Дело №3а-104/2021
УИД № 33OS0000-01-2021-000103-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 августа 2021 года
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кирюшиной О.А.
при секретаре Малыгиной В.И.,
с участием прокурора Денисова А.А.,
представителя административного истца ФИО1 по устному ходатайству ФИО2,
представителя административного ответчика Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области по доверенности ФИО3,
представителя заинтересованных лиц Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области, администрации Петушинского района Владимирской области по доверенностям ФИО4,
представителя заинтересованного лица ООО «Хартия» по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании недействующим постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 12.03.2021 № 60 «О внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28 декабря 2020 года №187 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области» с момента его принятия,
установил:
постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 26 сентября 2016 года № 02/01-132 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области", с последующими изменениями, внесенными постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 31 декабря 2017 года № 157/01-25, была утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области.
Постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области от 20 декабря 2019 года № 118/01-25 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области» утверждена фактически новая редакция территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области, являющейся приложением к названному постановлению Департамента от 20 декабря 2019 года № 118/01-25.
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ 23 декабря 2019 года, начало его действия с даты официального опубликования.
28.12.2020 г. Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области принято постановление № 187 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области».
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ 29 декабря 2020 года, начало его действия с даты официального опубликования.
12.03.2021 года Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области (далее по тексту – Департамент) принято постановление № 60 «О внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28.12.2020 г. № 187 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области», которым, в том числе, было изменено направление потоков твердых коммунальных отходов (далее по тексту - ТКО) с «Александровская городская свалка ТБО» на объект обработки – ООО «Бригантина плюс» (первое транспортное плечо); ТКО, прошедшие обработку, транспортируются на объект размещения отходов - Центр по переработке и утилизации твердых бытовых отходов у д. Бабанино Петушинского района Владимирской области (второе плечо).
Кроме того, были уточнены планируемые к строительству объекты обработки ТКО, в том числе запланировано строительство в 2022 году в <...> строительство МСК «Петушки».
Также пунктом 1.2.3 дополнен раздел 9.1 приложения к постановлению департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 20 декабря 2019 года № 118 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области» после слов «Описание применяемых потоков ТКО в зоне № 3:
- ТКО, образуемые на территории Гусь-Хрустального, Селивановского, Меленковского, Муромского районов, г. Гусь-Хрустальный, г. Муром, транспортируются на объект размещения отходов - Муромская городская свалка ТБО и промотходов.» абзацами следующего содержания:
«При возникновении каких-либо чрезвычайных или непредвиденных ситуаций на территории Владимирской области на объектах размещения отходов, определенных как конечные объекты размещения ТКО на срок действия территориальной схемы, транспортирование отходов должно осуществляться на ближайший объект, имеющий на момент возникновения чрезвычайной или непредвиденной ситуации остаточный ресурс размещения отходов, включенный в государственный реестр объектов размещения (ГРОРО), эксплуатируемый организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в части размещения на данном объекте. К таким ситуациям могут относиться в том числе, но не ограничиваясь:
- административное приостановление деятельности объекта размещения отходов;
- прекращение деятельности объекта размещения отходов (приостановление/аннулирование лицензии);
- изменение срока ввода в эксплуатацию нового объекта размещения отходов, предусмотренного территориальной схемой, и иные ситуации, исключающие возможность эксплуатации объекта размещения отходов.
Изменение направления транспортирования ТКО в вышеуказанных ситуациях может осуществляться в течение не более чем девяносто календарных дней. О начале периода изменения направления транспортирования и основаниях принятия такого решения региональный оператор обязан в официальном порядке уведомить уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере обращения с отходами в течение одного дня с момента возникновения обстоятельств, послуживших основанием для изменения потоков направления транспортирования отходов. Уполномоченный орган исполнительной власти области в сфере обращения с отходами в течение суток после получения уведомления принимает решение о согласовании изменения направления транспортирования отходов. Решение уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере обращения с отходами оформляется в форме распоряжения.
В случае отсутствия указанных уведомлений изменение направления транспортирования отходов будет считаться нарушением схемы потоков отходов от источников их образования до объектов размещения отходов, закрепленной настоящей территориальной схемой. В случае отрицательного ответа уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере обращения с отходами на соответствующее уведомление регионального оператора региональный оператор должен соблюдать схему потоков отходов от источников их образования до объектов размещения отходов, закрепленную настоящей территориальной схемой.».
В соответствии с пунктом 3 настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (т.2 л.д. 10-17).
Постановление № 60 от 12 марта 2021 года опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://publication.pravo.gov.ru/ 17.03.2021 (номер опубликования 3301202103170001), а также в Сетевом электронном издании 17.03.2021 (т.2 л.д.18).
Данное постановление направлено в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области письмом № ДПП-2048-09-03 от 18 марта 2021 года (т.2 л.д.8).
Административный истец ФИО1, зарегистрированный и фактически проживающий на территории Петушинского района Владимирской области, обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) о признании недействующим с момента принятия постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 12.03.2021 № 60 «О внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28 декабря 2020 года №187 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области».
