ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 34О0000-01-2021-000270-96Д от 21.07.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

УИД № 34OS0000-01-2021-000270-96 Дело № 3а-327/2021

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волгоградский областной суд

в составе председательствующего судьи Коноваловой Ю.Ю.,

при ведении протокола помощником судьи Харламовой Э.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Волгоградской области К.Д.М.,

рассмотрев 21 июля 2021 г. в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании не действующими решения Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области № 11/70 от 29 октября 2020 г., которым утверждена новая редакция Правил землепользования и застройки г. Ленинск и решение Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Волгоградской области от 25 февраля 2021 г. № 2/86, которым в решение № 11/70 от 29 октября 2020 г. внесены изменения,

установил:

Советом депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области (далее – Совет депутатов) 29 октября 2020 г. принято решение № 11/70 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области» (далее – Решение Совета депутатов № 11/70).

Нормативный правовой акт обнародован на доске объявлений у здания администрации городского поселения г. Ленинск и в здании администрации городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области 3 ноября 2020 г.

Согласно Решению Совета депутатов № 11/70 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, утвержденные Решением Совета депутатов городского поселения г. Ленинск от 25 марта 2010 г. № 5/28 (внесение изменений от 31 января 2013 г. № 1/199; от 21 февраля 2013 г. № 2/201; от 10 ноября 2014 г. № 4/14; от 25 декабря 2014 г. № 8/28; от 28 декабря 2016 г. № 16/146; от 25 октября 2018 г. № 10/261; от 15 июля 2019 г. № 7/304; от 9 декабря 2019 г. № 5/29) и утверждены в новой редакции, согласно приложению (далее - Правила землепользования и застройки).

Советом депутатов 25 февраля 2021 г. принято решение № 2/86 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области» (далее – Решение Совета депутатов № 2/86).

Нормативный правовой акт опубликован в газете «Знамя» от 9 марта 2021 г. и размещен на сайте администрации городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области «leninsk34.ru».

Согласно Решению Совета депутатов № 2/86 внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, утвержденные Решением Совета депутатов городского поселения г. Ленинск в новой редакции от 29 октября 2020 г. № 11/70, в части внесения в зону Ж-3 основного вида разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, код 2.1.1.

Административный истец ФИО1, являясь жителем г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, обратился в Волгоградский областной суд с административным иском, в котором просит признать вышеуказанные Решения Совета депутатов не действующими. В обоснование иска сослался на то, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты с нарушением порядка принятия, а именно, подготовка проектов и принятие решений проведены с нарушением требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу: Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Настаивает на необходимости официального опубликования в газете «Знамя» Ленинского муниципального района Волгоградской области оповещений граждан: о начале общественных обсуждений по вопросу изменения порядка землепользования и застройки г. Ленинск; о сроках и адресе для внесения гражданами для обсуждения своих предложений, порядка оповещения о публичных слушаниях; результатах публичных слушаний по вопросу землеустройства в г. Ленинск, что выполнено не было. Положениями оспариваемых Решений Совета депутатов, как утверждает административный истец, нарушаются его права на благоприятные условия окружающей среды.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель – С.Д.С. поддержали заявленные требования и письменные пояснения административного истца, в полном объеме. Кроме того, ФИО1 обратил внимание, что установленная федеральными нормативными правовыми нормами процедура, направлена на обеспечение комплексного учета мнения населения, указал на нарушение оспариваемыми Решениями его права на благоприятную среду. Представитель административного истца ФИО1 – С.Д.С., со ссылкой на правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, указал на существенность нарушений допущенных административным ответчиком при подготовке и проведении публичных слушаний, а также доведения информации до граждан.

Представители административного ответчика Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области – Ч.И.М. и С.Е.А., с административным исковым заявлением не согласились, просили отказать в его удовлетворении, поддержали свои возражения на административное исковое заявление.

В письменных возражениях представитель заинтересованного лица администрации Ленинского городского поселения Ленинского муниципального района Волгоградской области – и.о. главы городского поселения г. Ленинск Р.А.Г. просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, указывая на отсутствие нарушений при принятии оспариваемых нормативных правовых актов.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 КАС РФ).

В силу части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, части 2 статьи 32, части 1 статьи 33 ГрК РФ, подпункту 22 пункта 1 статьи 5, подпункту 14 пункта 1 статьи 20 Устава городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, принятого Решением Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области 18 ноября 2016 г. № 13/137 (далее – Устав г. Ленинск), утверждение Правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Правила землепользования и застройки (в том числе изменения в данные Правила) утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления городского округа.

Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ). Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Согласно статье 23 Устава г. Ленинск представительным органом местного самоуправления городского поселения г. Ленинск является Совет депутатов, состоящий из 15 депутатов.

Таким образом, утверждение указанных Правил (в том числе изменений к ним) отнесено к полномочиям Совета депутатов.

В соответствии с частью 2 статьи 20 Устава г. Ленинск по вопросам своей компетенции Совет депутатов принимает муниципальные правовые акты в форме решений. Решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов. Решения Совета депутатов, носящие нормативный характер, подписываются председателем Совета депутатов и направляются главе городского поселения г. Ленинск для подписания и обнародования в течение 10 дней со дня их принятия. Глава городского поселения г. Ленинск подписывает и обнародует решения Совета депутатов (пункта 3 части 1 статьи 22 Устава г. Ленинск) либо отклоняет их в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

Решением № 3/47 от 10 апреля 2020 г. «Об отдельных вопросах деятельности Совета депутатов городского поселения г. Ленинск в период действия на территории Волгоградской области режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» установлено, что в период действия на территории Волгоградской области режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) Совет депутатов может принимать решения методом опроса в случае необходимости их безотлагательного принятия.

В силу части 2 статьи 19 Устава г. Ленинск Совет депутатов решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях Совета депутатов. Заседание Совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует 50 процентов от установленного числа избранных депутатов.

Часть 2 статьи 32 Устава г. Ленинск предусматривает официальное обнародование муниципальных правовых актов затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Обнародование муниципального правового акта осуществляется путем доведения на территории городского поселения до всеобщего сведения граждан посредством размещения их в специально установленных местах, обеспечивающих беспрепятственный доступ к текстам муниципальных правовых актов в органах местного самоуправления.

Тексты муниципальных правовых актов должны находиться в специально установленных для обнародования местах в течение 30 календарных дней с момента их обнародования.

Специально установленными местами для обнародования муниципальных правовых актов являются информационные стенды: на прилегающей к зданию администрации городского поселения г. Ленинск; информационные стенды в здании администрации городского поселения г. Ленинск.

Материалами дела подтверждено, что на основании распоряжения Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области № 7 от 20 октября 2020 г. «О проведении дистанционного опроса депутатов Совета депутатов городского поселения г. Ленинск «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области», проведен в дистанционном порядке опрос, в ходе которого 13 депутатов проголосовало «за», по вопросу № 4 повестки «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области», то есть за принятие оспариваемого Решения проголосовало большинство депутатов (т. 1 л.д. 168-183, 242).

Принятое решение подписано председателем Совета депутатов Ч.И.М. и главой городского поселения г. Ленинск С.Д.А. и обнародовано на доске объявлений у здания администрации городского поселения г. Ленинск и в здании администрации 3 ноября 2020 г. (т. 1 л.д. 184-240).

На очном заседании Совета депутатов 26 ноября 2020 г. до сведения депутатов были доведены принятые в порядке дистанционного опроса Решения Совета депутатов, в том числе и Решение Совета депутатов № 11/70 (т. 2 л.д. 151-157).

Также материалами дела подтверждено, в том числе выпиской из протокола заседания Совета депутатов (четвертого созыва) от 25 февраля 2021 г. № 1, что на полномочном заседании Совета депутатов 25 февраля 2021 г., где из 15 депутатов присутствовало 14 депутатов, по вопросу № 1 повестки дня о внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области «за» проголосовало 13 депутатов, «против» - 1 депутат, то есть за принятие оспариваемого Решения проголосовало большинство присутствующих на заседании депутатов (т. 2 л.д. 3-20).

Принятое на заседании Решение Совета депутатов № 2/86 подписано председателем Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ч.И.М. и главой городского поселения г. Ленинск С.Д.А. и опубликовано в официальном средстве массовой информации газете «Знамя» от 9 марта 2021 г. и размещено на Интернет сайте «leninsk34.ru» (т. 2 л.д. 21-22, 23-24).

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что оспариваемые муниципальные нормативные правовые акты приняты Советом депутатов в соответствии с предоставленными представительному органу местного самоуправления городского округа полномочиями, в порядке, предусмотренном законодательством, обнародованы в установленном порядке.

