ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 340001-01-2022-003744-88 от 06.09.2022 Ворошиловского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД № 34RS0001-01-2022-003744-88

Дело № 2-2244/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 06 сентября 2022 года

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.

при секретаре Горочкиной В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «УК Ворошиловского района», АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» о признании права на приостановление оплаты за жилищно-коммунальные услуги и запрете направления платежных документов для оплаты жилищно-коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском, в котором просила признать за ней право на приостановление оплаты жилищно-коммунальных услуг за принадлежащее ей жилое помещение – до появления возможности внесения платы в кассу ООО «УК Ворошиловского района» или непосредственно на специальный счет (40802) данной организации и запретить АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» направление ей платежных документов для оплаты жилищно-коммунальных услуг на свои банковские реквизиты.

В обоснование иска ФИО2 указала, что является собственником и проживает в вышеуказанном жилом помещении, расположенном в многоквартирном , управление которым осуществляет ООО «УК Ворошиловского района», однако плата за оказанные жилищно-коммунальные услуги с нее взимается через посредническую компанию АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК». Считает, что такой порядок прохождения платежей нарушает требования федерального законодательства, в котором определен иной порядок расчетов по оплате за потребленные услуги, а именно внесение денежных средств непосредственно управляющей организации либо через платежных агентов, осуществляющих прием наличных денежных средств на специальный счет 40821. Управляющая компания уклоняется от оформления и выставления платежных документов от своего имени, что приводит к нарушению её прав, а потому просит в судебном порядке признать за ней право на приостановление оплаты жилищно-коммунальных услуг до появления возможности внесения платы непосредственно в кассу управляющей компании или на специальный счет (40802) и запретить выставление ей счетов на оплату со стороны посреднической организации.

В судебное заседание истец ФИО2, будучи надлежаще извещенной, не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила, об отложении слушания дела не ходатайствовала, согласно поступившей телефонограмме ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика ООО «УК Ворошиловского района» ФИО4 возражала по заявленным требованиям и просила в иске ФИО2 отказать, суду пояснила, что нарушения прав истца со стороны управляющей компании не допущено, используемый порядок расчетов с потребителями жилищно-коммунальных услуг не противоречит нормативным требованиям. Внесение платы в адрес платежных агентов закреплено ч. 15 ст. 155 ЖК РФ, согласно которой управляющая организация вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Управляющая компания, воспользовавшись своим правом, заключила с АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» договор на расчетно-кассовое обслуживание, наделив его правом и полномочиями по начислению платы за оказываемые населению жилищно-коммунальные услуги. Не оспаривала, что лицевой счет на упомянутое истцом жилое помещение открыт на имя ФИО2, а потому полагала доводы соответчика ООО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» об обратном ошибочными. Несмотря на это полагала требования истца лишенными правовых оснований и не подлежащими удовлетворению.

Соответчик ООО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК», будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание явку своего полномочного представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представив в материалы дела письменные возражения на иск, согласно которым просит в удовлетворении иска ФИО2 к АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» отказать.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ каждое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По смыслу закона судебной защите подлежит лишь нарушенное право, в то время, как оснований для подобных выводов в настоящем случае судом не установлено.

В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО5 является собственником , расположенной в многоквартирном , управление которым осуществляет ООО «УК Ворошиловского района».

Учет начисления и оплаты за оказанные жилищно-коммунальные услуги по данному жилому помещению ведется по лицевому счету, открытому на имя ФИО2, что вопреки довода соответчика позволяет признать ее надлежащим истцом по заявленным требованиям.

Объяснениями представителя ответчика и представленными в материалы дела письменными доказательствами подтверждено, что платежные документы на оплату жилищно-коммунальных услуг истцу выставляются АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» на основании заключенного между ООО «УК Ворошиловского района» и АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» агентского договора за №1-ВР/15 от 10.03.2015 года, по которому указанная управляющая компания передала расчетно-кассовое обслуживание по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК».

По условиям настоящего договора (раздел 1), агент за вознаграждение, по поручению и за счёт принципала обязуется производить информационно-вычислительные работы по расчётам с населением за жилищно-коммунальные услуги, согласно перечню услуг Приложения №1 по жилым многоквартирным домам, согласно Приложению №2 к настоящему договору, от своего имени заключить договоры с уполномоченными организациями на сбор (перевод) платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги по адресно-именным единым платёжным документам. Полученные на свой расчетный счет денежные средства, собранные (переведенные) уполномоченными организациями с населения за жилищно-коммунальные услуги по платежным документам (АИЕПД) перечисляются "Принципалу", за вычетом своего вознаграждения.

Денежные средства, полученные агентом по данному договору, являются доходами принципала (абзац 2 пункта 2.1.5 договора).

Обращение с настоящим иском обусловлено убеждением истца в том, что используемый ООО «УК Ворошиловского района» порядок рассчетно-кассового обслуживания не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает право ФИО2 на внесение платы за жилищно-коммунальные услуги непосредственно в кассу управляющей организации или на специальный счет.

