ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 350001-01-2021-004334-23П от 02.03.2022 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

< > № 35RS0001-01-2021-004334-23 производство № 12-166/2022

РЕШЕНИЕ

город Череповец

Судья Череповецкого городского суда Вологодской области Иванченко М.М.,

с участием защитника Гарбуз В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по жалобе защитника ПАО «Северсталь» по доверенности Гарбуз В.Е. на постановление ст. госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по ВО от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Публичного акционерного общества «Северсталь» к административной ответственности по ст.8.14 ч.1 КоАП РФ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ВО от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Северсталь» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.14 ч. 1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 80 000 рублей.

В жалобе защитник ПАО «Северсталь» по доверенности Гарбуз В.Е. просит постановление о назначении наказания ПАО «Северсталь» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено данное постановление. Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ превышение массы загрязняющих веществ в водный объект на выпуске и в Рыбинское водохранилище не установлено. Отклонение фактической концентрации загрязняющего вещества от указанной в разрешении на сброс, само по себе, не свидетельствует о нарушении Обществом выданного разрешения на сброс загрязняющих веществ и установленных НДС, поскольку в ходе проверки Управлением было установлено соблюдение НДС и Разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в части сброса массы загрязняющих веществ в водный объект. В ходе проверки и производства по делу не установлено превышение НДС, указав лишь на превышение значений допустимых концентраций (ДК) установленных нормативами допустимого сброса веществ. Доказательств того, что превышение ПДК рбх явилось результатом действий или бездействия Общества, а не вызвано сторонними факторами, не зависящими от деятельности Общества не представлено.

В судебном заседании защитник ПАО «Северсталь» по доверенности Гарбуз В.Е. доводы жалобы поддержал, указал, что нормативы допустимых сбросов регламентированы Законом № 7-ФЗ, измеряются в массе измеряющего вещества на объем. Нормативы сбросов ПАО «Северсталь» согласно проведенного исследования отобранных проб не нарушены.

В судебное заседание старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по ВО не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены.

Выслушав защитника, ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела и объяснения участвующих лиц, судья приходит к следующему.

Статьей 8.14 ч. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту Закон № 7-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Окружающая среда это совокупность природных и природно-антропогенных объектов, антропогенных объектов, а также компонентов природной среды, к последним из которых в том числе относится атмосферный воздух.

Нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека. (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

Согласно указанному закону водный объект – природный или искусственный водоем, водопоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточие вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Использование водных объектов (водопользование) – использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц и юридических лиц.

Водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Условия водопользования установлены в главе 5 Водного Кодекса РФ.

В соответствии со ст. 37 Водного Кодекса РФ сброс сточных вод является одной из форм водопользования.

В силу ч. 1 ст. 44 Водного Кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством РФ в области охраны окружающей среды.

Часть 4 статьи 35 Водного кодекса РФ регламентирует, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно части 4 статьи 56 Водного кодекса РФ, содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Как следует из пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Из материалов дела следует, что ПАО «Северсталь» осуществляет сброс сточных вод через выпуски , в Рыбинское водохранилище на основании разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ Период действия разрешения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ На основании постановления Правительства РФ от 04.02.2021 №109 «О внесении изменении в постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2020 №440» действие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный продлено на срок с ДД.ММ.ГГГГ пo ДД.ММ.ГГГГ (письмо Северного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ).

Разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ установлен перечень загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в Рыбинское водохранилище через выпуск : аммоний-ион, БПКполн, взвешенные вещества, железо, марганец, медь, нефтепродукты, никель, нитрат-ион, нитрит-ион, сульфаты, формальдегид, фториды, цинк.

Разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ установлен перечень загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в Рыбинское водохранилище через выпуск : алюминий, аммоний-ион, БПКполн, взвешенные вещества, железо, марганец, медь, нефтепродукты, никель, нитрит-ион, сульфаты, формальдегид, фториды, цинк.

По результатам исследований проб сточных вод, сбрасываемых через выпуск ПАО «Северсталь» в Рыбинское водохранилище, отобранных ДД.ММ.ГГГГ (пробы 1) обнаружено превышение установленных в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ допустимых концентраций в пределах лимита сброса по взвешенным веществам (в 1,2 раза), в пределах норматива допустимого сброса – по БПКполн (в 1,25 раза). В сточных водах, сбрасываемых через выпуск обнаружено превышение предельных допустимых концентраций, установленных для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, по фосфат-иону (поР) (в 1,78 раза).