Доводы административного истца о нарушении административным ответчиком процедуры принятия оспариваемого решения, в том числе проведения общественных обсуждений и нарушении прав административного истца, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Процедура принятия оспариваемого нормативного акта предусмотрена положениями статей 5.1, 30, 31 и 32, 33 ГрК РФ.

Так, согласно части 1 статьи 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Согласно части 2 названной статьи одним из оснований для рассмотрения местной администрацией вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступившее предложение об изменении границ территориальных зон, изменение градостроительных регламентов.

Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки регламентирован статьей 31 ГрК РФ, согласно которой решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ (часть 5).

В силу части 6 статьи 31 ГрК РФ, одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия), которая может выступать организатором общественных обсуждений или публичных слушаний при их проведении.

Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (часть 7).

Сведения, подлежащие указанию в части 7 настоящей статьи, сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, приведены в части 8 статьи 31 ГрК РФ.

Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации, сведениям Единого государственного реестра недвижимости, сведениям, документам и материалам, содержащимся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности (часть 9).

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку (часть 10).

Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11).

По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности (пункт 5 статьи 28 Федеральный закон № 131-ФЗ в редакции действовавшей на момент принятия решения о проведении публичных слушаний).

На день рассмотрения настоящего дела указанная норма изменена Федеральным законом от 1 июля 2021 г. № 289-ФЗ и изложена в следующей редакции: По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся публичные слушания или общественные обсуждения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Статьей 32 ГрК РФ предусмотрен порядок утверждения правил землепользования и застройки представительным органом местного самоуправления.

Согласно положениям статьи 12 Устава городского поселения г. Ленинск для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения поселения Советом депутатов городского поселения г. Ленинск, главой городского поселения проводятся публичные слушания с участием жителей поселения.

Согласно пункту 3 статьи 12 Устава порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей поселения, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Правила проведения публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки предусмотрены статьей 5.1 ГрК РФ.

Частью 1 статьи 5.1 ГрК РФ установлено, что в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам правил землепользования и застройки в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений данного кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.

Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства (часть 2 статьи 5.1 ГрК РФ).

Процедура проведения публичных слушаний приведена в части 5 статьи 5.1 ГрК РФ и включает в себя этапы оповещения о начале публичных слушаний; размещения проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытия экспозиции или экспозиций такого проекта; проведения экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовки и опубликования заключения о результатах публичных слушаний.

В соответствии с частью 24 статьи 5.1 ГрК РФ уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений данного Кодекса определяются, в том числе, порядок организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам, организатор и срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, официальный сайт и (или) информационные системы, требования к информационным стендам, на которых размещаются оповещения о начале общественных обсуждений или публичных слушаний.

Из анализа положений статьи 5.1 ГрК РФ и статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что общественные обсуждения как одна из форм участия населения в местном самоуправления призвана к выявлению мнения населения и доведения данного мнения до представительного органа местного самоуправления.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 марта 2021 г. № 583-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации» отмечено, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (Постановление от 28 марта 2017 г. № 10-П; Определения от 15 июля 2010 г. № 931-О-О, от 25 февраля 2016 г. № 242-О, от 23 июля 2020 г. № 1653-О и др.).

С учетом этих конституционно значимых целей законодательство о градостроительной деятельности, состоящее из Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также из других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, которые не могут противоречить данному Кодексу, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (статья 3 и часть 1 статьи 4 ГрК РФ). При этом в качестве одного из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает участие в осуществлении градостроительной деятельности граждан и их объединений и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2).

Исходя из общих принципов градостроительного законодательства, требующих обязательного учета мнения населения при принятии градостроительных решений, Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведение публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть затронуты в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 2, 5.1, 45 и 46).

24 октября 2019 г. решением Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области № 3/17 утверждено Положение о порядке организации и проведении общественных обсуждений и публичных слушаний по проектам документов в сфере градостроительной деятельности в городском поселении г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1.4 Положения организатором проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, проектам, предусматривающим внесение изменений в указанные правила, является Комиссия по правилам землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск, утверждаемая постановлением главы городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области.

