Дело № 2-3034/2021
УИД №34RS0006-01-2021-004404-58
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 01 декабря 2021 года
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Матюхиной О.В.,
при секретаре Григорьевой А.Ю.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика
ТСН «Ярославский 10»
по доверенности от 05.02.2019г. ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Товариществу собственников недвижимости «Ярославский 10» о возложении обязанности произвести перерасчет выставленных к оплате сумм и сумм задолженности, взыскании излишней уплаченных сумм, штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском к ТСН «Ярославский 10», в котором просит: обязать ТСН «Ярославский 10» пересчитать начисленную по нормативу плату за КР на СОИ за период с дата по показаниям ОДПУ, и зачесть начисленную переплату за непотребленный коммунальный ресурс (электроэнергию) в сумме иные данные рублей иные данные копеек в счет будущих платежей за жилищно-коммунальные услуги, сумму иные данные рубля иные данные копеек исключить из задолженности, подлежащей оплате, согласно платежному документу дата по графе «Перерасчет»; взыскать штраф от излишне уплаченных платежей в размере иные данные рублей иные данные копеек.
В обосновании заявленных требований указав, что он является собственником жилого помещения по адресу: адрес. В соответствии с платежными документами управляющей организацией ТСН «Ярославский 10» с дата года осуществлено начисление платы коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества (КР на СОИ) за период дата года по настоящее время по нормативу потребления, значительно превышающему реальное потребление ресурсов, судя по показаниям ОДПУ, которыми оснащен их дом. Реальное потребление ресурсов КР на СОИ в доме ниже нормативного, перечень работ и услуг с использованием КР на СОИ не превышает минимальный, указанный в ПП РФ номер. Существует порядок, в котором прописан принцип проведения перерасчета КР на СОИ по ОДПУ: жители дома в течение года рассчитываются за ресурсы, потребленные на содержание общего имущества по нормативу с июля одного года по июнь следующего, а затем управляющая организация делает перерасчет и корректировку внесенной платы, исходя из показаний ОДПУ. Как видно их платежных документов фактический объем КР на СОИ (электроэнергия), использованных на содержание общего имущества в их доме за указанный выше период времени ниже объема, рассчитанного по нормативу потребления данных КР на СОИ и начисленного к оплате. В тоже время ТСН «Ярославский 10» расплачивается с поставщиками КР на СОИ в соответствии с данными учета об их фактическом потреблении. Разница остается у ТСН «Ярославский 10». Таким образом, ТСН «Ярославский 10» создает источник незаконного обогащения за счет собственников жилых помещений. начисление по нормативу платы за потребление КР на СОИ, игнорируя показания ОДПУ, означает требование оплаты за непотребленные ресурсы. Собственники жилых помещений в их доме принуждаются к осуществлению дополнительных платежей, что ничем не оправдано. Этим нарушаются их права потребителей. Для восстановления этих прав необходим перерасчет начислений КР на СОИ. Истец обращался к ответчику с просьбой о перерасчете начислений по показаниям ОДПУ, на что получил отрицательный ответ. В период времени с дата расчет размера потребления КР на СОИ (электроэнергия) по нормативу определен ТСН «Ярославский 10». Однако, средний показатель отношения КР на СОИ ОДПУ / КР на СОИ норматив показывает, что за иные данные (период времени с датадата фактическое использование КР на СОИ (электроэнергия) по ОДПУ в ТСН «Ярославский 10» не превышает величину КР на СОИ по нормативу и в среднем составляет иные данные от величины КР на СОИ по нормативу. Это подтверждает, что средний уровень потребления КР на СОИ (электроэнергия) в ТСН «Ярославский 10» по показаниям ОДПУ является ниже, рассчитанной по нормативу величины КР на СОИ (Электроэнергия), и составляет в среднем иные данные от норматива. Доначисление за дата выполнено в графе «Перерасчет» в платежном документе за иные данные. ТСН «Ярославский 10» дата года стало помесячно начислять плату за КР на СОИ по нормативу. Излишне начислены относительно потребления КР на СОИ по ОДПУ доначисления до норматива, осуществленные ТСН «Ярославский 10» согласно платежным документам за период дата и оплаченные истцом составляют иные данные рублей иные данные копеек. За период времени дата. ТСН «Ярославский 10» произвело доначисление платежей КР на СОИ до норматива единой суммой иные данные рубля иные данные копеек и выставило к оплате в платежном документе за дата в графе «Перерасчет». Данную сумму истец не оплатил.
Истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ТСН «Ярославский 10» по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала. Пояснила, что ими произведен перерасчет по предостережению Начальника Управления «Жилищной инспекции Волгограда».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: адрес.
ТСН «Ярославский 10» является управляющей компанией, которая обслуживает адрес.
Многоквартирный адрес оснащен общедомовыми приборами учета, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1).
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, согласно части 9.2 приводимой нормы, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ), исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения МКД автоматизированной информационноизмерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от дата № 176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на дата. Для первоначального включения расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД.
Таким образом, в случае если МКД оснащен ОДПУ, размер расходов на оплату потребленных коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из этого правила, что следует из части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, есть исключения:
1) если МКД оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, обеспечивающей одномоментное снятие показаний, то начисление платы за коммунальные ресурсы производится исходя из показаний этой системы;
2) если общим собранием собственников помещений в МКД принято одно из двух решений об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, исходя из следующих величин:
среднемесячный объем потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
объем потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в соответствии с платежными документами управляющей организацией ТСН «Ярославский 10» дата осуществлено начисление платы коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества (КР на СОИ) за период дата по настоящее время по нормативу потребления, значительно превышающему реальное потребление ресурсов, судя по показаниям ОДПУ.
