ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 34О0000-01-2021-000270-96Д от 17.03.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД № 34OS0000-01-2021-000270-96 Дело № 3а-156/2022

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волгоград 17 марта 2022 г.

Волгоградский областной суд в составе

председательствующего судьи Коноваловой Ю.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Т.В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «СЧС» о признании недействующим абзаца 10 пункта 1.6 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. № 469-п, в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. № 63-п, в той его части, в которой коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, а также в той части, в которой коэффициент определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора с момента вступления решения суда в законную силу и о признании недействующей Методики определения значения коэффициента арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, утвержденной приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 5 марта 2020 г. № 11-н, в той ее части, в которой коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, а также в той части, в которой коэффициент определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора с момента вступления решения суда в законную силу,

установил:

постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г.

№ 469-п (далее - Постановление № 469-п) утвержден порядок расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов (далее – Порядок расчета арендной платы, Порядок).

Первоначальный текст документа опубликован в издании «Волгоградская правда», № 162, 31 августа 2011 г. и в настоящее время действует в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 24 февраля 2021 г.

№ 67-п.

Администрацией Волгоградской области 17 февраля 2020 г. принято постановление № 63-п «О внесении изменений в постановление Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. № 469-п «Об утверждении Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов».

Постановление было опубликовано 20 февраля 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 28 февраля 2020 г. в издании «Волгоградская правда» № 23.

В соответствии с пунктом 1.5.7. Порядка годовая арендная плата за земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, на которых расположены объекты недвижимости (за исключением земельных участков, на которых расположены индивидуальные жилые дома, гаражи для хранения личного автотранспорта, объекты спорта, а также садовых и огородных земельных участков, земельных участков, предоставленных религиозным организациям, и за исключением случаев, указанных в подпунктах 1.5.1 - 1.5.3, 1.5.5, 1.5.6 настоящего пункта, пункте 1.17 настоящего Порядка), определяется на основании рыночной стоимости земельного участка, устанавливаемой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, и рассчитывается в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Порядка.

Согласно абзацу 10 пункта 1.6 Порядка коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области один раз в пять лет и не может быть выше 1,5. Значение коэффициента определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора в соответствии с методикой, утвержденной комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

В соответствии с пунктом 2.5. Порядка размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле:

А = С x Кмд x Кказ, где:

А - величина арендной платы;

С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности;

Кмд - коэффициент минимальной доходности земельного участка;

Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости.

5 марта 2020 г. комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области издан приказ № 11-н «Об утверждении Методики определения значения коэффициента арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости» (далее – Методика).

Указанный приказ опубликован 6 марта 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 20 марта 2020 г. в издании «Волгоградская правда» № 32.

Методика разработана в соответствии с абзацем 10 пункта 1.6 Порядка расчета арендной платы и устанавливает порядок определения значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости (Кказ) (далее именуется - коэффициент Кказ).

Коэффициент Кказ устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области один раз в 5 лет и не может быть выше 1,5.

Значение коэффициента Кказ определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст (далее – ОКВЭД).

Значение коэффициента Кказ применяется при расчете арендной платы за пользование земельными участками из земель населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимости, для арендатора указанного земельного участка, осуществляющего вид деятельности, включенный в соответствующий раздел ОКВЭД, в качестве основного вида экономической деятельности (пункты 1-3 Методики).

23 августа 2021 г. ООО «СЧС» обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца 10 пункта 1.6 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. № 469-п, в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. № 63-п, в той его части, в которой коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, а также в той части, в которой коэффициент определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора с момента вступления решения суда в законную силу и о признании недействующей Методики определения значения коэффициента арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, утвержденную приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 5 марта 2020 г. № 11-н, в той ее части, в которой коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, а также в той части, в которой коэффициент определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование административных исковых требований административным истцом указано, что размер платы за принадлежащие им на праве аренды земельный участок, рассчитанный в 2021 году с применением коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, установленного нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, и определенным по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора, нарушает его право на уплату арендной платы в экономически обоснованном размере, на извлечение прибыли, поскольку приводит к необоснованному увеличению размера арендной платы.

Кроме того, административный истец привел доводы о том, что в оспариваемой части нормативные правовые акты не соответствуют требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку не отвечают принципам экономической обоснованности расчета размера арендной платы, закрепленным постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление № 582).

Также административный истец полагает, что коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, не может быть установлен нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, поскольку к вопросам местного значения не отнесены вопросы государственного регулирования размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субьекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов. Так, Волгоградская область не передавала городскому округу город-герой Волгоград указанные государственные полномочия в установленном федеральным законом порядке, то есть законом Волгоградской области. Делает вывод, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом Администрации Волгоградской области и ее структурным подразделением.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «СЧС» - К.А.Б. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, письменных пояснениях, имеющихся в материалах дела.

Представители административных ответчиков комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области – Г.Т.В. и Администрации Волгоградской области – К.М.П. заявленные требования полагали необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснили, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий уполномоченными органами в рамках действующего законодательства, не противоречат актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель заинтересованного лица администрации Волгограда – К.Е.В. требования административного истца полагала необоснованными по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения административного дела.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области Т.В.Ю., полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктами «в», «г», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) (в действующей редакции), пункт 3 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.) и статьи 39.7 ЗК РФ (в действующей редакции) использование земли в Российской Федерации является платным и относится к категории регулируемых цен.

Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 1 марта 2015 г., если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 2 Закона Волгоградской области от 7 февраля 2003 г. № 785-ОД «О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений» установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений в соответствии с их компетенцией отнесено установление порядка определения размера арендной платы на земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.

Уставом (Основным законом) Волгоградской области, принятым Волгоградской областной Думой 14 февраля 2012 г. (в редакции изменений, внесенных законами Волгоградской области) определено, что Волгоградская область осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 4).

В соответствии с положениями статьи 9 Закона Волгоградской области «О нормативных правовых актах Волгоградской области» от 9 декабря 2014 г. № 169-ОД (далее – Закон Волгоградской области № 169-ОД) Администрация Волгоградской области в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты в форме постановлений. Постановления Администрации Волгоградской области подписывает Губернатор Волгоградской области. Порядок подготовки нормативных правовых актов Администрации Волгоградской области устанавливается Губернатором Волгоградской области.

Согласно положениям части 4 статьи 30 Закона Волгоградской области № 169-ОД нормативные правовые акты Губернатора Волгоградской области, Администрации Волгоградской области вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самом нормативном правовом акте не установлен иной порядок вступления в силу.

Внесение изменений в нормативный правовой акт Волгоградской области, признание его утратившим силу осуществляется нормотворческим органом Волгоградской области, принявшим (издавшим) этот нормативный правовой акт Волгоградской области (статья 32 Закона Волгоградской области № 169-ОД).

Порядок принятия постановлений установлен Регламентом Администрации Волгоградской области, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 г. № 184 (далее – Регламент).

Согласно пунктам 4.1 - 4.4 раздела 4 Регламента решения администрации принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения членов администрации по решению председательствующего на заседании администрации может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов администрации. По решению вице-губернатора либо лица, исполняющего его обязанности, решения администрации могут приниматься путем заочного голосования.

Согласно статье 29 Закона Волгоградской области № 169-ОД (действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) официальным опубликованием нормативного правового акта Волгоградской области считается первая публикация его полного текста в газете «Волгоградская правда» или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).

В целях реализации своих полномочий Администрацией Волгоградской области 22 августа 2011 г. издано постановление № 469-п «Об утверждении порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области» (далее – Постановление № 469-П).

Соблюдение процедуры принятия Постановления № 469-п и полномочия административного ответчика по его изданию ранее были предметом проверки Волгоградского областного суда, о чем имеется вступившее в законную силу решение от 14 февраля 2014 г. по делу № 3-6/2014, и по этим основаниям не оспаривается.

17 февраля 2020 г. в указанный нормативный правовой акт постановлением Администрации Волгоградской области № 63-п внесены изменения, оспариваемые административным истцом в части.

Текст постановления Администрации Волгоградской области № 63-п опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 20 февраля 2020 г., а также 28 февраля 2020 г. в газете «Волгоградская правда» № 29.

Судом установлено, что постановление Администрации Волгоградской области № 63-п принято уполномоченным органом с соблюдением требований Закона Волгоградской области № 169-ОД путем проведения заочного голосования в соответствии с порядком, предусмотренным Регламентом Администрации Волгоградской области, и официально опубликован в соответствующих средствах массовой информации.

Согласно абзацу 10 пункта 1.6 Порядка коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, - устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области один раз в 5 лет и не может быть выше 1,5. Значение коэффициента определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора в соответствии с методикой, утвержденной комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 г. № 222 (далее – Положение), комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области.

Пунктом 12 Перечня государственных услуг, предоставляемых комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 10 июля 2012 г. № 583, установлено, что комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области оказывает услугу по предоставлению земельных участков в аренду гражданам и юридическим лицам без проведения торгов.

Согласно пункту 2.21. Положения комитет определяет порядок установления арендной платы за использование государственного имущества Волгоградской области.