Согласно пункту 2.1 Положения оповещение о начале общественных обсуждений или публичных слушаний оформляется по установленной форме, публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 7 дней до дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» («leninsk34.ru») или в государственной или муниципальной информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо в государственной информационной системе «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Волгоградской области» проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Оповещение также осуществляется путем размещения в срок, определенный пунктом 2.1 Порядка, информации на информационных стендах, оборудованных около здания, уполномоченного на проведение общественных обсуждений или публичных слушаний органа местного самоуправления, в местах массового скопления граждан и в иных местах, расположенных на территории, в отношении которой подготовлены соответствующие проекты (в том числе по следующим адресам: <адрес>), иными способами, обеспечивающими доступ участников общественных обсуждений или публичных слушаний к указанной информации.

Пунктами 3.1 – 3.6 Положения регламентировано размещение проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и информационных материалов к нему в сети «Интернет», открытие и проведение экспозиции или экспозиций такого проекта.

По результатам рассмотрения и обсуждения градостроительной документации организатором проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в течение 3 рабочих дней после окончания срока проведения общественных обсуждений либо в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем проведения собрания (при проведении публичных слушаний) осуществляется подготовка протокола по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению (пункты 5.1-5.3 Положения).

Пунктами 6.1 – 6.4 Положения устанавливается, что на основании протокола общественных обсуждений и публичных слушаний организатор проведения общественных обсуждений и публичных слушаний в течение 5 рабочих дней после утверждения протокола общественных обсуждений и публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений и публичных слушаний по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению. Заключение о результатах общественных обсуждений и публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Из материалов дела следует, что Советом депутатов принято решение № 7/59 от 25 июня 2020 г. «О внесении изменений в генеральный план городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области», утвержденного решением Совета депутатов от 25 декабря 2012 г. № 13/193 «Об утверждении генерального плана городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области», реализация которого является основанием для разработки правил землепользования и застройки (статья 8), а исполнение возложено на администрацию городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области (т. 1 л.д. 125-167).

И.о. главы городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление № 177 от 13 июля 2020 г. «О подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области» (т. 1 л.д. 151).

Главой городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление № 258 от 6 октября 2020 г. «О назначении и проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области» (т. 1 л.д. 155).

После чего в установленном порядке и по установленной форме было оформлено и обнародовано оповещение о проведении публичных слушаний, из которого следует, что 22 октября 2020 г. в 17:00 часов г. в зале заседания Совета депутатов, с указанием адреса, состоятся публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки. Указаны основания проведения публичных слушаний, организатор их проведения, цель, дата и время открытия экспозиции проекта (с 8 по 20 октября 2020 г. с 10 до 12 часов в рабочие дни по адресу: <адрес>), а также то, что в период размещения проекта и информационных материалов на официальном сайте администрации в сети Интернет («leninsk34.ru»), проведения экспозиции, участники публичных слушаний, имеют право вносить предложения и замечания по данному проекту в письменной форме в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск, по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 156, 157).

Предложений и замечаний по подготовке проектов Правил землепользования и застройки до проведения публичных слушаний в комиссию не поступало.

По результатам публичных слушаний, в которых принимали участие 23 гражданина, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлен проект, из которых двое – В.И.Н. и Г.А.Г., высказались в пользу проекта, 22 октября 2020 г. составлен протокол о результатах публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний, в котором указано о целесообразности рекомендовать главе городского поселения г. Ленинск принять решение о направлении указанного проекта в Совет депутатов для принятия решения об его утверждении (т. 1 л.д. 158-160, т. 2 л.д. 51-55).

23 октября 2020 г. глава городского поселения г. Ленинск направил председателю Совета депутатов для утверждения проект оспариваемого решения и заключение (т. 1 л.д. 161 ).

Из материалов дела также следует, что 1 декабря 2020 г. и.о. главы Ленинского муниципального района обратился к и.о. главы городского поселения г. Ленинск в связи с планируемым строительством жилья для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предусмотреть в зоне Ж-3 объекты малоэтажной жилой застройки (код 2.1.1.), путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск (т. 2 л.д. 1).

На основании указанного письма и.о. главы городского поселения г. Ленинск принято 4 декабря 2020 г. постановление «О подготовке проекта несения изменений в правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области № 320» (т. 2 л.д. 2).

Постановлением главы городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области вынесено постановление № 375 от 30 декабря 2020 г. «О назначении и проведении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области», в части внесения в зону Ж-3 основного вида разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка, код 2.1.1» (т. 2 л.д. 187-191).