В обоснование заявленных требований указывает на нарушение порядка принятия оспариваемого правового акта, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года №1130, которым утверждены «Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем» (далее по тексту – Правила № 1130), а именно:
- в нарушение пункта 34 Правил при наличии поступивших замечаний, связанных со способом оптимизации потоков и выводом из эксплуатации объекта по размещению отходов (Александровской свалки), административным ответчиком повторные общественные обсуждения не проводились;
- в нарушение пункта 33 Правил все поступившие замечания были немотивированно отклонены либо не рассмотрены (в частности замечания Лугового В.);
- в нарушение пункта 5 Правил перенаправление потоков ТКО в Центр по переработке и утилизации твердых бытовых отходов у д. Бабанино Петушинского района Владимирской области произведено без соответствующего подтверждения экономической целесообразности, произвольно;
- положения Постановления № 60 от 12 марта 2021 года и Электронной модели территориальной схемы имеют расхождения в части информации об объекте захоронения в районе города Собинка и потоков ТКО, направляемых в Собинку, что свидетельствует о неопределенности обжалуемого правового акта.
Также полагает решение о строительстве МСК «Петушки» противоречащим результатам референдума, проведенного на территории Петушинского района Владимирской области 20 июня 1999 года.
Считает несоответствующим принципу определенности пункт 1.2.3 Постановления № 60 от 12 марта 2021 года, поскольку в нем не указаны основания для изменения схемы потоков ТКО. Кроме того, данный пункт, по мнению административного истца, устанавливает упрощенный порядок внесения изменений в схему потоков территориальной схемы.
Указывает на отсутствие обоснования объективной необходимости строительства МСК «Петушки», Экотехнопарка «Никулинский», а также на нарушение порядка опубликования Постановления № 60 от 12 марта 2021 года, так как рисунок 9.1, размещенный на интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, является нечитабельным.
Административный истец полагает, что оспариваемый правовой акт создает угрозу нарушения его прав на благоприятную среду обитания.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1 по доверенности ФИО6, по устному ходатайству ФИО7, ФИО2 поддержали уточненные требования по изложенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области по доверенности ФИО3 указала на необоснованность заявленных требований, поскольку оспариваемый правовой акт принят компетентным органом, опубликован в установленном порядке, соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе принципу определенности. Кроме того, пояснила, что 28 января 2021 года ООО «Экоресурс», являющееся эксплуатирующей организацией объекта «Александровская городская свалка ТБО», сообщило о том, что переоформило лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, исключив вид деятельности по размещению отходов на объекте «Александровская городская свалка ТБО». Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Владимирской области от 25.01.2021 № 6 «Об обеспечении размещения ТКО образованных на территории Александровского района» решено рекомендовать администрации Александровского района ввести режим повышенной готовности на территории Александровского района для принятия оперативных мер по обеспечению размещения твердых коммунальных отходов, образованных на территории Александровского района, в соответствии с действующей территориальной схемой обращения с отходами на территории Владимирской области. Однако иные региональные операторы, имеющие лицензию на размещение отходов в отношении «Александровская городская свалка ТБО» отсутствуют. Указанные обстоятельства явились основанием для внесения проведения корректировки Территориальной схемы в части направления потоков ТКО Александровского района на иной объект размещения отходов.
Процедура корректировки проведена в соответствии с пунктами 19-34 Правил № 1130. Департаментом получены и рассмотрены все предложения и замечания, поступившие в рамках общественного обсуждения, а также подготовлены и направлены на них мотивированные ответы. Каких-либо изменений, касающихся обстоятельств, указанных как в пункте 26, так и пункте 30 Правил № 1130, в первоначальный текст проекта не вносилось. Единственное учтенное замечание касается уточнения сведений о вместимости объекта «Александровская городская свалка ТБО». По сведениям из Государственного реестра объектов размещения отходов объект размещения отходов «Александровская городская свалка ТБО» до настоящего времени состоит в реестре за номером ****. В связи с чем, проведение повторного общественного обсуждения проекта не требовалось. Закон не обязывает при определении потоков ТКО приводить экономическое обоснование.
Электронная модель является цифровым вариантом отображения объектов, потоков ТКО, обозначенных в Территориальной схеме и предметом спора не является. В тексте обжалуемого постановления объект размещения в городе Собинка отсутствует, Собинская городская свалка ТБО на текущий момент не эксплуатируется, потоки отходов на объект не предусмотрены. Референдум от 20.06.1999 проводился по иному вопросу – по техническому захоронению твёрдых бытовых отходов. Экотехнопарк «Никулинский» и МСК «Петушки» являются объектами обработки отходов. Внесение в Территориальную схему в качестве планируемого объекта объектов обработки ТКО не является разрешением на строительство.
Оспариваемый пункт 1.2.3 постановления от 12.03.2021 № 60 направлен на обеспечение непрерывности движения потоков отходов и исключение нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, дополняется правилами действий региональных операторов, владельцев объектов размещения отходов и непосредственно Департамента природопользования, как уполномоченного органа, в случаях, когда экстренно возникает невозможность эксплуатации объекта размещения отходов до проведения корректировки территориальной схемы. Региональным операторам указанным федеральным законом не дано право самостоятельно принимать решение о выборе объектов, на которые они будут передавать ТКО, образуемые ежедневно, а процедура внесения изменений в территориальную схему требует от полутора до 3 месяцев. Основания для принятия решения органом достаточно конкретизированы. К чрезвычайным ситуациям относятся ситуации, являющиеся таковыми в силу Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Иные непредвиденные ситуации четко ограничены понятием «исключающие возможность эксплуатации объекта размещения отходов». Новое правовое регулирование в связи с изменением общественных отношений появится только после принятия уполномоченным органом нормативного правового акта о внесении изменений (корректировке) территориальной схемы. Кроме того, Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами №1130 не определено правовое регулирование о том, каким образом и на основании какого правового акта необходимо осуществлять обращение с отходами до момента проведения корректировки территориальной схемы.
