ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 350004-01-2022-000105-54 от 16.03.2022 Белозерского районного суда (Вологодская область)

УИД №35RS0004-01-2022-000105-54 Гр. дело № 2-85/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2022 г. г. Белозерск Вологодской области

Белозерский районный суд Вологодской области в составе:

судьи Михеева Н.С.,

при секретаре Войновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белозерского района Вологодской области к администрации Шольского сельского поселения Белозерского района Вологодской области о возложении обязанности по соблюдению законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Белозерского района Вологодской области обратился в суд с исковым заявлением к администрации Шольского сельского поселения Белозерского района о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности, обеспечить <адрес> и <адрес> в полном объеме пожарными водоисточниками, осуществить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; создать условия для успешной деятельности добровольной пожарной охраны; осуществить финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны в целях создания на территории поселков <адрес> и <адрес> добровольной пожарной охраны.

В обоснование иска указал, что нарушения требований пожарной безопасности со стороны администрации Шольского сельского поселения прокурором выявлены в ходе проверки, по результатам которой установлено, что территория <адрес> и <адрес> не в полном объеме обеспечена противопожарными водоисточниками. Также в нарушение установленных требований законодательства, ответчиком не обеспечивается социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; не созданы условия для успешной деятельности добровольной пожарной охраны; не осуществляется финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой районы 23 июля 2021 г. выдано представление главе Шольского сельского поселения Белозерского района, которое рассмотрено, но на настоящий момент выявленные нарушения не устранены. 13 января 2022 г. в прокуратуре района зарегистрировано обращение начальника 7 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Вологодской области из которого следует, что 2 января 2022 г. в <адрес> произошел пожар, в результате которого погиб человек. При этом ближайший источник водоснабжения для тушения пожара располагался на расстоянии более м. от места пожара. Имеющийся на территории <адрес> естественный водоисточник – река <данные изъяты>, подъездом для пожарных машин не оборудован.

На стадии подготовки определением суда от 7 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Белозерского муниципального района Вологодской области.

В судебном заседании представитель прокуратуры Белозерского района Доброхотов В.В. заявленные исковые требования уточнил: просил возложить на ответчика обязанность оборудовать в <адрес> водоисточников (резервуаров), в <адрес> водоисточника, объемом не менее куб.м. каждый. Остальные заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации Шольского сельского поселения Белозерского района Вологодской области Апполонова И.А. против удовлетворения исковых требований прокурора не возражала, однако просила учесть отсутствие достаточных финансов в администрации поселения на устранение выявленных нарушений. В бюджете поселения на 2022 г. обеспечение пожарной безопасности запланирована сумма в размере 497 000 рублей. Администрацией поселения поданы заявки на участие в областном проекте Народный бюджет на 2022 г. В области пожарной безопасности заявлено проекта на сумму 1 590 тыс.руб. Однако для решения вопросов обеспечения мероприятий по пожарной безопасности и выполнения заявленных прокурором требований понадобится срок не менее чем до 1 декабря 2022 г.

Представитель третьего лица ОНДиПР по Белозерскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Вологодской области Якунин П.Н. исковые требования прокурора поддержал. Суду пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности со стороны администрации Шольского сельского поселения создают препятствия в борьбе с пожарами на территории населенных пунктов поселения. Заявленное прокурором количество водоисточников в <адрес> и <адрес> будет достаточным.

Представитель третьего лица – администрации Белозерского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом. Ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Дополнительно в отзыве на иск указал, что расходов на проведение заявленных прокурором мероприятий в бюджете Шольского сельского поселения на 2022 г. не предусмотрено, затраты на их проведение являются значительными. В связи с этим предлагает установить достаточный срок для исполнения решения суда.

Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Белозерского района в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.19 указанного выше Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 63 указанного Федерального закона.

Как установлено ч.ч.1,9 ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Частями 1 и 2 ст.62 данного Федерального закона установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

Пунктом 9 ч.1, а также ч.3 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с приложением №11 к Закону Вологодской области от 6 декабря 2004 г. №1107-ОЗ «Об установлении границ Белозерского муниципального района Вологодской области, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав», <адрес> и <адрес> включены в перечень населенных пунктов, входящих в состав территории Шольского сельского поселения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов <адрес> возлагаются на администрацию Шольского сельского поселения, как на исполнительно-распорядительный орган. Именно администрацией поселения должны быть обеспечены данные населенные пункты пожарными водоисточниками, заложено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе борьбе с пожарами, а также созданы условия для успешной деятельности добровольной пожарной охраны.

Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Белозерского района с участием представителя ОНДиПР по Белозерскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Вологодской области, в апреле-мае 2021 г. в отношении администрации Шольского сельского поселения, установлено, что территория <адрес> и территория <адрес> не в полном объеме обеспечена противопожарными источниками; не осуществляется социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; не созданы условия для успешной деятельности добровольной пожарной охраны, не осуществляется финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны. Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 11 мая 2021 г. №8. С актом должностное лицо – глава администрации Шольского сельского поселения была ознакомлена в тот же день.

23 июля 2021 г. прокурором района в адрес главы Шольского сельского поселения вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих. 30 июля 2021 г. на данное представление дан ответ, из которого следует, что доводы, указанные в представлении, нашли свое подтверждение; администрацией поселения планируются мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Как следует из пояснений представителя третьего лица ОНДиПР по Белозерскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Вологодской области Якунина П.Н., а также представителя ответчика – администрации Шольского сельского поселения Апполоновой И.А., на момент рассмотрения гражданского дела выявленные нарушения не устранены.

Учитывая изложенное, в интересах неопределенного круга лиц, следует возложить на администрацию сельского поселения обязанность устранить выявленные нарушения, обеспечить <адрес> и <адрес> в полном объеме пожарными водоисточниками, и осуществить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; создать условия для успешной деятельности добровольной пожарной охраны; осуществить финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны в целях создания на территории поселков <адрес> и <адрес> добровольной пожарной охраны.

Прокурором Белозерского района заявлено о необходимости обеспечения водоисточниками <адрес> и водоисточниками <адрес>. В судебном заседании представитель ОНДиПР по Белозерскому району УНДиПР ГУ МЧС России по Вологодской области пояснил, что данного количества водоисточников в данных населенных пунктах будет достаточно.

В соответствии с п.10.4 Свода правил СП 8.13130, утвержденных приказом МЧС России от 30 марта 2020 г. «Системы противопожарной защиты, наружное противопожарное водоснабжение, требования пожарной безопасности» пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150 м (в зависимости от типа мотопомп).

Учитывая пояснения сторон, мнение специалиста в области борьбы и профилактики пожаров, суд находит предложенное прокурором количество водоисточников, подлежащих обустройству в указанных населенных пунктах, обоснованным.

Довод представителя административного ответчика об отсутствии у муниципального образования достаточных денежных средств на указанные цели, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного управления возложена законом.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.

Кроме того, ст. 65 Бюджетного кодекса РФ установлено, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст.10 Закона №69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с данным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

При определении срока исполнения решения, суд учитывает, что для обеспечения <адрес> и <адрес> достаточным количеством водоисточников администрации сельского поселения потребуется проведение проектных, организационных мероприятий, установление подходящих для этого мест, согласование и т.п. В то же время предоставление необоснованно длительного срока приведет к затягиванию устранения выявленных нарушений, а, следовательно, затруднит борьбу с возможными пожарами на территории населенных пунктов. В связи с этим достаточным для исполнения решения в данной части суд полагает срок до 1 сентября 2023 г.

По остальной части требований прокурора суд полагает необходимым установить шестимесячный срок с момента вступления данного решения в законную силу, так как устранение данных нарушений требований законодательства, не потребуют значительных временных и финансовых затрат и решение может быть реально исполнено в установленный судом срок.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме.

Возложить на администрацию Шольского сельского поселения Белозерского района Вологодской области обязанность устранить нарушения законодательства в области пожарной безопасности:

- в срок до 1 сентября 2023 г. оборудовать в <адрес> водоисточников (резервуаров), в <адрес> водоисточника (резервуара), объемом не менее кубических метров каждый;

- в шестимесячный срок с момента вступления данного решения в законную силу, осуществить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; создать условия для успешной деятельности добровольной пожарной охраны; осуществить финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны в целях создания на территории поселка <адрес> добровольной пожарной охраны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде.

Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 21 марта 2022 г.

Судья Н.С. Михеев