Дело № 3а-63/2022
УИД № 33OS0000-01-2021-000351-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2022 года г.Владимир
Владимирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кирюшиной О.А.
при секретаре Мухиной С.С.,
с участием прокурора Потапкова Г.А.,
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Совета народных депутатов города Владимира по доверенности ФИО2,
представителя заинтересованного лица администрации города Владимира по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании недействующим с момента вступления в силу решения суда приложения №1 «Карта границ территориальных зон» к Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 7 октября 2020 года №11 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» в части,
УСТАНОВИЛ:
решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года № 183 «Об утверждении «Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир (т.1 л.д.11, 183).
В соответствии с Приложением № 1 «Карта границ территориальных зон» к вышеуказанному решению Совета в отношении земельного участка с кадастровым номером **** установлена территориальная зона Ж-4 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами» (т.1 л.д.183, 233).
Данное решение опубликовано в официальном печатном издании газета «Молва» № 134 от 17 ноября 2011 года.
В последующем в решение Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года № 183 неоднократно вносились изменения.
Решением Совета народных депутатов города Владимира от 7 октября 2020 года № 11 «О внесении изменений в «Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» (далее по тексту - решение Совета народных депутатов от 7 октября 2020 года № 11) утверждена фактически новая редакция Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, включающих в себя «Карту границ территориальных зон» (приложение 1) (т.1 л.д.183).
В соответствии с Приложением № 1 «Карта границ территориальных зон» к решению Совета народных депутатов от 7 октября 2020 года № 11 в отношении земельного участка с кадастровым номером **** установлены территориальные зоны Ж-4 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами» и Т-2 «Зона автомобильного транспорта» (т.1 л.д.13, 119, 140, 183, 228).
Решение Совета народных депутатов от 7 октября 2020 года № 11 опубликовано в печатном издании «Владимир - Это Мы» № 16/1 (79/1) 15 октября 2020 года и на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира: http://www.vladimir-city.ru 9 октября 2020 года (т.1 л.д.182).
Административный истец ФИО1 обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, (в окончательной редакции) о признании недействующими с момента вступления в силу решения суда приложения №1 «Карта границ территориальных зон» к Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 7 октября 2020 года №11 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» в части установления территориальных зон Ж-4 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами» и Т-2 «Зона автомобильного транспорта» в отношении земельного участка с кадастровым номером ****.
По мнению административного истца, установленное зонирование противоречит требованиям статей 31 и 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, Генеральному плану города Владимира, содержит положения, нарушающие его права и законные интересы, как собственника объекта недвижимости, расположенного на вышеуказанном земельном участке. Полагает, что оспариваемые положения приняты без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а нахождение земельного участка в двух территориальных зонах влечет неопределенность его правового режима. Также указывает, что данный земельный участок в Генеральном плане города Владимира располагается в функциональной зоне производственных объектов, границы земельного участка под планируемую дорогу на кадастровый учет не поставлены, проект строительства дороги не утвержден.
В судебном заседании административный истец ФИО1, ранее в судебном заседании его представитель по доверенности ФИО4, поддержали заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, при этом указав, что полномочия Совета народных депутатов города Владимира на издание оспариваемого в части нормативного правового акта, форму (вид) в которой он принят, предусмотренные правила введения его в действие, в том числе правила опубликования, административный истец не оспаривает.
Административный ответчик Совет народных депутатов города Владимира в представленных в суд письменных возражениях, которые поддержал в судебном заседании его представитель по доверенности ФИО2 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указывая, что оспариваемое в части решение Совета народных депутатов города Владимира от 7 октября 2020 года № 11 принято в пределах компетенции Совета народных депутатов города Владимира, с соблюдением процедуры, формы его принятия, порядка опубликования, не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца. Нахождение спорного земельного участка одновременно в двух территориальных зонах, одна из которых определяет границы территории общего пользования, не влечет неопределенности правового режима земельного участка, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. При подготовке проектов изменений были учтены территориальные, инженерно-транспортные, экологические, социально-экономические, демографические и иные показатели развития города, Генеральный план, согласно которому земельный участок расположен в двух функциональных зонах («эона застройки многоэтажными жилыми домами» и «зона объектов автомобильного транспорта»), а также принят во внимание Проект планировки территории данного жилого района, предусматривающий строительство автомобильной дороги, которая в том числе пройдет и по земельному участку с кадастровым номером ****.
Администрация города Владимира, участвующая при рассмотрении настоящего административного дела в качестве заинтересованного лица, в представленном в суд письменном отзыве и в устных пояснениях, данных в судебном заседании ее представителем по доверенности ФИО3, возражала против удовлетворения административного искового заявления, приведя в обоснование своей позиции те же доводы, что и административный ответчик.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что административный иск удовлетворению не подлежит, исследовав и оценив материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить названному Кодексу.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу пункта 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки, в том числе внесение в них изменений, относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
В соответствии со статьей 3 Устава муниципального образования город Владимир (далее по тексту - Устав), принятого решением Владимирского городского Совета народных депутатов 29 июня 2005 года № 231, муниципальное образование город Владимир имеет статус городского округа, установленный Законом Владимирской области от 26 ноября 2004 года № 189-ОЗ «О наделении статусом городского округа муниципального образования город Владимир Владимирской области».
