписных листах должны быть указаны такие сведения о кандидате, как его фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность, адрес места жительства.

Согласно подпункту "з" п. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 №525-ПК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае" недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме.

В соответствии подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), является основанием отказа в регистрации кандидата.

Как установлено судом первой инстанции, подписные листы Шестакова В.В. содержат полную и точную информацию о кандидате, предусмотренную формой подписного листа в соответствии с приложением 8 к ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ. Указание в сведениях сокращенное наименование места его работы – ООО «УК «***» не влияет на восприятие избирателями информации о кандидате, не свидетельствует о нарушении формы подписного листа, о представлении неполных сведений о кандидате либо о нарушении принципа равенства кандидатов.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО. Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Шестаковым В.В. представлены своевременно и надлежащим образом оформленные все необходимые для принятия решения о регистрации ее кандидатом в депутаты в порядке самодвижения документы, указанные в ст.33 ФЗ от 12.06.2002 № 67-ФЗ.

Из содержания копии трудовой книжки, представленной в ТИК, следует, что Шестаков В.В. с 2009 года работает в обществе с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***» в должности директора (л.д.112).

Аналогичные сведения о месте работы указаны им в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от 10.07.2018 (л.д.65).

Указание Шестаковым В.В. в подписных листах сокращенного наименования места работы, предусмотренного Уставом общества, а именно ООО «УК «***», не может быть расценено как недостоверная или неполная информация о кандидате в депутаты, которая вводит в заблуждение избирателей.

В подписных листах имеются сведения о том, что Шестаков В.В. является директором ООО «УК «***».

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, являются общедоступными, официальными и по умолчанию достоверным источником информации о юридическом лице согласно статье 51 Гражданского кодекса Российской Федерации и частям 1, 8 статьи 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

При этом в силу пп. "л" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ЕГРЮЛ содержит в себе не только сведения о наименовании (сокращенном наименовании юридического лица), но и сведения о единоличном исполнительном органе (руководителе, директоре) организации как о лице, имеющем право без доверенности действовать от его имени.

Сведения о Шестакове В.В. как о директоре общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «***» (сокращенное наименование - ООО «УК «***», ОГРН **) также содержатся в ЕГРЮЛ.

Доказательств того, что Шестаков В.В. является директором иных юридических лиц с аналогичным сокращенным наименованием ООО «УК «***» материалы дела не содержат, суду не представлены, в связи с чем доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что ЕГРЮЛ может содержать в себе сведения о нескольких юридических лицах с совершенно одинаковыми наименованиями, не подтверждает недостоверность и неполноту внесенных Шестаковым В.В. о себе сведений в подписные листы как о кандидате в депутаты.

При таком положении вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа в регистрации кандидата Шестакова В.В. является правильным, а решение - законным и обоснованным.

Довод апелляционной жалобы относительно внесенных внеочередным общим собранием участников ООО УК «***» изменений в учредительные документы общества, основанием к отмене решения суда являться не может, поскольку как следует из оспариваемого решения избирательной комиссии, данное обстоятельство основанием к его вынесению не являлось.

Кроме этого следует отметить, что дата обращения в Федеральную налоговую службы с заявлением не является датой внесения изменения в учредительные документы юридического лица, при том, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, внесение записи об изменениях в Устав общества было осуществлено регистрирующим органом 02.08.2018 года, то есть после вынесения Территориальной избирательной комиссией оспариваемого решения.

Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым исключить из решения суда, как преждевременный, вывод о том, что указанные обстоятельства являются вновь открывшимися.

В целом, при рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального права, иных нарушений, предусмотренных статьей 310 КАС РФ в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в жалобе ТИК Осинского муниципального района.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Осинского районного суда Пермского края от 14 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориальной избирательной комиссии Осинского муниципального района без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи