УИД №34OS0000-01-2021-000425-19
дело № 3а-123/2022
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Камышниковой Н.М., при помощнике судьи Бобровской Е.А., рассмотрев 18 апреля 2022 года в г. Волгограде в открытом судебном заседании административное исковое заявление Зинкова Виктора Дмитриевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
установил:
27 июля 2021 года административный истец, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 1746+/-15, расположенного по адресу: <адрес> категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- производственная деятельность базы, обратился в суд с вышеуказанным заявлением. С учетом уточненных исковых требований просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 989912 рублей.
В обоснование своих требований указал, что кадастровая стоимость названного участка установлена по состоянию на 1 января 2020 года в размере 2436 909,66 рублей, которая является завышенной и нарушает его права плательщика земельного налога.
Определением суда от 2 августа 2021 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки», ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Росреестра по Волгоградской области, Комитет по управлению государственным имуществом по Волгоградской области, из числа ответчиков исключен Губернатор Волгоградской области.
Представитель административного истца Зинкова В.Д.- Зинкова Е.Д. в письменном заявлении уточнила исковые требования, просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> равной его рыночной стоимости в размере 989912 рублей.
Представитель комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области в письменном отзыве с учетом результатов проведенной судебной экспертизы при вынесении решения полагался на усмотрение суда, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель УФРС по Волгоградской области в письменном отзыве отметил, что Управление не является надлежащим ответчиком, не возражал против реализации истцом права на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости, просил рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении требований к Управлению отказать.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены, объяснений по заявленным требованиям не представили.
Учитывая, что участие административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц не является обязательным, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям предусматривает возможность определения кадастровой стоимости земельных участков, внесенной в государственный кадастр недвижимости, в размере их рыночной стоимости, причем сама по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Из материалов дела следует, что согласно выписке из ЕГРН от 28 ноября 2018 года административный истец является собственником земельного участка кадастровым номером № <...>, площадью 1746+/-15, расположенного по адресу: <адрес> категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- производственная деятельность базы.
Приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №78-н утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земельных участков категории «Земли сельскохозяйственного назначения» на территории Волгоградской области по состоянию на 1 января 2020 года.
Согласно данным кадастровой справки, а также сообщению филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 1746+/-15, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- производственная деятельность базы установлена на 1 января 2020 года в размере 2436 909,66 рублей,
Из представленных в суд письменных доказательств, в том числе из сообщения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области следует, что количественные и качественные характеристики спорного объекта оценки после 1 января 2020 года не изменялись, его кадастровая стоимость определена на указанную дату.
Таким образом, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость спорного земельного участка, является дата, установленная приказом комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 30 октября 2020 года №78-н, - 1 января 2020 года.
Согласно положениям части 1 статьи 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 6 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу требований статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц (часть 1). При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
При этом рыночная стоимость объекта недвижимости в силу прямого указания цитируемого Федерального закона может быть установлена в результате оценочной деятельности, то есть профессиональной деятельности субъектов оценочной деятельности, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
Оспаривая установленную в результате массовой оценки кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил отчет, подготовленный <.......> № ЗУ101-2021, согласно которому по состоянию на 1 января 2020 года рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 1746+/-15, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- производственная деятельность базы составляет 721 000 рублей.
В связи с сомнениями и неясностями в выводах оценщика определением суда от 26 августа 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы, проведенной экспертом ООО «ДЭМС» №204/10-2021 от 28 сентября 2021 года представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 1746+/-15, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- производственная деятельность базы, по состоянию на 1 января 2020 года составляет 989 912 рублей.
Ввиду наличия возникших у суда неясности в выводах экспертного заключения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, а также в целях исключения неоднозначного толкования экспертного заключения, определениями суда от 7 декабря 2021 года была назначена дополнительная экспертиза, производство которой назначено тому же экспертному учреждению.
Согласно заключению дополнительной оценочной экспертизы №04/01-2022, выполненной экспертом ООО «ДЭМС», рыночная стоимость указанного земельного участка составляет по состоянию на 1 января 2020 года 989 912 рублей.
Суд находит результаты экспертизы ООО «ДЭМС» с учетом дополнительной судебной экспертизы достоверными. Каких-либо конкретных замечаний к ним не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной оценочной экспертизы не заявлено. При оценке заключений суд исходит из того, что они содержит все предусмотренные законодательством сведения. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененного земельного участка либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной экспертизы суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд отмечает, что указанные в экспертном заключении, дополнительном экспертном заключении выводы подтверждают доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость (более чем в два раза).
При таких обстоятельствах исковые требования к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка подлежат удовлетворению, следует установить кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости участка, рассчитанной при проведении дополнительной судебной экспертизы экспертом ООО «ДЭМС».
Как следует из материалов дела, датой подачи искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в суд –27 июля 2021 года.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Зинкова Виктора Дмитриевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 1746+/-15, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель- земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- производственная деятельность базы, равной рыночной по состоянию на 1 января 2020 года в размере 989 912 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 июля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.
Судья подпись Н.М. Камышникова
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 27 апреля 2022 года.
<.......> |
<.......> <.......> |
<.......> |
<.......> |
<.......> <.......> |