ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 340039-01-2020-000472-98 от 27.10.2020 Старополтавского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 12-21/2020

УИД № 34RS0039-01-2020-000472-98

Р Е Ш Е Н И Е

с. Старая Полтавка 27 октября 2020 года

Судья Старополтавского районного суда Волгоградской области Строганова С.И.,

с участием: должностного лица - главы администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1,

старшего помощника прокурора Старополтавского района Волгоградской области Решетова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Старополтавского районного суда Волгоградской области, административное дело по жалобе главы администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 на постановление комитета финансов Волгоградской области от 19.08.2020 № 06-06-03-29/197-20, вынесенное заместителем начальника контрольного управления - начальником отдела контроля за соблюдением законодательства о контрольной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 в отношении главы администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП,

у с т а н о в и л:

глава администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 обратился в Старополтавский районный суд Волгоградской области с жалобой на постановление комитета финансов Волгоградской области от 19.08.2020 № 06-06-03-29/197-20, вынесенное заместителем начальника контрольного управления - начальником отдела контроля за соблюдением законодательства о контрольной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 в отношении главы администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

В жалобе глава администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 указал, что постановлением от 19.08.2020 заместителя начальника контрольного управления - начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 06-06-03-29/197-20 глава администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 72. КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере двадцати пяти тысяч рублей.

Указанное постановление является незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой КоАП РФ, послужили, изложенные в постановлении заместителя прокурора Старополтавского района Волгоградской области выводы о том, что по результатам проведенной прокуратурой проверки в деятельности администрации Кановского сельского поселения выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. Услуг для обеспечения муниципальных нужд.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении орган административной юрисдикции пришел к выводу о том, что принятие решения о заключении с единственным подрядчиком ОАО «Старополтавское МПОКХ» в период с 11.03.2020 по 05.06.2020 семи договоров (от 11.03.2020, 06.04.2020 06.04.2020, 30.04.2020, 13.05.2020, 01.06.2020, 05.06.2020) на общую сумму 1832602,75 рублей, предметом которого являются работы по благоустройству общественной территории, расположенной в <адрес>, без проведения торгов, является нарушением ч.2 ст.8 и ч.5 ст.24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и не необоснованно повлекло сокращение числа участников закупки.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закон № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 300 000 тысяч рублей (в редакции действующей после 24.04.2020 на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей). При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.

Таким образом, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик - сельское поселение вправе заключать договоры, цена каждого из которых не должна превышу 300 тысяч рублей (после 24.04.2020 - 600 тысяч рублей), при отсутствии лимитов годового объема закупок.

На основании изложенного, с учетом того, что Закон № 44-ФЗ не содержит иных ограничений для органов местного самоуправления сельских поселений на осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-Ф3, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг у одного и того же лица, муниципальный заказчик вправе осуществлять такие закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в случаях соблюдения ограничений для осуществления таких закупок, предусмотренных названным законом.

Следовательно, при соблюдении установленного Федеральным законом № 44-ФЗ ограничения в отношении цены контракта, не превышающей 300 тысяч (после 24.04.2020 - 600 тысяч рублей), муниципальный заказчик вправе был осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.

Само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика с соблюдением требования, установленного пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, не является нарушением требований законодательства о закупках, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения.

При проведении проверки и привлечении к административной ответственности главы администрации Кановского сельского поселения ФИО1 не было учтено, что ему вменяется совершение действий включающих два квартала в период с 11 марта по 05 июня 2020 года, то есть в разные временные периоды.

Случаев заключения договоров единомоментно, то есть в один день не имелось, цена каждого из семи указанных договоров не превышала 300 тысяч рублей.

В настоящем случае, доказательств того, что имело место заключение между администрацией Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области и ОАО «Старополтавское МПОКХ» антиконкурентного соглашения, материалы дела ей административном правонарушении не содержат.

Лимиты годового объема закупок у единого поставщика заказчиком - администрацией Кановского сельского поселения также не могли быть завышены, так как законом не установлены.

Вывод органа административной юрисдикции о том, что 7 договоров заключенных администрацией Кановского сельского поселения с ОАО «Старополтавское МПОКХ» на поставку тротуарной плитки, выполнение работ по благоустройству территории сельского поселения таких как: планировка площадей механизированным способом, поставку песка, установка бортовых камней, поставка пескоцементной смеси, устройство подстилающих оснований и выравнивающих слоев, устройство газонов, посадка деревьев-саженцев, установка архитектурно-строительных компонентов из гранита, поставка и устройство механических ограждений, образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную 7 самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, с целью ухода от процедур, предусмотренных данным Законом, является ошибочным.

Несмотря на то, что эти 7 договоров заключены с одной целью, на достижение одного результата - благоустройство общественной территории в <адрес> напротив памятника войнам участникам Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов (в границах <адрес>, данные договоры имеют различные предметы. Сроки выполнения работ и даты заключения.

В связи с эти оснований для признания вышеперечисленной группы договоров единой сделкой, отсутствует.