В силу пункта 1 статьи 23, подпункта 5 пункта 2 статьи 26 Устава Совет народных депутатов города Владимира является представительным органом муниципального образования город Владимир, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе по утверждению генерального плана, правил землепользования и застройки, а соответственно и по внесению в них изменений.
Решением Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года № 183 «Об утверждении "Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» были утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир (т.1 л.д.183).
В соответствии с Приложением № 1 «Карта границ территориальных зон» к вышеуказанному решению Совета в отношении земельного участка с кадастровым номером **** установлена территориальная зона Ж-4 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами» (т.1 л.д.183, 233).
Данное решение опубликовано в официальном печатном издании газета «Молва» № 134 от 17 ноября 2011 года.
В последующем в решение Совета народных депутатов города Владимира от 31 октября 2011 года № 183 неоднократно вносились изменения.
Оспариваемым решением Совета народных депутатов города Владимира от 7 октября 2020 года № 11 «О внесении изменений в "Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» (далее по тексту - решение Совета народных депутатов от 7 октября 2020 года № 11) была фактически утверждена новая редакция Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, включающих в себя «Карту границ территориальных зон» (приложение 1) (т.1 л.д.183).
В соответствии с Приложением № 1 «Карта границ территориальных зон» к решению Совета народных депутатов от 7 октября 2020 года № 11 в отношении земельного участка с кадастровым номером **** установлены территориальные зоны Ж-4 «Зона застройки многоэтажными жилыми домами» и Т-2 «Зона автомобильного транспорта» (т.1 л.д.13, 119, 140, 228).
Решение Совета народных депутатов от 7 октября 2020 года № 11 опубликовано в печатном издании «Владимир - Это Мы» № 16/1 (79/1) 15 октября 2020 года и на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира: http://www.vladimir-city.ru 9 октября 2020 года (т.1 л.д.182).
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки, и их утверждения регламентирован статьями 31 и 32 ГрК РФ; порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки - статьей 33 Кодекса. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
Процедура внесения изменений в правила землепользования и застройки предусматривает ряд последовательных действий, включающих, в частности, принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта изменений в правила землепользования и застройки, опубликование сообщения о принятии такого решения, проверку проекта на соответствие требованиям технических регламентов и документов территориального планирования, проведение публичных слушаний в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии со статьями 5.1 и 28 ГрК РФ и частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ.
Во исполнение требований действующего законодательства до принятия оспариваемого нормативного правового акта Советом народных депутатов города Владимира были осуществлены соответствующие процедуры.
Подготовка проекта Правил землепользования и застройки города Владимира проводилась в соответствии с постановлением администрации города Владимира от 31 января 2017 года № 246 «О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Владимир и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир».
Постановлением главы города Владимира от 11 февраля 2019 года № 3 были назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в правила землепользования и застройки.
Проведение публичных слушаний осуществлялось в соответствии с положениями статьи 5.1. ГрК РФ, Уставом муниципального образования город Владимир, решением Совета народных депутатов города Владимира от 29 июня 2018 года № 67 «О Порядке организации и проведения общественных, публичных слушаний по вопросам в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования город Владимир». Во исполнение требований, установленных названными правовыми актами 21 февраля 2019 года на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира: http://www.vladimir-city.ru было опубликовано оповещение о начале публичных слушаний, в управлении архитектуры и строительства администрации города Владимира с 1 марта по 6 мая 2019 года проводилась экспозиция документации по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки; в период с 5 по 15 марта 2019 года проводились собрания участников публичных слушаний. Предложения и замечания участников публичных слушаний принимались в период проведения экспозиции по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) город Владимир, а также в ходе проведения собрания участников публичных слушаний. Проект Правил землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) город Владимир размещался на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира в период с 1 марта по 6 мая 2019 года, заключение о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) город Владимир было размещено на официальном сайте органов местного самоуправления 7 мая 2019 года.
