Дело №3а-75/2020
УИД № 33OS0000-01-2020-000064-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Владимир 24 июля 2020 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего Астровко Е.П.,
при секретаре Сусловой А.С.,
с участием прокурора Денисова А.А.,
представителя административных истцов Побочий О.Н., Кашинской А.В., Толмачева Н.С. адвоката Кудриной В.В.,
представителя административного ответчика Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области по доверенности Федуловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Побочий О.Н., Кашинской А.В., Толмачева Н.С. о признании недействующим со дня принятия решения Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 24.04.2019 г. № 38 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Новоалександровское в отношении земельного участка с кадастровым номером **** в с. Оликово Суздальского района Владимирской области».
установил:
Административные истцы Побочий О.Н., Кашинская А.В., Толмачев Н.С., являющиеся собственниками земельных участков в с. Оликово Суздальского района Владимирской области, обратились в суд с административным иском о признании недействующим решения Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 24.04.2019 г. № 38 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Новоалександровское в отношении земельного участка с кадастровым номером **** в с. Оликово Суздальского района Владимирской области».
В качестве оснований для признания недействующим оспариваемого решения указывают на нарушение процедуры проведения публичных слушаний, на отсутствие надлежащей публикации решения с приложениями, а также на то, что приятое решение нарушает право граждан на благоприятные условия жизнедеятельности, поскольку инфраструктура с. Оликово не рассчитана на возведение производственного объекта на его территории.
Представитель административных истцов адвокат Кудрина В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области по доверенности Федулова Е.А. административное исковое заявление полагала необоснованным, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит действующему федеральному законодательству, принят в пределах предоставленных Совету народных депутатов Суздальского района полномочий, опубликован в установленном законом порядке. Полагала, что нарушение сроков проведения публичных слушаний само по себе не свидетельствует о нарушении прав заявителей на участие в публичных слушаниях. Прав, свобод и законных интересов административных истцов не нарушает. Не оспаривала, что публичные слушания по проекту изменений в Генплан и Правила землепользования и застройки МО Новоалександровское в каждом населенном пункте МО Новоалександровское Суздальского района Владимирской области не проводились, были проведены только с. Оликово.
Заинтересованное лицо администрация Суздальского района Владимирской области ходатайствовала о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя, в удовлетворении иска просила отказать.
Заинтересованное лицо администрация МО Новоалександровское Суздальского района Владимирской области извещена и времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направила.
Заинтересованное лицо Совет народных депутатов МО Новоалександровское Суздальского района Владимирской области извещен и времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителя не направил.
Заинтересованное лицо ООО «ПромСтройИнвест» извещено и времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направило.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами «в», «д», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится, в том числе утверждение генерального плана поселения, правил землепользования и застройки.
Судом установлено, что решением Совета народных депутатов МО Новоалександровское Суздальского района от 05.05.2011 № 19.1 утвержден Генеральный план МО Новоалександровское сельское поселение Суздальского района (л.д.170 том2). В последующем в него неоднократно вносились изменения (решения Совета народных депутатов от 23.06.2011 № 26, от 29.01.2013 № 1, от 30.04.2013 № 23 (л.д.174-176 том2).
Решением Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 28.06.2017 № 55 утверждены Правила землепользования и застройки МО Новоалександровское сельское поселение (л.д.1 том3), которые признаны недействующими со дня их принятия решением Владимирского областного суда от 18.04.2019 г., вступившим в законную силу 24.05.2019 г. (л.д.143-147 том2).
24.04.2019 г. Советом народных депутатов Суздальского района Владимирской области принято решение № 38 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Новоалександровское в отношении земельного участка с кадастровым номером 33:05:140601:1 в с. Оликово Суздальского района Владимирской области» (т. 1 л.д. 134-152).
Решение № 38 от 24.04.2019 размещено на официальном сайте органов местного самоуправления Суздальского района Владимирской области www.suzdalregion.ru. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также опубликовано в газете «Суздальская новь» от 08.05.2019 г. № 35-36 (11992-11993) без приложения (т. 1 л.д. 153-156).
Указанными изменениями, находящийся в муниципальной собственности земельный участок с кадастровым номером 33:05:140601:1 в с. Оликово МО Новоалександровское сельское поселение, из функциональной зоны «Жилая застройка» отнесен в функциональную зону «Территории производственных и промышленных предприятий».