В пункте 2.55. Положения к полномочиям комитета отнесено, в том числе, разработка проектов законов и других нормативных правовых актов Волгоградской области, направленных на правовое регулирование имущественных и земельных отношений, издание правовых актов в пределах своей компетенции.

Председатель комитета издает приказы и иные правовые акты комитета (абзацу 4 пункта 2.21. Положения).

Текст приказа комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 5 марта 2020 г. № 11-н «Об утверждении Методики определения значения коэффициента арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 6 марта 2020 г. и в издании «Волгоградская правда» № 32 от 20 марта 2020 г.

Таким образом, оспариваемая Методика принята комитетом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением порядка принятия и официального опубликования.

Суд установил, что ООО «СЧС» является арендатором земельного участка с кадастровым номером № <...> без проведения аукциона на основании договора аренды № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями), относящегося к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных без проведения аукциона, арендная плата за которые рассчитывается исходя из их рыночной стоимости с применением оспариваемых положений, что подтверждается договором аренды, письмами о наличии задолженности, выписками из ЕГРН, исковым заявлением, определением и решением Арбитражного суда Волгоградской области, и не оспаривается административными ответчиками и заинтересованными лицами (т. 1 л.д. 19-25, 44-49, 62-65, 71-74, 90-92, 93-95, 98-113).

Так, ООО «СЧС» предоставлен в аренду земельный участок, собственность на который не разграничена, на территории <адрес>, с кадастровым номером № <...> без проведения аукциона на основании договора аренды № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями), расчет арендной платы за который осуществляется в соответствии с оспариваемыми положениями Постановления № 469-п, в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. № 63-п.

Из расчетов арендной платы за земельный участок, представленной как истцом, так и администрацией Волгограда, следует, что размер годовой арендной платы, рассчитанный с применением коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, определенного согласно абзацу 10 пункта 1.6 Порядка, с использованием оспариваемой методики значительно превышает величину арендной платы, рассчитываемой с учетом ранее применяемого коэффициента категории арендатора земельного участка.

Установив перечисленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения нормативных правовых актов затрагивают права административного истца и регулируют правоотношения с его участием.

Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Положениями статьи 10.1 ЗК РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1.1 Положения комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области и определяет порядок установления арендной платы за использование государственного имущества Волгоградской области (пункт 2.21 Положения).

В соответствии с приведенными нормами ЗК РФ, действующим в настоящее время в Волгоградской области Порядком расчета арендной платы, полномочиями по установлению порядка определения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, наделен комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, которым и установлен Порядок.

Применение комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области в формуле расчета арендной платы значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, определенного нормативным правовым актом муниципального района, городского округа Волгоградской области, то есть органом местного самоуправления, рассчитанного по Методике, также установленной комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области, не противоречит требованиям федерального законодательства.

Данная позиция нашла отражение и в решении Волгоградского областного суда от 29 января 2019 г. № 3а-1/2019, согласно которому формула в целом не нарушает прав административного истца, поскольку величины двух ее составных частей утверждаются иными уполномоченными органами путем издания нормативных правовых актов, а итоговую величину арендной платы определяют установленные этими положениями цифровые значения. Формула была признана обоснованной и при проверке решения вышестоящим судом, что нашло отражение в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г. № 16-АПА19-4.

В связи с изложенным суд находит несостоятельными доводы представителя административного истца ООО «СЧС» - К.А.Б., что коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, не может быть установлен нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области и свидетельствует о фактической передаче полномочий, что, по его мнению, не нашло надлежащего законодательного оформления.

В части доводов представителя административного истца ООО «СЧС» - К.А.Б. о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, поскольку не отвечает принципу экономической обоснованности расчета размера арендной платы, закрепленному постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее – Постановление № 582) суд приходит к следующему.

В силу абзаца второго части 1 статьи 2 ЗК РФ нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать названному Кодексу.

Согласно пункту 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 39.7 ЗК РФ).

К числу основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 582, относится, в том числе, принцип экономической обоснованности.

С учетом единства экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении Правительства Российской Федерации № 582, принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Учитывая, что расположенные на территории Волгоградской области земельные участки, собственность на которые не разграничена, в силу положений части 1 статьи 16 ЗК РФ относятся к государственным землям, механизм расчета арендной платы за такие объекты недвижимости не может противоречить указанному выше принципу определения арендной платы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Согласно материалам дела с 17 марта 2018 г. арендная плата рассчитывается административному истцу ООО «СЧС» по формуле, определенной в пункте 2.5 Порядка расчета арендной платы, утвержденного Постановлением № 469-п (в редакции Постановления № 89-п).