Доначисление за дата года выполнено в графе «Перерасчет» в платежном документе за дата
ТСН «Ярославский 10» дата года стало помесячно начислять плату за КР на СОИ по нормативу.
Доначисления потребления КР на СОИ до норматива, осуществленные ТСН «Ярославский 10» согласно платежным документам за период дата. и оплаченные истцом составляют иные данные рублей иные данные копеек.
За период времени дата. ТСН «Ярославский 10» произвело доначисление платежей КР на СОИ до норматива единой суммой иные данные рубля иные данные копеек и выставило к оплате в платежном документе за дата в графе «Перерасчет».
Данную сумму истец не оплатил.
По смыслу действующего правового регулирования, рассматриваемая плата рассчитывается как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД. Расчет производится следующим образом: снимаются показания ОДПУ, считается объем услуг по индивидуальным счетчикам, находится разница между общим и индивидуальным потреблением, полученная разница сравнивается с нормативом потребления.
Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация. Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления.
Таким образом, размер превышения объема коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, определенный исходя из показаний ОДПУ, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в МКД, оплачивает управляющая организация.
Отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации порядка перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний ОДПУ, не может служить основанием ухудшения состояния прав потребителей спорной услуги.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаны непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года от дата).
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от датаномер-П, при рассмотрении конкретных дел суду надлежит исследовать по существу фактические обстоятельства, и он не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы (Постановления от датаномер-П, от датаномер, от датаномер, от датаномер, от датаномер, от датаномер-П и др.), а отсутствие необходимого правового механизма не может приостанавливать реализацию вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан (Постановление от датаномер-П).
Данный подход поддержан в постановлениях Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от датаномер по делу № номер Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от датаномер
Как следует из материалов настоящего дела, в рассматриваемом случае не производился перерасчет размера платы за коммунальный ресурс (электроэнергия), необходимый в целях содержания общего имущества исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ за дата
Следовательно, исковые требования ФИО1 соответствуют действующему правовому регулирования и направлены на обеспечение законности в правоотношениях управляющей организации с собственниками.
Как следует из материалов дела, истцом произведена оплата доначислений в размере иные данные рублей иные данные копейки.
В связи с чем, исковые требования о возложении обязанности пересчитать начисленную по нормативу плату за КР на СОИ за период с дата. по показаниям ОДПУ, и зачесть начисленную переплату за непотребленный коммунальный ресурс (электроэнергию) в сумме иные данные рублей иные данные копейки в счет будущих платежей за жилищно-коммунальные услуги, сумму иные данные рубля иные данные копеек исключить из задолженности, подлежащей оплате, согласно платежному документу за дата по графе «Перерасчет», подлежат удовлетворению.
При этом не подлежат удовлетворению требования касающиеся перерасчета начисленных сумм за дата год, поскольку все перерасчеты производятся по итогам года, в связи с чем, данные требования заявлены преждевременно, следовательно, нарушений прав истца в данном случае не усматривается.
Частью 11 статьи 156 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный или жилищно-строительный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за содержание жилого помещения над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
Частью 6 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.
В связи с чем, с ТСН «Ярославский 10» подлежит взысканию штраф в размере иные данные рубля иные данные копеек (иные данные).
Главой 7 ГПК РФ определено понятие судебных расходов и установлен порядок их взыскания.
Частью 1 ст. 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
В соответствии с ч. 1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу пунктов 1,10 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;
10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.
В силу ч. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина по данному иску составляет иные данные рублей.
При таких обстоятельствах, поскольку истец на основании закона был освобожден от уплаты государственной пошлины, и решение суда состоялось в его пользу, то с ответчика суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в размере иные данные рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л
Исковые требования ФИО1 к Товариществу собственников недвижимости «Ярославский 10» о возложении обязанности произвести перерасчет выставленных к оплате сумм и сумм задолженности, взыскании излишней уплаченных сумм, штрафа – удовлетворить частично.
Обязать Товарищество собственников недвижимости «Ярославский 10» пересчитать начисленную по нормативу плату за коммунальный ресурс на содержание общедомового имущества (КР на СОИ) за период январь – декабрь 2020 года по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ).
Зачесть исчисленную переплату в размере иные данные рублей иные данные копейки за непортебленный коммунальный ресурс на содержание общедомового имущества (КР на СОИ) (электроэнергия) собственнику адрес ФИО1 в счет будущих платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Исключить из задолженности, подлежащей оплате, согласно платежного документа дата года по графе «перерасчет» сумму в размере иные данные рубля иные данные копеек, исчисленную за период перерасчета с дата. собственнику адрес ФИО1.
Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «Ярославский 10» штраф в размере иные данные рубля иные данные копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Товариществу собственников недвижимости «Ярославский 10» о возложении обязанности произвести перерасчет выставленных к оплате сумм и сумм задолженности, взыскании излишней уплаченных сумм, штрафа – отказать.
Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «Ярославский 10» в доход муниципального образования городской округ город-герой Волгоград государственную пошлину в размере иные данные рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья подпись О.В. Матюхина
Мотивированное решение изготовлено дата.
Судья подпись О.В. Матюхина