В соответствии с пунктом 20 части 1, частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения сельских поселений по утверждению генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Муниципальное образование Новоалександровское, наделенное статусом сельского поселения входит в состав территории Суздальского района Владимирской области, что следует из Устава Суздальского района Владимирской области, принятого решением Совета народных депутатов Суздальского района от 26.12.2018 г. № 101 (л.д.42 том2)
Уставом Суздальского района Владимирской области в редакции Решения Совета народных депутатов Суздальского района от 26.12.2018 г. № 101 утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки сельских поселений отнесено к вопросам местного значения муниципального района (пункт 11 части 1.1 статьи 6 Устава) и является полномочием Совета народных депутатов Суздальского района. Законами Владимирской области за сельским поселением Новоалександровское Суздальского района Владимирской области указанного полномочия не закреплено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение Совета народных депутатов Суздальского района от 24.04.2019 № 38 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Новоалександровское в отношении земельного участка с кадастровым номером **** в с. Оликово Суздальского района Владимирской области» принято уполномоченным на дату его утверждения органом, в установленной форме.
В соответствии с частью 1.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьей 22 Устава МО Суздальский район и статьей 14 Регламента Совета народных депутатов Суздальского района, утвержденного решением Совета народных депутатов Суздальского района от 26.01.2006 г. заседания Совета являются полномочными, если на них присутствует не менее 50% от числа избранных депутатов. В соответствии со статьей 20 Регламента решения принимаются простым большинством от числа зарегистрированных депутатов.
Совет народных депутатов Суздальского района состоит из 20 депутатов. На заседании Совета от 24.04.2019 г., на котором было принято решение № 38 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Новоалександровское в отношении земельного участка с кадастровым номером **** в с. Оликово Суздальского района Владимирской област», присутствовало 14 депутатов, из которых «за» проголосовали 13 (л.д. 157-161 том1).
Таким образом, оспариваемое решение принято Советом народных депутатов Суздальского района в пределах его компетенции, кворум на заседании имелся.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 ГрК РФ и включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее – Комиссия) (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов и документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проектам правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 ГрК РФ и часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).
Порядок подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения, установленный статьями 30-32 ГрК РФ содержит требование о проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).
Целью правового института публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, что согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О.
Частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.
Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).
Процедура проведения общественных обсуждений приведена в части 4 статьи 5.1 ГрК РФ и включает в себя этапы оповещения о начале общественных обсуждений, размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, и информационных материалов к нему на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо на региональном портале государственных и муниципальных услуг и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта, проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.
В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений данного кодекса определяются, в том числе порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
Исходя из положений части 3 статьи 28 и части 12 статьи 31 ГрК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений, по проектам, предусматривающим внесение изменений в названные документы, проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
Судом установлено, что закрепленная законодательством процедура при принятии решения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Новоалександровское была существенным образом нарушена.
Нормой части 3 статьи 28 ГрК РФ императивно установлено, что публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
Уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления в обязательном порядке принимают меры по доведению до сведения населения информации о содержании проекта генерального плана, в частности, путем организации выставок, экспозиций демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступлений представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению (часть 5 статьи 28 ГрК РФ).
В свою очередь, участники публичных слушаний вправе представить в данные органы свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 6 статьи 28 ГрК РФ).
Согласно Уставу МО Новоалександровское сельское поселение, утвержденному решением Совета народных депутатов Новоалександровского сельского поселения Суздальского района Владимирской области от 26.01.2015 № 1, в состав территории МО Новоалександровское сельское поселение входит 43 населенных пунктов (л.д.67-70 т.3). Постановлением главы Суздальского района Владимирской области от 12.11.2018 г. № 26 назначены публичные слушания на 25.12.2018 г. в 11-00 час. в с. Оликово (л.д.56-57 том1). Местом проведения экспозиции проекта нормативного правового акта определено здание администрации Суздальского района по адресу: г. Суздаль, ул. Красная площадь, д. 1, кабинет 37. В срок проведения экспозиции с 21 ноября по 24 декабря 2018 года участникам публичных слушаний предоставлено право на внесение предложений и замечаний. Данное постановление опубликовано в газете «Суздальская новь» от 14.11.2018 г. № 91 (11944) (л.д. 58-59 том1)
