УИД 0Дело № 33АП-3299/2021 Докладчик Кузько Е.В. | Судья первой инстанции Ходкевич А.Б. |
УИД 0Дело № 33АП-3299/2021 Докладчик Кузько Е.В. | Судья первой инстанции Ходкевич А.Б. |
по представлению прокурора Ромненского района Амурской области Яковлева А.Я. на определение Ромненского районного суда Амурской области от 13 июля 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Решением Ромненского районного суда Амурской области от 30 июня 2015 года разрешены вышеуказанные исковые требования, на администрацию Ромненского района Амурской области возложена обязанность организовать на территории Ромненского района Амурской области утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, в том числе определить необходимое число объектов размещения отходов и принять меры для их создания в срок, не позднее 01 июля 2018 года.
Администрация Ромненского района Амурской области обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда сроком на 1 год, то есть до 01 июля 2022 года, в обоснование которого ссылалась на то обстоятельство, что утилизация отходов на территории Ромненского муниципального округа осуществляться не будет. На территории округа имеется два места временного накопления: с. Ромны – 4,2 га и с. Дальневосточное – 7,75 га, на которых осуществляется складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев. Места временного накопления оформлены в муниципальную собственность и переданы в постоянное (бессрочное) пользование МКУ «Ромненская администрация», МКУ «Поздеевская администрация». Для обустройства и пуска в эксплуатацию мусороперегрузочных станций необходимы денежные средства, выделяемые областным бюджетом. Предоставление денежных средств из бюджета Амурской области в бюджет Ромненского муниципального округа на решение данных вопросов в 2021 года не предусмотрено. Кроме того, новая схема обращения с отходами производства на территории Ромненского муниципального округа, утвержденная приказом министерства природных ресурсов Амурской области от 15.01.2021 № 5-ОД «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2019-2030 годов», не соответствует постановлению Правительства Амурской области от 08.11.2017 № 527 «Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018-2028 годов». В настоящее время, согласно письму министерства природных ресурсов Амурской области от 22 июня 2021 года № 06-16/3386 в региональную программу вносятся изменения, она проходит процедуру согласования в исполнительных органах государственной власти области. В 2020 году в рамках реализации реформы по ТКО было освоено денежных средств в размере 2 234,8 тыс.руб., в том числе из областного бюджета – 2167,8 тыс.руб., из местного бюджета 67 тыс.руб. Приобретено и установлено 152 контейнера и оборудовано 35 контейнерных площадок для сбора ТКО на 2 контейнера. В 2021 года в рамках реализации реформы по ТКО выделено 689,3 тыс.руб. В 2021 года администрацией Ромненского муниципального округа проведены конкурсные процедуры на оборудование контейнерных площадок для сбора ТКО на два контейнера в количестве 22 штук на сумму 497 519, 51 руб..
В судебном заседании представитель заявителя Лушпай И.И. поддержала доводы заявления, настаивала на их удовлетворении.
Помощник прокурора Ромненского района Самойленко А.С. возражал против удовлетворения указанного заявления, полагал, что оснований для предоставления отсрочки не имеется.
Определением Ромненского районного суда Амурской области от 13 июля 2021 года администрации Ромненского района Амурской области предоставлена отсрочка исполнения решения Ромненского районного суда Амурской области от 30 июня 2015 года до 31 декабря 2021 года.
В представлении прокурор Ромненского района Яковлев А.Я. полагает, что оснований для предоставления отсрочки исполнения суда не имеется, обстоятельства, указанные судом не являются исключительными, свидетельствующие о невозможности исполнения решения суда. Кроме того указывает, что администрацией Ромненского района не предоставлено доказательств, свидетельствующих о принятии каких-либо мер об исполнении, либо начале исполнения решения суда. Просит определение суда отменить, отказа в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Письменных возражений на апелляционное представление не поступило.
Рассмотрение частной жалобы произведено по правилам апелляционного производства в порядке главы 39 ГПК РФ, с особенностями и изъятиями, предусмотренными ст. 333 ГПК РФ, согласно ч.ч. 3, 4 которой частная жалоба рассматривается судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.
Вместе с этим, в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения частной жалобы была заблаговременно размещена на интернет-сайте Амурского областного суда.
Проверив материалы дела, исходя из доводов представления, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из представленных материалов дела, определением Ромненского районного суда от 11 июля 2019 года, определением Ромненского районного суда от 05 июня 2020 г. администрации Ромненского района Амурской области была предоставлена отсрочка исполнения указанного решения суда до 01 июля 2020 года и до 01 июля 2021 года соответственно.