Осуществление закупки именно у единственного поставщика - ОАО «Старополтавское МПОКХ» было продиктовано необходимостью оперативной поставки материалов и выполнения всего комплекса работ по благоустройству общественной территории сельского населенного пункта, в интересах жителей села, общества и государства.

ФИО1, руководствуясь нормами действующего законодательства, надлежащим образом обеспечивал результативность и эффективность использования бюджетных средств.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Эффективность произведенных закупок, достижение поставленных задач и целей благоустройства населенного пункта, реализация федеральной программы в поставленные сроки, свидетельствует об отсутствии оснований для вывода о неисполнении, либо ненадлежащем исполнении ФИО1 своих служебных обязанностей.

Отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (п. п. 1,2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

При указанных обстоятельствах, в действиях главы Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 отсутствует событие и, следовательно, состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ.

Просит отменить постановление от 19.08.2020 заместителя начальника контрольного управления - начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 06-06-03-29/197-20, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере двадцати пяти тысяч рублей в отношении главы администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1, производство по делу прекратить.

Должностное лицо, привлеченное к административной ответственности - глава администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в судебном заседании просил снизить ему размер штрафа до минимально возможного или ограничиться устным предупреждением.

Представитель комитета финансов Волгоградской области, действующий на основании доверенности ФИО3, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направил отзыв на жалобу, в которой просит постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Старший помощник прокурора Старополтавского района Волгоградской области Решетов М.С. в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы главы администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 об отмене постановления заместителя начальника контрольного управления - начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрольной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 от 19.08.2020 по делу об административном правонарушении № 06-06-03-29/197-20 о назначении ФИО1 административного наказания по ч.2 ст.7.29 КоАП РФ - отказать.

Выслушав должностное лицо - главу администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1, старшего помощника прокурора Старополтавского района Волгоградской области Решетова М.С., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с положениями подпунктов 1 и 2 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, в части, касающейся планирования закупок, товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с частями 3, 4 и 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг.

Частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ устанавливается закрытый перечень случаев, в которых государственными или муниципальными заказчиками могут осуществляться закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей до 24.04.2020) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 300 тысяч рублей, (в редакции, действующей после 24.04.2020) на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, что в целях реализации мероприятий регионального проекта «Формирование современной комфортной городской среды», обеспечивающего достижение целей, целевых и дополнительных показателей федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда» постановлением администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 18.10.2019 № 61 принята муниципальная программа «Формирование современной городской среды Кановского сельского поселения «Волгоградской области на 2020 год».

Соглашением от 28.02.2020 № 210, заключенным Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области с администрацией Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области установлено, что сторонами осуществляется взаимодействие при реализации мероприятий регионального проекта и «Формирование современной комфортной городской среды», обеспечивающего достижение целей, целевых и дополнительных показателей федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», входящего в состав национального проекта «Жилье и городская среда».

Соглашением от 06.03.2020 № 102 из областного бюджета бюджету Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области в целях софинансирования муниципальной программы формирование современной городской среды предоставлена субсидия в размере 3 000 000 рублей.

Глава Кановского сельского поселения (контрактный управляющий) ФИО1 в нарушение положений части 3, 4, 5 статьи 24, части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ заключил на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ по 05.06.2020 7 договоров на общую сумму 1 832 002,75 рублей, предметом которых является выполнение комплекса работ по благоустройству территории, расположенной по адресу: <адрес>, напротив памятника Воинам участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 (в границах <адрес>), а именно, договоры, (контракты):

1) от 11.03.2020 № 2 на поставку плитки тротуарной Кирпичик 200*100*40 (серый) в объеме 213 м2 по цене 702 рублей за 1 м2 на сумму 149526 рублей;

2) от 06.04.2020 № 7 на поставку плитки тротуарной Кирпичик 200*100*40 (красный) в объеме 177 м2 по цене 732 рублей за 1 м2, на сумму 129564 рублей, а также камня бортового тротуарного 1000*200*80 в объеме 409 м2, на сумму 132516 рублей. Общая стоимость контракта составила 262080 рублей;

3) от 06.04.2020 № 8 на поставку плитки тротуарной Кирпичик 200*100*40 (серый) в объеме 306 м2 по цене 702 рублей за 1 м, на сумму 214812 рублей;

4) от 30.04.2020 № 40-п/2020 на выполнение работ по благоустройству территории поселения (планировка площадей механизированным способом, установка бортовых камней бетонных, устройство подстилающих оснований из песка, поставку природного песка для строительных работ) на сумму 294332 рублей;

5) от 13.05.2020 № 05/13-1 на выполнение работ по устройству покрытий из тротуарной плитки (устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из пескоцементной смеси, поставка пескоцементной смеси, устройство покрытий из тротуарной плитки) на сумму 435404 рублей;

6) от 01.06.2020 № 06/01-3 на выполнение работ по благоустройству территории поселения (устройство газонов из готовых рулонных заготовок, поставка газонов готовых в рулонах, посадка деревьев - саженцев, установка изделий архитектурно-строительных из гранита и других прочных пород) на сумму 185474 рублей;

7) от 05.06.2020 № 06/05-3 на выполнение работ по благоустройству территории поселения (поставка и устройство металлических ограждений) на сумму 290974 рубля.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок вышеуказанные закупки должны были осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.