Представитель заинтересованных лиц Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области, администрации Петушинского района Владимирской области по доверенностям ФИО4 поддержала заявленные административным истцом требования, дополнительно пояснив, что при принятии оспариваемого постановления необоснованно, без указания причин, были отклонены замечания и предложения, направленные Советом народных депутатов Петушинского района Владимирской области, проект постановления подлежал повторному общественному обсуждению. Планируемый объект МСК «Петушки» в документах территориального планирования не предусмотрен. Направление потоков ТКО, образуемых на территории Александровского района Владимирской области на объект размещения отходов в д. Бабанино противоречит референдуму от 20 июня 1999 года, ухудшит экологическую обстановку в Петушинском районе. Также указала, что пункт 1.2.3 оспариваемого постановления фактически разрешает Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области своим распоряжением производить корректировку территориальной схемы в упрощенном порядке.
Представитель заинтересованного лица ООО «Хартия» по доверенности ФИО5 просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержав возражения административного ответчика.
Заинтересованное лицо Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ивановской и Владимирской областям, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, ходатайствовало о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ).
В силу подпункта 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, также закреплены в абзаце 19 статьи 6 Федерального закона № 89-ФЗ.
Территориальная схема обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (часть 2 статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ).
Пунктом 29 Правил № 1130 предусмотрена корректировка территориальной схемы по мере необходимости путем внесения в нее изменений.
Статьей 5 Закона Владимирской области от 9 октября 2007 года № 130-ОЗ "Об отходах производства и потребления во Владимирской области" предусмотрено, что разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами отнесено к полномочиям органов исполнительной власти Владимирской области в сфере обращения с отходами.
Органом исполнительной власти Владимирской области, к полномочиям которого относится разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, является департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (пункты 1.1, 2.1, 3.3.4.13 Положения о департаменте природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 1 февраля 2006 года № 63).
12.03.2021 года Департаментом принято постановление № 60, которым внесены изменения в территориальную схему обращения с отходами на территории Владимирской области.
Обращаясь в суд с данным административным иском, административный истец просит признать недействующим с момента принятия данное постановление в связи с нарушением процедуры его принятия и опубликования.
Проанализировав вышеуказанные правовые нормы, а также пункт 3.3.4.13 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области, утвержденного постановлением Губернатора области от 01.02.2006 № 63, суд приходит к выводу, что Департамент является уполномоченным органом исполнительной власти Владимирской области в сфере обращения с отходами, в том числе по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также разработке и утверждению территориальной схемы в области обращения с отходами, а также внесению в нее изменений. Данное обстоятельство участниками процесса не оспаривалось.
Постановление № 60 от 12 марта 2021 года подписано ФИО8, которая согласно распоряжению Губернатора области от 27.01.2020 № 24-рк и от 15.01.2021 № 13-рк, а также выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Департамента является директором указанного органа исполнительной власти Владимирской области.
Принятое постановление направлено в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области, что подтверждается письмом Департамента природопользования от 18.03.2021 № ДПП-2048-09-03.
Согласно статье 4 Закона Владимирской области от 12.11.2003 № 108-ОЗ «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Владимирской области и иных нормативных правовых актов Владимирской области, а также соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемых органами государственной власти Владимирской области» официальным опубликованием нормативного правового акта считается первое его размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Оспариваемое постановление, в том числе Графическая схема применяемых потоков ТКО (рисунок 9.1), опубликованы на сайте http://publication.pravo.gov.ru/ 17.03.2021, номер опубликования 3301202103170001.
Указанная выше Графическая схема является схематичным отображением текстовой части документа, выполненным на общедоступной и унифицированной картографической основе Владимирской области. Требований к разрешению, масштабу графических приложений Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Правила № 1130 не содержат. Правовая позиция представителей административного истца в ходе судебных заседаний свидетельствует об их детальной осведомленности с содержанием графической схемы применяемых потоков ТКО. Приложенная к административному иску ксерокопия данной графической схемы не позволяет определить способ ее изготовления и не свидетельствует о ее нечитабельности по вине административного ответчика.
В этой связи, суд приходит к выводу, что постановление № 60 от 12 марта 2021 года опубликовано в установленном законом порядке, а доводы административного истца о нарушении порядка опубликования следует признать несостоятельными.
Рассматривая и оценивая соблюдение административным ответчиком установленной законом процедуры корректировки территориальной схемы, суд исходит из следующего.
