Дело № 2-2920/2021
УИД № 34RS0006-01-2021-004441-44
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 29 ноября 2021 года
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Пустовой А.Г.,
при секретаре Дербенько Т.Ю.,
с участием:
представителя ответчика
ТСН «Ярославский 10»
по доверенности от 05.02.2019г. ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Товариществу собственников недвижимости «Ярославский 10» о признании действия по начислению платы за коммунальные ресурсы (электроэнергия и горячее водоснабжение) незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет выставленных к оплате сумм и сумм задолженности, зачете фактически оплаченных сумм
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к ТСН «Ярославский 10», в котором просит: обязать ТСН «Ярославский 10» пересчитать начисленную по нормативу плату за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества за период с январь 2018г. – июнь 2021г. по показаниям общедомовых приборов учета, распределяя разницу показаний общедомового и индивидуальных приборов учета между плательщиками пропорционально площадям плательщиков с целью погашения долга за не потреблённые коммунальные ресурсы в сумме 3727 рублей 17 копеек, и зачесть оплаченную сумму за неподрубленный коммунальный ресурс (электроэнергия) в сумме 672 руб. 60 коп. и оплаченную сумму за не потреблённый коммунальный ресурс горячее водоснабжение в сумме 31 руб. 25 коп. в счет перерасчёта и будущих платежей за жилищно-коммунальные услуги.
В обосновании заявленных требований указано, что она является собственником жилого помещения по адресу: адрес. В соответствии с платежными документами управляющей организацией ТСН «Ярославский 10» с ноября 2020 года осуществлено начисление платы коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества (КР на СОИ) за период январь 2018 года по настоящее время по нормативу потребления, значительно превышающему реальное потребление ресурсов, судя по показаниям общедомового прибора учета, которым оснащен их дом.
Реальное потребление коммунальных ресурсов на содержание общего имущества в доме ниже нормативного, перечень работ и услуг с использованием коммунального ресурса на содержание общедомового имущества не превышает минимальный, указанный в Постановлении Правительства РФ номер.
Указывает, что существует порядок, в котором прописан принцип проведения перерасчета коммунального ресурса на содержание общедомового имущества по общедомовому прибору учета: жители дома в течение года рассчитываются за ресурсы, потребленные на содержание общего имущества по нормативу с июля одного года по июнь следующего, а затем управляющая организация делает перерасчет и корректировку внесенной платы, исходя из показаний ОДПУ.
Как видно из платежных документов фактический объем коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества (электроэнергия и горячее водоснабжение), использованных на содержание общего имущества в их доме за указанный выше период времени ниже объема, рассчитанного по нормативу потребления и начисленного к оплате.
В тоже время ТСН «Ярославский 10» расплачивается с поставщиками в соответствии с данными приборов учета об их фактическом потреблении. Разница остается у ТСН «Ярославский 10». Таким образом, ТСН «Ярославский 10» создает источник незаконного обогащения за счет собственников жилых помещений.
Начисление по нормативу платы за потребление коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества, игнорируя показания прибора учета, означает требование оплаты за не потребленные ресурсы.
Указывает, что для восстановления нарушенных прав необходим перерасчет начислений за коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества.
Она обращалась к ответчику с просьбой о перерасчете начислений по показаниям общедомового прибора учета, на что получила отрицательный ответ.
Средний показатель отношения КР на СОИ ОДПУ / КР на СОИ норматив показывает, что за 12 месяцев (период времени с июля 2020 года по июнь 2021 года) фактическое использование КР на СОИ (электроэнергия) по ОДПУ в ТСН «Ярославский 10» не превышает величину КР на СОИ по нормативу.
Это подтверждает, что средний уровень потребления КР на СОИ (электроэнергия) в ТСН «Ярославский 10» по показаниям ОДПУ является ниже, рассчитанной по нормативу величины КР на СОИ (Электроэнергия), и составляет в среднем 44% от норматива.
За период времени январь 2018-ноябрь2020 г.г ТСН «Ярославский 10» произвело доначисление платежей за коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества (электроэнергия) до норматива единой суммой за 2018г - 913,69 руб. в платежном документе за январь 2021, за 2019 год 1285,10 рублей в платежном документе за февраль 2021, за 2020 год 1104,82 руб. в платежном документе за март 2021 года в графе «Перерасчет».
Доначисление за ноябрь 2020 года выполнено в графе «Перерасчет» в платежном документе за декабрь 2020 года в сумме 123,10 руб.
Всего 3426,71 руб. данную сумму собственник квартиры №66 дом 10 ул. Ярославская ФИО2 не оплатила, как начисленную за непотребленную электроэнергию.
За период времени январь 2018-ноябрь2020 гг ТСН «Ярославский 10» произвело доначисление платежей за коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества (горячее водоснабжение) до норматива единой суммой за 2018г 108,60 руб. в платежном документе за январь 2021, за 2019 год 112,94 руб. в платежном документе за февраль 2021, за 2020 год 78,92 руб. в платежном документе за март 2021 года в графе «Перерасчет». Всего 300,46 руб. Данную сумму собственник адресФ.И.О.1 не оплатила.
