УИД № 34OS0000-01-2021-000623-07
Дело № 3а-260/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 23 августа 2022 года
Волгоградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Раптановой М.А.
при ведении протокола помощником судьи Никитиной А.В.
с участием представителя административного истца Маркеловой Е.А., представителя административного ответчика ГБУ ВО «Центр ГКО» ЛопатюкО.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Воронова М. М. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Воронов М.М. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав, что является собственником земельных участков:
с кадастровым номером № <...>, площадью 922 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости и по состоянию на 8 июня 2021 года составляет 3177 433 рубля 28 копеек;
с кадастровым номером № <...>, площадью 923 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости и по состоянию на 9 июня 2021 года составляет 3180 879 рублей 52 копейки;
с кадастровым номером № <...>, площадью 936 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости и по состоянию на 9 июня 2021 года составляет 3225680 рублей 64 копейки;
с кадастровым номером № <...>, площадью 937 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости и по состоянию на 8 июня 2021 года составляет 3229 126 рублей 88 копеек;
с кадастровым номером № <...>, площадью 936 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости и по состоянию на 9 июня 2021 года составляет 3225 680 рублей 64 копейки;
с кадастровым номером № <...>, площадью 936 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости и по состоянию на 8 июня 2021 года составляет 3225 680 рублей 64 копейки;
с кадастровым номером № <...>, площадью 936 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости и по состоянию на 9 июня 2021 года составляет 3225 680 рублей 64 копейки.
Истец полагает, что установленная кадастровая стоимость указанных земельных участков превышает их рыночную, что нарушает его права, поскольку влечет необоснованное увеличение земельного налога, при расчете которого учитывается кадастровая стоимость. С утвержденной кадастровой оценкой он не согласен и считает, что она должна быть установлена равной рыночной стоимости, которая на основании отчетов независимого оценщика в отношении:
земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 8 июня 2021 года составляет 1273 282 рубля;
земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 9 июня 2021 года составляет 1274 663 рубля;
земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 9 июня 2021 года составляет 1288 872 рубля;
земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 8 июня 2021 года составляет 1289 312 рублей;
земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 9 июня 2021 года составляет 1288 872 рубля;
земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 8 июня 2021 года составляет 1288 872 рубля;
земельного участка с кадастровым номером № <...> по состоянию на 9 июня 2021 года составляет 1288 872 рубля.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела административный истец Воронов М.М. в судебное заседание не явился, обеспечив явку в суд своего представителя Маркеловой Е.А., которая исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика ГБУ ВО «Центр ГКО» Лопатюк О.В. не возражала против удовлетворения исковых требований, замечаний к экспертному заключению не представила.
В поступившем до судебного заседания заявлении представитель административного ответчика комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Облкомимущество) Шахова Ю.В. просила дело рассмотреть в ее отсутствие, замечаний к экспертному заключению не имеет.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом в установленном законом порядке, однако в судебное заседание не явились, возражений по существу заявленных требований не представили.
При этом суд отмечает, что судебные извещения направлялись лицам, участвующим в деле, почтовой заказной судебной корреспонденцией. Факультативно информация о возобновлении производства по делу, о времени и месте проведения судебного заседания размещена на официальном сайте Волгоградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что позволяет участникам процесса следить за движением дела в суде и реализовывать свои процессуальные права.
При изложенном, располагая сведениями о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, принимая во внимание, что явка сторон, заинтересованных лиц и их представителей судом не признавалась обязательной, суд, руководствуясь положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 245 КАС РФ и части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании материалов дела судом установлено следующее.
Воронов М.М. с 20 мая 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 922 +/- 11 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более, чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек). Кадастровая стоимость земельного участка внесена в сведения ЕГРН 17 июня 2021 года, установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости № АОКС-34/2021/000568 от 16 июня 2021 года и по состоянию на 8 июня 2021 года составляет 3177 433 рубля 28 копеек (т. 6 л.д. 129-131, т. 3 л.д. 4).
Воронов М.М. с 20 мая 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 923 +/- 11 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более, чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек). Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости № АОКС-34/2021/000578 от 22 июня 2021 года и по состоянию на 9 июня 2021 года составляет 3180 879 рублей 52 копейки, сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 9 июня 2021 года (т. 6 л.д. 132-134, т. 3 л.д. 3).
Воронов М.М. с 20 мая 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 936 +/- 11 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более, чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек). Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости № АОКС-34/2021/000578 от 22 июня 2021 года, по состоянию на 9 июня 2021 года составляет 3225 680 рублей 64 копейки, сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 9 июля 2021 года (т. 6 л.д. 114-116, т. 3 л.д. 9).
Воронов М.М. с 20 мая 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 937 +/- 11 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более, чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек). Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости № АОКС-34/2021/000568 от 16 июня 2021 года, по состоянию на 8 июня 2021 года составляет 3229 126 рублей 88 копеек, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН 17 июня 2021 года (т. 6 л.д. 117-119, т. 3 л.д. 8).
