ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 33О0000-01-2023-000435-46 от 29.01.2024 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 3а-55/2024 (3а-245/2023)

УИД №33OS0000-01-2023-000435-46

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Владимир 29 января 2024 года

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кирюшиной О.А.,

при секретаре Мусатовой А.В.,

с участием представителей административного истца Слоховой Е.С. по доверенности Руськиной Н.Н.,

административных ответчиков ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» по доверенности Орехова А.В.,

Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области по доверенности Бараковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Слоховой Екатерины Сергеевны об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, **** равной их рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Слохова Е.С., через представителя по доверенности Руськину Н.Н., обратилась во Владимирский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований указано, что Слохова Е.С. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, относящихся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющих вид разрешенного использования – ****, расположенных в ****.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, **** утверждена по состоянию на 1 января 2022 года Актами ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» и составляет: 5 421 272 рубля, 7 815 888 рублей, 3 408 000 рублей, 7 271 992 рубля, 9 720 000 рублей, 4 431 856 рублей, 8 281 776 рублей, 5 998 376 рублей, 3 196 000 рублей, 10 497 616 рублей, 591 607 рублей 80 копеек, 3 456 414 рублей 81 копейка, 4 845 084 рубля 31 копейка, 2 862 838 рублей 11 копеек, соответственно.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, **** утверждена постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области № 67 от 9 ноября 2022 года по состоянию на 1 января 2022 года и составляет 1 070 190 рублей, 1 497 420 рублей и 306 000 рублей, соответственно.

Согласно отчету ******** от 15 декабря 2023 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** по состоянию на 1 января 2022 года составляет: 555 000 рублей и 2 629 000 рублей, соответственно.

Согласно отчету ******** от 14 декабря 2023 года рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, **** по состоянию на 1 января 2022 года составляет: 2 225 000 рублей; 935 000 рублей; 1 256 000 рублей; 3 069 000 рублей; 1 479 000 рублей; 2 881 000 рублей; 3 719 000 рублей; 1 863 000 рублей; 3 230 000 рублей; 2 432 000 рублей; 1 397 000 рублей; 3 979 000 рублей; 205 000 рублей; 1 991 000 рублей; 1 253 000 рублей, соответственно.

Ссылаясь в качестве правового обоснования на статью 65 Земельного кодекса РФ, статью 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, ****, **** равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с отчетом ******** от 14 декабря 2023 года; земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** по состоянию на 1 января 2022 года в соответствии с отчетом ******** от 15 декабря 2023 года.

Административный истец Слохова Е.С., надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении дела не заявила. Ее представитель по доверенности Руськина Н.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным выше основаниям.

Административные ответчики ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области», Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области представили письменные отзывы, в которых указали, что не оспаривают право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, а также размер их рыночной стоимости, определенный независимым оценщиком по состоянию на 1 января 2022 года.

Также не ставят под сомнение представленные административным истцом отчеты об оценке № **** от 14 декабря 2023 года и **** от 15 декабря 2023 года, составленные оценщиком ********, поскольку специалистами не выявлено в отчетах нарушений требований Федеральных стандартов оценки и Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», которые позволили бы признать данные отчеты недопустимым доказательством по делу.

Аналогичная позиция высказана в судебном заседании представителями административных ответчиков ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» по доверенности Ореховым А.В., Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области по доверенности Бараковой Ю.В. не возражавшими против удовлетворения заявленных требований и не оспаривающими примененный оценщиком метод оценки, расчетную часть отчетов, а также обоснование полученной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и не настаивавшими на проведении по делу судебной оценочной экспертизы и вызове в судебное заседание оценщика.

Заинтересованные лица Публично - правовая компания «РОСКАДАСТР» в лице Филиала по Владимирской области, администрация Александровского района Владимирской области, администрация МО Андреевское сельское поселение Александровского района Владимирской области, ходатайствовали о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей, возражений не представили.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области (далее – Управление Росреестра по Владимирской области), надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, возражений не представило.

В соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной, поэтому суд определил рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованных лиц поскольку их явка не признана судом обязательной.

Изучив представленные документы, заслушав объяснение представителей административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в соответствии с частями 1, 4, 7 и 9 статьи 22 которого результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, Слохова Е.С. является собственником следующих земельных участков, относящихся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, имеющих разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства:

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером 33:01:001116:653, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****;

- с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****.