Оповещение о начале публичных слушаний, на которые представлялся «Проект по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Новоалександровское в отношении земельного участка с кадастровым номером **** в с. Оликово Суздальского района и территории в восточной части с. Новоалександрово Суздальского района» (далее проект решения) опубликовано в районной газете «Суздальская новь» 14.11.2018 (л.д.58 том1), размещено на сайте администрации Суздальского района в сети Интернет (л.д. 59 том1). Проверяя соответствие содержания оповещения о начале публичных слушаний требованиям ч.ч. 6, 7 ст. 5.1 ГрК РФ суд принимает во внимание, что оно содержит срок проведения публичных слушаний по проекту решения с 14.11.2018 по 16.01.2019; устанавливает место, дату и время собрания – по земельному участку с кадастровым номером **** в с. Оликово возле церкви 25.12.2018 в 11-00 час.; содержит указание о том, что проект решения представлен на экспозиции по адресу: г. Суздаль, ул. Красная площадь, д. 1 (здание администрации Суздальского района) кабинет 37. Экспозиция открыта с 21.11. по 24.12.2018 г., посещение экспозиции возможно с рабочие дни в 8-15 час. до 17-00 час. за исключением перерыва на обед с 12-45 час. до 14-00 час. Указывает, что проект внесения изменений размещен на сайте администрации района в сети Интернет www.suzdalregion.ru/ с 21.11.2018 по 24.12.2018. Содержит указание о том, что в период размещения проекта на сайте и проведения экспозиции, участники публичных слушаний имеют право вносить предложения и замечания: 1) посредством официального сайта администрации района www.suzdalregion.ru/, 2) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний, 3) в письменной форме в адрес организатора публичных слушаний, 4) посредством записи в журнал учета посетителей экспозиции проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях. Организатором публичных слушаний является управление строительства и архитектуры администрации Суздальского района по адресу: г. Суздаль, ул. Красная площадь, д. 1. Требования, предъявляемые к проведению публичных слушаний, составлению протокола по результатам их проведения закреплены в положениях ч.ч. 18, 19 ст. 5.1 ГрК РФ. Из материалов дела следует и не оспаривается административным ответчиком, что публичные слушания по проектам Генерального плана и Правил землепользования и застройки в нарушение законоположений части 3 статьи 28 ГрК РФ проводились только в селе Оликово 25.12.2018 г., на которых принимало участие 26 человек, что следует из протокола публичных слушаний № 74 от 25.12.2018 (л.д.60-61 том1). Заключение о результатах публичных слушаний по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Новоалександровское в отношении земельного участка с кадастровым номером **** в с. Оликово Суздальского района Владимирской области» от 20.02.2019 г. опубликовано в газете «Суздальская новь» 06.03.2019 г. № 19-20 (л.д.62-63, 65 том 1). С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в нарушение предписаний ч.3 ст. 28 и ч.2 ст. 5.1 ГрК РФ публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки и по проекту Генерального плана, проводились лишь в одном населенном пункте (с. Оликово 25.12.2018 г.). В других, населенных пунктах расположенных в границах сельского поселения Новоалександровское, которых более 40, публичные слушания не проводились.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 года № 931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих коллективный, а не индивидуальный характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Поскольку норма статьи 28 ГрК РФ, как в прежней, так и в действующей редакциях не предусматривает исключений, допускающих возможность проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов, правил землепользования и застройки поселений не во всех населенных пунктах муниципального образования, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления допущено существенное нарушение требований федерального законодательства, регулирующего порядок проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана и Правил землепользования и застройки МО Новоалександровское сельское поселение.
Кроме того, постановлением Главы Суздальского района Владимирской области от 12.11.2018 № 26 «Назначении публичных слушаний по внесению изменений в Генплан и Правила землепользования и застройки МО Новоалександровское в отношении земельного участка с кадастровым номером **** в с. Оликово Суздальского района.. .» утвержден состав комиссии по проведению публичных слушаний по рассмотрению проекта (л.д.118-122 том 1). Согласно приложению к постановлению Главы Суздальского района от 12.11.2018 № 26 состав комиссии по проведению публичных слушаний по внесению изменений в Генплан и ПЗЗ МО Новоалександровское относительно земельного участка с кадастровым номером **** в с. Оликово определен: Авсеенок А.И., Камешкова Е.В., Фомина С.В., Кашина Е.Е., Сидоркова О.Е. (л.д.120 том1).
Между тем протокол публичных слушаний № 74 от 25.12.2018 подписан членами комиссии в составе: Камешкова Е.В., Сидоркова О.Е., Изергина Л.А., тогда как последняя в состав комиссии по проведению публичных слушаний по внесению изменений в Генплан и ПЗЗ МО Новоалександровское относительно земельного участка с кадастровым номером **** в с. Оликово постановлением Главы Суздальского района от 12.11.2018 не включалась.
Допущенные существенные нарушения процедуры принятия оспариваемого в части нормативного правового акта признавались представителем административного ответчика в судебном заседании.
Кроме того, в нарушение ч. 5 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки МО Новоалександровское Суздальского района главой Суздальского района не принималось.
В нарушение требований ч.7 ст. 31 ГрК РФ сообщение о принятии решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки не опубликовано, доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Также, нарушены требования ч. 8 ст.28 ГрК РФ, устанавливающие, что срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Из материалов дела следует и подтверждается объяснениями представителя административного ответчика, что оповещение о времени и месте проведения публичных слушаний было опубликовано в газете «Суздальская новь» 14.11.2018 (л.д.58 том1), заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Суздальская новь» 06.03.2019 г. (л.д.65 том1), что свидетельствует о нарушении установленных ч. 8 ст. 28 ГрК РФ сроков (свыше 3-х месяцев). Проверяя соблюдение порядка опубликования оспариваемых нормативных правовых актов, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно части 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Генеральный план и Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа (ч. 13 ст. 24, ч.ч. 1 -3, ст. 32 ГрК РФ).