Воронов М.М. с 20 мая 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 936 +/- 11 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более, чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек). Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости № АОКС-34/2021/000578 от 22 июня 2021 года, по состоянию на 9 июня 2021 года составляет 3225 680 рублей 64 копейки, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН 9 июля 2021 года (т. 6 л.д. 123-125, т. 3 л.д. 7).
Воронов М.М. с 20 мая 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 936 +/- 11 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более, чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек). Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости № АОКС-34/2021/000568 от 16 июня 2021 года, по состоянию на 8 июня 2021 года составляет 3225 680 рублей 64 копейки, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН 17 июня 2021 года (т. 6 л.д. 126-128, т. 3 л.д. 6).
Воронов М.М. с 20 мая 2021 года является собственником земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 936 +/- 11 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство (размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более, чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек). Кадастровая стоимость земельного участка установлена на основании акта ГБУ Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки» об определении кадастровой стоимости № АОКС-34/2021/000578 от 22 июня 2021 года, по состоянию на 9 июня 2021 года составляет 3225 680 рублей 64 копейки, сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ЕГРН 9 июля 2021 года (т. 6 л.д. 120-122, т. 3 л.д. 5).
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости указанных выше земельных участков затрагивают права административного истца, могут быть оспорены им в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации).
Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение) (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ).
Полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик (подпункты 1 и 2 части 1 статьи 7 Федерального закона № 237-ФЗ). Результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (частью 1 статьи 15 Федерального закона № 237-ФЗ).
Частью 6 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости содержатся в актах об их утверждении, что также подтверждается правовой позицией, высказанной Верховным Судом Российской Федерации в ответе на вопрос № 10 обзора судебной практики № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии со ст. 6, 7 Федерального закона № 237-ФЗ на территории Волгоградской области создано и наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости Государственное бюджетное учреждение Волгоградской области «Центр государственной кадастровой оценки».
На основании положений статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельных участков, истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил отчеты, выполненные частнопрактикующим оценщиком Сухановой М.С. 15 октября 2021 года:
в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...> № 10-09-21/1, согласно которому по состоянию на 8 июня 2021 года рыночная стоимость земельного участка составляет 1273282 рубля (т. 3 л.д. 10-102а);
в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...> № 10-09-21/2, согласно которому по состоянию на 9 июня 2021 года рыночная стоимость земельного участка составляет 1274663 рубля (т. 3 л.д. 103-196);
в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...> № 10-09-21/3, согласно которому по состоянию на 9 июня 2021 года рыночная стоимость земельного участка составляет 1288 872 рубля (т. 4 л.д. 1-95);
в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...> № 10-09-21/4, согласно которому по состоянию на 8 июня 2021 года рыночная стоимость земельного участка составляет 1289 312 рублей (т. 4 л.д. 96-189);
в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...> № 10-09-21/6, согласно которому по состоянию на 9 июня 2021 года рыночная стоимость земельного участка составляет 1288 872 рубля (т. 5 л.д. 97-190);
в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...> № 10-09-21/5, согласно которому по состоянию на 8 июня 2021 года рыночная стоимость земельного участка составляет 1288 872 рубля (т. 5 л.д. 1-95);
в отношении земельного участка с кадастровым номером № <...> № 10-09-21/7, согласно которому по состоянию на 9 июня 2021 года рыночная стоимость земельного участка составляет 1288 872 рубля (т. 6 л.д. 1-99).
По ходатайству административного ответчика Облкомимущество, учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами отчетов об оценке, представленных истцом, имелись существенные различия, по делу 22 ноября 2021 года на основании статьи 77 КАС РФ назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено Федеральному бюджетному учреждению Волгоградская лаборатория судебной экспертизы Министерства Юстиции Российской Федерации.
Согласно заключению № 8815/5-4 от 2 февраля 2022 года эксперта данного экспертного учреждения Донскова С.М. отчеты соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности. Оценщиком не нарушены требования федеральных стандартов оценки, предъявляемые к форме и содержанию отчета, к описанию объектов оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Ошибки при выполнении математических действий не выявлены. Информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой, что исключило необходимость повторного расчета рыночной стоимости объектов оценки (т. 6 л.д. 150-186).
В целях устранения сомнений в обоснованности экспертного заключения по ходатайству административных ответчиков судом в порядке части 2 статьи 83 КАС РФ назначена повторная судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ФГБУ Липецкая лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции российской Федерации.
В своем заключении № 456/14-4 от 1 июля 2022 года эксперты данного экспертного учреждения Кондаков А.Н. и Герасименко В.В. также пришли к выводу о том, что отчеты об оценки рыночной стоимости спорных земельных участков соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, что исключило решение вопроса о расчете экспертами рыночной стоимости объектов недвижимости на заданные даты оценки (т. 7 л.д. 60-76).
