Тверской гарнизонный военный суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Тверской гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Решение по гражданскому делу № 350/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«26» мая 2011 года город Тверь
Тверской гарнизонный военный суд в составе: судьи Колуба А.А.; при секретаре судебного заседания Кудрявцеве А.В., с участием представителя заявителя ФИО1 ФИО2 и представителя командира войсковой части 53956 ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению подполковника ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части 53956, начальника отделения управления Федеральной миграционной службы по Тверской области в Пролетарском районе города Твери (далее - отделение) и начальника федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» (далее - ФБУ), связанных с отказом в регистрации по адресу воинской части,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений указал, что проходит военную службу, находясь в распоряжении и состоя на видах довольствия в войсковой части 53956; зарегистрирован он также при этой воинской части.
ДД.ММ.ГГГГ он, ФИО1, обратился к командиру части с рапортом, в котором ходатайствовал о регистрации членов его семьи, супруги ФИО4 и несовершеннолетней дочери ФИО5, по адресу воинской части. Согласно наложенной на рапорт резолюции в его удовлетворении отказано, поскольку часть не имеет юридического адреса.
По мнению ФИО1, указанные действия являются неправомерными и противоречат пункту 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пунктам 2 и 4 постановления Правительства России от 17 июля 1995 года № 713, а также пункту 7 приказа ФМС России от 20 сентября 2007 года № 208.
С учетом изложенного он просит суд:
признать действия командира войсковой части 53956, связанные с необеспечением реализации права на регистрацию членов его семьи, незаконными;
обязать это должностное лицо представить в отделение необходимые документы для регистрации его супруги ФИО4 и дочери ФИО5 по адресу: ;
обязать начальника отделения зарегистрировать ФИО4 и ФИО5 по адресу: ;
взыскать с ФБУ судебные расходы по уплате государственной пошлины.
Определением Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО4 и ФИО5
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 доводы заявления поддержала и в обоснование пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ супруга ФИО7, ФИО4, прибыла в к месту его жительства и стала проживать с ним в нанимаемом им жилом помещении по адресу: . В дальнейшем в этом же помещении стала проживать и родившаяся ДД.ММ.ГГГГ дочь Алена. Данные о месте жительства ФИО1 и членов его семьи по указанному адресу в войсковой части 53956 имеются, поскольку на основании представленной копии договора найма заявителю выплачивается денежная компенсация. При этом сам ФИО1 по адресу войсковой части 53956 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель командира войсковой части 53956 ФИО3, возражая против удовлетворения требований, сообщил, что ФИО1 согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с организационно-штатными мероприятиями зачислен в его распоряжение, а приказом командира войсковой части 53956 от ДД.ММ.ГГГГ - в списки личного состава и на все виды довольствия этой воинской части. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с рапортом о разрешении регистрации по месту жительства при войсковой части 53956 его супруги ФИО4 и дочери ФИО5 Врио командира части дал указания внештатной паспортистке оформить регистрацию при воинской части, однако это сделано не было в связи с приостановлением регистрации военнослужащих и членов их семей отделением. Кроме того, ФИО1 при подаче рапорта не представил документы, подтверждающие фактическое проживание членов его семьи по указанному в рапорте адресу, хотя соответствующая копия договора найма заявителем жилого помещения в воинской части имеется. Таким образом, единственным и фактическим основанием отказа в регистрации членов семьи ФИО1 при воинской части является отказ отделения в этой регистрации в отсутствие юридического адреса части. Данный адрес, как сообщили должностные лица отделения, должен быть указан в свидетельстве о праве на землю и в уведомлении из администрации Тверской области. Соответствующими документами войсковая часть 53956 в настоящее время не располагает.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания заявитель ФИО1, начальники отделения и ФБУ, ФИО4 и ФИО5 в суд не прибыли, при этом начальник ФБУ и ФИО4, действующая в том числе как законный представитель несовершеннолетней ФИО5, каждый в отдельности, просили о рассмотрении дела без их участия.
В письменных возражениях начальник отделения, не признавая требования, отметила, что в силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 23 Правил регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России при регистрации военнослужащих и членов их семей до октября 2009 года в оттиске штампа, проставляемого в паспорте, указывалось наименование населенного пункта, в котором находится воинская часть, и номер воинской части. В сентябре 2008 года в ФМС России поступило обращение Министра обороны России с предложением при регистрации по месту жительства (по месту пребывания) военнослужащих и членов их семей фиксировать в учетных документах только адреса воинских частей без условных и действительных наименований. Соответствующие предписания об этом территориальным структурным подразделениям ФМС России дало в указаниях от 25 сентября 2008 года № НС-1/10-18288. Таким образом, изменения в нормативно-правовые акты, регламентирующие регистрационный учет данной категории граждан, инициированы Минобороны России.