Постановлением администрации города Владимира проект Правил землепользования и застройки муниципального образования (городской округ) город Владимир вместе с протоколами публичных слушаний, заключением по итогам публичных слушаний был внесен в Совет народных депутатов города Владимира. В соответствии с требованиями Временного Регламента Совета народных депутатов города Владимира XXVIII созыва, утвержденного решением Совета народных депутатов от 23 сентября 2020 года № 2, названный проект был включен в повестку дня заседания представительного органа, обсужден, проголосован и утвержден депутатами единогласно (21 депутат) в правомочном составе на заседании Совета 7 октября 2020 года. Проект «О внесении изменений в «Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» принят в виде решения, что соответствует положениям статьи 41 Устава. Названное решение от 7 октября 2020 года № 11 подписано председателем Совета и главой города в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 44 Устава, опубликовано в спецвыпуске «Владимир-Это Мы» № 16/1 (79/1) от 15.10.2020, а также на официальном сайте органов местного самоуправления города Владимира: http://www.vladimir-city.ru, согласно требованиям закона, ст.ст. 40-42,44 Устава (т.1 л.д.142-182).
В связи с чем, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Совета народных депутатов города Владимира от 7 октября 2020 года № 11 принято в соответствии с полномочиями, предоставленными нормами федерального, регионального и муниципального законодательства, действующего на момент их принятия, компетентным нормотворческим органом, с соблюдением процедур, предусмотренных статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакциях, действующих на момент их принятия, в том числе с проведением публичных слушаний по проектам вносимых изменений в Правила землепользования и застройки, принятием оспариваемого нормативного правового акта на заседании Совета народных депутатов города Владимира при наличии необходимого кворума в надлежащей форме, в соответствии с требуемой процедурой, порядок введения его в действие и опубликования не нарушен, и по этим основаниям решение Совета народных депутатов города Владимира административным истцом не оспаривается.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., относится к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - производственная база. Данные о правообладателе земельного участка отсутствуют, земельный участок находится в неразграниченной собственности (т. 1 л.д. 25-26).
18 марта 2009 года на основании договора № 12381, заключенного между администрацией города Владимир и ЗАО «****», земельный участок с кадастровым номером **** был предоставлен в аренду названному обществу на срок до 31 декабря 2013 года (т.1 л.д.103-110).
Дополнительным соглашением № 1 от 7 февраля 2019 года к договору № 12381 право аренды на вышеназванный земельный участок переоформлено на С. на срок до 1 февраля 2029 года (т.1 л.д.111-112).
Постановлением администрации города Владимир от 23 августа 2017 года № 2897 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул.Мира, ул.Студенческой, ул.Токарева, Октябрьским проспектом муниципального образования город Владимир» земельный участок с кадастровым номером **** предназначен для строительства дороги местного значения ул.Студенческая и размещения территории общего пользования – сквера (т.1 л.д.234-235).
Постановлением администрации города Владимира от 19 марта 2019 года № 592 принято решение об изъятии для муниципальных нужд с целью строительства автомобильной дороги по ул. Студенческая земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, с разрешенным использованием - производственная база (т.1 л.д.102). Административный истец ФИО1 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 30 июня 2021 года приобрел у С. в собственность нежилое здание (гараж), площадью **** кв.м., расположенное по адресу: **** (т.1 л.д. 72-73).
Данное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ****.
24 ноября 2021 года администрация города Владимира, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, а также пп.17, 23 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ отказала ФИО1 в переоформлении права аренды испрашиваемого земельного участка на 49 лет, а также информировала об окончании муниципальной услуги (т.1 л.д.102).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы административного истца ФИО1 затрагиваются оспариваемым нормативным правовым актом.
Проверяя оспариваемые положения нормативного правового акта на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ установлено, что территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (часть 4 статьи 23 ГрК РФ).
На картах генерального плана отображаются: автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ).
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся среди прочего дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объект капитального строительства согласно пункту 10 статьи 1 ГрК РФ - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Как указано в «ОК 013-2014 (СНС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов», принятом и введенном в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2018-ст, к группировке «сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Автомагистрали, автомобильные дороги, в том числе улично-дорожная сеть, прочие автомобильные, велосипедные или пешеходные дороги включены в раздел основных фондов 220.00.00.00.00 «сооружения».
Понятие улично-дорожной сети дано в пункте 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 года № 1034/пр, (документ включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), как системы объектов капитального строительства, включающей улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Как указано в пункте 12 статьи 1 ГрК РФ, территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.
Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).
Таким образом, размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к дискреции органов местного самоуправления городского округа, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения - улично-дорожной сети, в том числе планируемой, отображение ее границ на картах генерального плана, соответствуют положениям статей 9 и 23 ГрК РФ.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений (статья 85 ЗК РФ).
При этом согласно пункту 2 части 4 статьи 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Градостроительный регламент территориальной зоны Т-2 «зона автомобильного транспорта» предусматривает нахождение в этой зоне территорий общего пользования (код 12.0). Согласно Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года №540, код 12.0 включает вид разрешенного использования, в том числе размещение объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог в границах населенных пунктов.