Территориальная схема обращения с отходами на территории Владимирской области в редакции корректировки, принятой постановлением
Департамента от 28 декабря 2020 года № 187 «О корректировке территориальный схемы обращения с отходами на территории Владимирской области» предусматривает деление Владимирской области на 3 зоны (пункт 9.1 раздела 9). Образуемые на территории Александровского района Владимирской области (зона № 1) ТКО, прошедшие обработку, подлежали транспортировке на объект размещения отходов «Александровская свалка ТКО».
В соответствии с подпунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», статьи 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.
28 января 2021 года ООО «Экоресурс», являющееся эксплуатирующей организацией объекта «Александровская свалка ТКО», письмом № 25 сообщило Департаменту о том, что лицензия на деятельность в области обращения с отходами им переоформлена, из перечня видов деятельности исключена деятельность по размещению отходов I – IV классов опасности. Сведений об оформлении иными лицами лицензии на размещение отходов на «Александровская свалка ТКО» не имеется до настоящего времени.
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Владимирской области 25 января 2021 года принято решение № 6, которым рекомендовано администрации Александровского района ввести режим повышенной готовности для принятия оперативных мер по обеспечению размещения ТКО.
Как пояснил представитель Департамента, указанные обстоятельства вызвали необходимость изменения направления потоков ТКО и явились основанием для внесения изменений в действующую в редакции от 28 декабря 2020 года территориальную схему обращения с отходами на территории Владимирской области.
Поскольку изменение направления потоков ТКО свидетельствует об изменении условий реализации территориальной схемы, то изменение направления потоков ТКО образуемых на территории Александровского района Владимирской области, с «Александровская свалка ТКО» на иной объект размещения отходов, свидетельствует о необходимости внесения изменений в ранее утвержденную территориальную схему и в соответствии со статьей 29, подпунктом «а» пункта 30 Правил № 1130 является основанием для корректировки территориальной схемы в случае такой необходимости.
Департамент, как орган уполномоченный в сфере обращения с отходами, вправе самостоятельно определять на какие объекты перенаправить потоки ТКО. Законодательство, в том числе Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», не содержит критериев или ограничений, в том числе требования о необходимости представления экономического обоснования и целесообразности при определении (выборе) уполномоченным органом такого объекта.
Как следует из объяснений представителя административного ответчика Департамента, изменение направления потоков ТКО, образуемых на территории Александровского района Владимирской области, с «Александровская свалка ТКО» на объект размещения отходов у д. Бабанино Петушинского района произведено с учетом принятия данного объекта в эксплуатацию (2014 год) и объема его заполняемости.
Порядок и сроки проведения корректировки территориальной схемы установлены пунктами 19-28 Правил № 1130.
Пунктом 19 предусмотрено обязательное проведение общественного обсуждения разработанного уполномоченным органом проекта территориальной схемы до его утверждения.
Общественное обсуждение территориальной схемы включает:
а) размещение уполномоченным органом уведомления о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы и размещение проекта территориальной схемы на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт);
б) направление уполномоченным органом уведомления о размещении проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов;
в) рассмотрение проекта территориальной схемы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, гражданами, организациями, иными заинтересованными лицами;
г) направление федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, и лицами, указанными в подпункте "в" настоящего пункта, в уполномоченный орган предложений и замечаний;
д) подготовка уполномоченным органом заключения по результатам рассмотрения предложений и замечаний, указанных в подпункте "г" настоящего пункта (пункт 20).
Согласно пункту 21 уполномоченный орган обязан разместить проект территориальной схемы на официальном сайте с указанием дат начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы.
Срок общественного обсуждения проекта территориальной схемы не может быть менее одного месяца и более 3 месяцев со дня его размещения на официальном сайте. Решение о сроке (датах начала и окончания) проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы на официальном сайте принимает уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 22 уполномоченный орган в 2-дневный срок со дня размещения проекта территориальной схемы на официальном сайте направляет уведомление о размещении проекта территориальной схемы с приложением проекта территориальной схемы на электронном носителе в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, рассматривают проект территориальной схемы и направляют в уполномоченный орган предложения и замечания:
а) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - в части применения технологий при строительстве объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в части наличия объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, баланса количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов на территории субъекта Российской Федерации;
в) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - в части оценки объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов и данных о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
г) территориальное управление Федеральной антимонопольной службы и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, - в части прогнозных значений предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 23 Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, указанные в пункте 22 настоящих Правил, а также региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, граждане, организации, иные заинтересованные лица по результатам рассмотрения проекта территориальной схемы в срок не позднее 15 дней до дня истечения срока общественного обсуждения проекта территориальной схемы направляют в уполномоченный орган свои замечания и предложения при их наличии.
Согласно пункту 24 уполномоченный орган рассматривает все замечания и предложения, указанные в пункте 23 настоящих Правил, поступившие в установленный пунктом 23 настоящих Правил срок, и подготавливает по итогам их рассмотрения заключение, содержащее информацию об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения.
Заключение об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения размещается уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 4 дней до дня окончания срока общественного обсуждения.
По результатам общественного обсуждения уполномоченный орган дорабатывает в 30-дневный срок проект территориальной схемы (при необходимости) (пункт 25).
