ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3404/18 от 16.05.2018 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело – 3404/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск – Камчатский 16 мая 2018 года

Петропавловск – Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующей судьи С.Н. Васильевой,

при секретаре Е.Р. Отрощенко,

с участием представителя истца, одновременно являющегося представителем третьего лица ФИО1,

представителя ответчика Министерства здравоохранения Камчатского края ФИО2,

третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Министерству здравоохранения Камчатского края, Министерству Финансов Камчатского края в лице Управления федерального казначейства Камчатского края о возмещении убытков, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о возмещении убытков, компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что в июне-июле 2017 года по направлению, выданному Министерством здравоохранения Камчатского края, был направлен для обучения в ФГБОУ ВО ТГМУ по специальности <данные изъяты> В зачислении в учебное учреждение было отказано по причине направления сотрудником Министерства неверного пакета документов, в связи с чем он был вынужден поступить в иное учебное учреждение – ФГБОУ ВО «<данные изъяты>» на платной основе. Договор об образовании был заключен с его отцом ФИО3, который и производил плату за обучение на основании заключенного договора займа с истцом. Вина сотрудника Министерства установлена проведенной проверкой. Истец, полагая, что его права были нарушены, просил взыскать с ответчика в свою пользу убытки, причиненные за период 1 и 2 семестра обучения 2017-2018 гг. в размере 126100 руб., компенсацию морального вреда 700000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины.

Истец в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия (л.д.42).

В судебном заседании представитель истца ФИО1, одновременно являющаяся представителем третьего лица ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала. Считала, что факт привлечения сотрудника Министерства к дисциплинарной ответственности подтверждает ее вину, а отмененное впоследствии дисциплинарное взыскание в отношение сотрудника ответчика, не может расценивать, как отсутствие виновных действий Министерства здравоохранения Камчатского края, выразившихся в направлении неполного пакета документов в учебное учреждение. В письме Университет четко указал причину отказа в зачислении – предоставление неполного комплекта документов.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Камчатского края ФИО2 исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражения на иск, в которых указано о том, что Министерство направляет документы, поступающих в Университеты, на основании волеизъявления самого выпускника, необходимый пакет документов формируется самостоятельно поступающим на основании перечня документов, опубликованного на сайте Университета. В случае предоставление неполного комплекта документов Университет делает соответствующий запрос. В данном случае из-за низких результатов ЕГЭ ФИО5 имел незначительные шансы на зачисление в Университет на бесплатной основе, что стало возможной причиной в не направлении запроса на предоставление подлинника аттестата. Дополнительно суду пояснила, что Министерство не осуществляет проверку документов представленных выпускником, соответственно не может нести ответственность за непредоставление будущим абитуриентом необходимых документов. Сотрудник был привлечен к дисциплинарной ответственности, но в круг должностных обязанностей проверка документов не входит.

Ответчик Министерство финансов Камчатского края в лице Управления Федерального казначейства Камчатского края о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направил.

В судебном заседании третье лицо ФИО3 полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что Министерством было проведено собрание с родителями выпускников, на котором было сообщено о направлении документов в Университет непосредственно Министерством, в связи с чем полный комплект документов и был предоставлен ответчику. Спустя некоторое время по просьбе сотрудника Министерства <данные изъяты> представили аттестат о среднем образовании, одновременно получив обратно аттестат о профессиональном образовании ввиду отсутствия необходимости направления его оригинала в ВУЗ. В августе 2017 года, после того как стало известно, что сын не поступил ФГБОУ ВО ТГМУ, подали документы в ФГБОУ ВО «<данные изъяты>». Поскольку к тому времени списки абитуриентов, зачисленных на бесплатное обучение, уже были сформированы, истец подал документы для поступления на платной основе. В связи с истекающими сроками результатов единого государственного экзамена поступить на бесплатное обучение в следующем году не представлялось возможным.

С учетом мнения сторон, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п.1 ст.15 ГК РФ).

В соответствии со ст.16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией за счет средств казны Российской Федерации.

В силу ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо гражданина.

В силу ч.3 ст.43 Конституции Российской Федерации каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (часть 3 статьи 5 Закона об образовании).

В соответствии с ч.ч.3,4 ст. 56 Закона об образовании целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Правила приема (в том числе процедуры зачисления) в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Правила приема (в том числе процедуры зачисления) регламентируются локальным нормативным актом организации.

