Дело № – 350/2018 ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Моисеенко Н.С.,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Агентству государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области о признании права на включение в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
истец ФИО2 обратился в суд с иском к Агентству государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, Правительству Архангельской области о признании права на включение в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований указал, что ответчик в нарушение положений Федерального Закона «О пожарной безопасности в Российской Федерации», Указов Президента Российской Федерации не включает период работы с ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж работы.
Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Агентства государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области ФИО3, действовавший на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, указав на их необоснованность.
Представитель третьего лица Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства и представленными доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ был принят водителем 2 класса в цех пожарной охраны АО «Маймаксанский лесной порт», ДД.ММ.ГГГГ был уволен. ДД.ММ.ГГГГ был принят водителем в пожарную часть МУП «Жилищно – коммунальное предприятие №», с ДД.ММ.ГГГГ переведен на 0,5 ставки начальника караула и 0,5 ставки водителя, ДД.ММ.ГГГГ переведен водителем пожарной части, ДД.ММ.ГГГГ был уволен. ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность водителя пожарной части № УГПС УВД Архангельской области по охране о. Бревенник, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность водителя 2 класса ПЧ – 69 ОГПС – 22 УГПС УВД Архангельской области, ДД.ММ.ГГГГ ПЧ – 69 переименована в ПЧ – 69 ОГУ «Отряд технической службы УГПС и ГЗ администрации Архангельской области», с ДД.ММ.ГГГГ переименовано в ОГУ «Производственно – технический центр», ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор был расторгнут в связи с переводом в ОГУ ОГПС №, ДД.ММ.ГГГГ был принят водителем автомобиля (пожарного) в ОГУ «Отряд государственной противопожарной службы №» Управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области.
Вступившим в законную силу решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО2 было отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о назначении пенсии по старости досрочно в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившим в законную силу решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО2 было отказано в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 18 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ и установлении социальных доплат к ней с ДД.ММ.ГГГГ.
Данными решениями установлено, что периоды работы истца в пожарных частях учреждений противопожарной службы администрации Архангельской области не подлежат включению в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено, что порядок назначения пенсий, в том числе, гражданам, проходившим службу в Государственной противопожарной службе, регламентирован Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 166-ФЗ), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ № 400-ФЗ).
Функции по пенсионному обеспечению, в том числе, функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий, решению вопросов о досрочном назначении гражданам пенсии по старости в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, ФЗ № 166-ФЗ, ФЗ № 400-ФЗ и иными нормативным правовыми актами осуществляет Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В силу статьи 6 ФЗ № 166-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Архангельская область, являясь субъектом Российской Федерации, осуществляет за счет средств областного бюджета законодательное регулирование по реализации дополнительных к установленным федеральным страховым (трудовым) пенсиям мер социальной поддержки в порядке, установленном федеральным законами, областным законодательством и иными нормативными правовыми актами, но не регулирует вопросы назначения и выплаты указанных пенсий из собственных источников финансирования.
Пунктом 1 статьи 6 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ№ – 5 - ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» (далее - ОЗ № – 5 - ОЗ) в качестве одной из гарантий правовой и социальной защиты работникам противопожарной службы установлено назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации по достижении ими возраста 50 лет при стаже работы в государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Однако в силу пункта 1 статьи 8 ОЗ №- ОЗ финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций работникам противопожарной службы, за исключением предусмотренных пунктом 1 статьи 6 ОЗ № – 5 - ОЗ, которые осуществляются за счет средств федерального бюджета, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете.
Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере пенсионного обеспечения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила).
Пунктами 3 - 4 Правил установлено, что граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.
При этом граждане подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лично, по почте либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственная противопожарная служба делится на федеральную противопожарную службу и противопожарные службы субъектов Российской Федерации. Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы» в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы.
Распоряжением Главы администрации Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№р «Об областных государственных учреждениях государственной противопожарной службы Архангельской области» утвержден перечень государственных учреждений государственной противопожарной службы Архангельской области, передаваемых в ведение Управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты администрации Архангельской области.
Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 173-ФЗ) предусматривал право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и не предусматривает возможность назначения такой пенсии с учетом работы в противопожарной службе субъектов Российской федерации.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 18 пункта 1 статьи 30 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ№ – ФЗ «О страховых пенсиях».
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ№ обосновал дифференцированность предоставляемых пенсионных гарантий сотрудникам федеральных противопожарных служб и противопожарных служб субъектов Российской Федерации тем, что деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций.
Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, которые проработали не менее 25 лет в должностях только государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Такое право для работников противопожарной службы субъектов Российской Федерации подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173-ФЗ и подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 ФЗ № - ФЗ не установлено.
В соответствии со статьей 8 Устава Архангельской области исполнительную власть в Архангельской области осуществляют - высший исполнительный орган государственной власти Архангельской области - Правительство Архангельской области, формируемое Губернатором Архангельской области, и иные исполнительные органы государственной власти Архангельской области. Правительство Архангельской области возглавляется первым заместителем Губернатора Архангельской области - председателем Правительства Архангельской области.
Полномочия Правительства Архангельской области закреплены в Уставе Архангельской области (статья 31.2), областном законе от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области» (статья 19), иных федеральных и областных законах.
Полномочия иных исполнительных органов государственной власти Архангельской области закреплены в положениях об исполнительных органах государственной власти Архангельской области (пункт 2 части 3 статьи 30 областного закона от ДД.ММ.ГГГГ№ – 3 - ОЗ «О Правительстве Архангельской области и иных исполнительных органах государственной власти Архангельской области»).
В соответствии с Положением об агентстве государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ№-пп, Агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Таким образом, Агентство государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области не осуществляют полномочий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе, досрочному назначению страховой пенсий и включению периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 к Агентству государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области о признании права на включение в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Агентству государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области о признании права на включение в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Архангельского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья Н.С. Моисеенко
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