Пунктом 26 предусмотрены основания и порядок проведения повторного общественного обсуждения, а именно проект территориальной схемы подлежит повторному размещению на официальном сайте в целях повторного проведения общественного обсуждения, при этом сроки проведения процедуры повторного общественного обсуждения устанавливаются в размере половины срока, предусмотренного пунктом 21 настоящих Правил, в случае, если в результате доработки проекта территориальной схемы уполномоченным органом внесены изменения:
в данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
в объем соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
в прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами более чем на установленный уровень инфляции;
в количество зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
в схему потоков отходов.
В соответствии с пунктом 27 территориальная схема утверждается уполномоченным органом в течение 10 дней со дня окончания срока проведения общественного обсуждения при условии отсутствия замечаний.
Утвержденная территориальная схема размещается уполномоченным органом на официальном сайте (пункт 28).
Как установлено судом, с целью внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами в части изменения направления потоков ТКО с «Александровской городской свалки ТБО» на иной объект размещения отходов Департаментом организована процедура внесения изменений (корректировки) территориальной схемы.
В связи с чем, Департаментом был разработан проект постановления о внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28 декабря 2020 года № 187 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области».
4 февраля 2021 года Департаментом принято распоряжение № 16 «О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами на территории Владимирской области», в соответствии с которым начата процедура общественных обсуждений проекта корректировки территориальной схемы (т.2 л.д. 136-137).
Распоряжением Департамента № 17 от 5 февраля 2021 года «О сроке проведения общественного обсуждения проекта корректировки территориальной схемы» установлен срок общественных обсуждений проекта с 05 февраля по 6 марта 2021 года, что соответствует сроку общественного обсуждения, установленному в части 2 пункта 21 Правил № 1130 (т.2 л.д. 134-135).
В соответствии с пунктом 20 Правил № 1130 на официальном сайте Департамента природопользования (dpp.avo.ru) в разделе сайта «Новости» размещено уведомление о проведении общественного обсуждения проекта постановления Департамента природопользования «О внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28.12.2020 187 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области» со сроком общественного обсуждения сроком с 05.02.2021 по 06.03.2021. Проект указанного постановления также размещен на официальном сайте Департамента в разделе сайта «Территориальная схема обращения с отходами» (т.2 л.д. 123-125).
Интернет адрес, указанный в распечатке (https://old-portal.avo.ru/web/dpp) является не дублером, как указывает административный истец, а архивной копией сайта Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области, о чем указано в адресной части на принадлежность адреса данному Департаменту (т.6 л.д.156-159).
Как следует из письма Департамента цифрового развития Владимирской области № ДЦР-327-01-10 от 25 февраля 2021 года в период с 10 по 26 марта 2021 года проводились работы по созданию новой версии сайта органов исполнительной власти Владимирской области. После ввода в эксплуатацию обновленной версии, прежняя версия сайта стала архивной, в связи с чем изменился адрес ее размещения в сети интернет. При этом часть информации перенесена и отражается на обновленной версии сайта в разделе «Новости» - уведомление о проведении общественных обсуждений, в разделе «Информация», подраздел «Территориальная схема обращения с отходами» - заключение об учете поступивших замечаний (т.6 л.д. 160-162, 163-166).
Требований об обязательной публикации распоряжения о проведении общественного обсуждения действующее законодательство не содержит. Подпункт «а» пункта 20 Правил № 1130 предусматривает обязательное размещение уведомления о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта и самого проекта. Указанное требование административным ответчиком соблюдено. В связи с чем, официального опубликования распоряжения Департамента № 17 от 5 февраля 2021 года «О сроке проведения общественного обсуждения проекта корректировки территориальной схемы» не требовалось.
Поступление в период срока, установленного для общественного обсуждения, замечаний от граждан и иных лиц на проект постановления свидетельствует о надлежащем исполнении Департаментом обязанности по официальному опубликованию проекта оспариваемого постановления и обеспечения в полной мере возможности ознакомления с его содержанием.
Также, 5 февраля 2021 года Департаментом направлены уведомления о проведении общественного обсуждения проекта корректировки территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, указанные в пункте 20 Правил № 1130, а именно: в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, публично правовую компанию «Российский экологический оператор», Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Управление федеральной антимонопольной службы по Владимирской области, Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ивановской и Владимирской областям (т.2 л.д. 26-30, 34, 44, 48).
Предложения и замечания согласно уведомлениям принимались с 5 по 19 февраля 2021 года.
В ходе общественных обсуждений поступили замечания от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, которые относилось к таблице 7.2 раздела «Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» изменить остаточную вместимость объекта размещения отходов «Александровская городская свалка ТБО» и включение в таблицу эксплуатирующую организацию. С учетом данных замечаний проект постановления был дополнен подпунктом 1.6 пункта 1 следующего содержания: «в приложении № 4 к Территориальной схеме в строке 8 таблицы «Сведения об объектах размещения отходов на территории Владимирской области, включенных в ГРОРО» заменить цифры «100,00» на цифры «41,5», уточнен объем остаточной вместимости объекта размещения отходов «Александровская городская свалка ТБО», то есть замечания были частично удовлетворены (т.2 л.д. 35-36). При этом сам объект «Александровская городская свалка ТБО» из реестра объектов размещения отходов не исключался. Согласно сведениям Государственного реестра объектов размещения отходов данный объект состоит в реестре за номером ****.