По результатам исследований проб сточных вод, сбрасываемых через выпуск ПАО «Северсталь» в Рыбинское водохранилище, отобранных ДД.ММ.ГГГГ (проба 1) обнаружено превышение установленных в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ допустимых концентраций в пределах лимита сброса по фторидам (в 1,21 раза), в пределах норматива допустимого сброса – по взвешенным веществам (в 1,69 раза), по сульфатам (в 1,77 раза).

БПКполн (в 1,25 раза). В сточных водах, сбрасываемых через выпуск обнаружено превышение предельных допустимых концентраций, установленных для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, по фосфат-иону (поР) (в 1,78 раза). В сточных водах, сбрасываемых через выпуск ПАО «Северсталь» в Рыбинское водохранилище, обнаружено превышение предельных допустимых концентраций, установленных для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, по фосфат-иону (по Р) (в 2,28 раза).

По результатам исследований проб сточных вод, сбрасываемых через выпуск ПАО «Северсталь» в Рыбинское водохранилище, отобранных ДД.ММ.ГГГГ (проба 2) обнаружено превышение установленных в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ допустимых концентраций в пределах лимита сброса по взвешенным веществам (в 1,14 раза). В сточных водах, сбрасываемых через выпуск ПАО «Северсталь» в Рыбинское водохранилище, обнаружено превышение предельных допустимых концентраций, установленных для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, по фосфат-иону (по Р) (в 1,515 раза).

По результатам исследований проб сточных вод, сбрасываемых через выпуск ПАО «Северсталь» в Рыбинское водохранилище, отобранных ДД.ММ.ГГГГ (проба 2) обнаружено превышение установленных в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ допустимых концентраций в пределах лимита сброса по фторидам (в 1,32 раза), в пределах норматива допустимого сброса по взвешенным веществам (в 1,57 раза), по сульфатам (в 1,61 раза). В сточных водах, сбрасываемых через выпуск ПАО «Северсталь» в Рыбинское водохранилище, обнаружено превышение предельных допустимых концентраций, установленных для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, по фосфат-иону (по Р) (в 2,25 раза).

По результатам исследований проб сточных вод, сбрасываемых через выпуск ПАО «Северсталь» в Рыбинское водохранилище, отобранных ДД.ММ.ГГГГ (проба 3) обнаружено превышение установленных в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ допустимых концентраций в пределах лимита сброса по взвешенным веществам (в 1,1 раза). В сточных водах, сбрасываемых через выпуск ПАО «Северсталь» в Рыбинское водохранилище, обнаружено превышение предельных допустимых концентраций, установленных для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, по фосфат-иону (по Р) (в 1,37 раза).

По результатам исследований проб сточных вод, сбрасываемых через выпуск ПАО «Северсталь» в Рыбинское водохранилище, отобранных ДД.ММ.ГГГГ (проба 3) обнаружено превышение установленных в разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) от ДД.ММ.ГГГГ допустимых концентраций в пределах лимита сброса по фторидам (в 1,44 раза), в пределах норматива допустимого сброса по взвешенным веществам (в 1,63 раза), по сульфатам (в 1,78 раза). В сточных водах, сбрасываемых через выпуск ПАО «Северсталь» в Рыбинское водохранилище, обнаружено превышение предельных допустимых концентраций, установленных для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, по фосфат-иону (по Р) (в 2,105 раза).

По результатам анализа отобранных проб природных вод установлено, что в результате сброса сточных вод через выпуск качество воды в Рыбинском водохранилище ухудшается по показателям:

хлориды (в контрольном створе (450 м ниже выпуска ) наблюдается увеличение предельной допустимой концентрации, установленной для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, в 1,2 раза по сравнению с концентрацией в пробе воды, отобранной в 50 м выше выпуска ).