Впоследствии истец уточнила исковые требования просила признать действия ТСН «Ярославский 10» по начислению платы за коммунальные ресурсы (электроэнергия и горячее водоснабжение) потребляемые на содержание общего имущества, собственником многоквартирного адрес в адрес исходя из потребления по нормативу без дальнейшего перерасчёта – незаконными; обязать ТСН «Ярославский 10» произвести перерасчёт размера платы за коммунальные ресурсы (электроэнергия и горячее водоснабжение) за период дата по июнь 2021г., исходя из фактического объема потребления коммунальных ресурсов (электроэнергия и горячее водоснабжение) согласно общедомовому прибору учета; признать долг образовавшийся после доначисления по нормативу за коммунальные ресурсы (электроэнергия и горячее водоснабжение) на содержание общего имуществ с дата по дата в размере 3727 руб. 17 коп. отсутствующим; обязать ТСН «Ярославский 10» зачесть оплаченную сумму доначисления норматива за электроэнергию и горячее водоснабжение за период дата по дата в размере 703 руб. 85 коп. в счет оплаты за услуги по содержанию общего имущества.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика ТСН «Ярославский 10» по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала. Пояснила, что ими произведен перерасчет по предостережению Начальника Управления «Жилищной инспекции Волгограда».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом относится к числу способов управления многоквартирным домом.
Частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии со ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, при условии, что конструктивные особенности МКД предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 9.1).
Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, согласно части 9.2 приводимой нормы, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета (ОДПУ), исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения МКД автоматизированной информационноизмерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в МКД решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 10 статьи 12 Федерального закона от дата № 176-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД, их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на дата. Для первоначального включения расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД.
Таким образом, в случае если МКД оснащен ОДПУ, размер расходов на оплату потребленных коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из этого правила, согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, есть исключения:
1) если МКД оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, обеспечивающей одномоментное снятие показаний, то начисление платы за коммунальные ресурсы производится исходя из показаний этой системы;
2) если общим собранием собственников помещений в МКД принято одно из двух решений об определении размера расходов на оплату коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, исходя из следующих величин:
среднемесячный объем потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний ОДПУ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
объем потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Ф.И.О.1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: адрес.
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: адрес осуществляет ТСН «Ярославский 10».
Многоквартирный адрес оснащен общедомовыми приборами учета, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.
За период с 2018 по 2020 года начисление платы собственником за коммунальный ресурс на содержание общедомового имущества ( электроэнергия и горячее водоснабжение) производилось исходя из показаний приборов учета.
дата Управлением «Жилищная инспекция Волгограда» в адрес ТСН «Ярославский, 10» вынесено предостережение с указанием на необходимость произвести перерасчет размера платы за коммунальный ресурс исходя из объема потребления коммунальных ресурсов определяемого по нормативу.
Материалы дела свидетельствуют о том, что в соответствии с платежными документами управляющей организацией ТСН «Ярославский 10» с декабря 2020 года Ф.И.О.1 произведено начисление платы коммунальных ресурсов на содержание общедомового имущества (КР на СОИ) за период с января 2018 года по декабрь 2020 года по нормативу потребления, значительно превышающему реальное потребление ресурсов.
Доначисления потребления КР на СОИ до норматива, осуществленные ТСН «Ярославский 10» согласно платежным документам за период с июля 2020г. по июнь 2021г. и оплаченные истцом составляют 703 руб. 85 коп.
За период времени январь 2018-ноябрь2020 г.г. ТСН «Ярославский 10» произвело доначисление платежей КР на СОИ (электроэнергия) до норматива единой суммой за 2018г 913,69 руб. в платежном документе за январь 2021, за 2019 год 1285,10 рублей в платежном документе за февраль 2021, за 2020 год 1104,82 руб. в платежном документе за март 2021 года в графе «Перерасчет». Доначисление за ноябрь 2020 года выполнено в графе «Перерасчет» в платежном документе за декабрь 2020 года в сумме 123,10 руб. Всего 3426,71 руб.
Данную сумму собственник адресФ.И.О.1. не оплатила.
За период времени с января 2018 года по ноябрь 2020 года ТСН «Ярославский 10» произвело доначисление платежей КР на СОИ (горячее водоснабжение) до норматива единой суммой за 2018г 108,60 руб. в платежном документе за январь 2021, за 2019 год 112,94 руб. в платежном документе за февраль 2021, за 2020 год 78,92 руб. в платежном документе за март 2021 года в графе «Перерасчет». Всего 300,46 руб.
Данную сумму собственник адресФ.И.О.1 не оплатила.
По смыслу действующего правового регулирования, рассматриваемая плата рассчитывается как разница между показаниями ОДПУ и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в МКД пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД. Расчет производится следующим образом: снимаются показания ОДПУ, считается объем услуг по индивидуальным счетчикам, находится разница между общим и индивидуальным потреблением, полученная разница сравнивается с нормативом потребления.