В данном случае в Положении о территориальном планировании Генерального плана города Владимира содержится указание на функциональную зону – «зону объектов автомобильного транспорта». Зона территорий общего пользования в границах коридоров красных линий отображена в приложении к Генеральному плану на Карте планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры местного значения (т.2 л.д.36). При этом из материалов дела усматривается, что земельный участок частично расположен на территории улично-дорожной сети и отнесен к функциональной зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий - «зоне объектов автомобильного транспорта», а также частично расположен в функциональной зоне – «зона застройки многоэтажными жилыми домами».
Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа конкретизируют положения соответствующего генерального плана, который определяет стратегию развития территории и условия формирования среды жизнедеятельности, в связи с чем границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (часть 1 статьи 34 ГрК РФ).
В соответствии с картой градостроительного зонирования территории городского округа город Владимир (оспариваемое приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки) часть земельного участка с кадастровым номером **** находится в территориальной зоне: Ж-4 - «зона застройки многоэтажными жилыми домами», а часть в территориальной зоне Т-2 – «зона автомобильного транспорта». То есть указанные территориальные зоны установлены, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных вышеуказанным генеральным планом, а также с учетом требований части 2 статьи 34 ГрК РФ, разрешающей устанавливать границы территориальных зон по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющих транспортные потоки, и красным линиям.
Таким образом, нахождение земельного участка согласно оспариваемому нормативному правовому акту одновременно в двух территориальных зонах, если одна из данных зон фактически определяет границы территории общего пользования (улично-дорожной сети), не влечет возникновения неопределенности правового режима земельного участка с кадастровым номером ****, поскольку позволяет установить в отношении земельного участка одну территориальную зону и отобразить в ней территорию общего пользования, на которую действие градостроительного регламента установленной территориальной зоны распространяться не будет.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ относительно соответствия Правил землепользования и застройки Генеральному плану.
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером **** расположен на территории, в отношении которой постановлением администрации города Владимира от 23 августа 2017 года № 2897 «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной ул.Мира, ул.Студенческой, ул.Токарева, Октябрьским проспектом муниципального образования город Владимир, признании утратившим силу постановления администрации города Владимира от 09 октября 2013 года № 3689 и внесении изменения в постановление главы города Владимира от 29.03.2007 № 1243» утверждён проект планировки. В качестве одной из характеристик планируемого развития территории указано, что сложившейся градостроительной ситуацией продиктована необходимость, в частности, выполнить пробивку створа ул. Студенческой до соединения с ул. Мира. Красные линии улиц отнесены к планировочным ограничениям для проектируемой застройки. Также отмечено, что:
настоящий проект разработан для уточнения элементов планировочной структуры и последующей разработки материалов по обоснованию межевания территории и установлению границ землепользования;
решения, предлагаемые проектом, обусловлены стремлением подчеркнуть трассировку перспективного створа ул. Студенческой, отсечь жилую индивидуальную застройку от улицы районного значения и повышением инвестиционной привлекательности земельных участков (т.1 л.д.11-30).
Таким образом, оспариваемое правовое регулирование является не произвольным.
В соответствии с документацией по планировке земельный участок с кадастровым номером **** частично предназначен для обеспечения транспортной доступности, частично для размещения сквера ( т.2 л.д.17).
Постановление администрации города Владимира от 23 августа 2017 года № 2897 не признано незаконным и является действующим правовым актом.
В соответствии с приведёнными выше положениями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и о местном самоуправлении размещение объекта транспортной инфраструктуры на спорной территории относится к дискреции органов местного самоуправления муниципального образования город Владимир.
В такой сложной сфере, как градостроительство, органам местного самоуправления предоставлены широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и их задача при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов. Конституционный Суд Российской Федерации также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 года № 387-О, от 15 июля 2010 года № 931-О-О и от 25 февраля 2016 года № 242-О).
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигается, в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Довод административного истца о том, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта не было учтено фактическое использование земельного участка и объектов капитального строительства основан на неправильном толковании вышеуказанных норм Градостроительного кодекса РФ. Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит нормы, обязывающей органы власти определять территориальные нормы в соответствии с фактическим использованием территории. А положения пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации о необходимости при подготовке правил землепользования и застройки принимать во внимание сложившуюся планировку территории и существующее землепользование подлежат применению в совокупности с вышеуказанными правовыми нормами. Как указывалось выше в сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.
Наличие либо отсутствие на кадастровом учете границ земельного участка под планируемую дорогу, а также наличие либо отсутствие проекта строительства дороги не влияют на законность оспариваемых норм.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемые ФИО1 в части вышеназванный нормативный правовой акт не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании вышеизложенного, административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующим с момента вступления в силу решения суда приложения №1 «Карта границ территориальных зон» к Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 7 октября 2020 года №11 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» в части не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска ФИО1 о признании недействующим с момента вступления в силу решения суда приложения №1 «Карта границ территориальных зон» к Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденным решением Совета народных депутатов города Владимира от 7 октября 2020 года №11 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Владимир» в части - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья О.А. Кирюшина
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2022 года