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N 1147 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (далее по тексту – Порядок).

Пунктом 4 Порядка приема на обучение установлено, что правила приема (в том числе процедуры зачисления) в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Правила приема (в том числе процедуры зачисления) регламентируются локальным нормативным актом организации.

Согласно п.5,14 Порядка приема на обучение для поступления на обучение поступающие подают заявление о приеме с приложением необходимых документов, а также документ, удостоверяющий образование соответствующего уровня (далее – документ установленного образца).

Документы о приеме на обучение по программам бакалавриата или специалитета можно подать одновременно не более чем в пять организаций высшего образования и участвовать в конкурсе не более чем по трем специальностям и (или) направлениям подготовки в каждой из указанных организаций (п.52 Порядка приема на обучение).

Из положений п.61 Порядка приема на обучение следует, что документы, необходимые для поступления, представляются (направляются) в организацию одним из следующих способов:

1) представляются в организацию лично поступающим (доверенным лицом), в том числе: по месту нахождения филиала; уполномоченному должностному лицу организации, проводящему прием документов в здании иной организации или в передвижном пункте приема документов;

2) направляются в организацию через операторов почтовой связи общего пользования;

3) направляются в организацию в электронной форме (если такая возможность предусмотрена правилами приема, утвержденными организацией самостоятельно).

Пунктом 68 Порядка приема на обучение установлен перечень документов, предоставляемых поступающим при подаче заявления о приеме.

Одновременно с подачей заявления о приеме поступающий подает заявление о согласии на зачисление с приложением оригинала документа установленного образца (в соответствии с пунктом 116 Порядка) при поступлении на обучение на места в рамках контрольных цифр (п.69 Порядка приема на обучение).

Ученым советом ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России приняты Правила приема в ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» Министерства здравоохранения РФ на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета (далее по тексту – Правила ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России) л.д.70-106).

В судебном заседании установлено, что Министерством здравоохранения Камчатского края на имя ФИО4 выдано направление для обучения в ФГБОУ ВО «<данные изъяты>» (далее по тексту – ФГБОУ ВО ТГМУ) по специальности «педиатрия» в рамках контрольных цифр целевого приема на 2017 год граждан по форме обучения специалитет (л.д.17).

В поступлении в указанное учебное заведение истцу было отказано.

Из информационного письма ФГБОУ ВО ТГМУ следует, что причиной не зачисления ФИО4 в университет явилось непредоставление оригинала документа установленного образца (аттестата) (л.д.19).

По факту установления причины допущенных нарушенный в организации приема документов для поступления по целевому направлению в ВУЗ ответчиком было проведено соответствующее расследование, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ главному специалисту-эксперту в отделе организационно-кадровой работы и наград Министерства здравоохранения Камчатского края ФИО8, допустившей нарушения ч.5 должностного регламента, объявлено замечание (л.д.58).

Указанный приказ в последующем отменен на основании приказа -взск от ДД.ММ.ГГГГ. Также приказано привести должностной регламент ФИО8 в соответствие с нормативными правовыми актами РФ (л.д.58, 59).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что именно ненадлежащие исполнение должностных обязанностей сотрудником Министерства здравоохранения Камчатского края ФИО8, явилось безусловным основанием для отказа в зачисление в университет (ФГБОУ ВО ТГМУ).

С данной позицией истца суд не может согласиться по следующим основаниям.

Согласно п.1.12 Правил ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России для поступления на обучение поступающие подают заявление о приеме с приложением необходимых документов, а также документ, удостоверяющий образование соответствующего уровня.

Лицо, которому поступающим предоставлены соответствующие полномочия, может осуществлять действия, которые не требуют личного присутствия поступающего, при предъявлении, выданной поступающим и оформленной в установленном порядке доверенности (п.1.13).

В силу п.2.8 Правил ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России для каждого вступительного испытания устанавливается шкала оценивания и минимальное количество баллов, подтверждающие успешное прохождение вступительного испытания.

При приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета результаты каждого вступительного испытания, проводимого ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России самостоятельно, оцениваются по 100-бальной школе.

Пунктом 6.23 Правил установлено, что ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России осуществляет проверку достоверности сведений, указанных в заявлении о приеме, и подлинности поданных документов. При проведении проверки вправе обращаться в соответствующие в государственные информационные системы, государственные (муниципальные) органы и организации (п.75 Порядка приема).