После чего в установленном порядке и по установленной форме было оформлено и обнародовано информационное оповещение о проведении публичных слушаний, из которого следует, что 15 января 2021 г. в 17:00 часов г. в зале заседания Совета депутатов, с указанием адреса, где состоятся публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки. Указаны основания проведения общественных обсуждений, организатор их проведения, цель, дата и время открытия экспозиции проекта с 30 декабря 2020 г. по 14 января 2021 г. с 10:00 до 12:00 часов в рабочие дни по адресу: <адрес>), а также то, что в период размещения проекта и информационных материалов на официальном сайте администрации в сети Интернет («leninsk34.ru»), проведения экспозиции, участники публичных слушаний, имеют право вносить предложения и замечания по данному проекту в письменной форме в комиссию по подготовке проекта правил землепользования застройки городского поселения г. Ленинск, по адресу: <адрес> (т. 2 л.д. 192-196).

Предложений и замечаний по подготовке проекта Правил землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск до проведения публичных слушаний в комиссию не поступало.

По результатам публичных слушаний, в которых принимали участие 17 граждан, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлен проект, из которых двое – П.Н.В. и Г.В.С., высказались в пользу проекта, 18 января 2021 г. составлен протокол о результатах общественных обсуждений и заключение о результатах публичных слушаний, в котором указано о целесообразности рекомендовать главе городского поселения г. Ленинск принять решение о направлении указанного проекта в Совет депутатов городского поселения г. Ленинск муниципального района Волгоградской области для принятия решения об его утверждении (т. 2 л.д. 56-59).

19 января 2021 г. глава городского поселения г. Ленинск направил председателю Совета депутатов городского поселения г. Ленинск для утверждения проект оспариваемого решения (т. 2 л.д. 197-200).

Таким образом, из материалов дела следует, что публичные слушания состоялись, в них участвовали граждане, которые не были лишены возможности высказать свое мнение по рассматриваемым вопросам, вместе с тем, административный истец в период проведения публичных слушаний по проекту обжалуемого муниципального нормативного правового акта, не направил в адрес организатора публичных слушаний свои письменные замечания и предложения, не регистрировался в качестве участника.

Доказательствами того, что организаторами был ограничен доступ на публичные слушания заинтересованных лиц или их представителей, либо запрещалось высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на публичные слушания слушаний, суд не располагает.

Вопреки доводам административного истца и его представителя, опубликование в местном печатном органе сведений о начале публичных слушаний по вопросу изменения порядка землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск, о сроках и адресе для внесения гражданами для обсуждения своих предложений, порядок оповещения о публичных слушаниях, результаты публичных слушаний по вопросу землеустройства в г. Ленинск, на этапе подготовки не является единственно-возможным законным способом доведения информации.

Информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний населению публичного образования и иным лица, чьи права и свободы затрагивает акт, в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ доведена, объективных доказательств свидетельствующих об обратном, не имеется.

При таких данных у суда нет оснований для выводов о нарушении процедуры проведения публичных слушаний.

Сведения о признании в установленном порядке публичных слушаний по проектам оспариваемых решений несостоявшимися суду не представлено.

Кроме того, анализ положений статей 5.1, 31 и 32 ГрК РФ позволяет сделать вывод о том, что публичные слушания являются лишь составной частью порядка принятия оспариваемого решения представительного органа муниципального образования. Публичные слушания, по своей сути, представляют форму волеизъявления заинтересованных лиц в отношении выносимого на обсуждение проекта правил землепользования и застройки. При этом результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер, они учитываются при принятии соответствующего решения, но не являются обязательными.

Также суд полагает необходимым отметить, что целью правового института публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки является обеспечение участия жителей муниципального образования и заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены, в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта того или иного градостроительного решения, в открытом обсуждении, принимаемых органами местного самоуправления решений по соответствующим вопросам, и как следствие, обеспечение баланса публичных и частных интересов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 15 июля 2010 г. № 931-О-О, в соответствии с которой публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

Таким образом, решения, принятые на публичных слушаниях, как не имеющее властно-обязывающего характера, не порождающие непосредственно правовых последствий, не могут нарушать какие-либо права административного истца.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что постановления администрации г. Ленинск содержащие информацию о дате, месте и времени публичных слушаний, порядке учета предложений, а также проекты оспариваемых решений обнародованы заблаговременно и надлежащим образом, публичные слушания проведены с соблюдением установленной процедуры, лицам, права и свободы которых затрагивают предполагаемые решения, предоставлена возможность ознакомиться с содержанием вышеуказанных постановлений, проектами решений, результатами публичных слушаний, а также участие в мероприятии.