Если разница больше, между жильцами распределяется только норматив, превышение оплачивает управляющая организация. Если разница меньше, то начисление производится по фактическому объему потребления.
Отсутствие утвержденного Правительством Российской Федерации порядка перерасчета размера таких расходов, исходя из показаний ОДПУ, не может служить основанием ухудшения состояния прав потребителей спорной услуги.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаны непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года от дата).
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от датаномер-П, при рассмотрении конкретных дел суду надлежит исследовать по существу фактические обстоятельства, и он не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы (Постановления от датаномер-П, от датаномер, от датаномер, от датаномер, от датаномер, от датаномер-П и др.), а отсутствие необходимого правового механизма не может приостанавливать реализацию вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан (Постановление от датаномер-П).
Таким образом, действующее законодательство допускает применение показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов в случае, если объем фактического потребления таких ресурсов ниже установленного норматива потребления коммунальных услуг.
Поскольку определенный на основании показаний общедомовых приборов учета МКД фактический объем коммунальных ресурсов (электроэнергия и горячее водоснабжение) используемого при содержании общего имущества, 2018, 2019,2020 годы ниже объема, рассчитанного ТСН «Ярославский, 10» исходя из норматива потребления данного коммунального ресурса, собственникам жилых помещений МКД в спорный период излишне предъявлена к оплате стоимость объема коммунальных ресурсов (электроэнергии и горячее водоснабжение) на общедомовые нужды, который согласно показаниям общедомового прибора учета не был потреблен.
Как следует из материалов настоящего дела, в рассматриваемом случае не производился перерасчет размера платы за коммунальный ресурс (электроэнергия и горячее водоснабжение), необходимый в целях содержания общего имущества исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ.
Следовательно, исковые требования ФИО2 соответствуют действующему правовому регулирования и направлены на обеспечение законности в правоотношениях управляющей организации с собственниками.
В связи с чем, исковые требования о признании действий ТСН «Ярославский 10» по начислению платы за коммунальные ресурсы (электроэнергия и горячее водоснабжение) потребляемые на содержание общего имущества, собственником помещения в многоквартирном адрес в адрес исходя из норматива без дальнейшего перерасчёта незаконными; обязании ТСН «Ярославский 10» произвести перерасчёт размера платы за коммунальные ресурсы (электроэнергия и горячее водоснабжение) за период дата по июнь 2021г., исходя из фактического объема потребления коммунальных ресурсов (электроэнергия и горячее водоснабжение) согласно общедомовому прибору учета; признании долга образовавшегося после доначисления по нормативу за коммунальные ресурсы (электроэнергия и горячее водоснабжение) на содержание общего имуществ с дата по дата в размере 3727 руб. 17 коп. отсутствующим подлежат удовлетворению.
При этом суд полагает возможным обязать ответчика зачесть в счет оплаты за услуги содержание общего имущества фактически оплаченную сумму доначисления по нормативу за электроэнергию и горячее водоснабжение за период дата по дата в размере 703 руб. 85 коп.
Главой 7 ГПК РФ определено понятие судебных расходов и установлен порядок их взыскания.
Частью 1 ст. 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей.
В соответствии с ч. 1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу пунктов 1,10 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой денежной суммы;
10) по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.
В силу ч. 1 ст. 333.19 НК РФ государственная пошлина по данному иску составляет 300 рублей.
При таких обстоятельствах, поскольку истец на основании закона был освобожден от уплаты государственной пошлины, и решение суда состоялось в его пользу, то с ответчика суд полагает необходимым взыскать государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 191-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л
Исковые требования ФИО2 к Товариществу собственников недвижимости «Ярославский 10» о признании действия по начислению платы за коммунальные ресурсы (электроэнергия и горячее водоснабжение) незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет выставленных к оплате сумм и сумм задолженности, зачета излишне уплаченных сумм, удовлетворить.
Признать действия ТСН «Ярославский 10» по начислению платы за коммунальные ресурсы (электроэнергия и горячее водоснабжение) потребляемые на содержание общего имущества, собственником многоквартирного адрес в адрес исходя из потребления по нормативу без дальнейшего перерасчёта – незаконными.
Обязать ТСН «Ярославский 10» пересчитать начисленную по нормативу плату за коммунальные ресурсы на содержание общедомового имущества (электроснабжение и горячее водоснабжение) за период – дата по июнь 2021г. по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ).
Признать долг образовавшийся после доначисления по нормативу за коммунальные ресурсы (электроэнергия и горячее водоснабжение) на содержание общего имуществ с дата по дата в размере 3727 руб. 17 коп. отсутствующим;
Обязать ТСН «Ярославский 10» зачесть оплаченную сумму доначисления норматива за электроэнергию и горячее водоснабжение за период дата по дата в размере 703 руб. 85 коп. в счет оплаты за услуги содержание общедомового имущества.
Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «Ярославский 10» в доход муниципального образования городской округ город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья А.Г. Пустовая