ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 34О0000-01-2021-000179-78 от 30.08.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД №34OS0000-01-2021-000179-78

Дело № 3а-26/2022

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Камышниковой Н.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бобровской Е.А., рассмотрев 30 августа 2022 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное исковое заявление Воронова Михаила Матвеевича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной,

установил:

14 апреля 2021 года административный истец, являющийся собственником:

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 72511 +/-55 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения;

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 91368+/-2645 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения;

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 53858+/-48 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, обратился в суд с вышеуказанным административным иском.

В обоснование своих требований указал, что кадастровая стоимость названных участков установлена по состоянию на 1 января 2020 года Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №79-н в размере, существенно превышает рыночную стоимость земельных участков согласно представленным отчетам оценщика, в связи с чем, по его мнению, необоснованно увеличен размер земельного налога, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Просил установить кадастровую стоимость участков в размере рыночной, определенной в представленных отчетах оценщика.

Представители административных ответчиков: комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области, ГБУ Волгоградской области «Центр кадастровой оценки», УФРС по Волгоградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание не явились, в письменных отзывах возражений относительно установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не заявили, полагались на усмотрение суда, просили рассмотреть дело без участия представителя.

Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены, объяснений по заявленным требованиям не представили.

Учитывая, что участие административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, предусматривает право истца на определение кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, равной их рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Из материалов дела следует, что согласно выписок из ЕГРН от 28 апреля 2021 года административный истец является собственником:

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес> площадью 72511 +/-55 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения;

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 91368+/-2645 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения;

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 53858+/-48 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения.

Следовательно, истец является плательщиком земельного налога, размер которого с учетом положений ст. 388, 387, 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется из кадастровой стоимости, а потому он вправе обратиться в суд с настоящим иском, поскольку его права затрагиваются оспариваемыми результатами кадастровой оценки.

Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №79-н утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Волгоградской области по состоянию на 1 января 2020 года, согласно которому, а также данным кадастровой справки и сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области кадастровая стоимость:

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 72511 +/-55 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, установлена в размере 187320566,74 руб.;

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 91368+/-2645 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, установлена в размере 236034609, 12 руб.;

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 53858+/-48 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения установлена в размере 139133525,72 руб.

В части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).

На территории Волгоградской области таким бюджетным учреждением является Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки».

Согласно статьи 7 названного закона полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются:

1) определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки;

2) определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - перечень), формируется и предоставляется в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации публично-правовой компанией бесплатно на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки в течение двадцати рабочих дней с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, указанного в решении о проведении государственной кадастровой оценки, размещенном в фонде данных государственной кадастровой оценки (часть 1 статьи 13 Федерального закона №237-ФЗ).

Как разъяснено в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 237-ФЗ уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение двадцати рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в таком отчете результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Таким образом, дата, по состоянию на которую определена оспариваемая истцом кадастровая стоимость спорных земельных участков – 1 января 2020 года – это дата формирования перечня земельных участков подлежащих государственной кадастровой оценки на основании Приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №79-н, которым утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Волгоградской области

Согласно положениям части 1 статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

В силу требований части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При этом рыночная стоимость объекта недвижимости в силу прямого указания цитируемого Федерального закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельных участков, административный истец представил отчеты, подготовленные <.......> №01-01-21/23 от 16 марта 2021 года, №01-01-21/21 от 17 марта 2021 года, №01-01-21/9 от 16 марта 2021 года, согласно которым по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость спорных земельных участков определена:

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 72511+/-55 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, в размере 49887568 руб.;

земельного участка с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: <адрес>, площадью 91368+/-2645 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, в размере 51348816 руб.;

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 53858+/-48 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, в размере 39208624 руб.

В связи с наличием у суда сомнений в достоверности рыночной оценки объектов недвижимости, определением суда от 13 мая 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Оценочная фирма «Тоскор».

Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной экспертом ООО «Оценочная фирма «Тоскор» №25/2021-ЗЭ от 29 июня 2021 года представленные вышеназванные отчеты о рыночной оценке, подготовленные <.......> соответствуют требованиям законодательства в области оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки.

Определением суда от 11 августа 2021 года по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза ввиду наличия сомнений в обоснованного вышеназванного экспертного заключения, производство которой поручено эксперту ООО «ДЭМС».

Согласно выводам заключения повторной судебной экспертизы, проведенной экспертом ООО «ДЭМС» №196/10-2021 от 28 февраля 2022 года, представленные вышеназванные отчеты о рыночной оценке, подготовленные <.......> соответствуют требованиям законодательства в области оценочной деятельности и Федеральным стандартам оценки.

По основаниям неполноты и неясности данного заключения определением суда от 28 марта 2022 года по делу назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено тому же эксперту ООО «ДЭМС».

Согласно выводам заключения дополнительной судебной экспертизы, проведенной экспертом ООО «ДЭМС» №128/06-2022 от 11 июля 2022 года, по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость спорных земельных участков определена:

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 72511 +/-55 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, в размере 62867000 руб.;

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 91368+/-2645 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, в размере 64597000 руб.;

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 53858+/-48 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, в размере 49334000 руб.

Каких-либо конкретных данных о несоответствии дополнительной судебной экспертизы и выполненного по её результатам экспертного заключения Закону об оценочной деятельности либо федеральным стандартам оценки, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцениваемых земельных участков, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной по делу судебной экспертизы, участвующие в деле лица суду не представили.

Давая оценку заключению дополнительной судебной экспертизы, суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения, в нем указана необходимая общая информация, идентифицированы объекты оценки, приведены анализ рынка объектов оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при оценке, итоговая величина стоимости объектов оценки.

Суд находит экспертное заключение, представленное по результатам проведенной дополнительной экспертизы, достоверным и допустимым доказательством.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанные в экспертном заключении выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков превышает их рыночную стоимость, а потому исковые требования подлежат удовлетворению, суд полагает установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2020 года равной их рыночной стоимости:

земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 72511 +/-55 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, в размере 62867 000 руб.;

земельного участка с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: <адрес>, площадью 91368+/-2645 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, в размере 64 597 000 руб.;

земельного участка с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: <адрес>, площадью 53858+/-48 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, в размере 49334 000 руб.

Как видно из материалов дела, датой подачи искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в суд – 14 апреля 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ

решил:

административное исковое заявление Воронова Михаила Матвеевича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 72511 +/-55 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, равной рыночной стоимости в размере 62867 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 91368+/-2645 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, учреждения, равной рыночной стоимости в размере в размере 64597 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года;

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 53858+/-48 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома; детские дошкольные учреждения, учреждения, равной рыночной стоимости в размере в размере 49334 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 апреля 2021 года.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.

Судья подпись Камышникова Н.М.

Мотивированное решение изготовлено 12 сентября 2022 года.

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>

<.......>