Отказывая в удовлетворении иска, суд находит данные данные доводы истца основанными на ошибочной оценке имеющих правовое значение для дела обстоятельств и неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

По смыслу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники и наниматели жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части первой ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ по общему правилу собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, равно как и отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011.

Настоящие Правила в числе прочего устанавливают права и обязанности исполнителя и потребителей коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В соответствии с ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 67 Правил № 354 плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов.

Согласно ч. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Из пунктов 63, 64 и 65 Правил N 354, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 следует, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

В частности пунктом 65 Правил N 354 установлено, что потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты; поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства Российской Федерации и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг; вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный настоящими Правилами; осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Таким образом, потребителю коммунальных услуг предоставлено право выбора оплаты оказанных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Согласно положениям части 14 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Частью 4 статьи 8 Федерального закона N 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.

Согласно части 12 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Согласно пункту 16 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета.

Таким образом, по смыслу положений частей 7, 7.1 и 15 статьи 155 ЖК РФ, части 4 статьи 8 Федерального закона N 103-ФЗ денежные средства от потребителей жилищно-коммунальных услуг должны поступать: на счет исполнителя коммунальных услуг; на счет ресурсоснабжающей организации (в случае принятия собственниками жилых помещений в многоквартирных домах соответствующего решения). При этом денежные средства могут поступать на счета исполнителя коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организации либо непосредственно, либо через специальный счет платежного агента, либо через счет банковского платежного агента.

При этом Письмом ФАС России от 27.09.2019 N АК/84598/19 "О правомерности взимания комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг" отмечено, что в законодательстве Российской Федерации отсутствуют запреты на взимание кредитными организациями, платежными агентами, банковскими платежными агентами и операторами почтовой связи комиссионного вознаграждения при оплате гражданами услуг жилищно-коммунального хозяйства, осуществляя указанные операции по поручению физического лица, названные организации вправе удержать с такого физического лица комиссионное вознаграждение за выполнение этих операций.

Таким образом, законодательство не запрещает исполнителю при расчетах за поставленные коммунальные ресурсы прибегать к услугам третьих лиц, в числе которых поименованы платежные и банковские агенты (субагенты).

Согласно положению ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент, банковский платежный агент (субагент) в случае приема платежей за жилищно-коммунальные услуги вправе взимать с плательщика - физического лица комиссионное вознаграждение, размер которого определяется соглашением между агентом и плательщиком.

Такое соглашение о размере вознаграждения может быть оформлено в виде предоставления общей информации об условиях приема платежей, включая размер вознаграждения (ч. 13 ст. 4 Закона № 103-03).

Аналогичные правовые возможности установлены и для банковского платежного агента (субагента) (п.п. 17, 18 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"), равно как и для операторов почтовой связи (абз. 1 ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи", п. 23 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234).

Понятие наличной формы расчетов конкретизировано в ч. 4 ст. 37 Закона N 2300-1 "О защите прав потребителей", под которой понимается оплата товаров (работ, услуг) потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту). При этом обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно исполнителю либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Исходя из буквального содержания приведенных норм не следует, что на поставщика коммунальных ресурсов (исполнителя) возложена обязанность по оборудованию собственной кассы в целях приема наличных денежных средств у населения для оплаты ими коммунальных услуг, вместе с тем нормы действующего законодательства не обязывают посреднические организации принимать наличные денежные средства по оплате коммунальных услуг без комиссии, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии нарушений прав ФИО2

При этом суд учитывает, что в соответствии с пунктом 6 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, однако АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» не состоит с ФИО2 в договорных отношениях, коммунальных услуг и иных услуг ей не оказывает, что свидетельствует о наличии у него ответственности лишь в рамках заключенного с ООО «УК Ворошиловского района» агентского договора и, как следствие, об отсутствии какой-либо ответственности перед потребителями.

Исходя из имеющихся данных, не представляется возможным установить как факт допущения ответчиком ко дню предъявления ФИО2 настоящего иска в суд каких-либо нарушений действующего законодательства, так и факт нарушения управляющей компанией каких-либо прав и законных интересов истца, требующих судебной защите.

При таких обстоятельствах, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, не усматривая оснований для признания за ФИО2 права на приостановление оплаты жилищно-коммунальных услуг до появления возможности внесения платы в кассу ООО «УК Ворошиловского района» или непосредственно на специальный счет (40802) данной организации и запрета АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» направление ей платежных документов для оплаты жилищно-коммунальных услуг на её банковские реквизиты, в удовлетворении иска в полном объеме ей надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска к ООО «УК Ворошиловского района» о признании за ФИО2, собственницей помещения по адресу: , права на приостановление оплаты жилищно-коммунальных услуг до появления возможности внесения платы в кассу ООО «УК » или непосредственно на специальный счет (40802) данной организации, а также в удовлетворении иска к АО «ИВЦ ЖКХ и ТЭК» о запрете направления собственнику данного жилого помещения ФИО2 платежных документов для оплаты жилищно-коммунальных услуг на свои банковские реквизиты ФИО2 в полном объеме отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 13 сентября 2022 года.

Председательствующий Т.Ю. Болохонова