18.02.2021 года поступили замечания Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, касающиеся таблицы 8.1 проекта постановления с указанием на несоблюдение баланса количественных и качественных характеристик, а именно превышение количества отходов производства и потребления, размещенных на территории субъекта, над количеством образовавшихся отходов; отсутствия информации о технико-экономических показателей организации раздельного сбора ТКО и сроках его введения; отсутствия в Перспективной схеме потоков и в Описании планируемых потоков планируемого в пунктах 1.4.1 и 1.4.4 объекта МСК «Петушки» (т.2 л.д.32-33).
Указанные замечания были отклонены, поскольку планируемый объект МСК «Петушки», указанный в пункте 1.4.1 постановления от 12 марта 2021 года № 60, не содержит указания на конкретный земельный участок, в пределах которого планируется его строительство. По этой причине учесть его в планируемых потоках на момент принятия оспариваемого постановления не представляется возможным.
Объемы отходов, обозначенные в таблице 8.1 предоставлены Росприроднадзором, который является органом, уполномоченным на принятие отчетности в области обращения с отходами (приказ Росстата от 09.10.2020 № 627). Следовательно, подвергать сомнению информацию, предоставленную уполномоченным органом Департамент не вправе т.2 л.д. 31) (т.2 л.д. 34).
Кроме того, поступили замечания от Публично-правовой компании «Российский экологический оператор», касающиеся несоответствия электронной модели Правилам № 1130 в части набора данных (т. 2 л.д. 39-44); от Министерства промышленности и торговли Российской Федерации с указанием на отсутствие данных о применяемых технологических решениях об оборудовании существующих объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов и планируемых к строительству (т.2 л.д. 46-47); от Совета народных депутатов Петушинского района Владимирской области, касающиеся рис.9.1, подпунктов 1.2.2, 1.2.4.1, 1.2.4 в части исключения транспортировки потоков ТКО, образуемых на территории Александровского района и на территории Петушинского района (г.Покров, пос.Городищи, Нагорное сельское поселение) на объект обработки ООО «Бригантина плюс» и на объект размещения у д.Бабанино ( т.2 л.д. 120-122); от Совета народных депутатов города Покров Петушинского района Владимирской области и ООО «М.» в части перемещения мусороперегрузочной станции с земельного участка с кадастровым номером 33:136030232:39 за пределы данного муниципального образования (т.2 л.д. 109-110, 114); от граждан Т., Т., Д., возражавших против строительства мусорного полигона и МСК на землях, принадлежащих ООО «Э. » им Л., в части исключения транспортировки потоков ТКО, образуемых на территории Александровского района на объект размещения у д.Бабанино.
Перечисленные замечания Департаментом рассмотрены, в том числе и замечания Л., на них подготовлены и своевременно направлены ответы об отклонении (т.2 л.д. 31, 35, 38, 45, 49, 52, 55, 58, 63, 68, 75, 79, 84, 90, 99, 103, 108,113, 115, 118-119). Следует отметить, что в соответствии с Правилами № 1130 учет замечаний и предложений при общественном обсуждении не является обязательным для уполномоченного органа при проведении процедуры корректировки территориальной схемы.
Довод административного истца о немотивированности отказов не может принят во внимание, как не соответствующий действительности, и не свидетельствует о нарушении Департаментом порядка проведения общественных обсуждений. Степень мотивации ответа является субъективным понятием. Указанные ответы, лицами их получившими, не обжаловались.
Ссылки ФИО1 в обоснование довода о необходимости мотивации отказа на пункт 33 Правил № 1130 являются необоснованными, поскольку данная норма закона подлежит применению к иным обстоятельствам – к процедуре инициации внесения изменений в территориальную схему со стороны заинтересованных лиц и предусматривает дачу мотивированного отказа в корректировке территориальной схемы.
По итогам общественных обсуждений административным ответчиком подготовлено и 1 марта 2021 года размещено на сайте Департамента природопользования (dpp.avo.ru) заключение от 01.03.2021 № ДПП-1494/09-06, содержащее информацию об учете поступивших замечаний и предложений и (или) о причинах их отклонения, поступивших в ходе общественных обсуждений проекта обжалуемого постановления (т.2 л.д. 19-25). Указанное заключение размещено не позднее 4 дней до дня окончания срока общественного обсуждения (6 марта 2021 года).
Процедура общественного обсуждения проекта территориальной схемы и внесения в нее корректировок аналогичны по своему содержанию. Предметом общественного обсуждения является проект документа об утверждении территориальной схемы или проект документа о внесении изменений в нее.
Как указывалось выше пунктом 26 Правил № 1130 предусмотрено проведение повторного общественного обсуждения лишь в случае, если имела место доработка первоначального проекта и содержание доработки касается условий, указанных в пункте 21 Правил № 1130. Аналогично, при корректировке, повторное обсуждение проекта проводится в случае, если в проект вносятся изменения, но не все, а касающиеся условий, указанных в пункте 26 Правил № 1130.
Анализируя характер внесенных изменений в проект по результатам общественных обсуждений, суд приходит к выводу, что частично учтенные замечания Федеральной службы по надзору в сфере природопользования касались уточнения сведений о вместимости объекта «Александровская городская свалка ТБО», в связи с чем не относятся к обстоятельствам, предусмотренным пунктом 26 Правил № 1130, требующих повторного общественного обсуждения, а именно принятые замечания не касались данных о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов; прогнозных значений предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами более чем на установленный уровень инфляции; количества зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; схемы потоков отходов.