Пунктом 3 решения Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 24.04.2019 г. № 38 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером **** в с. Оликово Суздальского района Владимирской области» предписано, что настоящее решение подлежит опубликованию в газете «Суздальская новь» без приложения, с приложением размещается в сетевом издании «Суздаль-Медиа» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на официальном сайте администрации Суздальского района в сети «Интернет».
Из материалов дела следует, что в газете «Суздальская новь» от 8.05.2019 г. № 35-36 опубликовано только само указанное решение СНД Суздальского района от 24.04.2019 г. № 38. При этом полный текст нормативного правового акта с его графической частью не был опубликован в газете «Суздальская новь» (л.д.77 том1), размещен на официальном сайте (л.д.78 том1).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт без приложений опубликован в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов Совета народных депутатов Суздальского района в газете «Суздальская новь», а приложения, включая графическую часть, размещены на официальном интернет-сайте муниципального образования, что свидетельствует о том, что решение СНД Суздальского района от 24.04.2019 № 38 доведено до сведения населения Суздальского района Владимирской области.
Положениями пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что поскольку согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в полном объеме, оспариваемый акт или его часть подлежат проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в административном исковом заявлении, заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Согласно разъяснению, приведенному в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 25 апреля 1995 г. № 3, от 15 июля 1999 г. № 11-П, от 11 ноября 2003 г. № 16-П и от 21 января 2010 г. № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Анализ содержания оспариваемых положений нормативного правового акта (л.д.134-146 том1) показывает, что из текста оспариваемого решения от 24.04.2019 № 38 о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Новоалександровское Суздальского района не представляется возможным определить какие изменения внесены в один из названных документов, а какие в другой документ. Из объяснений представителя административного ответчика Совета народных депутатов Суздальского района следует, что из приложения к оспариваемому решению первые два абзаца относятся к изменениям в Генплан, где меняется одна территориальная зона на другую (функциональная зона - жилая зона на территорию производственную), все остальное относится к Правилам землепользования и застройки (протокол 24.07.2020 том3), между тем из самого текста оспариваемого решения от 24.04.2019 № 38 это не следует.
Таким образом, изложенное свидетельствует о нарушении юридической техники при подготовке оспариваемого нормального правового акта. Оспариваемое решение допускает неоднозначное толкование содержания, носит неопределенный характер, в этой связи, в оспариваемой части оно не отвечает общеправовому критерию формальной определенности.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не отвечает критерию правовой определенности и допускает его неоднозначное толкование решение Совета народных депутатов Суздальского района от 24.04.2019 № 38 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Новоалександровское в отношении земельного участка с кадастровым номером **** в с. Оликово Суздальского района Владимирской области» подлежит признанию недействующим.
Кроме того, решением Владимирского областного суда от 18.04.2019 признаны недействующими со дня принятия Правила землепользования и застройки МО Новоалександровское Суздальского района, утвержденные решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28.06.2017 № 55.
Оспариваемым по настоящему делу решением Совета народных депутатов от 24.04.2019 № 38 внесены изменения в Правила землепользования и застройки МО Новоалександровское Суздальского района, утвержденные решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28.06.2017 № 55, которые фактически являлись уже недействующими, в связи с чем, ввиду отсутствия основного (базового) нормативного правового акта решение от 24.04.2019 № 38 не имеет самостоятельного юридического применения.
Учитывая все указанные выше обстоятельства, суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере градостроительной деятельности, и нарушает права истцов.
В силу ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В ходе рассмотрения административного дела по существу, административные истцы просили признать оспариваемые положения недействующими со дня принятия, так как административным ответчиком нарушена процедура принятия нормативного правового акта. Принятие нормативного правового акта с существенными нарушениями процедуры является существенным нарушением порядка его принятия.
С учетом признания оспариваемых положений решения № 38 не действующими в связи с нарушением процедуры их принятия, суд полагает возможным признать недействующими оспариваемые положения указанного решения со дня их принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемых положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Побочий О.Н., Кашинской А.В., Толмачева Н.С. удовлетворить.
Признать недействующим решение Совета народных депутатов Суздальского района Владимирской области от 24.04.2019 г. № 38 «О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Новоалександровское в отношении земельного участка с кадастровым номером **** в с. Оликово Суздальского района Владимирской области» со дня его приятия.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.П. Астровко
В окончательной форме решение изготовлено 05.08.2020.