ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 340006-01-2021-001435-41 от 02.06.2021 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-1344/2021

УИД № 34RS0006-01-2021-001435-41

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Волгоград 02 июня 2021 года

Советский районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Матюхиной О.В.,

при секретаре Лукьяновой В.В.

с участием:

помощника прокурора Советского района г. Волгограда Киселевой М.С.

представителя ответчика комитета здравоохранения Волгоградской области Востриковой Н.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Волжского Волгоградской области, действующего в интересах Тибекиной Екатерины Александровны к комитету здравоохранения Волгоградской области о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Волжского Волгоградской области, действующий в интересах Тибекиной Екатерины Александровны, обратился в суд с исковыми требованиями к комитету здравоохранения Волгоградской области, в которых просит: обязать комитет здравоохранения Волгоградской области незамедлительно организовать обеспечение инвалида иные данные группы Тибекиной Екатерины Александровны, дата г.р., лекарственным препаратом «иные данные (МНН - иные данные) в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями. Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Впоследствии исковые требования уточнил и просил обязать Комитет здравоохранения Волгоградской области своевременно обеспечивать инвалида иные данные группы Тибекиной Екатерины Александровны, дата г.р., лекарственным препаратом «иные данные (МНН - Микофеноловая кислота) в необходимом объеме в соответствии с медицинским показаниями.

В обоснование заявленных требований истец указал, прокуратурой города Волжского по обращению Тибекиной Екатерины Александровны проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан и лекарственном обеспечении.

В ходе проверки установлено, что Тибекина Е.А. является инвалидом иные данные бессрочно, и с дата года наблюдается в ГБУЗ «Городская клиническая больница номер» с диагнозом: смешанное заболевание соединительной ткани: иные данные

Согласно медицинской карте пациента Тибекина Е.А. по жизненным показателям нуждается в лекарственном препарате «Майфортик» (МНН - Микофеноловая кислота).

Данный лекарственный препарат входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденные распоряжением Правительства РФ от датаномер-р (далее - Перечень).

Врачом-терапевтом ГБУЗ «ГКБ номер» дата выписан льготный рецепт серии адрес1 на лекарственный препарат иные данные (МНН - Микофеноловая кислота) по иные данные

Однако Тибекиной Е.А. при обращении в аптечный пункт номер ГУП «Волгофарм» данный лекарственный препарат не выдан, ввиду его отсутствия.

Согласно информации, предоставленной ГУП «Волгофарм», данный рецепт находится на отсроченном обеспечении.

Отсутствие данного лекарственного препарата свидетельствует о ненадлежащем выполнении комитетом здравоохранения Волгоградской области своих обязанностей по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и нарушает права Тибекиной Е.А. на получение бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, вышеизложенные обязанности не были надлежащим образом выполнены со стороны комитета здравоохранения Волгоградской области, поскольку Тибекина Е.А. по состоянию здоровья нуждается в лекарственном препарате «иные данные.

Между тем, комитет здравоохранения Волгоградской области действенных мер по защите нарушенных прав пациента не принял.

Отсутствие финансирования не свидетельствует об обоснованности отложения рассмотрения данного вопроса, поскольку указанными выше нормами предусмотрено адресное обеспечение бесплатными лекарственными препаратами по конкретным торговым наименованиям при оказании медицинской помощи.

С учетом характера заболевания Тибекиной Е.А. промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению ее состояния здоровья, в связи с этим имеется реальная необходимость его незамедлительного исполнения.

Помимо этого, в случае возложения обязанностей на комитет здравоохранения Волгоградской области по проведению мероприятий, направленных на обеспечение гражданина препаратом «Майфортик» (МНН - Микофеноловая кислота) в соответствии с медицинскими показаниями, потребуется определенное время для проведения торгов на приобретение лекарственных средств в соответствии с Федеральным законом от дата № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

Просил обязать комитет здравоохранения Волгоградской области незамедлительно организовать обеспечение инвалида иные данные группы Тибекиной Екатерины Александровны, дата г.р., лекарственным препаратом «иные данные в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.

Помощник прокурора Советского района г. Волгограда Киселева М.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

Истец Тибекина Е.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно.

Представитель ответчика комитета здравоохранения Волгоградской области Вострикова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица ГБУ государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница номер», ГУ «ТФОМС» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом и своевременно.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь и установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В статье 2 названного Федерального закона дано понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН дата, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

По смыслу ст. 10 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН дата и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от дата N 46-ФЗ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Исходя из ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.

Согласно ст. 6 правила 2 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН дата, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).

Согласно ст. 4, 19, 11 настоящего Закона, основными принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качестве медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от дата N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно ч. 2 ст. 19 настоящего Федерального закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

По смыслу пп. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от дата N 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих ранее принятых решениях уже указывал, что вытекающее из принципов правового государства и юридического равенства требование формальной определенности правового регулирования в полной мере распространяется на нормы компетенционного характера; из этого вытекает необходимость ясного, четкого, непротиворечивого определения компетенции каждого уровня публичной власти, последовательного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также взаимосогласованной регламентации полномочий органов публичной власти нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности (Постановления от дата N 7-П и от дата N 2-П).

Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", определяя полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), прямо не относит к их числу вопросы, связанные с лекарственным обеспечением лиц, страдающих онкологическими заболеваниями.

Вместе с тем, согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона в круг такого рода полномочий входит организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).

При этом территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая, как следует из части 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается субъектом Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по своей сути и назначению в организационно-правовом механизме охраны государством здоровья граждан объективно обусловлена всем адресованным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере требованиями федерального законодательства, которые в целом образуют универсальный минимальный стандарт обеспечения охраны здоровья граждан органами государственной власти каждого субъекта Российской Федерации.

Программа же государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утвержденная Постановлением Правительства дата N 1403, в разделе III (Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно) предусматривает право граждан на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания; а в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 1.1 Положения о Комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. N 152, Комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.

В соответствии с п. 2.1.14 Положения, Комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; а в соответствии с п. дата осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ N 323-ФЗ от дата, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

При этом назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 5 ст. 37 настоящего Закона).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Тибекина Е.А. является инвалиадрес группы бессрочно.

Тибекина Е.А. состоит на учёте и с дата наблюдается в ГБУЗ «Городская клиническая больница номер» с диагнозом: смешанное заболевание соединительной ткани: синдром Рейна, тек кистей, акросклероз, дигитальные язвочки и некрозы, язвенно-некротический васкулит, артропатия Жакку, легочная артериальная гипертензия ФК, гипотония пищевода, дыхательная недостаточность 2 степени, недостаточность кровообращения 2 А степени.

Согласно медицинской карте пациента Тибекина Е.А. по жизненным показателям нуждается в лекарственном препарате «Майфортик» (МНН - Микофеноловая кислота).

Данный лекарственный препарат входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2020 год, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденные распоряжением Правительства РФ от датаномер-р (далее - Перечень).

В силу положений ст. 37 Федерального закона N 323-ФЗ от дата "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть первая). Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть пятая).

Вместе с тем указанными лекарственными препаратами истец в необходимом объеме не обеспечен.

Так проверкой установлено, что врачом-терапевтом ГБУЗ «ГКБ номер» дата выписан льготный рецепт серии адрес1 на лекарственный препарат «иные данные) по 1 таб. иные данные

Однако Тибекиной Е.А. при обращении в аптечный пункт номер ГУП «Волгофарм» данный лекарственный препарат не выдан, ввиду его отсутствия.

Согласно информации, предоставленной ГУП «Волгофарм», данный рецепт находится на отсроченном обеспечении.

Соглашаясь с доводами истца и возлагая на ответчика обязанность по обеспечению Тибекиной Е.А. показанными лекарственным препаратом, суд принимает во внимание следующее.

Постановлением Администрации Волгоградской области от датаномер-п утвержден Порядок лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.

Указанное постановление направлено на реализацию положений Федерального закона от дата № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от датаномер "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и адрес от датаномер-ОД "О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области" в их взаимосвязи.

Организация лекарственного обеспечения указанной категории жителей Волгоградской области за счет средств бюджета Волгоградской области настоящим постановлением поручена Комитету здравоохранения Волгоградской области, что соотносится с Положением о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденном постановлением Губернатора Волгоградской области от датаномер.

Изложенное в полной мере согласуется с декларируемыми государством принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации.

Нуждаемость Тибекиной Е.А в применении показанных ей лекарственных препаратов по жизненным показаниям не опровергалась участниками процесса.

Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных суду доказательств, позволяют суду сделать вывод о том, что Тибекина Е.А нуждается по жизненным показаниям в применении вышеназванных лекарственных препаратов, имеет право на бесплатное обеспечение данными препаратами за счет средств бюджета Волгоградской области.

Доказательств того, что Комитетом здравоохранения Волгоградской области организовано бесперебойное обеспечение истца жизненно важными медицинскими препаратами, в необходимом ему объеме, не ставящем под угрозу жизнь и здоровье инвалида, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах судом достоверно установлено, что на момент обращения прокурора в суд жизненно показанным Тибекиной Е.А. лекарственными препаратами она не обеспечена, что указывает на незаконное бездействие допущенное ответчиком, в связи с чем полагает подлежащими удовлетворению требования истца об обязании комитета здравоохранения Волгоградской области своевременно обеспечивать Тибекину Е.А. лекарственным препаратом «Майфортик 360 мг» (МНН - Микофеноловая кислота) в необходимом объеме в соответствии с медицинским показаниями.

В соответствии со статьей 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

С учетом характера заболевания Тибекиной Е.А. промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению ее состояния здоровья, в связи с этим имеется реальная необходимость его незамедлительного исполнения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.193-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Волжского Волгоградской области, действующего в интересах Тибекиной Екатерины Александровны, к комитету здравоохранения Волгоградской области о понуждении к обеспечению лекарственным препаратом – удовлетворить.

Обязать комитет здравоохранения Волгоградской области своевременно обеспечивать инвалида 2 группы Тибекиной Екатерины Александровны, дата г.р., лекарственным препаратом иные данные в необходимом объеме в соответствии с медицинским показаниями.

Решение подлежит немедленному исполнению с учетом времени, для проведения торгов на приобретение лекарственных средств в соответствии с Федеральным законом от дата № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано сторонами в месячный срок после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

Судья О.В. Матюхина

Мотивированный текст решения изготовлен дата.

Судья О.В. Матюхина