Согласно статье 59 КАС РФ заключение эксперта относится к доказательствам по делу, которые подлежат оценке судом в соответствии со статьей 84 данного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
В данном случае экспертные заключения ФБУ Волгоградская ЛСЭ Минюста России и ФГБУ Липецкая ЛСЭ Минюста России содержат подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение по поставленным судом вопросам. Экспертами указанных учреждения проведено исследование объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключения не вводят в заблуждение, не вызывают сомнения, не допускают противоречий, неоднозначного толкования, неясности, неполноты полученных результатов и отвечает требованиям относимости, допустимости, достоверности. Выводы экспертов содержат информацию, необходимую для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Эксперты является незаинтересованными в исходе дела лицами, предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеют специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Заключения экспертов № 8815/5-4 от 2 февраля 2022 года и № 456/14-4 от 1 июля 2022 года содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, и соответствуют требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки, в связи с чем у суда отсутствуют основания ставить под сомнение выводы экспертов двух экспертных организаций о соответствии представленных истцом отчетов об оценке, выполненных частнопрактикующим оценщиком Сухановой М.С., требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Также эксперты пришли к выводу об отсутствии необходимости расчета рыночной стоимости земельных участков в рамках проведения порученной им судебной экспертизы, поскольку определенная в отчетах об оценке рыночная стоимость каждого объекта недвижимости является обоснованной и достоверной.
Оценивая заключения экспертов, суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объекта оценки определялась оценщиком с учетом требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», положений Федерального стандарта оценки № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года № 611.
В отчетах, проверенных экспертами был реализован сравнительный подход к оценке объекта оценки. В рамках проведения экспертизы отчета в отчете не выявлено замечаний и ошибок в методических основах проведения расчетов в рамках используемых методов примененного подхода. Расчеты стоимости объекта оценки соответствуют описанным в отчете методическим основам, приведены в каждом из отчетов в полном объеме и позволяют проверить полученный результат. Расчеты выполнены без ошибок и пропусков, которые могли бы существенно повлиять на полученный результат оценки рыночной стоимости объекта оценки. Допущения, использованные оценщиком в отчетах, обоснованы. Вся использованная в расчетах рыночная информация указана в отчетах. Указанные в отчетах данные подтверждаются источниками информации, а расчетные показатели сформированы на основании использованной рыночной информации. Экспертами были проанализированы замечания ГБУ ВО «Центр ГКО», а также альтернативные источники информации, которые находятся в открытом доступе, для определения возможности использования сравнительного подхода. Проведенный анализ и расчеты подтвердили достоверность и достаточность рыночной информации, используемой в отчете, а, следовательно, и полученный оценщиком результат.
Соответственно, экспертные заключения, а также и отчеты об оценке, выполненный частнопрактикующим оценщиком Сухановой М.С., в которых определена величина рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, являются допустимыми и надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость земельных участков по состоянию на 8 и 9 июня 2021 года.
Выводы экспертов аргументированы, подтверждены представленными материалами, не опровергнуты лицами, участвующими в деле. Ходатайств о назначении повторной экспертизы ими не заявлено, суд также не усматривает оснований для ее назначения.
Таким образом, административным истцом доказан факт того, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 3177 433 рубля 28 копейки превышает его рыночную стоимость (1273 282 рубля) на 60%; земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 3180 879 рублей 52 копейки превышает его рыночную стоимость (1274 663 рубль) на 60%; земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 3225 680 рублей 64 копейки превышает его рыночную стоимость (1288 872 рублей) на 60%; земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 3229 126 рублей 88 копеек превышает его рыночную стоимость (1289 312 рублей) на 60%; земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 3225 680 рублей 64 копейки превышает его рыночную стоимость (1288 872 рубля) на 60%; земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 3225 680 рублей 64 копейки превышает его рыночную стоимость (1288 872 рубля) на 60%; земельного участка с кадастровым номером № <...> в размере 3225 680 рублей 64 копейки превышает его рыночную стоимость (1288 872 рубля) на 60%, то есть более чем в два раза, что затрагивает права и обязанности административного истца, поскольку влияет на размер налоговых платежей за объекты недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. Следует установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной равной величине, рассчитанной оценщиком в отчетах об оценки.
Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для внесения такой стоимости в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости является дата обращения административного истца в суд – 27 октября 2021 года (т. 1 л.д. 5, 26).
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Воронова М. М. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 922 +/- 11 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1273 282 (один миллион двести семьдесят три тысячи двести восемьдесят два) рубля по состоянию на 8 июня 2021 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 923 +/- 11 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1274 663 (один миллион двести семьдесят четыре тысячи шестьсот шестьдесят три) рубля по состоянию на 9 июня 2021 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 936 +/- 11 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1288 872 (один миллион двести восемьдесят восемь тысяч восемьсот семьдесят два) рубля по состоянию на 9 июня 2021 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 937 +/- 11 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1289 312 (один миллион двести восемьдесят девять тысяч триста двенадцать) рублей по состоянию на 8 июня 2021 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 936 +/- 11 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1288 872 (один миллион двести восемьдесят восемь тысяч восемьсот семьдесят два) рубля по состоянию на 9 июня 2021 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 936 +/- 11 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1288 872 (один миллион двести восемьдесят восемь тысяч восемьсот семьдесят два) рубля по состоянию на 8 июня 2021 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 936 +/- 11 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1288 872 (один миллион двести восемьдесят восемь тысяч восемьсот семьдесят два) рубля по состоянию на 9 июня 2021 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 27 октября 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд.
Судья М.А. Раптанова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 августа 2022 года.