Каких-либо новых пунктов, положений, других объектов обращения с отходами по итогам рассмотрения предложений и замечаний в проект корректировки территориальной схемы также не вносилось.
Доводы административного истца, а также заинтересованных лиц Совета народных депутатов и администрации Петушинского района Владимирской области о том, что пункт 1.2.3. оспариваемого постановления не отвечает принципу правовой определенности, принят Департаментом с превышением полномочий, отклоняются судом в силу их несостоятельности по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 72 Конституции Российской Федерации 1993 г. правовое регулирование обращения с отходами относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпункты 7.1, 7.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относят к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации: организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение территориальной схемы в сфере обращения с отходами
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закрепляет, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отнесены:
проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами; Под предупреждением чрезвычайных ситуаций понимается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»);
участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;
регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора;
разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами;
организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3.3.4.13. Положение о Департаменте природопользования определяет статус и полномочия по осуществление функции уполномоченного органа исполнительной власти области в сфере обращения с отходами и принятие нормативных правовых актов в указанной сфере.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами № 1130 регламентированы требования к содержанию и структуре территориальной схемы обращения с отходами, порядок внесения в нее изменений.
При этом в федеральном законодательстве отсутствуют правовые нормы, регулирующие поведение участников спорных правоотношений в случае ликвидации и (или) прекращения функционирования юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, объектов в области обращения с отходами каким образом, на основании какого правого акта необходимо осуществлять обращение с отходами с моменты утраты территориальной схемы своей актуальности до момента принятия уполномоченным органом нормативного правового акта о внесении соответствующих изменений (корректировке) территориальной схемы.
Учитывая непрерывность процесса образования ТКО, требования законодательства о регулярности их удаления с мест накопления, а также возможность захоронения ТКО только на объектах размещения ТКО, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов и эксплуатируемых лицами, имеющими лицензию на деятельность в области обращения с отходами, отсутствие норм права, определяющих правила направления потоков ТКО в случае возникновения чрезвычайных и непредвиденных ситуаций, делающих невозможным эксплуатацию объекта размещения отходов, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации и нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Таким образом, при отсутствии правового регулирования отдельных вопросов обращения с отходами федеральными нормативными правовыми актами Департамент вправе осуществить региональное правовое регулирование, что и выразилось путем принятия оспариваемого нормативного правового акта, пунктом 1.2.3 которого территориальная схема обращения с отходами на территории Владимирской области дополняется правилами действий региональных операторов, владельцев объектов размещения отходов и непосредственно Департамента природопользования, как уполномоченного органа, в случаях, когда экстренно возникает невозможность эксплуатации объекта размещения отходов и до проведения корректировки территориальной схемы в установленном порядке. По своему содержанию пункт 1.2.3 не устанавливает упрощенного порядка изменения территориальной схемы обращения с отходами, а фактически представляет собой замещающий правовой акт, носящий временный характер при возникновении каких-либо чрезвычайных или непредвиденных ситуации на территории Владимирской области.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что пункт 1.2.3 постановления № 60 от 12.03.2021 принят Департаментом в пределах полномочий и направлен на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение непрерывности обращения с ТКО и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Перечень содержащихся в пункте 1.2.3 чрезвычайных или непредвиденных ситуаций на объектах размещения отходов, определенных как конечные объекты ТКО на срок действия территориальной схемы, при которых допускается изменение направления транспортирования ТКО, является определенным, исчерпывающим и объективно необходимым, а именно:
- административное приостановление деятельности объекта размещения отходов;
- прекращение деятельности объекта размещения отходов (приостановление/аннулирование лицензии);
- изменение срока ввода в эксплуатацию нового объекта размещения отходов, предусмотренного территориальной схемой;
- иные ситуации, но исключающие возможность эксплуатации объекта размещения отходов.
Срок в 90 дней, на который допускается изменение Департаментом направления транспортирования ТКО в вышеуказанных ситуациях, не превышает максимального трехмесячного срока, необходимого для внесения изменений в территориальную схему отходов в установленном Правилами № 1130 порядке, что соответствует конечной цели правового регулирования и не создает возможности введения такого регионального регулирования на неопределенный срок.
Содержащееся в пункте 1.2.3 определение объекта размещения отходов, на который при изменение направления подлежат транспортированию отходов – как ближайший объект, имеющий на момент возникновения чрезвычайной или непредвиденной ситуации остаточный ресурс размещения отходов, включенный в государственный реестр объектов размещения (ГРОРО), эксплуатируемый организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в части размещения на данном объекте, также свидетельствует о временном характере изменения направления транспортирования ТКО.
Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенному в пункте 35 Постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями. Напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения и злоупотреблениям правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
Вместе с тем содержание пункта 1.2.3 оспариваемого правового акта доступно для понимания субъектами соответствующих правоотношений, является определенным и в нем отсутствуют положения, препятствующие их единообразному уяснению и применению, трудновыполнимые и (или) обременительные требования, а также устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил и тем самым создающие условия для проявления коррупции, что позволяет суду сделать вывод о его не противоречии части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», относящей к коррупциогенным факторам положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Таким образом, доводы административного истца о наличии правовой неопределенности оспариваемого пункта 1.2.3 постановления № 60 от 12 марта 2021 года являются необоснованными.
