ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 350001-01-2023-002572-06П от 23.01.2024 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

< > УИД № 35RS0001-01-2023-002572-06 Пр-во № 12-14/2024 (12-754/2023)

РЕШЕНИЕ

город Череповец

23 января 2024 года

Судья Череповецкого городского суда Вологодской области Беляева Т.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «АвтоГарант» на постановление главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 от 30 октября 2023 года о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ,

установил:

постановлением главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 от 30октября 2023 ООО «АвтоГарант» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 400000 (четыреста тысяч) рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, ООО «АвтоГарант» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 от 30 октября 2023 года признать незаконным и отменить, в обоснование доводов указав, что ООО «АвтоГарант» является оператором по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Западной зоны Вологодской области и осуществляет деятельность по транспортированию отходов производства и потребления 4 и 5 классов опасности в соответствии с лицензией. Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правила перевозки грузов автомобильным транспортом». В соответствии с п.3 «Правил» перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ). В соответствии с ДОПОГ опасные грузы - это вещества и изделия, которые не допускаются к международной дорожной перевозке, согласно положениям приложений А и В, или допускаются к ней с соблюдением определенных условий. Согласно положений классификации, приведенной в части 2 ДОПОГ предусмотрено 9 классов опасности: взрывчатые вещества и изделия, газы, легковоспламеняющиеся жидкости, легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, самореактивные вещества, полимеризирующиеся вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества, вещества, способные к самовозгоранию, вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой, окисляющие вещества, органические пероксиды, токсичные вещества, инфекционные вещества, радиоактивные материалы, коррозионные вещества, прочие опасные вещества и изделия. Деятельность по обращению с отходами производства и потребления регулируется нормами Федерального закона № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (далее «ФЗ-89»). Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с ФЗ-89. При этом, термин опасный груз в ФЗ-89 отсутствует. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. Перечень видов отходов установлен Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (далее ФККО). Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 установлен порядок ведения государственного кадастра отходов. Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. Таким образом, виды отходов, включенные в ФККО, не соответствуют веществам и изделиям, включенным в перечень опасных грузов в приложении А - ДОПОГ. Соотнесения классов опасности ДОПОГ и классов опасности, указанных в ФЗ-89, не предусмотрено. Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Деятельность по перевозкам автомобильным транспортом опасных грузов в этот перечень не входит. Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. В соответствии со ст. 16 ФЗ-89 транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: - наличие паспорта отходов; наличие специального оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Также, Приказом Минтранса России от 07.10.2020 №413 определены виды транспортных средств, которые могут использоваться для перевозки пассажиров, опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Так, необходимо использовать транспортные средства, утвержденные: разделом II Видов транспортных средств при транспортировании отходов I-IV классов опасности, разделом III Видов транспортных средств при транспортировании ТКО. При этом, дано четкое разделение понятий ТКО и опасного груза по видам ТС.

Требования ДОПОГ не могут распространятся на перевозку бытовых отходов, так как точно не представляется возможность определить наличие опасных веществ (up) в порядке таблицы А ДОПОГ (ADR).

Правила перевозки ТКО в данном случае аналогичны правилам перевозки обычных грузов. Их необходимо фиксировать, накрывать тентом.

Кроме того региональным оператором ООО «Чистый След» направлено письмо в Министерство транспорта Российской Федерации от 05.10.2023 г. о разъяснении применения правил ДОПОГ при транспортировании твердых коммунальных отходов. Исходя из ответа Минтранс России, следует что: «....В случае, если грузы классифицированы и допущены к перевозке как отходы производства и потребления, то грузоотправитель осуществляет перевозку в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242, который не совпадает с перечнем опасных грузов, определенным в таблице «А» Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 года (ДОПОГ), в связи с чем требования ДОПОГ на такую перевозку не распространяются...». Таким образом, не доказано и из законодательства Российской Федерации не следует, что информация о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, осуществляющего транспортирование ТКО, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения с интервалом передачи не более 30 секунд должна передаваться через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА_ГЛОНАСС» в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Доводы Ространснадзора о том, что в несортированных отходах могут встречаться опасные отходы (ртутные градусники, ртутные лампы) не состоятельны, так как в соответствии с Приложением «А» п/п 599 п/п 3.3.1 гл. 3.3 Части 3 Европейского соглашения о международной перевозке опасных грузов Том II готовые изделия или приборы, содержащие не более 1 кг РТУТИ, не подпадают под действие требований ДОПОГ.

В судебном заседании представитель ООО «АвтоГарант» по доверенности Й. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

В судебное заседание представитель административного органа не явился, извещен надлежавшим образом, представлен письменный отзыв, в удовлетворении жалобы ООО «АвтоГарант» просят отказать.

Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами.

В силу пункта 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, перевозка тяжеловесных и опасных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.

