ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 340039-01-2020-000414-78 от 28.09.2020 Старополтавского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 2-233/2020

УИД № 34RS0039-01-2020-000414-78

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Старая Полтавка 28 сентября 2020 года

Старополтавский районный суд в составе: председательствующего судьи Старополтавского района Волгоградской области Строгановой С.И.,

при секретаре судебного заседания Михайловой О.Е.,

с участием: прокурора Старополтавского района Волгоградской области Гермашевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области гражданское дело № 2-233/2020 по иску прокурора Старополтавского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Торгунская СШ», администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства,

у с т а н о в и л:

прокурор Старополтавского района Волгоградской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МКОУ «Торгунская СШ», администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства.

В обоснование исковых требований прокурор в исковом заявлении указывает, что прокуратурой Старополтавского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения администрацией Старополтавского муниципального района Волгоградской области и подведомственными ей образовательными учреждениями требований законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Как установлено п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Учредителем в соответствии с п. 1.7 Устава МКОУ «Торгунская СШ» является администрация Старополтавского муниципального района Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет отдел по образованию администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии с пп. 1, 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На отходы I-V класса опасности должен быть составлен паспорт, при этом паспорт отходов I-V класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно пп. 4, 7, 10 «Порядка проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (далее - Порядок), паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности, которых образуются отходы I-V классов опасности.

На отходы I-V классов опасности, включенные в федеральный классификационных каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В силу пп. 1, 2, 3, 4, 7, 8 ст. 18 Закона № 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.11.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

Применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатываю проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Как следует из ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствий со своей компетенцией, а также обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 2, 3 ст. 19 Закона № 89-ФЗ).

При этом в соответствии с Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена годовая форма федерального статистического-наблюдения № 2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению.

Кроме того, Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами» (далее - Порядок).

Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных и обезвреженных, переданным другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.

Учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

На основании пп. 5, 6, 7 Порядка учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификатором каталога отходов. Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенной в соответствии с порядком отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Данные учеты в области обращения с отходами ведутся в электронном виде, при отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учеты в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложение 2.3.4 к Порядку).

Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом (пп. 7 Порядка).

На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Проверкой установлено, что МКОУ «Торгунская СШ» (далее - учреждение) является источником образования отходов производства и потребления, при этом в 2019-2020 г.г. в результате деятельности учреждения образовывались такие отходы IV класса опасности как мусор от офисных и бытовых помещений, организации несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), V классов опасности - отходы от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений (код по ФККО 7 33 100 01 72 5), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код по ФККО 7 30 100 01 30 5).

Таким образом, в ходе осуществления хозяйственной деятельности ответчиком оказывается негативное воздействие на окружающую среду посредством образования, временного хранения отходов производства и потребления.

При этом в образовательном учреждении отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что в свою очередь не позволило направить его в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии области и в последующем на согласование и в последующем на утверждение в территориальный орган Росприроднадзора.

Более того, в учреждении в нарушение вышеуказанного законодательства не ведет учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, а также не предоставляет отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Выявленные нарушения зафиксированы прокуратурой района в акте проверки от 26.06.2020, подписанным главой Старополтавского района Волгоградской области ФИО1

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района 06.07.2020 в адрес директора МКОУ «Торгунская СШ» внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Вместе с тем, несмотря, на согласие учреждения с указанными в представлении нарушениями (уведомление о рассмотрении представление от 27.07.2020) из ответа на представление прокуратуры района следует, что в настоящее время в бюджете МКОУ «Торгунская СШ» отсутствуют бюджетные ассигнования на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем разработать проект не представляется возможным.

С учетом изложенного, вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства при обращении с отходами I-V классов опасности со стороны МКОУ «Торгунская СШ» не отвечает интересам государства в части полномочий по охране окружающей среды и нарушает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, в связи с чем настоящее исковое заявление предъявляется в интересах неопределенного круга лиц.

Просит суд обязать администрацию Старополтавского муниципального района Волгоградской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу:

- обеспечить бюджетное финансирование МКОУ «Торгунская СШ» для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.

Обязать МКОУ «Торгунская СШ» в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу:

- разработать и направить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МКОУ «Торгунская СШ» для согласования в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области для рассмотрения вопроса о согласовании указанного проекта, после чего направить его в территориальный орган Росприроднадзора для рассмотрения вопроса об утверждение указанного проекта.

В судебном заседании прокурор Старополтавского района Волгоградской области Гермашева Л.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика заместитель начальника отдела образования, молодежной политики и спорта администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области по доверенности ФИО2, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.

Представитель ответчика - директор МКОУ «Торгунская СШ» ФИО3, будучи надлежащим образом уведомленной о дате и времени рассмотрения дела, представила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в её отсутствие, исковые требования признаёт в полном объёме, государственную пошлину уменьшить до 0 рублей.

Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Как установлено п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Учредителем в соответствии с п. 1.7 Устава МКОУ «Торгунская СШ» является администрация Старополтавского муниципального района Волгоградской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет отдел по образованию администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области.

В соответствии с пп. 1, 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На отходы I-V класса опасности должен быть составлен паспорт, при этом паспорт отходов I-V класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно пп. 4, 7, 10 «Порядка проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 (далее - Порядок), паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности, которых образуются отходы I-V классов опасности.

На отходы I-V классов опасности, включенные в федеральный классификационных каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712.

Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В силу пп. 1, 2, 3, 4, 7, 8 ст. 18 Закона № 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.11.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

Применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатываю проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

Как следует из ч. 1 ст. 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствий со своей компетенцией, а также обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ч. 2, 3 ст. 19 Закона № 89-ФЗ).

При этом в соответствии с Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» утверждена годовая форма федерального статистического-наблюдения № 2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению.

Кроме того, Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами» (далее - Порядок).

Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных и обезвреженных, переданным другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

Учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

На основании пп. 5, 6, 7 Порядка учету подлежат все виды отходов I-V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификатором каталога отходов. Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенной в соответствии с порядком отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Данные учеты в области обращения с отходами ведутся в электронном виде, при отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учеты в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложение 2.3.4 к Порядку).

Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами (далее - таблицы данных учета) осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом (пп. 7 Порядка).

На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

В судебном заседании установлено, что МКОУ «Торгунская СШ» (далее - учреждение) является источником образования отходов производства и потребления, при этом в 2019-2020 г.г. в результате деятельности учреждения образовывались такие отходы IV класса опасности как мусор от офисных и бытовых помещений, организации несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4), V классов опасности - отходы от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений (код по ФККО 7 33 100 01 72 5), пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные (код по ФККО 7 30 100 01 30 5).

Таким образом, в ходе осуществления хозяйственной деятельности ответчиком оказывается негативное воздействие на окружающую среду посредством образования, временного хранения отходов производства и потребления.

При этом в образовательном учреждении отсутствует проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что в свою очередь не позволило направить его в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии области и в последующем на согласование и в последующем на утверждение в территориальный орган Росприроднадзора.

Более того, в учреждении в нарушение вышеуказанного законодательства не ведет учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, а также не предоставляет отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Выявленные нарушения зафиксированы прокуратурой района в акте проверки от 26.06.2020, подписанным главой Старополтавского района Волгоградской области ФИО1

По фактам выявленных нарушений прокуратурой района 06.07.2020 в адрес директора МКОУ «Торгунская СШ» внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Вместе с тем, несмотря, на согласие учреждения с указанными в представлении нарушениями (уведомление о рассмотрении представление от 23.07.2020) из ответа на представление прокуратуры района следует, что в настоящее время в бюджете МКОУ «Торгунская СШ» отсутствуют бюджетные ассигнования на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в связи с чем разработать проект не представляется возможным.

С учетом изложенного, вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства при обращении с отходами I-V классов опасности со стороны МКОУ «Торгунская СШ» не отвечает интересам государства в части полномочий по охране окружающей среды и нарушает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах суд считает возможным исковое заявление прокурора Старополтавского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Торгунская СШ», администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства, удовлетворить. Обязать администрацию Старополтавского муниципального района Волгоградской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу:

- обеспечить бюджетное финансирование МКОУ «Торгунская СШ» для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.

Обязать МКОУ «Торгунская СШ» в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу:

- разработать и направить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МКОУ «Торгунская СШ» для согласования в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области для рассмотрения вопроса о согласовании указанного проекта, после чего направить его в территориальный орган Росприроднадзора для рассмотрения вопроса об утверждение указанного проекта.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины, издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

Учитывая, что администрация Старополтавского муниципального района Волгоградской области относится к органам местного самоуправления, она подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч.2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Поскольку иск заявлен прокурором в защиту интересов неопределенного круга лиц, а также учитывая имущественное положение МКОУ «Торгунская СШ», суд считает, что государственную пошлину следует уменьшить и взыскать исходя из 0 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

р е ш и л :

исковые требования прокурора Старополтавского района Волгоградской области к МКОУ «Торгунская СШ», администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства, удовлетворить.

Обязать администрацию Старополтавского муниципального района Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу:

- обеспечить бюджетное финансирование МКОУ «Торгунская СШ» для разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.

Обязать МКОУ «Торгунская СШ» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу:

- разработать и направить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МКОУ «Торгунская СШ» для согласования в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области для рассмотрения вопроса о согласовании указанного проекта, после чего направить его в территориальный орган Росприроднадзора для рассмотрения вопроса об утверждении указанного проекта.

От уплаты государственной пошлины администрацию Старополтавского муниципального района Волгоградской области, освободить.

Государственную пошлину уменьшить и взыскать с МКОУ «Торгунская СШ», исходя из нуля рублей.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Старополтавский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме, то есть с 28 сентября 2020 года.

Судья: Строганова С.И.