Вопреки доводам административного истца и его представителя, постановления о назначении и проведении публичных слушаний, протоколы публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний не относятся к числу нормативных правовых актов, в связи с чем доводы о необходимости их официального опубликования не основаны на нормах права.

Каких-либо нарушений, в том числе и при организации и проведении публичных слушаний, повлиявших на законность принятия оспариваемых нормативных правовых актов, не допущено.

С учетом изложенного, вопреки мнению административного истца и его представителя, суд приходит к выводу о том, что порядок принятия оспариваемых нормативных правовых актов и проведения публичных слушаний по ним не был нарушен, лица, права и свободы которых затрагивает предполагаемые решения, не были лишены возможности высказать свое мнение по проекту решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, в части внесения в зону Ж-3 основного вида разрешенного использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка, код 2.1.1., и воспользовались ею.

Оспариваемые нормативные правовые акты как по процедуре их принятия, так и по существу соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Как следует из статьи 1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В силу единства норм части 3 статьи 9 и пункта 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральный план как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки. При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.

Как следует из материалов дела, указанные изменения правил землепользования и застройки городского округа разработаны в целях создания условий для устойчивого развития территории муниципального образования.

Также суд приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты затрагивают, но не нарушают прав и законных интересов административного истца.

Доводы административного истца и его представителя о том, что оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушаются права административного истца на благоприятные условия окружающей среды, не подтверждены и по существу сводятся к доводам о нарушении процедуры проведения публичных слушаний оспариваемых нормативных правовых актов.

Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Оспариваемые положения нормативного правового акта являются ясными и определенными, двойного толкования не содержат.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В связи с изложенным суд полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в соответствии с установленной процедурой его принятия, опубликования и вступления в законную силу, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую силу, как по процедуре принятия, так и по существу, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Приведенные в ходе рассмотрения настоящего дела ссылки представителя административного истца на судебную практику, во внимание не могут быть приняты, поскольку установленные обстоятельства дела в каждом случае устанавливаются индивидуально судом, а судебные определения, приведенные представителем административного истца в обоснование своей позиции, преюдициального или прецедентного значения для рассмотрения настоящего дела не имеют. Судебная практика не является источником права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.

Установленные судом по настоящему административному делу обстоятельства не противоречат позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 27 мая 2021 г. № 23-П.

Вопреки утверждению представителя административного истца у суда не имеется оснований для признания недопустимыми доказательств – справок или актов об обнародовании информации в специально отведенных местах - на стендах (решений, протоколов, заключений).

Согласно части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела (статья 60 КАС РФ).

Доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами (часть 1 статьи 61 КАС РФ).

Согласно положений статьи 32 Устава 2016 г. в подтверждение процедуры обнародования муниципального правового акта составляется акт об обнародовании, в котором должны содержаться сведения об обнародовании муниципального правового акта, дата начала и окончания его обнародования.

Таким образом, предоставление административным ответчиком в подтверждение обнародования изданных решений, в том числе и о проведении публичных слушаний не противоречат требованиям закона, в связи с чем принимаются судом как относимые, допустимые и достоверные доказательства.

Оснований полагать, что представленные сторонами доказательства, являются недостоверными и недопустимыми не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Исходя из положений статьи 215 КАС РФ, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном источнике опубликования нормативных правовых актов печатном издании администрации Ленинского муниципального района Волгоградской области газете «Знамя».

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании не действующими решения Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области № 11/70 от 29 октября 2020 г., которым утверждена новая редакция Правил землепользования и застройки г. Ленинск и решение Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Волгоградской области от 25 февраля 2021 г. № 2/86, которым в решение № 11/70 от 29 октября 2020 г. внесены изменения, отказать.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании газете «Звезда» либо в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Совета депутатов городского поселения г. Ленинск Ленинского муниципального района Волгоградской области, если названное печатное издание прекратило свою деятельность.

Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления через Волгоградский областной суд.

Судья Ю.Ю. Коновалова

Справка: в соответствии с частью 2 статьи 177 КАС РФ мотивированный текст решения изготовлен 4 августа 2021 г.