Согласно п.10.1,10.2 Правил по результатам приема документов и (или) вступительных испытаний ФГБОУ ВО ТГМУ Минздрава России формирует списки поступающих по каждому конкурсу по различным условиям поступления.

В рамках контрольных цифр формируются отдельные списки поступающих: на места в пределах квоты, целевой квоты, на основные места рамках контрольных цифр

Список поступающих по каждому отдельному конкурсу включает список поступающих без вступительных испытаний, список поступающих по результатам ЕГЭ и (или) вступительных испытаний, набравших не менее минимального количества баллов. Указанные списки размещаются на официальном сайте и на информационном стенде вуза (п.п.109,110,114 Порядка).

В пункте 10.8 Правил содержится аналогичное требование, закрепленное в п.69 Порядка приема на обучение, о возложении на поступающего обязанности одновременно с заявлением о согласии на зачисление приложить оригинал документа установленного образца.

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, с которым заключен у образовательного учреждения заключен договор о целевом приеме, не возложены обязанности по направлению и проверки документов, необходимых для поступления в рамках контрольных цифр, напротив именно на поступающем лежит обязанность представить в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, необходимые документы для поступления.

При этом должностной регламент также не возлагает на главного специалиста-эксперта отдела организационно-кадровой работы и наград Министерства здравоохранения Камчатского края обязанности по организации и приему документов для поступления в ВУЗ по целевому направлению абитуриентов (л.д.61-69).

Детально установив обстоятельства дела в контексте с приведенным правовым регулированием, суд приходит к выводу о том, что вины Министерства здравоохранения Камчатского края в непредоставлении поступающим оригинала документа установленного образца (аттестата) в учебное учреждение не имеется.

Одновременно суд учитывает, что в силу п.52 Порядка приема на обучение истец не был лишен права подать одновременно не более чем в пять организаций высшего образования документы о приеме на обучение на бесплатное обучение.

По общему правилу основанием для взыскания убытков является наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступившими последствиями, чего по данному делу суд не усматривает.

Стороной истца не представлено доказательств с достоверностью подтверждающих, что именно непредоставление аттестата Министерством здравоохранения Камчатского края в полном объеме лишило ФИО4 возможности поступить в направленный ВУЗ – ФГБОУ ВО ТГМУ либо иное учебное заведение на бюджетное обучение.

Сам по себе факт изначального привлечения сотрудника Министерства здравоохранения Камчатского края к дисциплинарной ответственности, равно как и факт несения расходов по оплате за обучение, в отсутствие доказанной причинно-следственной связи между данными событиями, не может являться достаточным основанием для удовлетворения требований истца в указанной части.

При установленных по делу обстоятельствах, в удовлетворении требования истца о взыскании с Министерства здравоохранения Камчатского края убытков, причиненных за период 1-го и 2-го семестра обучения 2017/2018 на платном отделении в размере 126100 руб. надлежит отказать.

Разрешая требования истца о взыскании в его пользу с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с п.2 ст.1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Из иска усматривается, что моральный вред истцу причинен действиями сотрудника Министерства здравоохранения Камчатского края, повлекшие поступление истца в ВУЗ на платной основе, то есть действиями, нарушающими имущественные права истца, тогда как гражданским законодательством РФ не предусмотрены основания, по которым приведенные истцом доводы дают ему право на компенсацию морального вреда.

При этом суд не усматривает наличие противоправности в поведении ответчика, причинно-следственной связи между поведением ответчика и возникшими расходами истца.

Исследовал представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании в его пользу компенсации морального вреда, так как указанные им основания не подпадают под действие ст.1099 ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований ФИО4 отказано в полном объеме, основания для присуждения ему с ответчика расходов по оплате государственной пошлины отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Требования ФИО4 к Министерству здравоохранения Камчатского края, Министерству Финансов Камчатского края в лице Управления федерального казначейства Камчатского края о возмещении убытков, причиненных за период 1-го и 2-го семестра обучения 2017/2018 на платном отделении в размере 126100 руб., компенсации морального вреда в размере 700000 руб. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца, со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий С.Н. Васильева

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинник подшит в деле , находящемся в производстве Петропавловск – Камчатского городского суда Камчатского края.