Кроме того, приказом ФМС России от 23 декабря 2009 года № 364 в пункт 70 Административного регламента внесены изменения, согласно которым при регистрации военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей в учетных документах указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у дислоцируемой на территории войсковой части 53956 адрес отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с дочерью ФИО2 по адресу: ; зарегистрированы ошибочно, поскольку до настоящего времени документы, подтверждающие принадлежность воинской части к определенному адресу, отсутствуют. Исходя из этого, осуществлять регистрацию по адресу воинской части с указанием в документах только номера части, без конкретного адреса, не представляется возможным.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, военный суд приходит к следующим выводам.
Как видно из послужного списка подполковника ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ он проходил военную службу на различных должностях, при этом с ДД.ММ.ГГГГ в должности
Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 в связи с проведением организационно-штатных мероприятий освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение с содержанием при войсковой части 53956.
Из выписки из приказа командира войсковой части 53956 от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что ФИО1 с указанной даты зачислен в списки личного состава этой воинской части и поставлен на все виды обеспечения.
Данными копии паспорта ФИО1 и выписки из домовой книги установлено, что ФИО1 и его дочь ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ отделением зарегистрированы по адресу: .
ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1, как следует из копии свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ №, родилась дочь ФИО5, матерью которой является ФИО4
Из копии паспорта ФИО4 видно, что с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована по адресу: .
Содержанием послужного списка ФИО1 установлено, что в качестве членов его семьи в графе 21 значатся супруга ФИО4 и две дочери ФИО2 и ФИО5
Как следует из копии договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, таковой заключен до ДД.ММ.ГГГГ между ФИО9 и ФИО1 Предметом договора является жилое помещение по адресу: . По условиям договора в жилом помещении планируются проживать супруга ФИО4 и дочери ФИО2 и ФИО5 Оплата за пользование жилого помещения составляет ежемесячно.
Из выписки из приказа командира войсковой части 53956 от ДД.ММ.ГГГГ №, справки врио командира войсковой части 53956 от ДД.ММ.ГГГГ № и пояснений представителя ФИО3 видно, что на основании указанного договора, копия которого ранее находилась в воинской части, а впоследствии передана в довольствующий орган (ФБУ), ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ выплачивается денежная компенсация за наем названного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к командиру войсковой части 53956 с рапортом, в котором, что усматривается из его копии, просил зарегистрировать по месту жительства при войсковой части 53956 его супругу и дочь. К рапорту он приложил справку о составе семьи, выписку из приказа о зачислении его в списки личного состава воинской части, копии своего и супруги паспорта, а также свидетельства о рождении дочери ФИО5
На этот рапорт наложена резолюция с указанием о необходимости регистрации установленным порядком.
В свою очередь, из резолюции на этом же рапорте следует, что в связи с отсутствием юридического адреса войсковой части 53956 регистрация приостановлена.
Как видно из приложения к приказу Министра обороны Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 1047, выписки из Положения о федеральном бюджетном учреждении - войсковая часть 53956 (утвержденного Министром обороны России 30 октября 2009 года), а также выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Реестр) от 24 мая 2011 года № 11064В/2011, юридическим адресом федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 53956 является: <...>.
Из копии свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в Реестр внесена запись о создании юридического лица - федеральное бюджетное учреждение - войсковая часть 53956 с присвоением государственного регистрационного номера.
На основании пункта 1 статьи 2 Протокола № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории России, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.
В соответствии с абзацами 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Абзацем 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.
В свою очередь, пунктами 9-19 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрации), утвержденных постановлением Правительства России от 17 июля 1995 года № 713, определено, что регистрация граждан осуществляется по месту пребывания и по месту жительства.
Положениями абзаца 1 пункта 28 и абзаца 1 пункта 29 Правил регистрации регламентировано, что регистрация несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями, как по месту жительства, так и по месту пребывания осуществляется по месту регистрации родителей.