Дата постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** – 18 апреля 2023 года, ****, **** – 16 мая 2023 года, ****, **** – 15 августа 2023 года, **** – 25 апреля 2023 года, **** – 29 марта 2023 года, **** – 20 апреля 2023 года, **** – 17 мая 2023 года, **** – 18 мая 2023 года, **** – 30 мая 2023 года, **** – 21 апреля 2023 года, **** – 26 апреля 2023 года.

Оспариваемая кадастровая стоимость данных земельных участков утверждена по состоянию на 1 января 2022 года Актами ГБУ ВО «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области»:

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000289 от 12 мая 2023 года в размере 5 421 272 рубля, дата начала применения кадастровой стоимости – 25 апреля 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000233 от 14 апреля 2023 года в размере 7 815 888 рублей, дата начала применения кадастровой стоимости – 29 марта 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000269 от 3 мая 2023 года в размере 3 408 000 рублей, дата начала применения кадастровой стоимости – 18 апреля 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000233 от 14 апреля 2023 года в размере 7 271 992 рубля, дата начала применения кадастровой стоимости – 18 апреля 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000273 от 5 мая 2023 года в размере 9 720 000 рублей, дата начала применения кадастровой стоимости – 20 апреля 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000407 от 5 июня 2023 года в размере 4 431 856 рублей, дата начала применения кадастровой стоимости – 16 мая 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000384 от 30 мая 2023 года в размере 8 281 776 рублей, дата начала применения кадастровой стоимости – 16 мая 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000393 от 5 июня 2023 года в размере 5 998 376 рублей, дата начала применения кадастровой стоимости – 17 мая 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000413 от 5 июня 2023 года в размере 3 196 000 рублей, дата начала применения кадастровой стоимости – 18 мая 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000507 от 15 июня 2023 года в размере 10 497 616 рублей, дата начала применения кадастровой стоимости – 30 мая 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000805 от 29 августа 2023 года в размере 591 607 рублей 80 копеек, дата начала применения кадастровой стоимости – 15 августа 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000805 от 29 августа 2023 года в размере 3 465 414 рублей 81 копейки, дата начала применения кадастровой стоимости – 15 августа 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000275 от 10 мая 2023 года в размере 4 845 084 рублей 31 копейки, дата начала применения кадастровой стоимости – 21 апреля 2023 года;

- с кадастровым номером **** - № АОКС-33-2023-000297 от 15 мая 2023 года в размере 2 862 838 рублей 11 копеек, дата начала применения кадастровой стоимости – 26 апреля 2023 года.

Сведения о данной кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 15 мая 2023 года, 20 апреля 2023 года, 5 мая 2023 года, 5 мая 2023 года, 10 мая 2023 года, 7 июня 2023 года, 31 мая 2023 года, 5 июня 2023 года, 7 июня 2023 года, 16 июня 2023 года, 31 августа 2023 года, 31 августа 2023 года, 12 мая 2023 года, 16 мая 2023 года.

Дата постановки на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ****, **** – 23 мая 2008 года, **** – 16 декабря 2008 года.

Кадастровая стоимость данных земельных участков утверждена постановлением Департамента имущественных и земельных отношений Владимирской области № 67 от 9 ноября 2022 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Владимирской области» по состоянию на 1 января 2022 года и составляет 1 070 190 рублей, 1 497 420 рублей и 306 000 рублей, соответственно. Даты начала применения данной кадастровой стоимости – 1 января 2023 года.

Сведения о данной кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 декабря 2022 года (земельные участки с кадастровыми номерами ****, ****), **** – 14 декабря 2022 года.

Поскольку размер земельного налога, уплачиваемого административным истцом Слоховой Е.С. за вышеуказанные земельные участки, исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что определение в отношении данных земельных участков кадастровой стоимости в размере рыночной влияет на налоговую обязанность административного истца и у него имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, **** в соответствие с их рыночной стоимостью.

25 декабря 2023 года, полагая, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, **** не соответствует его рыночной стоимости, Слохова Е.С. обратилась с настоящим административным исковым заявлением в суд, путём отправления его посредством курьерской доставки (л.д.194-197).

В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд отчеты об оценке ******** от 15 декабря 2023 года и № **** от 14 декабря 2023 года, согласно которым рыночная стоимость земельных участков ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, по состоянию на 1 января 2022 года составляет: 2 225 000 рублей, 935 000 рублей, 1 256 000 рублей, 3 069 000 рублей, 1 479 000 рублей, 2 881 000 рублей, 3 719 000 рублей, 1 863 000 рублей, 3 230 000 рублей, 2 432 000 рублей, 1 397 000 рублей, 3 979 000 рублей, 555 000 рублей, 2 629 000 рублей, 205 000 рублей, 1 991 000 рублей, 1 253 000 рублей, соответственно.

К отчету приложены документы, подтверждающие, что подготовивший их оценщик **** отвечает требованиям, предъявляемым к субъектам оценочной деятельности, установленным статьей 4 Федерального закона об оценочной деятельности.

Названный оценщик имеет стаж в оценочной деятельности с 1 сентября 2004 года, диплом специалиста, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности ПП № 688021, выданный 26 июня 2004 года Московским международным институтом эконометрики, информатики, финансов и права; свидетельство, подтверждающее повышение квалификации по программе «Оценочная деятельность» от 30 августа 2013 года, выданный ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», квалификационный аттестат в области оценочной деятельности № **** от 8 июля 2021 года; является членом Саморегулируемой организации оценщиков «Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация ассоциация российских магистров оценки» и включен в реестр членов общества 15 ноября 2013 года рег. № 1980; гражданская ответственность оценщика застрахована в АО «АльфаСтрахование», страховой полис № 4091R/776/00028/23, сроком действия с 19 августа 2023 года по 18 августа 2024 года.

Оценивая представленные отчеты, суд приходит к выводу о том, что оснований сомневаться в их полноте и достоверности не имеется, поскольку они основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных земельных участков.

Сами отчеты соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», составлены на бумажном носителе и в форме электронного документа, содержат предусмотренные указанной статьей сведения, соответствуют требованиям федеральных стандартов оценки и другим нормативным актам, регулирующим оценочную деятельность, и, по мнению суда, не допускают неоднозначное толкование и не вводят в заблуждение.

При проведении оценки оценщик руководствовался названным Федеральным законом, федеральными стандартами оценки ФСО №1 «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки», ФСО №2 «Виды стоимости», ФСО №3 «Процесс оценки», ФСО №4 «Задание на оценку», ФСО №5 «Подходы и методы оценки», ФСО №6 «Отчет об оценке» и ФСО№7 «Оценка недвижимости», а также стандартами и правилами оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, в которой он состоит.

В частности, отчеты содержат задание на оценку, сведения о применяемых стандартах оценки, принятых при проведении оценки объектов, в необходимом объеме сведения о заказчике, об оценщике, полное описание объектов оценки и произведенного расчета их рыночной стоимости, методов оценки, сведений об источниках цен, подробное описание проведенного исследования. Поиск информации производился в сети Интернет на сайтах объявлений, скриншоты которых отражены в отчетах, что свидетельствуют о возможности проверки данных сведений.

В качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения.

В соответствии с требованиями ФСО №7 оценщиком проведен анализ рынка, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, правильно определен сегмент рынка, к которому относятся оцениваемые земельные участки – для ведения сельскохозяйственного производства, проведено полное исследование рынка в данном сегменте.

Произведен расчет рыночной стоимости объектов оценки в рамках сравнительного подхода с применением корректировок на дату предложения, на площадь, на торг с обоснованием произведенных расчетов и полученных результатов, поправок и расчета их значений. Отказ от затратного и доходного подходов мотивирован обоснованно.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.

В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующее в деле, обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на обоснование своих требований, так и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В данном случае судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности или неполноте представленных отчетов.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что отчеты об оценке являются недостоверными, содержат ничем необоснованные научные выводы, математические и методологические ошибки, сторонами по делу не представлено, об их наличии суду не заявлялось. Правильность отчетов об оценке участниками процесса в ходе рассмотрения дела под сомнение не ставилась, само заключение оспорено не было, возражений относительно установленной оценщиком рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года, а также формы и содержания отчетов об оценке не поступало, в том числе от административного истца и административных ответчиков. С ходатайством о проведении экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка стороны не обращались.