Доводы административного истца о том, что пункт 1.2.3 предоставляет Департаменту право по своему усмотрению изменять территориальную схему обращения с отходами являются несостоятельными, поскольку, как указывалось выше, указанная правовая норма не предусматривает упрощенного порядка внесения изменений в территориальную схему обращения с отходами, а является правозамещающим правовым актом, носящим временный характер.
В связи с чем суд приходит к выводу, что пункт 1.2.3 постановления № 60 от 12 марта 2021 года принят Департаментом в пределах полномочий, является определенным, не вызывает неоднозначного толкования.
Предусмотренная пунктом 1.2.3 форма решения, принимаемого уполномоченным органом исполнительной власти области в сфере обращения с отходами, как распоряжение, сама по себе не свидетельствует о незаконности данного пункта, а также о ненормативном характере указанного распоряжения.
Доводы административного истца о несоответствии оспариваемого постановления № 60 от 12.03.2021 электронной модели территориальной схеме, в редакции постановления департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области № 118 от 20 декабря 2019 года, являются необоснованными, поскольку в соответствии с главой 21 КАС РФ оспариваемый нормативный правовой акт проверяется судом на соответствие иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Электронная модель размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://el-model-tko-33.ru/ и является цифровым вариантом отображения объектов, потоков, связанных с ТКО, обозначенных в территориальной схеме, предметом спора не являющейся. Каких-либо положений, относящихся к электронной модели территориальной схемы, оспариваемый правовой акт не содержит.
Ссылка административного истца на указание в рисунке 9.1. постановления № 60 от 12.03.2021 объекта размещения отходов в г. Собинка документально не подтверждена. В тексте данного постановления объект размещения отходов в г. Собинка не упоминается, Собинская городская свалка ТБО на текущий момент не эксплуатируется, потоки отходов на объект не предусмотрены.
Доводы административного истца о том, что транспортирование ТКО, образованных в Александровском районе Владимирской области на объект размещения отходов в д. Бабанино Петушинского района Владимирской области повлечет увеличении тарифов для населения носят предположительный характер, находятся за рамками данного спора и не свидетельствуют о нарушении прав ФИО1, проживающего в <...>.
Прогнозные значения предельных тарифов в связи с изменившимися потоками возможно сформировать лишь после работы по вновь изменённой схеме хотя бы один в течение одного период тарифного регулирования.
Кроме того, административным истцом указывается на несоответствие статье 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» пункта 1.4.1 оспариваемого постановления от 12.03.2021 № 60, которым дополнена таблица № 10.1 и предусмотрено строительство Экотехнопарка «Никулинский» и МСК «Петушки». По мнению ФИО1 данный пункт включен в оспариваемой постановление без мотивированного обоснования объективной необходимости строительства указанных объектов, выбранного места строительства и без указания объема капитальных вложений.
Вместе с тем назначение объектов, в том числе МСК «Петушки» определяется заголовком таблицы 10.1 – объекты обработки ТКО. Объект обработки ТКО не является объектом размещения отходов. Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Следовательно нормы статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на которые ссылается административный истец в обоснование данного довода, не применимы к указанным типам объектов.
Необходимость строительства объектов обработки и утилизации отходов обусловлена целевыми показателями, определенными Приложением № 2 к Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 января 2018 года № 84-р. Выбор места строительства и выдача разрешения на строительство, определение объема капитальных вложений находятся за рамками данного спора, регулируются Градостроительным кодексом РФ и проектно-сметной документацией соответственно.
Является необоснованным и довод административного истца о противоречии вышеуказанного пункта 1.4.1 в части строительства МСК «Петушки» итогам референдума 1999 года, проведенного на территории Петушинского района Владимирской области.
Как следует из протокола референдума от 20 июня 199 года, на данном референдуме жители Петушинского района Владимирской области принимали участите в голосовании по вопросу строительства в Петушинском районе центра технического захоронения ТБО для города Владимира и других районов Владимирской области, то есть по вопросу строительства иного объекта, с другим назначением. Кроме того, указанный референдум проведен в период иного правового регулирования, как по вопросам проведения референдума, так и по вопросам обращения с отходами.
Отсутствие раздела «приложения» в оспариваемом постановлении не свидетельствует о его незаконности, так положения пункта 18 Правил № 1130, на который ссылается административный истец, относится к содержанию и структуре территориальных схем.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных выше обстоятельствах предусмотренных статьей 215 КАС РФ правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не имеется.
На основании изложенного, требования ФИО1 о признании недействующим с момента принятия постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 12.03.2021 № 60 «О внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28 декабря 2020 года №187 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области» удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании недействующим постановления Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 12.03.2021 № 60 «О внесении изменений в постановление Департамента природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области от 28 декабря 2020 года №187 «О корректировке территориальной схемы обращения с отходами на территории Владимирской области» с момента его принятия - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья О.А. Кирюшина
****