Дело № 12-258/2020
УИД № 33MS0010-01-2020-001726-09
РЕШЕНИЕ
«6» октября 2020 года г.Владимир
Судья Октябрьского районного суда г.Владимира Акимова Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу первого заместителя Губернатора области, директора департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района г.Владимира, и.о. мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г. Владимира, от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении администрации Владимирской области прекращено за малозначительностью совершенного деяния с объявлением устного замечания,
УСТАНОВИЛ:
обжалуемым постановлением производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении администрации Владимирской области прекращено за малозначительностью совершенного деяния с объявлением устного замечания.
В жалобе первый заместитель Губернатора области, директор департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области ФИО1 выражает несогласие с вынесенным мировым судьей постановлением. Указывает, что административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор. Обращает внимание, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ### выдано по результатам проверки, проводившейся на основании распоряжения врио заместителя начальника Главного управления МЧС России по Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###. При этом полагает, что при проведении проверки деятельности администрации Владимирской области, не связанной с реализацией властных полномочий, предмет проверки должен указываться в соответствии с типовой формой распоряжения, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 года №141, а в случае проведения проверки в отношении администрации области как органа государственной власти субъекта РФ, распоряжение в качестве предмета должно содержать цитату положений ч. 2 ст. 29.2 Федерального закона №184-ФЗ. Пункты 1-3 предписания от ДД.ММ.ГГГГ###, пункты 1,2,4 протокола об административном правонарушении ### затрагивают вопросы осуществления администрацией области полномочий в сфере гражданской обороны, поскольку доказательства нарушения ГУ МЧС России по Владимирской области обосновывает ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне». При этом распоряжение № 2 указание на предмет проверки, предусмотренный ч. 2 ст. 29.2 Федерального закона №184-ФЗ не содержит. Отмечает, что согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом требований закона и подлежат отмене на основании заявления юридического лица. В связи с чем просит отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу в связи в недоказанностью обстоятельств, на основании которых составлен протокол об административном производстве.
В судебном заседании защитники администрации Владимирской области ФИО2 и ФИО3 поддержали доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просили ее удовлетворить. Полагали, что ГУ МЧС России по Владимирской области проводило проверку в отношении администрации Владимирской области, как органа власти, а не как юридического лица, в связи с чем распоряжение о проведении проверки в качестве предмета должно содержать цитату положений ч. 2 ст. 29.2 Федерального закона №184-ФЗ
Представитель ГУ МЧС России по Владимирской области ФИО4 полагал постановление мирового судьи законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.
Допрошенный в качестве свидетеля начальник отделения НМГО, ЗНТЧС УНДиПР ГУ МЧС России по Владимирской области ФИО6 пояснил, что участвовал в проведении проверки в отношении администрации Владимирской области, по результатам которой было выдано предписание ### от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данной проверки запрашивались документы, имеющие отношение к полномочиям администрации Владимирской области, и как юридического лица и как органа власти субъекта РФ. Администрацией Владимирской области распоряжение ### от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловалось. Форма распоряжения является унифицированной и утверждена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ###. В распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ имеется ссылка на Федеральный закон №184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Также показал, что при проведении проверки исполнения предписания проверялось исполнение администрацией только 1-4 пунктов предписания, срок исполнения которых был установлен до ДД.ММ.ГГГГ, исполнение иных пункты предписания, с более длительным сроком исполнения, не проверялось.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников производства по делу, прихожу к следующему.
Часть 1 ст.19.5 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Федеральный государственный надзор в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации
Предметом федерального государственного надзора является проверка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), а также должностными лицами и гражданами (далее - субъекты надзора) требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено мировым судьей и подтверждается материалами дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ГУ МЧС России по Владимирской области проведена плановая выездная проверка Администрации Владимирской области.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки в отношении администрации Владимирской области вынесено предписание об устранении допущенных нарушений, с установлением срок устранения нарушений, отраженных в пунктах 1-4 предписания, до ДД.ММ.ГГГГ. иные нарушения (пункты 5-26 предписания) подлежали устранению до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ старшим инженером ОНМГО, ЗНТЧС УНД и ПР ГУ МЧС России по Владимирской области по результатам проведенной проверки исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Владимирской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, из содержания которого следует, что в установленный срок – до ДД.ММ.ГГГГ 1-4 пункты предписания от ДД.ММ.ГГГГ не выполнены.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральным законом №294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 4, 5, 6 части 2 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в числе прочего, указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
Проверка в отношении администрации Владимирской области назначена распоряжением врио заместителя начальника Главного управления МЧС России по Владимирской области – начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы от ДД.ММ.ГГГГ###, в котором определены цели проверки – выполнение ежегодного плана плановых проверок на 2020 год, размещенного на сайте Генеральной прокуратуры РФ. В распоряжении определены даты начала и окончания проведения проверки, фамилии, имена, отчества должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, указан перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проверки.
Предмет проверки определен как соблюдение обязательных требований, установленных правовыми актами, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда; проведение мероприятий по обеспечению безопасности государства.
В качестве правовых оснований для проведения проверки в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ### указаны: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положение о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденное Постановлением Правительства РФЫ от 21.05.2007 №305, Федеральный закон РФ от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», Федеральный Конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении», Федеральный Конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральный закон от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне», а также Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Как отражено в п. 6 распоряжения о проведении проверки, задачами ее проведения являлась проверка выполнения администрацией Владимирской области требований в области гражданской обороны.
Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» регулирует, в числе прочего, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны, а также полномочия организаций в области гражданской обороны.
Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ издано в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ### «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В соответствии с требованиями пункта 8 статьи 29.2 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», к отношениям, возникающим при организации и осуществлении мероприятий по контролю, в части, не урегулированной указанной статьей, а также при организации и осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не связанной с реализацией властных полномочий, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно нарушениям, отраженным в предписании ### от ДД.ММ.ГГГГ, проверка ГУ МЧС России по Владимирской области проводилась в отношении администрации Владимирской области, и как органа власти, и как организации, на которую в силу ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне», возложены обязанности по планированию и организации мероприятий в области гражданской обороны.
В связи с чем у суда нет оснований для вывода о необоснованности отражения в распоряжении о проведении проверки предмета проверки в соответствии с типовой формой распоряжения, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При этом следует отметить, что исходя из отраженных в п. 10 распоряжения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ обязательных требований, подлежащих проверке при ее проведении, следовало, что проверке подлежала и деятельность администрации Владимирской области, связанная с выполнением требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Таким образом, оснований полагать, что в рассматриваемом случае административный орган вышел за пределы предмета назначенной проверки не имеется.
Рассмотрев представленные материалы, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях администрации Владимирской области состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и, оценив конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, степень угрозы охраняемым общественным отношениям, усмотрел основания для признания данного правонарушения малозначительным.
Все доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст.26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Оснований для переоценки установленных мировым судьей при рассмотрении дела обстоятельств, к чему сводятся доводы жалобы, не имеется. Судебное постановление принято в пределах представленных полномочий и соответствует материалам дела.
Существенных нарушений процессуальных требований, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, мировым судьей не допущено, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюден.
На основании изложенного, принятый по делу судебный акт отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района г.Владимира И.о. мирового судьи судебного участка №4 Октябрьского района г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении администрации Владимирской области оставить без изменения, а жалобу Первого заместителя Губернатора Владимирской области, директора департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области ФИО1– без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья Ю.Ю. Акимова