Постановлением должностного лица административного органа от 30.10.2023 ООО «АВТОГАРАНТ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ за то, что 05.10.2023 в 06 часов 40 минут по адресу: <адрес>, юридическое лицо ООО «АВТОГАРАНТ» допустило транспортное средство категории C/N3 марки СМ16, государственный регистрационный номер , на котором осуществлялась перевозка опасного груза «9110010001004 - отходы от жилищ несортированные; 9120040001004 - мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» «Вещество твердое, опасное для окружающей среды, Н.У.К» , класс опасности 9, группа упаковки 3, под управление водителя Ц.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы из жилищ несортированные 4 класс по степени негативного воздействия на окружающую среду являются малоопасными отходами, п. 2.1.3.5.5 Таблицы А «Перечень опасных грузов» Приложения А Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) данный вид отходов относится к веществу «ВЕЩЕСТВО ТВЕРДОЕ, ОПАСНОЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, H.У.K.», № ООН 3077, класс опасности 9, группа упаковки 3.

Как указано в постановлении главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 от 30.10.2023, в соответствии с частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основанием для привлечения ООО "АВТОГАРАНТ" к административной ответственности послужил ряд наущений установленных правил: перевозка опасного груза водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы-отходы от жилищ несортированные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, класс опасности 9 группа упаковки 3, на транспортном средстве категории C/N3 марки СМ16 государственный регистрационный номер <***> спереди и сзади отсутствуют таблички оранжевого цвета. Нарушены требования п. 5.3.2.2.1 Приложения «А» Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, ДОПОГ от 30.09.1957 пп. В п.8.1.1.2., п.8.1.3 Приложения «В» Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, ДОПОГ от 30.09.1957.

Постановлением должностного лица административного органа от 30.10.2023 ООО «АВТОГАРАНТ» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.

Однако принятое по делу постановление законными признать нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из положений статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Как указано в постановлении от 30.10.2023 водитель Ц., не имеющий свидетельства ДОПОГ о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы-отходы от жилищ несортированные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, класс опасности 9 группа упаковки 3 осуществлял перевоз на транспортном средстве категории C/N3 марки СМ16 государственный регистрационный номер <***> отходы от жилищ несортированные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, класс опасности 9 группа упаковки 3.

В соответствии с ДОПОГ опасные грузы - это вещества и изделия, которые не допускаются к международной дорожной перевозке, согласно положениям У. и В, или допускаются к ней с соблюдением определенных условий.

Согласно положений классификации, приведенной в части 2 ДОПОГ предусмотрено 9 классов опасности: взрывчатые вещества и изделия, газы, легковоспламеняющиеся жидкости, легковоспламеняющиеся твёрдые вещества, самореактивные вещества, полимеризирующиеся вещества и твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества, вещества, способные к самовозгоранию, вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой, окисляющие вещества, органические пероксиды, токсичные вещества, инфекционные вещества, радиоактивные материалы, коррозионные вещества, прочие опасные вещества и изделия.

Деятельность по обращению с отходами производства и потребления регулируется нормами Федерального закона № 89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (далее «ФЗ-89»). Отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с ФЗ-89. При этом, термин опасный груз в ФЗ-89 отсутствует.

Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Перечень видов отходов установлен Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (далее ФККО). Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 г. N 792 установлен порядок ведения государственного кадастра отходов.

Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Таким образом, виды отходов, включенные в ФККО, не соответствуют веществам и изделиям, включенным в перечень опасных грузов в приложении А - ДОПОГ.

Соотнесения классов опасности ДОПОГ и классов опасности, указанных в ФЗ-89, не предусмотрено.

Следовательно, требования ДОПОГ не могут распространятся на перевозку бытовых отходов.

Согласно разъяснениям Министерства транспорта Российской Федерации от 05.10.2023 и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) от 12.01.2024 о применения правил ДОПОГ при транспортировании твердых коммунальных отходов, случае, если грузы классифицированы и допущены к перевозке как отходы производства и потребления, то грузоотправитель осуществляет перевозку в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 г. № 242, который не совпадает с перечнем опасных грузов, определенным в таблице «А» Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30.09.1957 года (ДОПОГ). Требования ДОПОГ, в том числе, на маркировку и наличие знаков опасности на транспортном средстве, перевозящем отходы производства и потребления, и наличия у водителя, осуществляющего перевозку отходов производства и потребления, свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, на такую перевозку не распространяются.

Доводы Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области, вынесшего оспариваемое решение, о том, что в несортированных отходах могут встречаться опасные отходы (ртутные градусники, ртутные лампы) не состоятельны, поскольку в соответствии с положениями частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из анализа постановления по делу об административном правонарушении от 30.10.2023 и материалов административного дела следует, что вывод административного органа не соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, факт правонарушения ООО " АвтоГарант" по статье 12.21.2 ч.1 КоАП РФ не доказан.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 от 30 октября 2023 года, вынесенное в отношении ООО "АвтоГарант" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ООО "АвтоГарант" состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

постановление главного государственного инспектора территориального отдела государственного автодорожного надзора по Вологодской области Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу ФИО1 от 30 октября 2023 года о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ – отменить, производство по делу в отношении ООО "АвтоГарант", прекратить.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения суда.

< >

< >

Судья Т.Д. Беляева