При этом абзацами 1 и 4 пункта 23 Правил регистрации предусмотрено, что военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
Из этого следует, что в отношении определенной категории граждан - военнослужащих и членов их семей - регистрация может осуществляться по месту дислокации воинских частей, которая отличается от обычного порядка регистрации по месту пребывания либо по месту жительства, что в первую очередь обусловлено особым статусом военнослужащих, предусматривающим дифференциацию их правового регулирования в сравнении с гражданами, такого статуса не имеющими.
Согласно абзацам 1, 2, 5-7 пункта 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, установленные этим законом, если иное не определено этим и другими федеральными законами, относятся супруга и несовершеннолетние дети.
На основании пункта 5 Правил составления и ведения личных дел (приложение № 5 к Наставлению по учету личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны России от 19 декабря 2005 года № 085) сведения о членах семьи военнослужащего и лиц, состоящих на его иждивении, заносятся в графу 21 послужного списка военнослужащего.
Как указано выше, члены семьи ФИО1, о регистрации которых он ставит вопрос в заявлении, в графу 21 его послужного списка занесены, а значит, на них в полной мере распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих», и, в частности, право на регистрацию вместе с военнослужащим ФИО1 по адресу воинской части.
Из абзаца 1 пункта 4 Правил регистрации следует, что ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
В силу пунктов 11 и 17 Правил регистрации должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают соответствующие документы в органы регистрационного учета.
Положениями пункта 4 и абзаца 13 подпункта 3 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента России от 19 июля 2004 года № 928, определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляет ФМС России через свои территориальные органы.
Нормами пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и абзацев 1, 5 статьи 78 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента России от 10 ноября 2007 года № 1495, предусмотрено, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, принятие мер, направленных на решение их бытовых вопросов, является обязанностью командиров.
Исходя из статьи 1, абзаца 1 и пункта «а» статьи 11 Руководства по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах СССР, утвержденного приказом Министра обороны СССР от 18 октября 1979 года № 260, а также пунктов 2-4, 9, 11 и 14 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны России от 23 июля 2004 года № 222, учет и контроль за правилами пользования казарменно-жилищным фондом и земельными участками воинской части осуществляет ее командир.
Анализ приведенных нормативных правовых актов позволяет суду прийти к выводу о том, что применительно к реализации гарантии, установленной абзацем 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», должностным лицом, ответственным за регистрацию военнослужащего и членов его семьи по адресу воинской части, является командир этой части.
Следовательно, именно на командира конкретной воинской части возлагается обязанность в 3-дневный срок со дня соответствующего обращения представить в территориальное подразделение ФМС России необходимые документы для регистрации военнослужащего и членов его семьи по адресу воинской части.
При этом, поскольку право членов семьи военнослужащего на регистрацию по адресу воинской части производно от права самого военнослужащего, их (членов семьи) такая регистрация возможна лишь в том случае, если этот военнослужащий по адресу воинской части уже зарегистрирован либо ставит данный вопрос одновременно с вопросом о регистрации членов его семьи.
Как установлено по делу, необходимые для регистрации супруги и дочери документы ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ представил командиру войсковой части 53956. При этом согласно наложенным на рапорт резолюциям должностных лиц воинской части единственным основанием для отказа в его удовлетворении послужило то, что ввиду отсутствия юридического адреса войсковой части 53956 регистрация приостановлена.
Это же обстоятельство подтверждается письменными возражениями начальника отделения.
Вместе с тем в возражениях не содержится сведений о том, каким образом и из какого источника должен устанавливаться юридический адрес воинской части.
Не имеется каких-либо указаний на этот счет и в представленных копиях писем заместителя директора ФМС России от 25 сентября 2008 года № НС-1/10-18288, 28 декабря 2009 года № СК-1/10-22367 и первого заместителя Министра обороны России от 21 декабря 2009 года № 205/307/1262.
В этой связи суд отмечает, что в силу пункта 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Согласно пункту 14 приложения № 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 7 сентября 2009 года № 935 «Об утверждении Типового общего положения о федеральном бюджетном учреждении «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации» и Типового положения о филиале «Войсковая часть 00000» федерального бюджетного учреждения «Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации» адрес федерального бюджетного учреждения - воинская часть определяется местом его постоянной дислокации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 4, подпункта «в» пункта 1 и пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Реестр является федеральным информационным ресурсом, в котором в обязательном порядке указывается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица. Записи вносятся в Реестр на основании документов, представленных при государственной регистрации, и эти сведения считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
Аналогичные нормы закреплены и пункте 2, абзаце 17 пункта 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, а также в подпункте «в» пункта 1 приложения № 2 к этим Правилам, утвержденных постановлением Правительства России от 19 июня 2002 года № 438.