В силу приведенного пункта Порядка размер арендной платы за земельные участки, указанные в подпункте 1.5.7 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: А = С x Кмд x Кказ, где: А - величина арендной платы; С - рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; Кмд - коэффициент минимальной доходности земельного участка; Кказ - коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости.

Указанный пункт был предметом судебной проверки и решением Волгоградского областного суда от 29 января 2019 г. № 3а-1/2019, с учетом изменений внесенных апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г. № 16-АПА19-4, отказано в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 2.5 Порядка расчета арендной платы, утвержденного Постановлением от 22 августа 2011 г. № 469-п.

В силу пункта 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 соблюдением принципа экономической обоснованности является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Как установлено вступившим в законную силу апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации № 16-АПА19-4 от 13 июня 2019 г., применительно к рассматриваемому делу такими ставками и показателями являются установленные пунктом 2.5 Порядка расчета коэффициента минимальной доходности земельного участка (Кмд) и коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости (Кказ), применяемые к базовой величине - рыночной стоимости земельного участка.

В основу расчета значения коэффициента категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости (Кказ) производится по формуле указанной Методики, экономическое обоснование применения данного подхода для расчета указанного коэффициента подготовлено авторским коллективом Волгоградского государственного университета доктором экономических наук, профессором БМ.Э., доктором экономических наук, профессором Р.Е.Г., под руководством кандидата экономических наук доцентом Т.К.А. (т. 2 л.д. 1-167)

Согласно указанному обоснованию и показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля Т.К.А., обобщающим индикатором эффективности деятельности организации выступает показатель рентабельности, и для расчета справедливого размера ставки арендной платы земельного участка использован показатель рентабельности активов. Вовлечение земли в производственный процесс должно осуществляться в рамках установленного вида разрешенного использования земельного участка. Наиболее близким к понятию «вид разрешенного использования» является понятие «вид экономической деятельности», которые проклассифицированы в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Для расчета коэффициента категории арендатора соотносится рентабельность активов по каждому разделу ОКВЭД с медианным значением рентабельности активов на соответствующем муниципальном образовании за соответствующий год. С целью дополнительной нормализации значения коэффициента категории арендатора сглаживание годовых отклонений рентабельности по разделам ОКВЭД от медианы путем расчета средней арифметической из указываемых значений на пятилетнем временном интервале. Соответствие принципам расчета арендной платы, в том числе принципу экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, в также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке обеспечивается посредством определения значения коэффициента минимальной доходности на уровне наименьшей нормы прибыли, сложившейся в экономике (рыночной процентной ставки по бездисковому активу); расчета коэффициента категории арендатора на основе соотношения нормы прибыли для отрасли, в которой арендатор осуществляет свою деятельность, с нормой прибыли, уровень которой характерен для публично-правового образования, на территории которого арендатор осуществляет свою деятельность; установления арендной платы на уровне, адекватном справедливой стоимости платы за землепользование (т.е. платы, установленной в рамках сделки между информированными участниками и надлежащим образом отражающей их интересы); одновременно учета фундаментальных положений экономической теории и теории финансов, особенностей и фактических характеристик российской экономики, а также специфики условий хозяйственной деятельности и рынка недвижимости в Волгоградской области (т. 2 л.д. 66-74, 75-76, т. 3 л.д. 95-97).

Из проведенной по делу экспертизы следует, что под доходностью подразумевается именно рентабельность земельного участка; уровень рентабельности активов по каждому разделу ОКВЭД преобразуется в коэффициент с помощью формулы, учитывающей рентабельность активов арендатора земельного участка, то есть показатель, при определении которого в расчет берут сумму активов из баланса, не включающего стоимость арендуемого земельного участка. Методика расчета коэффициента Кказ, в должной степени отражает в составе формулы индивидуальные особенности арендатора земельного участка, который осуществляет конкретный вид экономической деятельности в конкретном муниципальном образовании и по этому критерию отнесен к определенной укрупненной группе основных видов деятельности классификатора ОКВЭД, признанным единственным публичным легитимным источником сведений о видах деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами. При определении уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора доходность (рентабельность) арендуемого земельного участка, на котором осуществляется деятельность арендатора, не учитывается (т. 3 л.д. 143-185).

Указанными доказательствами подтверждается, что оспариваемая Методика выполнена с соблюдением принципа экономической обоснованности.

Как установлено Верховным Судом Российской Федерации (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 июня 2019 г. № 16-АПА19-4), в формуле, определенной в пункте 2.5 Порядка расчета арендной платы, утвержденного Постановлением № 469-п (в редакции Постановления № 89-п) отсутствие отражения в коэффициенте Кмд особенностей земельных участков с точки зрения доходности с учетом местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, не исключают экономической обоснованности этого коэффициента как части формулы, в которой названные критерии и особенности учитываются в составе других ее элементов - рыночной стоимости земельного участка и коэффициенте категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости (Кказ).

Указанная правовая позиция позволяет суду сделать вывод о необходимости и достаточности отражения особенностей земельных участков с точки зрения доходности с учетом местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, в любой части формулы, используемой для расчета арендной платы.

Согласно разделу II Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных Распоряжением Минимущества РФ от 6 марта 2002 г. № 568-р, рыночную стоимость имеют те земельные участки, которые способны удовлетворять потребности пользователя (потенциального пользователя) в течение определенного времени (принцип полезности). Рыночная стоимость земельного участка зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей (принцип спроса и предложения). Рыночная стоимость земельного участка не может превышать наиболее вероятные затраты на приобретение объекта эквивалентной полезности (принцип замещения). Рыночная стоимость земельного участка зависит от ожидаемой величины, срока и вероятности получения дохода от земельного участка за определенный период времени при наиболее эффективном его использовании без учета доходов от иных факторов производства, привлекаемых к земельному участку для предпринимательской деятельности (далее – для целей настоящих рекомендаций - земельной ренты) (принцип ожидания). Рыночная стоимость земельного участка изменяется во времени и определяется на конкретную дату (принцип изменения). Рыночная стоимость земельного участка зависит от изменения его целевого назначения, разрешенного использования, прав иных лиц на земельный участок, разделения имущественных прав на земельный участок. Рыночная стоимость земельного участка зависит от его местоположения и влияния внешних факторов (принцип внешнего влияния). Рыночная стоимость земельного участка определяется исходя из его наиболее эффективного использования, то есть наиболее вероятного использования земельного участка, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства, финансово осуществимым и в результате которого расчетная величина стоимости земельного участка будет максимальной (принцип наиболее эффективного использования). Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования. Наиболее эффективное использование может не совпадать с текущим использованием земельного участка. При определении наиболее эффективного использования принимаются во внимание: целевое назначение и разрешенное использование; преобладающие способы землепользования в ближайшей окрестности оцениваемого земельного участка; перспективы развития района, в котором расположен земельный участок; ожидаемые изменения на рынке земли и иной недвижимости; текущее использование земельного участка.

С учетом изложенного, отсутствие отражения в оспариваемом в настоящем административном деле коэффициенте Кказ особенностей земельных участков с точки зрения доходности с учетом местоположения, наличия транспортной, коммунальной инфраструктуры, на что ссылается представитель административного истца ООО «СЧС» - К.А.Б., не исключают экономической обоснованности этого коэффициента как части формулы, в которой названные критерии и особенности учитываются в составе других ее элементов, в частности в настоящее время в рыночной стоимости земельного участка.

Доводы представителя административного истца ООО «СЧС» - К.А.Б. о возможности использованиях других способов расчета коэффициента Кказ, не основан на нормах закона.

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Оспариваемые положения нормативных правовых актов являются ясными и определенными, двойного толкования не содержат.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части Порядок расчета арендной платы и Методика приняты полномочными органами и не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При таком положении, требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Исходя из положений статьи 215 КАС РФ, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в печатном издании «Волгоградская правда» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Администрации Волгоградской области, если названное печатное издание прекратило свою деятельность и на официальном интернет-портале правовой информации Администрации Волгоградской области.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ООО «СЧС» о признании недействующим абзаца 10 пункта 1.6 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 22 августа 2011 г. № 469-п, в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2020 г. № 63-п, в той его части, в которой коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, а также в той части, в которой коэффициент определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора с момента вступления решения суда в законную силу и о признании недействующей Методики определения значения коэффициента арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, утвержденной приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 5 марта 2020 г. № 11-н, в той ее части, в которой коэффициент категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов, на котором расположены объекты недвижимости, устанавливается нормативными правовыми актами муниципального района, городского округа Волгоградской области, а также в той части, в которой коэффициент определяется по наименованию каждого раздела Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст, с учетом уровня рентабельности (убыточности) активов по основному виду экономической деятельности арендатора с момента вступления решения суда в законную силу, отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании «Волгоградская правда» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Администрации Волгоградской области, если названное печатное издание прекратило свою деятельность и на официальном интернет-портале правовой информации Администрации Волгоградской области.

Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.

Судья Ю.Ю. Коновалова

Справка: в соответствии с частью 2 статьи 177 КАС РФ мотивированный текст решения изготовлен 30 марта 2022 г.