Из выписки из ЕГРН от 24 июня 2021 года следует, что зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 77 547 кв.м, местоположение земельного участка: Амурская область, Ромненский район, Дальневосточный сельсовет, правообладатель – муниципальное образование Ромненский муниципальный округ Амурской области, вид разрешенного использования - для временного накопления и размещения твердых коммунальных отходов.
Из выписки из ЕГРН от 24 июня 2021 следует, что зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер>, площадью 41 647 кв.м, местоположение земельного участка: Амурская область, Ромненский район, правообладатель – муниципальное образование Ромненский муниципальный округ Амурской области, вид разрешенного использования - для временного накопления и размещения твердых коммунальных отходов.
Согласно выписки из решения Ромненского района № 90 от 25 декабря 2020 года «О внесении изменений в решение Ромненского района «О районном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» и выписки из решения Ромненского района № 42 от 24 июня 2021 года «О внесении изменений в решение Ромненского района «О районном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» бюджетные ассигнования по главным распорядителям средств районного бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям, группам видов расходов в ведомственной структуре расходов в бюджете района на выполнение вышеуказанных полномочий предусмотрено 689,3 тыс.руб., освоено – 2234,8 тыс.руб..
Из постановления Правительства Амурской области от 07 июля 2021 года № 449 следует, что в региональную программу в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2018-2028 годов», внесены изменения: в строке «Ожидаемые конечные результаты реализации Региональной программы» паспорта региональной программы изложить в следующей редакции: в Ромненском муниципальном округе запланировано обустройство 2 мусороперегрузочных станций на территории с. Ромны, с. Дальневосточное. Также планируется транспортировка отходов объемом около 70 тонн в год, образуемых в с. Новороссийка.
Статьей 203 ГПК РФ закреплено, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Аналогичные положения содержатся в ст. 32 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации» судам разъяснено, что сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства. С учетом этого, при рассмотрении вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения судебных решений должна приниматься во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
При этом основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст. ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч. ч. 1 и 2) и 55 (ч. ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Таким образом, согласно действующему законодательству основанием для отсрочки или рассрочки исполнения судебного решения являются конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что положение сторон не позволяет исполнить решение суда в установленные сроки.
Частично удовлетворяя заявление ответчика о предоставлении отсрочки исполнения решения суда сроком на один год, то есть до 01 июля 2022 года включительно, суд первой инстанции исходил из того, что основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда, указанные заявителем, носят исключительный характер, свидетельствующий о невозможности исполнения решения суда в настоящее время. Полагая, что предоставление отсрочки не приведет к нарушению прав взыскателя, суд первой инстанции пришел к выводу возможным предоставить отсрочку исполнения вышеуказанного решения суда до 31 декабря 2021 г.
С данным выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласиться не может.
Как следует из вышеуказанных правовых норм, возможная отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям разумности и справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Отсрочка исполнения решения суда не должна являться средством для уклонения от надлежащего исполнения решения суда, вступившего законную силу.
Несмотря на то, что отсрочка исполнения постановления суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного постановления, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, в данном случае на длительный срок.
Таким образом, предоставление рассрочки и отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии серьезных уважительных причин, делающих невозможным исполнение решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, заявителю неоднократно предоставлялась отсрочка исполнения указанного решения суда, однако, до настоящего времени судебный акт не исполнен. Кроме того, доказательств того, что ответчиком предпринимались и предпринимаются необходимые и достаточные меры для его исполнения, в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств того, что после предоставления отсрочки решение суда будет исполнено.
С учетом требований ст. 13 ГПК РФ о неукоснительном исполнении вступивших в законную силу решений суда, отсутствием исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, непредставлением заявителем доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых и возможных мер к добросовестному исполнению решения суда, учитывая интересы не только должника, но и взыскателя, судебная коллегия находит заявление администрации Ромненского района Амурской области не подлежащим удовлетворению, а определение суда – подлежащим отмене.
Руководствуясь ст. 333, ст. 334 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Ромненского районного суда Амурской области от 13 июля 2021 года отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления администрации Ромненского района Амурской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Ромненского районного суда Амурской области от 30 июня 2015 года до 01 июля 2022 года – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
1версия для печатиДело № 33АП-3299/2021 (Определение)