ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 350018-01-2022-000135-95 от 09.06.2022 Нюксенского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-96/2022

УИД № 35RS0018-01-2022-000135-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 09 июня 2022 года.

08 июня 2022 года с. Нюксеница

Нюксенский районный суд Вологодской области в составе:

Председательствующего - судьи Арсентьева Н.И.,

При секретаре Кормановской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нюксенского района Вологодской области к бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад», администрации Нюксенского муниципального района Вологодской области, о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористической защищенности объектов образования,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нюксенского района Вологодской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад»(далее-БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад»), администрации Нюксенского муниципального района Вологодской области, о возложении обязанности устранить нарушения антитеррористической защищенности объектов образования. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов(территорий) относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ. В ходе проверки установлено, что здания БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад» по адресу: <адрес>: не оснащены охранной сигнализацией; не обеспечивается охрана объекта(территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на первом этаже объектов не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации(подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); основные входы в здание не оборудованы контрольно-пропускными пунктами; объекты не оснащены стационарными или ручными металлоискателями; не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами(средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте(территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не организован периодический обход и осмотр объектов, их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; не организованы учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности; не определены должностные лица, ответственные за хранение паспортов безопасности объектов и иных документов; не разработан порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах; не организованы занятия с работниками объектов по минимизации морально-психологических последствий совершения террористического акта. Ссылаясь на положения ст. 2, 41,43 Конституции РФ, ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» просил обязать БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить вышеуказанные нарушения требований антитеррористического законодательства, возложить на администрацию Нюксенского муниципального района Вологодской области обязанность обеспечить в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделение БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад» необходимых и достаточных средств для устранения указанных в иске нарушений.

В судебном заседании прокурор Нюксенского района Свистунов Д.А. заявленные требования по доводам искового заявления поддержал, просил удовлетворить. По существу пояснил, что проверка проводилась на основании представленных по запросу материалов, выявленные недостатки нарушают права и законные интересы неограниченного круга лиц на безопасность во время пребывания в образовательном учреждении.

Представитель ответчика - директор БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад» ФИО1 исковые требования признала и пояснила, что со стороны образовательного учреждения принимаются все возможные меры к обеспечению безопасности учащихся и персонала школы при осуществлении образовательного процесса. В 2019 году были изготовлены паспорта безопасности и акты категорирования объектов, в которых были отмечены существующие нарушения, обращались в Управление образования по вопросу оборудования объектов охранной сигнализацией, составлена смета на монтаж магнитных ключей входных дверей, разработаны документы, которые не требуют финансового вложения, делается все необходимое для соблюдения требований антитеррористической защищенности.

Представитель ответчика администрации Нюксенского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела администрация извещена надлежащим образом, своего отзыва по рассматриваемому вопросу не представила.

Представитель третьего лица - Представительного Собрания Нюксенского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном отзыве глава муниципального района ФИО2 указал, что основной задачей образовательного учреждения является обеспечение безопасности детей.

Неявка в судебное заседание ответчика от администрации Нюксенского муниципального района и представителя третьего лица, извещенных судом в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав явившихся участников процесса, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.

Положения ст. 11 Гражданского кодекса РФ предусматривают судебную защиту в качестве способа защиты нарушенных прав, что может быть обеспечено присуждением к исполнению обязанности в натуре(ст. 12 ГК РФ).

В соответствии с частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в связи с чем обращение прокурора района в суд с настоящим иском соответствует требованиям закона.

Судом установлено, что прокуратурой Нюксенского района была проведена проверка исполнения законодательства в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад», в ходе которой выявлен факт ненадлежащего исполнения ответчиками требований действующего законодательства.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу пункта 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка государства – участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

Из материалов дела следует, что здания БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад», расположенные по адресу: <адрес> не оснащены охранной сигнализацией; не обеспечивается охрана объекта(территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; на первом этаже объектов не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации(подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); основные входы в здание не оборудованы контрольно-пропускными пунктами; объекты не оснащены стационарными или ручными металлоискателями; не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами(средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте(территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не организован периодический обход и осмотр объектов, их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; не организованы учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности; не определены должностные лица, ответственные за хранение паспортов безопасности объектов и иных документов; не разработан порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах; не организованы занятия с работниками объектов по минимизации морально-психологических последствий совершения террористического акта.

По зданиям БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад», расположенным по адресу: <адрес> здания не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами(средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте(территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не организованы учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности; не разработан порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах; не организованы занятия с работниками объектов по минимизации морально-психологических последствий совершения террористического акта; не определены должностные лица, ответственные за хранение паспортов безопасности объектов и иных документов.

Указанные нарушения в деятельности образовательного учреждения нашли свое отражение в справке по результатам проверки, проведенной прокурором района 24 мая 2022 года, представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались.

По сведениям Представительного Собрания Нюксенского муниципального района на протяжении 2021-2022 годов ходатайств о выделении денежных средств на устранение нарушений антитеррористической защищенности БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад» от администрации района и управления образования не поступало.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно положениям ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, устанавливающие обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов. Пунктами 21,22,24,25 указанных Требований предусматривают необходимость обеспечения указанных в исковом заявлении мер антитеррористической защищенности.

Исходя из положений ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий(пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 5 части 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно Уставу БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад», учредителем образовательного учреждения и собственником его имущества является Нюксенский муниципальный район, функции и полномочия которого осуществляет управление образования администрации Нюксенского муниципального района. Право собственности Нюксенского муниципального района подтверждается представленными истцом выписками по объектам БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад».

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Суд приходит к выводу, что изложенные выше требования законодательства в области обеспечения антитеррористической защищенности БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад», как объекта с массовым пребыванием людей данным дошкольным образовательным учреждением и администрацией Нюксенского муниципального района не выполнены.

Изложенные в исковом заявлении требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад» являются обязательными в силу закона, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены, в связи с чем исковые требования прокурора Нюксенского района суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая, что ответчикам для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок для исполнения решения суда образовательным учреждением в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, для исполнения решения суда администрацией района в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нюксенского района Вологодской области удовлетворить.

Обязать бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований антитеррористического законодательства по зданиям и территориям, находящимся по адресу: <адрес>:

обеспечить объекты охранной сигнализацией;

обеспечить охрану объекта(территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

на первом этаже объектов оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации(подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

оборудовать основные входы в здания, входящие в состав объектов(территорий) контрольно-пропускными пунктами(постами охраны);

оснастить объекты стационарными или ручными металлоискателями;

оборудовать объекты системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами(средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте(территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

организовать периодический обход и осмотр объектов(территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическую проверку складских помещений;

организовать учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов(территорий);

определить должностное лицо, ответственное за хранение паспорта безопасности объекта(территории) и иных документов объекта(территории), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности;

разработать порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте(территории) в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

организовать занятия с работниками объектов по минимизации морально-психологических последствий совершения террористического акта.

По зданиям и территориям, находящимся по адресу: <адрес>:

оборудовать объекты системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами(средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте(территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

организовать учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов(территорий);

разработать порядок эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте(территории) в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

организовать занятия с работниками объектов по минимизации морально-психологических последствий совершения террористического акта.

определить должностных лиц, ответственных за хранение паспортов безопасности объекта(территории) и иных документов объекта(территории), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по его антитеррористической защищенности.

Обязать администрацию Нюксенского муниципального района обеспечить выделение БДОУ «Центр развития ребенка-Нюксенский детский сад» необходимых бюджетных средств, достаточных для устранения вышеперечисленных нарушений антитеррористического законодательства в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Составление мотивированного решения отложить до 09 июня 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Нюксенский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Судья Н.И. Арсентьев