Таким образом, исходя из содержания вышеизложенного, суд полагает, что наличие в Положении о федеральном бюджетном учреждении - войсковая часть 53956 и в Реестре данных о юридическом адресе этой воинской части - , - вопреки утверждению в письменных возражениях начальника отделения, является достаточным для вывода о том, что эта воинская часть юридический адрес имеет.
Как следствие, суд находит, что заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.
В целях восстановления нарушенного права на реализацию регламентированной в абзаце 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона социальной гарантии суд признает действия командира войсковой части 53956, связанные с непредставлением документов для регистрации членов семьи военнослужащего ФИО1 - супруги ФИО4 и несовершеннолетней дочери ФИО5 по адресу: ; незаконными и возлагает на это должностное лицо обязанность представить в отделение необходимые документы для регистрации по указанному адресу.
В то же время такое решение не освобождает ФИО1 от обязанности представить со своей стороны командиру войсковой части 53956 все необходимые для регистрации членов его семьи документы, предусмотренные пунктом 17 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 20 сентября 2007 года № 208, как то заявление о регистрации установленной формы, которое на момент возникновения спорных правоотношений в условиях приостановления в отделении регистрации военнослужащих войсковой части 53956 и членов их семей объективно представлено быть не могло.
В силу пункта 70 упомянутого Административного регламента при регистрации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, прибывших на новое место военной службы, по адресам дислокации воинских частей в оттиске штампа о регистрации по месту жительства указывается адрес воинской части без ссылки на ее номер (наименование).
Исходя из части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК) суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав.
Поскольку само по себе представление командиром войсковой части 53956 документов в отделение для регистрации названных членов семьи ФИО1 по указанному адресу в полном объеме не устранит допущенное нарушение прав заявителя, суд возлагает на начальника отделения обязанность на основании представленных документов зарегистрировать ФИО4 и ФИО5 по адресу: .
Принимая это решение, суд не оставляет без внимания то обстоятельство, что начальник отделения конкретно ФИО1 в регистрации членов его семьи не отказывала.
Вместе с тем суд подчеркивает, что предусмотренный абзацем 1 пункта 3 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» порядок регистрации при воинской части не предусматривает личного обращения военнослужащего либо члена его семьи напрямую в территориальный орган регистрационного учета минуя командира воинской части.
К тому же абзацем 3 пункта 106 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента России от 10 ноября 2007 года № 1495, прямо закреплено, что все письменные обращения военнослужащих должностным лицам должны излагаться в форме рапорта, что и было сделано ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.
Более того, содержание письменных возражений начальника отделения также свидетельствует о том, что личное обращение ФИО1 в отделение по рассматриваемому вопросу его положительного разрешения не нашло бы по изложенным в возражениях мотивам.
При этом ссылку начальника отделения на то, что ФИО1 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ по адресу: ; зарегистрированы ошибочно, суд находит беспредметной, поскольку на момент разрешения дела регистрация данных лиц по названному адресу осталась прежней.
Учитывая, что заявление удовлетворено, суд в соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК возлагает на ФБУ обязанность возместить ФИО1 понесенные по делу судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины за подачу заявления, в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194, 195, частями 1, 3 статьи 196, статьей 197, частями 1-3, абзацем 1 части 4 и частью 5 статьи 198, статьей 199 и частью 1 статьи 258 ГПК, военный суд
р е ш и л :
Заявление ФИО1 об оспаривании действий командира войсковой части 53956, начальника отделения управления Федеральной миграционной службы по Тверской области в Пролетарском районе города Твери и начальника федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области», связанных с отказом в регистрации по адресу воинской части, удовлетворить.
Действия командира войсковой части 53956, связанные с непредставлением документов для регистрации членов семьи военнослужащего ФИО1 - супруги ФИО4 и несовершеннолетней дочери ФИО5 по адресу: ; признать незаконными.
Обязать командира войсковой части 53956 представить в отделение управления Федеральной миграционной службы по Тверской области в Пролетарском районе города Твери необходимые документы для регистрации членов семьи военнослужащего ФИО1 - супруги ФИО4 и несовершеннолетней дочери ФИО5 по адресу: .
Обязать начальника отделения управления Федеральной миграционной службы по Тверской области в Пролетарском районе города Твери на основании представленных документов зарегистрировать ФИО4 и ФИО5 по адресу: .
Взыскать с федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 200 (двухсот) рублей.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: