ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 340027-01-2021-003275-04 от 28.12.2021 Михайловского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-2246/2021

УИД № 34RS0027-01-2021-003275-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» декабря 2021 года город Михайловка

Михайловский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Гудченковой С.Г.,

при секретаре Бахолдиной Н.Ф.,

с участием помощника Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области Шибитовой Ю.М., представителя индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к исполнению законодательства о противодействии терроризму и законодательства о транспортной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Михайловский межрайонный прокурор Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к ИП ФИО1 о понуждении к исполнению законодательства о транспортной безопасности и противодействии терроризму. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной Михайловской межрайонной прокуратурой проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности установлено, что ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских перевозок, для указанных целей использует принадлежащие ей транспортные средства, в том числе .... В нарушение п. 6 требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640, до настоящего времени паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства ИП ФИО1 не разработан, не утвержден и не направлен в Федеральное дорожное агентство.

Прокурор просит суд обязать ИП ФИО1 разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортных средств: ...

В судебном заседании помощник прокурора Шибитова Ю.М. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебное заседание ИП ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом и своевременно, доверила представлять интересы представителю ФИО2, действующему на основании доверенности Номер от Дата, выданной нотариусом Михайловского района Волгоградской области ФИО3, сроком на 5 лет.

Представитель ИП ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал, просит суд при вынесении решения установить срок 6 месяцев, для выполнения всех работ по изготовлению паспортов безопасности автобуса.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

Согласно п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года, основными задачами противодействия терроризму являются: выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера: поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

В силу статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» предупреждение (профилактика) терроризма, в том числе, выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов, являются неотъемлемой частью деятельности по противодействию терроризму.

Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» закреплено, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Пунктом 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

В соответствии с п. «а» ч. 11 ст. 1 ФЗ № 16 «О транспортной безопасности» транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Для реализации положений Федерального закона от 09 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Требования), которые применяются в отношении транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, определенных в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» и эксплуатируемых (осуществляющих перевозки) на территории Российской Федерации.

В силу подп. 4 п. 6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3 - 1.5 статьи 9 Закона по типовой форме согласно приложению (далее - паспорт транспортного средства). Для транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок и эксплуатируемых одним субъектом транспортной инфраструктуры (перевозчиком), у которых идентичны категории и классы, соответствующие Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», конструктивные, технические, технологические элементы, паспорт транспортного средства может разрабатываться и утверждаться на группу таких транспортных средств по одному маршруту регулярной перевозки.

При разрешении дела установлено, что по сведениям Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских перевозок, на что имеется лицензия Номер от Дата на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажиров или договора фрахтования транспортного средства, выданная Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Для оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом ИП ФИО1 использует транспортное средство, принадлежащее ему на праве собственности: автобус ....

Факт принадлежности ответчику указанных транспортных средств подтверждается копией представленных паспортов ПТС Номер и карточки учета транспортного средства. В судебном заседании факт принадлежности транспортного средства и осуществления деятельности по перевозке пассажиров ответчиком, на момент рассмотрения дела, установлен, что и подтверждено представленными материалами дела и не оспаривается представителем ответчика.

Михайловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в деятельности ИП ФИО1.

Как следует из акта проверки от Дата, составленного помощником Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области, в нарушение п. 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1640, до настоящего времени паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства ИП ФИО1 не разработан, не утвержден.

Началу разработки паспорта предшествует проведение субъектом транспортной инфраструктуры обследования транспортного средства, изучение реализуемых на нем мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности.

При этом с учетом результатов обследования в паспорте транспортного средства содержатся меры, осуществляемые субъектом транспортной инфраструктуры, по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства (группы транспортных средств), направленные на реализацию Требований.

В результате такого бездействия создается угроза причинения вреда в будущем, подвергается риску безопасность граждан.

В этой связи, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность по разработке, утверждению и направлению в Федеральное дорожное агентство паспорта обеспечения транспортной безопасности принадлежащих ему транспортных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц, предметом иска, в частности, является защита прав неопределенного круга лиц в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание фактические обстоятельства, при которых ответчиком не исполнены возложенные на него обязательства, с учетом требований разумности и справедливости, необходимости соблюдения установленной закону процедуры, суд считает необходимым установить срок для исполнения обязательства - в течение 6-ти месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Предоставление более длительного срока исполнения решения отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон, а также неопределенного круга лиц на безопасность в сфере транспортной инфраструктуры.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Как усматривается из материалов дела, требования неимущественного характера о понуждении устранить нарушения законодательства в сфере антитеррористической безопасности заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - граждан.

Таким образом, при обращении в суд общей юрисдикции с указанным выше требованием неимущественного характера в защиту интересов неопределенного круга физических лиц в соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Следовательно, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о понуждении к исполнению законодательства о противодействии терроризму и законодательства о транспортной безопасности, удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 разработать, утвердить и направить в Федеральное дорожное агентство паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства находящегося в её собственности и используемое для перевозки пассажиров: ..., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход бюджета городского округа город Михайловка Волгоградской области государственную пошлину в сумме 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Михайловский районный суд Волгоградской области.

Судья: Гудченкова С.Г.

решение в окончательной форме

изготовлено 29 декабря 2021 года