Действия главы Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области (контрактного управляющего) ФИО1, по заключению договоров без проведения конкурентных процедур явились основаниями для неправомерного осуществления муниципального заказа у единственного подрядчика, что ограничило возможности других поставщиков (подрядчиков) быть участниками данных закупок и как следствие снизило эффективность и результативность размещенных заказов на выполнение указанной работы.

Ответственность за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП РФ

Решение о выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решение о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принималось главой Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области (контрактным управляющим) ФИО1, которым от имени администрации, заключались перечисленные контракты (договоры).

В соответствии с постановлением Территориальной избирательной комиссии Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 24.09.2018 № 84/520-4 и распоряжением администрации поселения от 24.09.2018 № 24-р (к) ФИО1 состоит в должности главы администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области.

Согласно Уставу Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области к полномочиям главы муниципального образования отнесено осуществления руководства деятельностью органа местного самоуправления, в том числе администрации поселения, включая вопросы осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещение на официальном сайте uww.zakupki.gov.ru планов - графиков закупок, информации о заключенных заказов на поставку товаров, выполнение работ. Оказание услуг, заключенных контрактах (договорах), соответствующих отчетов об исполнении контрактов (договоров) и других отчетностей.

Постановлением администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области от 29.03.2014 (в редакции от 25.02.2019) утверждено положение о порядке работы контрактного управляющего администрации Кановского сельского поселения, при этом пунктом 2 постановления на главу поселения ФИО1, возложены обязанности контрактного управляющего поселения.

Как следует из подпункта 4 пункта 6 Положения, контрактный управляющий обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов, при этом подпунктом 2 пункта 7 Положения установлено, что к функциям и полномочиям контрактного управляющего, в том числе, отнесен выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом подпунктом 4 пункта 9 Положения закреплено, что компактный управляющий должен соблюдать обязательства и требования, установленные Законом № 44-ФЗ.

Все вышеуказанные контракты (договоры) заключены ФИО1, как контрактным управляющим администрации с ОАО «Старополтаваское МПОКХ» с целью выполнения одним подрядчиком в максимально быстрые сроки всего комплекса работ по благоустройству общественной территории, расположенной по адресу: <адрес> напротив памятника Войнам - участникам Великой отечественной войны 1941-1945 гг. (в границах <адрес>).

Таким образом, вышеуказанные контракты заключены ФИО1 с ОАО «Старополтавское МПОКХ» в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, и фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают перечисленные выше требования Закона № 44-ФЗ и ст.16 Закона № 135-ФЗ.

В результате заключения ФИО1 контрактов с ОАО «Старополтавское МПОКХ», как единственным исполнителем, предприятие получило доступ к выполнению работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе, без подачи предложений о снижении цены контракта.

Препятствий для своевременного проведения конкурсных процедур, не выявлено, при этом заключение ФИО1 договоров с ОАО «Старополтавское МПОКХ», как с единственным подрядчиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения предприятия как единственного поставщика и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта.

Из постановления ВС РФ от 07.10.2019 № 73-АД19-2 следует, что заключенные в течение непродолжительного периода муниципальные контракты, предметом которых явилась поставка одноименных товаров одному потребителю, имеющему единый интерес, содержат идентичные условия, направленные на достижение единой хозяйственной цели и образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную тремя самостоятельными муниципальными контрактами для формального соблюдения ограничений, предусмотренных п.4 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности главы администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 по ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ является законным и обоснованным, соответствует изложенным в ст.3.1 КоАП РФ целям административного наказания, а потому являются справедливым и не подлежит отмене.

Доводы должностного лица, привлекаемого к ответственности ФИО1 о снижении административного штрафа до минимально возможного или ограничиться устным предупреждением - несостоятельны, так как были разрешены при рассмотрении данного дела. Санкция ч.2 ст.7.29 КоАП РФ предусматривает наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. Согласно ч.2.2. ст.4.1 КоАП РФ размер наказания был снижен менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ до 25 000 рублей. Доводы о назначении наказания в виде предупреждения не основан на законе, так как санкцией ч.2 ст.7.29 КоАП РФ, не предусмотрен.

Другие доводы жалобы ФИО1 основаны на неверной оценке материального и процессуального права и направлены на необоснованную оценку фактов, установленных прокуратурой района и комитетом финансов.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление комитета финансов Волгоградской области от 19.08.2020 № 06-06-03-29/197-20, вынесенное заместителем начальника контрольного управления - начальником отдела контроля за соблюдением законодательства о контрольной системе в сфере закупок контрольного управления комитета финансов Волгоградской области ФИО2 в отношении главы администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП - оставить без изменения, жалобу главы администрации Кановского сельского поселения Старополтавского муниципального района Волгоградской области ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суда через Старополтавский районный суд Волгоградской области в течение десяти суток.

Судья С.И. Строганова