Сама по себе разница между установленной кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, **** не свидетельствует о недостоверности отчетов, поскольку при проведении кадастровой оценки используется метод массовой оценки.

Доказательств иного размера рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2022 года сторонами по делу не представлено.

Административные ответчики ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области», Министерство имущественных и земельных отношений Владимирской области, в представленных письменных отзывах, указали, что не оспаривают размер определенной оценщиком рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, отчеты ******** от 15 декабря 2023 года и № **** от 14 декабря 2023 года не содержат нарушений требований Федеральных стандартов оценки и Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Аналогичные объяснения были даны в судебном заседании представителями административных ответчиков ГБУ Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки Владимирской области» по доверенности Ореховым А.В., Министерства имущественных и земельных отношений Владимирской области по доверенности Бараковой Ю.В., не оспаривающими примененный оценщиком метод оценки, расчетную часть отчетов, а также обоснование полученной рыночной стоимости спорных земельных участков, и не настаивавшими на проведении по делу судебной оценочной экспертизы и вызове в судебное заседание оценщика.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным положить отчеты ******** от 15 декабря 2023 года и № **** от 14 декабря 2023 года в основу выводов суда и установить рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, **** в размере 2 225 000 рублей 00 копеек, 935 000 рублей 00 копеек, 1 256 000 рублей 00 копеек, 3 069 000 рублей 00 копеек, 1 479 000 рублей 00 копеек, 2 881 000 рублей 00 копеек, 3 719 000 рублей 00 копеек, 1 863 000 рублей 00 копеек, 3 230 000 рублей 00 копеек, 2 432 000 рублей 00 копеек, 1 397 000 рублей 00 копеек, 3 979 000 рублей 00 копеек, 555 000 рублей 00 копеек, 2 629 000 рублей 00 копеек, 205 000 рублей 00 копеек, 1 991 000 рублей 00 копеек, 1 253 000 рублей 00 копеек, соответственно.

В связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в ЕГРН в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Исходя из этого в решении суда об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости на основании ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ отражается дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Данные разъяснения содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года (вопрос №7).

Датой подачи заявления Слоховой Е.С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с вышеназванными кадастровыми номерами в размере их рыночной стоимости следует считать 25 декабря 2023 года, то есть дату её обращения в суд путём отправления его посредством курьерской доставки.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административный иск Слоховой Екатерины Сергеевны об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, **** равной их рыночной стоимости - удовлетворить.

Установить по состоянию на 1 января 2022 года кадастровую стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 2 225 000 (два миллиона двести двадцать пять тысяч) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 935 000 (девятьсот тридцать пять тысяч) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 1 256 000 (один миллион двести пятьдесят шесть тысяч) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 3 069 000 (три миллиона шестьдесят девять тысяч) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – для ****, в размере 1 479 000 (один миллион четыреста семьдесят девять тысяч) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – **** в размере 2 881 000 (два миллиона восемьсот восемьдесят одна тысяча) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 3 719 000 (три миллиона семьсот девятнадцать тысяч) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 1 863 000 (один миллион восемьсот шестьдесят три тысячи) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 3 230 000 (три миллиона двести тридцать тысяч) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 2 432 000 (два миллиона четыреста тридцать две тысячи) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 1 397 000 (один миллион триста девяносто семь тысяч) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 3 979 000 (три миллиона девятьсот семьдесят девять тысяч) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 555 000 (пятьсот пятьдесят пять тысяч) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 2 629 000 (два миллиона шестьсот двадцать девять тысяч) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 205 000 (двести пять тысяч) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., расположенного по адресу: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 1 991 000 (один миллион девятьсот девяносто одна тысяча) рублей 00 копеек;

- земельного участка с кадастровым номером ****, площадью **** кв.м., адрес (местоположение) объекта: ****, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, имеющего вид разрешенного использования – ****, в размере 1 253 000 (один миллион двести пятьдесят три тысячи) рублей 00 копеек.

Считать датой подачи административного иска ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, ****, ****, с **** по ****, ****, ****, **** в размере их рыночной стоимости – 25 декабря 2023 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья О.А. Кирюшина

Мотивированное решение изготовлено 30 января 2024 года.