По результатам анализа отобранных проб природных вод установлено, что в результате сброса сточных вод через выпуск качество воды в Рыбинском водохранилище ухудшается по показателям:

хлориды (в контрольном створе (500 м ниже выпусков , ) наблюдается увеличение предельной допустимой концентрации, установленной для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, в 2,2 раза по сравнению с концентрацией в пробе воды, отобранной в 150 м выше выпусков и );

нитрат-ион (в контрольном створе (500 м ниже выпусков , ) наблюдается увеличение предельной допустимой концентрации, установленной для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, в 3,7 раза по сравнению с концентрацией в пробе воды, отобранной в 150 м выше выпусков и ),

фториды (в контрольном створе (500 м ниже выпусков , ) наблюдается увеличение предельной допустимой концентрации, установленной для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, в 2,1 раза по сравнению с концентрацией в пробе воды, отобранной в 150 м выше выпусков и );

взвешенные вещества (в контрольном створе (500 м ниже выпусков , ) наблюдается увеличение предельной допустимой концентрации, установленной для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, в 1,7 раза по сравнению с концентрацией в пробе воды, отобранной в 150 м выше выпусков и );

сульфаты (в контрольном створе (500 м ниже выпусков , ) наблюдается увеличение предельной допустимой концентрации, установленной для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, в 1,1 раза по сравнению с концентрацией в пробе воды, отобранной в 150 м выше выпусков и ).

В контрольном створе выпусков , ПАО «Северсталь» (500 м ниже выпуска и 450 м ниже выпуска ) вода в водном объекте (Рыбинское водохранилище) превышает предельные допустимые концентрации, установленные для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, по следующим загрязняющим веществам; фосфат-ион (по Р) (превышение в 1,49 раза), сульфаты (превышение в 2,2 раза).

В настоящем судебном заседании вновь исследованы материалы дела:

решение о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; уведомление о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; мотивированное представление от ДД.ММ.ГГГГ; решение о приостановлении срока проведения контрольного мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ; акт плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ; решение о предоставлении водного объекта в пользование от ДД.ММ.ГГГГ; разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду ; сообщение о действии разрешения на сброс в окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ; протокол результатов исследований от ДД.ММ.ГГГГ; экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ; акт отбора пробы ; экспертное заключение от ДД.ММ.ГГГГ; протокол результатов исследований от ДД.ММ.ГГГГ; протоколы отбора проб от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, протокол от ДД.ММ.ГГГГ о совершенном ПАО «Северсталь» правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ; постановление ст. госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по ВО от ДД.ММ.ГГГГ; сообщение заместителя руководителя Двинско-Печорского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ; решение Череповецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ

Требования ст. 24.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Доказательств, подтверждающих, что ПАО «Северсталь» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений требований действующего законодательства об охране окружающей среды материалы дела не содержат, ссылок на такие доказательства также не содержат и доводы поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у него имелась, что свидетельствует о его вине.

ПАО «Северсталь», являясь коммерческой организацией, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий.

В связи с этим вывод должностного лица административного органа о наличии в действиях ПАО «Северсталь» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.14 ч. 1 КоАП РФ, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Доводы заявителя об отсутствии доказательств принадлежности установленных выбросов загрязняющих веществ с превышением установленных нормативов именно ПАО «Северсталь» опровергаются материалами дела. ПАО «Северсталь» являлось единственным источником загрязнения водного объекта на контрольной точке измерения.

Доводы жалобы о том, что отклонения фактической концентрации загрязняющего вещества от указанной в разрешении на сброс не свидетельствует о нарушении обществом выданного ему разрешения на сброс загрязняющих веществ и установленных НДС, не установление в ходе проверки превышения НДС, основаны на неверном толковании норм материального права.

Частью 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации определено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, помимо прочего, осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом обстоятельств и собранных по делу доказательств, правовым основанием к отмене принятого по делу постановления не является.

Административное наказание назначено ПАО «Северсталь» в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.14 ч. 1 КоАП РФ для юридических лиц, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ.

Поскольку совершенное ПАО «Северсталь» административное правонарушение посягает на правовые основы охраны водного объекта, которые в свою очередь направлены на реализацию конституционных прав граждан, на охрану здоровье и благоприятную окружающую среду, создает угрозу жизни и здоровью граждан, может нанести существенный вред экологической системе, обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, судьей городского суда не установлено.

Учитывая минимальный размер административного штрафа для юридических лиц по ст. 8.14 ч. 1 КоАП РФ, наличие угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, экологической системе, и не отнесения ПАО «Северсталь» к субъектам малого и среднего предпринимательства, правовых оснований для обсуждения возможности применения к обществу положений ч. 3.2 ст. 4.1 и ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления, по делу не имеется, в жалобе не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по ВО от ДД.ММ.ГГГГ Осиповой ЕЕ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ПАО «Северсталь» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.14 ч. 1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу его защитника без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд Вологодской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья < > Иванченко М.М.

Подлинный документ

подшит в дело

производство № 12-166/2022

Череповецкого городского суда

Вологодской области